Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Государственные заимствования уже четыре века помогают правительству России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава1.Содержание государственного долга………………………..………… 5
1.1.Понятие государственного долга, виды и формы………………….. 5
1.2. Управление государственным долгом, его принципы……………. 8
Глава 2. Проблемы государственного долга РФ…………………………….. 12
2.1. Особенности внешнего и внутреннего долга……………………. 12
2.2. Анализ управления государственным долгом в России……….. ….17
2.3.Проблемы правового регулирования обслуживания государственного долга РФ………………………………………..…………... 25
Заключение…………………………………………………………………...…. 28
Список используемой литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 61.08 Кб (Скачать файл)

        На втором этапе управления государственным догом формируется программа эмиссии государственных ценных бумаг, и определяются конкретные параметры предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничениям на владельцев, порядок размещения и другие условия, делающие каждое заимствование оригинальным и привлекательным для инвесторов резидентов и нерезидентов. От качества выполнения работ на втором этапе зависит, в частности, наличие или отсутствие в перспективе «пиков» платежей по долгам, а также своевременное поступление ресурсов для погашения ранее произведенных заимствований в порядке их рефинансирования.

На третьем этапе проводится размещение облигаций и регулирование  котировок по государственным долговым обязательствам на вторичном рынке государственного долга. Воздействие на котировки по государственным облигациям позволяет регулировать бюджетную эффективность проводимых заимствований и величину текущего (внутреннего и внешнего долга).

        Четвертый этап – антикризисное управление – связан с проведением мероприятий, необходимость которых определяется наличием проблемных долгов или кризисных долговых ситуаций, обилием которых отмечена новейшая российская история в период после распада СССР. Если правительство не в состоянии обслуживать и погашать свои долги, то оно вступает в переговоры с кредиторами на предмет пересмотра графика платежей и сроков погашения долгов. В результате переговоров стороны могут прийти к соглашению об отсрочке платежей, реструктуризации долга, частичном или полном списании задолженности, досрочном выкупе обязательств, проведении новации, секьюритизации и т.д.

        Пятый этап – исполнение оригинальных или скорректированных графиков платежей по обслуживанию и погашению государственных внутренних долгов.

        Таким образом, под управлением государственным долгом следует понимать совокупность мер по регулированию его объема и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, регулированию рынка государственных заимствований, реализации мер антикризисного управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению долга, определению условий и предоставлению государственных гарантий, контролю за эффективным использованием заимствованных средств.

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы государственного долга РФ

2.1. Особенности внешнего и внутреннего долга

        Кандидат  экономичесих наук И. Хакамада справедливо отмечает: "Может показаться, что проблема деления государственного долга на внутренний и внешний схоластична и далека от реальности. Однако в ходе анализа положения в этой области приходится сталкиваться с очень большими трудностями при обработке данных, поскольку отсутствует единая для всех видов заимствований методика. Ключевым (идеологическим) является валюта обязательства. Есть и настоящие курьезы, например, обязательства по облигациям внутреннего валютного займа вообще не учитываются в составе государственного долга".5

        В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета и государственного долга заметно усилился. Стремительный рост объема государственного долга, критической величины расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита последние три года заставил искать первопричины подобной динамики. В большинстве аналитических работ отмечается три основных фактора:

- высокая доля государственных  расходов в структуре ВВП;

- неточный финансовый  счет бюджетного дефицита, приводящего  к его двукратному занижению;

- высокая доходность государственных  ценных бумаг.

        Состояние внутреннего государственного долга.

Государственный внутренний долг РФ на 1 ноября 2005 года составил 660,37 млрд. руб., уменьшившись за месяц на 9,31 млрд. руб.6

        В структуре государственного внутреннего долга наибольшую его часть на 1 декабря составляют:

ОФЗ-АД – 372,26 млрд. руб. (на 2,35 млрд. больше, чем на 1 ноября). 
ОФЗ-ФК – 199,31 млрд. руб. (на 9,03 млрд. меньше, чем на 1 ноября); 
ОФЗ-ПД – 50,48 млрд. руб. (без изменений); 
ОФЗ-ПК – 24,10 млрд. долл. (без изменений); 
ОГНЗ – 11,50 млрд. руб. (без изменений); 
ГКО – 2,72 млрд. руб. (на 2,47 млрд. руб. меньше, чем на 1 ноября). 
В целом с начала года государственный внутренний долг увеличился на 5,86 млрд. руб., или на 0,9 проц. На 1 января 2005 года государственный внутренний долг составлял 654,51 млрд. руб.

        Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2006 года составил 663,53 млрд. руб., увеличившись за месяц на 3,16 млрд. руб.

