Банкротство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим институтом социально-экономических отношений является право частной собственности, непременное условие демократической рыночной экономики. Рыночная экономика основана на свободе индивида - человека и гражданина, на безусловном соблюдении его личных и имущественных прав и свобод, как свойственных ему от рождения, так и приобретенных впоследствии на законных основаниях. Собственность - это основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. В современных условиях, государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность.

Содержание

Введение4
Глава 1. Понятие несостоятельности (банкротства) по российскому законодательству7
Глава 2. Порядок рассмотрения в суде дел26
о несостоятельности (банкротстве)26
2.1 Возбуждение дела о банкротстве26
2.2 Подготовка дела к судебному разбирательству. Судебное разбирательство.38
2.3 Производство по вынесению судебных актов и их пересмотру47
Глава 3. Особенности рассмотрения в суде отдельных процедур банкротства52
Заключение65
Список использованных источников69

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 87.58 Кб (Скачать файл)

В этой ситуации в случае банкротства организации в соответствии с Законом О банкротстве 1998 внеочередное исполнение инкассовых поручений налоговых органов было возможно только до момента (даты) закрытия реестра требований кредиторов. После закрытия реестра требования кредиторов, в том числе по уплате обязательных платежей, удовлетворяются в соответствии с правилами, установленными ст. 114 названного Закона, которыми определено, что требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, в том числе требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок. К такому же выводу пришли арбитражные суды различных округов, указавшие в своих актах Постановление ФАС Центрального округа от 25 декабря 2000 года по делу N А64-2277/00-2; Постановление ФАС Поволжского округа от 7 февраля 2001 года по делу N А65-8135/2000-СА1-32; Постановление ФАС Центрального округа от 16 апреля 2003 года по делу N А23-4337/02А-5-310; Постановление ФАС Поволжского округа от 12 сентября 2002 года по делу N А57-47Б/2000-27; Постановление ФАС Поволжского округа от 9 апреля 2002 года по делу N А72-741/00-И54/4; Постановление ФАС Поволжского округа от 5 февраля 2002 года по делу N А55-15355/01-39., что в соответствии со ст. 98 Закона О банкротстве 1998 с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства, в соответствии с правилами которого конкурсный управляющий рассматривает все заявленные требования и заносит их в реестр требований кредиторов.

При банкротстве организации в соответствии с Законом О банкротстве внеочередное исполнение инкассовых поручений банками вообще невозможно вне зависимости от даты закрытия реестра требований кредиторов Наиболее интересная и действительно правовая практика сложилась в Иркутской области. Здесь Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 мая 2005 года по делу N А19-25342/04-5-Ф02-2113/05-С1 было четко указано на неправомерность действий налоговых органов по привлечению к ответственности банка за неисполнение инкассовых поручений в рамках конкурсного производства Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12 мая 2005 года по делу № А19-25342/04-5-Ф02-2113/05-С1.// Вестник ФАС Восточно-Сибирского округа. 2005. №6.. Аналогичное решение вынес и Федеральный арбитражный суд Северо-западного округа в постановлении от 5 декабря 2005 года по делу № А05-14539/04-28 Постановление ФАС Северо-западного округа от 5 декабря 2005 г. по делу № А05-14539/04-28.// Вестник ФАС Северо-западного округа. 2006. №1..

Можно сделать выводы, что Законом о банкротстве были внесены существенные изменения в законодательство о банкротстве в следующих целях:

обеспечение защиты в процедурах банкротства интересов должника, его учредителей (участников, акционеров), а также собственника имущества должника;

формирование профессионального сообщества арбитражных управляющих и наделение СРО полномочиями по контролю за профессиональной деятельностью своих членов, а также установление механизма ответственности СРО за деятельность их членов - арбитражных управляющих;

создание «прозрачного» механизма реализации имущества должника в процедурах банкротства;

создание механизмов, позволяющих проводить единую государственную политику в сфере банкротства;

установление экономически обоснованной очередности удовлетворения требований кредиторов;

За два года применения в законодательстве о банкротстве были также выявлены пробелы и внутренние противоречия законодательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом или объявленную должником его неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Институт банкротства является неотъемлемой частью современной рыночной экономики. Введение государством института банкротства способствует грамотному регулированию государством рыночных отношений и защите всех форм рыночной собственности.

