Виды финансовых правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа будет представлена в следующем виде: в первой главе мы поподробнее остановимся на понятии, структуре и особенностях финансовых правоотношений, присущих только им. На мой взгляд, это необходимо, т.к. без основных понятий и их сущности невозможно раскрыть виды. Всё взаимосвязано. Вторая глава будет посвящена непосредственно видам финансовых правоотношений, что и будет отражать суть работы.
В данной работе были поставлены следующие задачи:
дать определение финансовым правоотношениям;
раскрыть структуру финансовых правоотношений
указать классификацию финансовых правоотношений
подробно изучить бюджетные и налоговые правоотношения.

Содержание

Введение………..……………………………………………………………..3-4
1. Особенности финансовых правоотношений.………………………….5
Понятие и существенные признаки финансовых правоотношений...5-10
1.2. Структура финансовых правоотношений.….………………………..11-18
2. Виды финансовых правоотношений.………………………………….19
2.1. Классификация финансовых правоотношений ……………………..19-24
2.2. Бюджетные правоотношения.………………………………………...25-32
2.3. Налоговые правоотношения.…………………………………………33-38
Заключение………………………..………………………………………...39-40
Библиографический список…………….………………………………...41-42

Вложенные файлы: 1 файл

ira.docx

— 87.63 Кб (Скачать файл)

Бюджетные правоотношения могут  возникать:

  • между представительными и исполнительными органами государственной или местной власти одного уровня;
  • внутри самих исполнительных органов власти одного уровня;
  • между представительными и исполнительными органами государственной или местной власти, с одной стороны, и организациями этого же уровня подведомственности (а в определенных случаях и вышестоящего подчинения) — с другой.

Третья группа субъектов бюджетных отношений включает государственные и муниципальные организации: государственные и муниципальные учреждения, финансируемые из соответствующего бюджета. Субъекты данной группы вступают в бюджетные отношения, возникающие по поводу уплаты различных платежей в бюджет и получения ассигнований из него.

Что касается возможного участия  негосударственных организаций в бюджетных правоотношениях, то следует отметить, что получение ассигнований ими из бюджета влечет за собой необходимость оформления доли государства в уставном капитале этих организаций (ст. 80 БК РФ).

Четвертую группу составляют граждане и негосударственные организации, выступающие субъектами отношений по поводу формирования доходов и использования средств бюджетов.

Установлено, что субъектов  бюджетных правоотношений характеризуют следующие признаки:

  • участие в распределении доходов и расходов между бюджетами;
  • участие в любой стадии бюджетного процесса в качестве одной из сторон правоотношений;
  • участие в формировании доходов бюджетов;
  • связь с бюджетом по линии получения из него денежных сумм в форме финансирования.

Наличие хотя бы одного из указанных  признаков для субъекта бюджетных  правоотношений обязательно, но могут  присутствовать два или все признаки26.

Юридическое содержание бюджетных правоотношений образуют субъективные права и юридические обязанности участников этих отношений. Как известно, право называется субъективным, если принадлежит субъекту правоотношения. Реализация субъективного права зависит от усмотрения управомоченного лица — участника (субъекта) бюджетных правоотношений. Участник бюджетного правоотношения может воспользоваться предоставленным ему правом либо отказаться от его реализации. Обязанность называют юридической, так как она предусмотрена юридической нормой и подлежит безусловному выполнению.

Субъективное право субъекта бюджетного правоотношения — это вид и мера возможного поведения управомоченного лица, которым, как правило, соответствует юридическая обязанность другого лица. По своей сути субъективное право участника бюджетных правоотношений является средством удовлетворения его интересов путем совершения определенных юридических действий, требований и притязаний.

Юридическая обязанность участника бюджетных правоотношений выступает в качестве меры должного поведения обязанного лица, причем такая мера соответствует субъективному праву другой стороны бюджетного правоотношения. По своей сути юридическая обязанность участника бюджетных правоотношений есть средство удовлетворения чужих интересов (государства или налогоплательщика) путем совершения необходимых действий, воздержания от определенных действий и претерпевания санкций.

Таким образом, содержание бюджетных  правоотношений, как и любых других, может быть раскрыто через правовой статус субъектов правоотношений. Права, обязанности, а в определенных случаях и компетенция субъектов бюджетных правоотношений предусмотрены бюджетным законодательством.

В юридической науке вопрос об объекте правоотношения остается дискуссионным.

Одни авторы считают, что  некоторые виды правовых отношений вообще не имеют объекта (уголовно-правовые отношения), вторые — что отрицание факта наличия объекта делает правоотношения бессмысленными. Последняя точка зрения представляется более верной.

А другие объектами правоотношений признают:

  1. вещи (средства производства, предметы потребления, деньги и т.п.);
  2. личные неимущественные блага и нематериальные ценности, охраняемые нормами права, продукты творчества (произведения литературы, искусства);
  3. само поведение участников правоотношения (например, соблюдение лицом норм бюджетного законодательства, воздержание от совершения юридически значимых действий, направленных на их нарушение);
  4. результаты поведения участников правоотношения (перечисление денежных средств, например бюджетного платежа, подача в налоговый орган налоговой декларации, сообщение в налоговый орган об открытии банковского счета).

В литературе в качестве объекта бюджетных правоотношений, как правило, называются финансовые средства.