        В структуре государственного внутреннего долга наибольшую его часть на 1 января составляют ОФЗ-АД – 375,42 млрд. руб. 
ОФЗ-ФК – 199,31 млрд. руб. (+0,0002); 
ОФЗ-ПД – 50,48 млрд. руб. (без изменений); 
ОФЗ-ПК – 24,10 млрд. долл. (без изменений); 
ОГНЗ – 11,50 млрд. руб. (без изменений); 
ГКО – 2,72 млрд. руб. (без изменений). 
        В целом за год государственный внутренний долг увеличился на 9,02 млрд. руб., или на 1,4 проц. На 1 января 2005 года государственный внутренний долг составлял 654,51 млрд. руб.

         Государственный внутренний долг РФ на 1 марта 2007 года составил 685,506 млрд. руб., увеличившись за месяц на 13,897 млрд. руб. 
ОФЗ-АД – 405,093 млрд. руб. (на 13,6 млрд. больше, чем на 1 февраля). 
ОФЗ-ФК – 187,693 млрд. руб. (-3,624 млрд.); 
ОФЗ-ПД – 50,471 млрд. руб. (-0,005 млрд.); 
ОФЗ-ПК – 24,100 млрд. руб. (-0,001 млрд.); 
ОГНЗ – 11,50 млрд. руб. (без изменений); 
ГКО – 6,649 млрд. руб. (+3,927 млрд.)

        Финансирование расходов на обслуживание  государственного внутреннего долга  РФ в январе – августе 2008 года составили 33,4 млрд. руб.

ОФЗ-ФК – 10,7 млрд. рублей,

ОФЗ-АД – 21,0 млрд. рублей,

ОФЗ-ПД – 1,7 млрд. рублей.

        В соответствии со статьей 113 Бюджетного кодекса расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации были уменьшены на общую сумму 1,42 млрд. рублей (накопленный купонный доход и сумма дохода, превышающая номинальную стоимость, полученную Минфином России при размещении государственных ценных бумаг на вторичных торгах), в том числе

ОФЗ-ФК – на 0,07 млрд. рублей,

ОФЗ-АД – на 0,79 млрд. рублей

ОФЗ-ПД – на 0,56 млрд. рублей

и составили 31,9 млрд. рублей.

        Кроме того, за отчетный период были произведены выплаты процентов по векселям АПК в сумме 0,6 млрд. рублей.

Таким образом, кассовые расходы  на обслуживание государственного внутреннего  долга Российской Федерации составили 32,6 млрд. рублей.

        Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2009 г составил порядка 850 млрд. руб. против 756,82 млрд. руб. на 1 января 2005 г

         Государственный внешний долг РФ за 2006 год снизился на 9,2 млрд. долл. и составил на 1 января 2007г. 110,5 млрд. долл.

        При расчетах в евро российский госдолг за минувший год снизился на 14,6 млрд. евро – до 81,1 млрд. евро.

        Согласно предварительной информации Минфина РФ, задолженность странам-участницам Парижского клуба за год снизилась на 4,6 млрд. долл. с 47,7 млрд. долл. (38,2 млрд. евро) и на 1 января 2007 года составила 43,1 млрд. долл. (31,7 млрд. евро). Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб, уменьшилась на 0,4 млрд. долл. – с 7 млрд. долл. (5,6 млрд. евро) до 6,6 млрд. долл. (4,9 млрд. евро).

        Коммерческая задолженность РФ за 2006 год снизилась на 0,9 млрд. долл. – с 3,8 млрд. долл. (3,1 млрд. евро) до 2,9 млрд. долл. (2,1 млрд. евро).        Задолженность перед международными финансовыми организациями снизилась на 2,4 млрд. долл. – с 12,1 млрд. долл. (9,6 млрд. евро) до 9,7 млрд. долл. (7,1 млрд. евро). Задолженность перед Международным валютным фондом (МВФ) уменьшилась на 1,6 млрд. долл. – с 5,1 млрд. долл. (4,1 млрд. евро) до 3,5 млрд. долл. (2,6 млрд. евро), перед Всемирным банком – на 0,6 млрд. долл. – с 6,6 млрд. долл. (5,3 млрд. евро) до 5,7 млрд. долл. (4,2 млрд. евро), долг ЕБРР по сравнению с началом 2004 год не изменился и составил 0,4 млрд. долл. (0,3 млрд. евро).

Госдолг России, выраженный в еврооблигациях за 2004 год, сократился на 0,3 млрд. долл. – до 35,4 млрд. долл. (долг в евро не изменился и составил 25,9 млрд. евро). Госдолг в ОВГВЗ  не изменился в долларовом исчислении и составляет 7,3 млрд. долл., но уменьшился на 0,5 млрд. евро – до 5,3 млрд. евро. Задолженность  по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным  за счет средств Банка России, снизилась  на 0,7 млрд. долл. – с 6,2 млрд. долл. (5 млрд. евро) до 5,5 млрд. долл. (4 млрд. евро).

        Внешэкономбанк в счет погашения и обслуживания долга перед странами – членами Парижского клуба кредиторов по поручению Минфина РФ в период с 18 по 22 февраля 2005 года выплатил сумму, эквивалентную 2 млрд. 203 млн. 930 тыс. 881,14 долл.

