Виды финансовых правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа будет представлена в следующем виде: в первой главе мы поподробнее остановимся на понятии, структуре и особенностях финансовых правоотношений, присущих только им. На мой взгляд, это необходимо, т.к. без основных понятий и их сущности невозможно раскрыть виды. Всё взаимосвязано. Вторая глава будет посвящена непосредственно видам финансовых правоотношений, что и будет отражать суть работы.
В данной работе были поставлены следующие задачи:
дать определение финансовым правоотношениям;
раскрыть структуру финансовых правоотношений
указать классификацию финансовых правоотношений
подробно изучить бюджетные и налоговые правоотношения.

Содержание

Введение………..……………………………………………………………..3-4
1. Особенности финансовых правоотношений.………………………….5
Понятие и существенные признаки финансовых правоотношений...5-10
1.2. Структура финансовых правоотношений.….………………………..11-18
2. Виды финансовых правоотношений.………………………………….19
2.1. Классификация финансовых правоотношений ……………………..19-24
2.2. Бюджетные правоотношения.………………………………………...25-32
2.3. Налоговые правоотношения.…………………………………………33-38
Заключение………………………..………………………………………...39-40
Библиографический список…………….………………………………...41-42

Вложенные файлы: 1 файл

ira.docx

— 87.63 Кб (Скачать файл)

Важнейшим элементом финансового  правоотношения являются его субъекты, т.е. лица, участвующие в конкретном правоотношении и являющиеся носителями финансовых обязанностей и прав. Субъект финансового правоотношения связан с субъектом финансового права, который, реализовав свою правосубъектность, становится субъектом финансового правоотношения9.

Субъектов финансовых правоотношений можно объединить в три группы.

Первая группа субъектов финансовых правоотношений включает в себя государство, государственные и административно- территориальные образования. Государство вступает в финансовые отношения с субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. В этих правоотношениях государство выступает в лице высших и местных органов власти, а также через специальные уполномоченные финансовые органы, которые представляют интересы государства.

Вторую группу субъектов финансовых правоотношений составляют хозяйствующие субъекты, т.е. предприятия, организации и учреждения, различных организационно-правовых форм собственности. К хозяйствующим субъектам относятся и крестьянские (фермерские) хозяйства, а также индивидуальные предприниматели.

Субъектами финансовых правоотношений третьей группы являются отдельные граждане (в том числе иностранные и лица без гражданства), проживающие на территории Российской Федерации.

В отдельную группу субъектов финансовых правоотношений входят межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и представительства в Российской Федерации; постоянные представительства иностранных юридических лиц и самостоятельные структурные подразделения иностранных организаций, не являющиеся юридическими лицами и находящиеся на территории Российской Федерации.

Субъекты данной группы являются участниками  отдельных видов финансовых правоотношений (например, налоговых и валютных)10.

2. Под объектом финансового правоотношения следует понимать то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения, детерминированное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей.

Объекты финансовых правоотношений в силу разнообразия этих правоотношений также разнообразны. Чаще всего о  них можно судить исходя из анализа  финансово-правовых норм, ибо они  регулируют поведение субъектов  относительно определенных объектов, о которых идет речь в самой  правовой норме. Однако в ряде случаев  объект правоотношения непосредственно  не зафиксирован в финансово-правовой норме и может быть выделен  лишь в абстракции, т.е. логически. В  последнем случае речь идет о так  называемых неотделимых от материального  содержания объектах правоотношения, которые специально в законодательстве не регламентируются. В связи с этим, все объекты финансовых правоотношений могут быть подразделены на две группы: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения. Отделимые объекты — это такие, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира. Неотделимые объекты — те, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования и представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания.

К отделимым объектам финансовых правоотношений относятся: а) налоги; б) сборы; в) бюджетные ассигнования; г) субсидии; д) бюджетные кредиты; е)бюджетные ссуды; ж) дотации; з) субвенции; и) свободный остаток прибыли казенных предприятий; к) штрафы, недоимки, пени; л) проекты бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных внебюджетных фондов; м) бюджеты (законы и плановые акты) и т д.

К неотделимым объектам финансовых правоотношений относятся: государственный  финансовый контроль, деятельность по поводу установления казенному предприятию  порядка распределения прибыли  и т.д.

Все вышеперечисленные отделимые  объекты финансового правоотношения могут быть подразделены на две группы: а) финансовые ресурсы государства  и муниципальных образований; б) законы (постановления), плановые акты и их проекты.

В финансовые ресурсы государства  как объекты финансовых правоотношений включаются все вышеперечисленные  отделимые объекты финансовых правоотношений за исключением проектов бюджетов и  самих бюджетов как законов (постановлений) и плановых актов. Последние включены во вторую группу11.