Банкротство как материально-правовая категория регулируется двумя федеральными законами: ГК (в первую очередь ст. 25, 56, 63-65) и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Процессуальную основу рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве составляют Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Таким образом, Закон О банкротстве можно охарактеризовать как нормативный правовой акт смешанного характера, при этом содержащиеся в нем нормы материального и процессуального права носят равнозначный характер.

Дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан являются одним из видов дел особого производства, подведомственных арбитражному суду. Суды общей юрисдикции дела о банкротстве не рассматривают, не может быть дело о банкротстве передано на рассмотрение и третейского суда. Подсудность дел о банкротстве, по существу, является исключительной: заявление о признании должника банкротом может быть подано только в арбитражный суд по месту нахождения должника - юридического лица и по месту жительства гражданина.

Выделение дел о банкротстве в особую категорию вызвано, прежде всего, целью их рассмотрения. Таковой является установление факта несостоятельности или состоятельности субъектов гражданских правоотношений. Учитывая специфику процедуры банкротства, правовые и социальные последствия объявления должника банкротом, законодатель установил особый, достаточно отличающийся от общего, процессуальный порядок рассмотрения дел о банкротстве.

В соответствии со ст. 143 АПК дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК с особенностями, установленными Законом о несостоятельности (банкротстве). Таким образом, можно сказать, что нормы АПК составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру. Нормы Закона о банкротстве носят особенный характер и применяются арбитражными судами в дополнение к нормам АПК с учетом специфики этих дел. Оснований считать, что при этом возникает конкуренция между нормами АПК и Закона о банкротстве, не имеется: арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, руководствуется АПК, применяя в случаях, предусмотренных Законом, а также иными федеральными законами, содержащиеся в них нормы.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом только коллегиально (ст. 14 АПК). Однако принятие заявления о признании должника банкротом и подготовка к судебному разбирательству производятся судьей единолично.

Рассмотрение дел о банкротстве арбитражным судом условно можно подразделить на две стадии: разбирательство дела в арбитражном суде и процедура банкротства.

Рассмотрение дела о банкротстве характеризуется особым составом участников. К лицам, участвующим в деле, относятся должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам, прокурор, государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, иные лица.

Первая «стадия» представляет собой собственно арбитражный процесс, начинающийся подачей заявления о признании должника банкротом, проходящий в традиционном ключе, характеризующийся главенствующей ролью суда, выполняющего на этой стадии основные задачи судопроизводства (ст. 2 АПК), и заканчивающийся вынесением судебного акта (решения, определения), которым устанавливается юридический факт - несостоятельность или состоятельность должника.

Задачей второй «стадии» - процедуры банкротства (конкурсного производства, внешнего управления, мирового соглашения) - является реализация судебного акта. Проводя аналогию, можно сказать о достаточно близком соответствии этой стадии исполнительному производству в традиционном арбитражном процессе. На второй стадии на первый план при решении задач судопроизводства выступает арбитражный управляющий, осуществляющий свою деятельность под контролем арбитражного суда. Следует иметь в виду, что такая процедура банкротства, как наблюдение, относится к первой стадии рассмотрения дела, поскольку выполняет обеспечительные функции.

Арбитражный управляющий (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) является одним из главных участников рассмотрения дела о банкротстве, во многом наряду с арбитражным судом определяющим успешность решения задач арбитражного судопроизводства при рассмотрении дел о банкротстве.

Регулированию процессуального положения арбитражного управляющего, его прав и обязанностей при разбирательстве дела арбитражным судом и осуществлении процедур банкротства посвящено достаточно большое количество норм Закона о банкротстве.

При рассмотрении дел о банкротстве арбитражный суд использует основные принципы и положения арбитражного процессуального законодательства о доказательствах: их относимость и допустимость, непосредственность исследования, преюдициальный характер установленных ранее юридических фактов (в основном установленный решением любого суда размер долга тому или иному кредитору).