В качестве объекта бюджетных  правоотношений выступают разнообразные  материальные (например, денежные средства в виде доходов или расходов бюджетов) и нематериальные блага (например, публичный правопорядок в бюджетной сфере)27.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Налоговые правоотношения.

Предметной областью регулирования налогового права являются налогово-правовые отношения — правовые отношения, возникающие и развивающиеся в сфере налогообложения.

 Налоговые правоотношения — это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.

Основания возникновения, изменения  и прекращения налоговых правоотношений предусмотрены в налоговом законодательстве. Это означает, что налоговые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются только при наличии четко определенных в налогово-правовых нормах условий, называемых в праве юридическими фактами. 

По своей правовой природе, сущности и значению правовые отношения могут быть охарактеризованы как социально значимые общественные отношения сложносоставного характера. Они состоят из следующих частей (совокупности правовых отношений):

-властных отношений по  установлению, введению и взиманию  налогов и сборов в России;

-правовых отношений, возникающих  в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;

-правовых отношений, возникающих в процессе налогового контроля и контроля над соблюдением налогового законодательства;

-правовых отношений, возникающих  в процессе защиты прав и  законных интересов участников  налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), т.е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;

-правовых отношений, возникающих  в процессе привлечения к ответственности  за совершение налоговых правонарушений28.

Налоговые правоотношения имеют  двусторонний волевой характер: с одной стороны, норма налогового права появляется в ходе реализации воли государства, а с другой — правоотношение осуществляется через поведение конкретного участника налогового правоотношения.

Для налоговых правоотношений характерны следующие особенности:

  1. возникают в процессе деятельности государства по установлению и взиманию налогов и иных обязательных платежей;
  2. имеют целевую системность, т.е. система налоговых правоотношений подчинена определенной цели — установлению и взиманию налогов;
  3. формально определены, т.е. налоговые правоотношения регулируют четко определенные связи, складывающиеся между определенными субъектами;
  4. обеспечены государственным принуждением: в случае нарушения налогового законодательства возникает ответная реакция государственного охранительного механизма.

Налоговое правоотношение обладает сложной элементообразующей структурой, которая раскрывается через следующие категории: объект правоотношения, субъект правоотношения, права и обязанности субъектов правоотношения, основания возникновения правоотношения.

Объектом налоговых правоотношений является все то, по поводу чего между субъектами налоговых отношений формируется определенная правовая связь. Объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности но уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый с учетом положений ст. 38 НК и в соответствии с частью второй НК29.

Субъектом налогового правоотношения является любое лицо, поведение которого регулируется нормами налогового права и которое может выступать участником налоговых правоотношений, носителем субъективных прав и обязанностей. Налоговое право, регулируя отношения в налоговой сфере, определяет круг участников этих отношений, предоставляя им права и наделяя обязанностями.

При характеристике участников налоговых правоотношений следует различать:

  • субъекты налогового права — лица, обладающие правосубъектностью и потенциально способные быть участниками налоговых правоотношений;
  • субъекты налоговых правоотношений — реальные участники конкретных налоговых правоотношений.

В рамках налоговых отношений  экономические субъекты могут выполнять разные функции и выступать в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, налоговых представителей и налоговых посредников, поэтому действующее законодательство позволяет выделить четыре группы субъектов налогового права:

1) государственные органы, устанавливающие и регулирующие  механизм налогообложения (органы  ФНС России,  государственных  внебюджетных фондов, таможенные, финансовые органы и т.д.);

2) налогоплательщики —  физические лица, организации (в  том числе филиалы и представительства  юридических лиц), другие категории  плательщиков, на которых законом  возложена обязанность уплачивать налоги;

3) лица, содействующие уплате налогов, — обязанные лица, от действий которых зависят надлежащее исполнение обязанностей и реализация прав уполномоченных органов, а также лица, располагающие информацией о плательщике, необходимой для исчисления налогов (нотариусы, кредитные учреждения, налоговые агенты и т.п.);

4) налоговые представители — лица, выступающие в налоговых правоотношениях от имени налогоплательщика.

Субъекты налогового права  обладают правосубъектностью — предусмотренной нормами налогового права способностью быть участниками правоотношений, связанных с установлением, изменением, отменой налоговых платежей, иметь субъективные права и обязанности.

Субъективное налоговое  право представляет собой вид  и меру возможного поведения субъектов налогового права. Субъективному праву всегда противостоит субъективная обязанность — требуемые законом вид и мера должного поведения.

Для возможности участия  в налоговых отношениях субъекты налогового права наделены правоспособностью  и дееспособностью, которые в  совокупности фактически представляют собой налоговую правосубъектность.

Налоговая правоспособность — это предусмотренная нормами налогового права возможность иметь права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений. Налоговая дееспособность—это, предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приобретать и реализовывать принадлежащие ему права и выполнять возложенные на него обязанности30.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Уполномоченный представитель  налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании  нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 182, 185-189 ГК РФ)31.

Налоговый кодекс РФ закрепляет права и обязанности налоговых органов, которыми являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации. Полномочиями налоговых органов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с Налоговым  кодексом РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 266 «О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков»32 утверждены Правила ведения единого государственного реестра налогоплательщиков. В приложении к данным Правилам приводится перечень сведений, представляемых в налоговые органы в обязательном порядке для ведения единого государственного реестра налогоплательщиков.

Информация о работе Виды финансовых правоотношений