3.Юридическое содержание финансовых правоотношений образуют субъективные права и юридические обязанности субъектов — участников финансовых общественных отношений. При этом материальное содержание финансовых правоотношений представляет собой поведение сторон (действие либо бездействие), связанное с реализацией принадлежащих им прав и обязанностей.

Юридическое содержание финансовых правоотношений образуют субъективные права и юридические обязанности участников таких правовых отношений. Как известно, право называется субъективным по принадлежности субъекту правоотношения. Реализация субъективного права зависит от усмотрения управомоченного лица — участника (субъекта) финансовых правоотношений. Указанный участник финансового правоотношения может воспользоваться предоставленным ему правом либо отказаться от его реализации. Обязанность называют юридической, так как она предусмотрена юридической нормой и подлежит безусловному выполнению.

Таким образом, субъективное право участника финансового  правоотношения — это вид и  мера возможного поведения этого  управомоченного лица, которым, как правило, соответствует юридическая обязанность другого лица.

Субъективное право участника  финансовых правоотношений является средством удовлетворения его интересов путем совершения определенных юридических действий, требований и притязаний.

В свою очередь, юридическая  обязанность участника финансовых правоотношений выступает в качестве меры должного поведения обязанного лица, причем такая мера соответствует субъективному праву другой стороны финансового правоотношения.

Юридическая обязанность  участника финансовых правоотношений есть средство удовлетворения чужих интересов (интересов государства или налогоплательщика) путем совершения необходимых действий, воздержания от определенных действий и претерпевания негативных санкций.

Обобщая вышеуказанное, можно  утверждать, что содержание финансовых правоотношений, как и любых других правоотношений, может быть раскрыто через правовой статус субъектов таких правоотношений. Права, обязанности, а в определенных случаях и компетенция субъектов финансовых правоотношений предусмотрены финансовым законодательством12.

4. Возникновения, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом  в области финансовой деятельности государства является Закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи  с изменением предусмотренных в  нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера  бюджетных ассигнований вызывает изменение  данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них  наиболее часто встречаются следующие:

1. погашение финансового  обязательства в результате уплаты  суммы в срок или взыскания  недоимки (просроченного платежа);

2. выполнение задания  по государственным доходам по  бюджету или внебюджетным фондам;

3. использование выданных  бюджетных ассигнований;

4. осуществление компетентными  органами права взыскания недоимки  по налогам;

5. прекращение правоотношений  по налогам с населения происходит  по достижении определенного  возраста, предусмотренного законом,  например, в связи с переходом  на пенсию, в связи с призывом  в армию и т.д.13

6.Метод финансово-правового  регулирования – чаще всего императивный.

7.Способ защиты финансовых правоотношений – выделяют 3 способа: самозащиту, защиту прав и интересов в административном и судебном порядке.

Административный порядок  действует главным образом в  случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой  прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям.

В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет  свои особенности, но везде он проявляется  в форме властных велений при  вынесении решения соответствующими государственными органами.

 В финансовых правоотношениях государства с участием граждан действует административный и судебный порядок защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка, который имеет конституционную основу.

Судебный порядок защиты. В главе 2 Конституции РФ14 о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Если исчерпаны все  имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты, каждый гражданин  вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные  органы по защите прав.

Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защитой  их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, то есть использовать административный порядок  защиты.

Судебный порядок применяется  и при защите финансовых интересов  и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них  налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению  сельского населения).

Методы защиты финансовых правоотношений. Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.). Важно, чтобы в соотношении этих методов первоочередность принадлежала методу убеждения; такая последовательность свойственна высокому правосознанию, к которому область финансов в условиях перехода к рыночным отношениям предъявляет повышенные требования15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Выды финансовых  правоотношений.

2.1.Классификация  финансовых правоотношений.

Вопросы классификации правовых отношений всегда привлекали внимание ученых. И это не случайно. Классификация помогает научному осмыслению всего массива отношений, охватываемых той или иной отраслью права. Она обеспечивает логическую стройность научного мышления. Прежде всего, классификация финансовых правоотношений строится на общеправовых началах классификации правоотношений. Вместе с тем, в финансовом праве, в силу его отраслевой специфики, могут быть выделены и специфические критерии классификации правоотношений16.

Многообразие финансовых правоотношений предполагает разнообразные  способы их классификации.

В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные финансовые правоотношения основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права

Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права17

К финансовым охранительным  правоотношениям относятся, прежде всего, отношения, возникающие в связи с налоговыми правонарушениями, предусмотренными в гл. 16 НК РФ18. Кроме того, к охранительным финансовым правоотношениям следует отнести правоотношения, возникающие в связи с: а) невозвратом либо несвоевременным возвратом бюджетных средств, полученных на возвратной основе; б) неперечислением либо несвоевременным перечислением процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст. 290, 291 БК РФ)19; в) нарушением порядка ведения кассовых операций и некоторые другие20.

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в  зависимости от объекта правового  регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

Информация о работе Виды финансовых правоотношений