        31 января 2007 года Россия полностью выплатила долг МВФ в размере 3,3 млрд. долл., подлежащих возврату в 2005-2008 годах. Данный платеж был осуществлен за счет средств Стабфонда сверх накопленной суммы в 500 млрд. руб., в соответствии с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год». Расплатившись досрочно, Россия сэкономила на процентах 204 млн. долл.

        До выплаты странам – кредиторам Парижского клуба долги РФ составляли $45 млрд., из которых более $40 млрд. – долги бывшего Советского Союза. Крупнейшими кредиторами России являются Германия ($20,3 млрд.), Италия ($5,7 млрд.), Япония ($3,7 млрд.), США ($3,5 млрд.) и Франция ($3,4 млрд.).

        Объем внешнего госдолга в 2007 году сократился на $32 млрд. Одновременно темпы роста внутреннего долга составили 11-12%.

        Объем рыночной доли рублевых государственных ценных бумаг на начало 2006 года составил 84,8%, в то время как на начало 2005 года составлял 76%. Тенденции роста среднего срока платежей по облигациям. На начало 2006 года он составляет 5,2 года, в то время как на начало 2005 года – 4,8 года.

        В конце декабря Минфин досрочно выплатил около $4,4 млрд. по внешнему долгу по кредитам ЦБ РФ 1998-1999 года. В 1998-1999 годах в условиях острой нехватки средств, необходимых для исполнения федерального бюджета РФ и выполнения долговых обязательств перед внешними кредиторами, Минфин в соответствии с федеральными законами от 29 декабря 1998 года “О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики” и от 5 июля 1999 года “О внесении изменений в ст.102 закона “О федеральном бюджете на 1999 года” привлек от Внешэкономбанка за счет средств, предоставленных Банком России, кредиты в иностранной валюте на общую сумму 6,8 млрд. долл.

        Полученные средства были тогда использованы Минфином России для осуществления неотложных платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга РФ.

        Проблема внешней задолженности требует постоянного контроля, поскольку может оказывать очень серьезное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе (например, финансовая изоляция в случае дефолта по внешнему долгу). Нельзя забывать, что глубокий более чем десятилетний кризис в Латинской Америке, сопровождавшийся длительным спадом производства и исключительно высокой инфляцией, был спровоцирован именно крупными внешними долгами.

 

2.2. Анализ управления государственным долгом в России

 Объем государственного долга Российской Федерации на 1 января 2012 года составил 5 343 217,4 млн. рублей и увеличился по сравнению с его объемом на 1 января 2011 года на 1 185 063,4 млн. рублей.

За 2011 год доля государственного внешнего долга Российской Федерации  в общем объеме государственного долга Российской Федерации сократилась  с 29,3% до 21,6%, соответственно доля государственного внутреннего долга Российской Федерации  выросла с 70,7% до 78,4 процента.

Изменение объемов государственного долга Российской Федерации за 2007 – 2011 годы

 

Показатель

на 01.01.2008

на 01.01.2009

на 01.01.2010

на 01.01.2011

на 01.01.2012

Государственный долг Российской Федерации - всего

2 402 801,7

2 692 013,1

3 233 151,2

4 158 154,0

5 343 217,4

к ВВП(%)

7,2

6,5

8,3

9,2

9,8

в том числе:

         

Государственный внутренний долг Российской Федерации

1 301 151,9

1 499 824,4

2 094 730,6

2 940 391,6

4 190 553,0

к ВВП(%)

3,9

3,6

5,4

6,5

7,7

Государственный внешний  долг Российской Федерации

1 101 649,8

1 192 188,7

1 138 420,6

1 217 762,4

1 152 664,4

к ВВП(%)

3,3

2,9

2,9

2,7

2,1


 

 

Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации на            1 января 2012  года составил 4 190 553,0  млн. рублей, что на 1 250 161,4 млн. рублей больше, чем на 1 января 2011 года.

 

 

 

 

 

Структура и объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  за 2011 год

 

Виды долга

Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации

Изменение

на 01.01.2011

на 01.01.2012

млн. рублей

%

Объем государственного внутреннего  долга – всего:

2 940 391,6

4 190 553,0

1 250 161,4

142,5

Государственные ценные бумаги - всего,   в том числе:

2 461 591,1

3 546 435,5

1 084 844,4

144,1

ОФЗ-ПД

1 338 592,1

1 823 701,6

485 109,5

136,2

ОФЗ-АД

815 583,7

1 079 583,7

264 000,0

132,4

ГСО

307 415,1

553 150,0

245 734,9

179,9

ОВОЗ

-

90 000,0

90 000,0

-

Прочие

0,2

0,2

0,0

100,0

Государственные гарантии

472 249,8

637 334,0

165 084,2

135,0

Государственные долговые товарные обязательства

6 550,7

6 783,5

232,8

103,6

Информация о работе Государственный долг