Таким образом, можно сделать вывод, что в целях дальнейшего развития законодательства о банкротстве, необходима разработка и принятие специального закона, регулирующего процедуру рассмотрения в суде дел о банкротстве, и его месте в системе процессуального законодательства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция РФ от 19.12.1993.// Российская газета. 25.12.93 г.

2. Гражданский Кодекс  РФ. 30.11.94 № 51-ФЗ.

3. Арбитражно-процессуальный  кодекс РФ от 18.12.01 № 174-ФЗ.

4. Уголовный Кодекс РФ  от 13.06.96 № 63-ФЗ.

5. Федеральный закон «О  банкротстве» №127-ФЗ от 26.10.2002.

6. Федеральный закон «О  несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций» № 40-ФЗ от 25.02.1999.

7. Федеральный закон «Об  особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий  топливно-энергетического комплекса»  № 122-ФЗ от 24.06.1999.

8. Постановление Правительства  РФ от 14.02.2003 № 100 «Об уполномоченном  органе в делах о банкротстве  и в процедурах банкротства  и регулирующем органе, осуществляющем  контроль за саморегулируемыми  организациями арбитражных управляющих».

9. Информационное письмо  ВАС РФ от 07.08.1997 № 20// Вестник ВАС  РФ 1997. №10.

10. Постановление Пленумов  ВС РФ и ВАС РФ № 33/14 от 04.12.2000// Вестник ВАС РФ. 2001. №1.

11. Постановление Пленумов  ВС РФ и ВАС РФ № 6/8 от 04.11.2003// Вестник ВАС РФ 2004. №1.

12. Постановление КС от 12.03.2001 № 4-П.// Вестник КС. 2001. №4.

13. Постановление КС №12-П  от 19.12.2005.// Вестник КС. 2006. №1.

14. Постановление ФАС Центрального  округа от 25 декабря 2000 года по  делу № А64-2277/00-2.// Вестник ФАС  Центрального округа. 2001. №2.

15. Постановление ФАС Поволжского  округа от 7 февраля 2001 года по  делу № А65-8135/2000-СА1-32.// Вестник  ФАС Поволжского округа. 2001. №3.

16. Постановление ФАС Центрального  округа от 16 апреля 2003 года по  делу № А23-4337/02А-5-310.// Вестник ФАС  Центрального округа. 2003. №5.

17. Постановление ФАС Поволжского  округа от 12 сентября 2002 года по  делу № А57-47Б/2000-27.// Вестник ФАС  Поволжского округа. 2002. №11.

18. Постановление ФАС Поволжского  округа от 9 апреля 2002 года по делу  № А72-741/00-И54/4.// Вестник ФАС Поволжского  округа. 2002. №5.

19. Постановление ФАС Поволжского  округа от 5 февраля 2002 года по  делу № А55-15355/01-39.// Вестник ФАС  Поволжского округа. 2002. №3.

20. Постановление ФАС Северо-западного  округа от 5 декабря 2005 г. по делу  № А05-14539/04-28.// Вестник ФАС Северо-западного  округа. 2006. №1.

21. Постановление ФАС Восточно-Сибирского  округа от 12 мая 2005 года по делу  № А19-25342/04-5-Ф02-2113/05-С1.// Вестник ФАС  Восточно-Сибирского округа. 2005. №6.

22. Постановление Арбитражного  суда Ростовской области от 6 марта 2006 г. по делу № А-53-2236/04-C2-8.// Вестник  ФАС Южного федерального округа. 2006. №3.

23. Валуйская О.Н. Установление  размера требований кредиторов.// Сб. науч. трудов. - Вып. 5. - Волгоград: Изд-во  ВАГС, 2003.

24. Комментарий к Гражданскому  Кодексу РФ, части первой (постатейный)./ Руководитель авторского коллектива  и ответственный редактор доктор  юридических наук, профессор О.Н. Садиков. М., 2004.

25. Попандопуло В.Ф. Конкурсное  право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). М. Юристъ. 2001.

26. Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М. 2007.

27. Шершеневич Г.Ф. Конкурсное  право. Статут. М., 2005.

28. Фархутдинов Я.Ф. Источники  гражданского процессуального права. М., 2005.

29. Витрянский В.В. Пути  совершенствования законодательства  о банкротстве.//Вестник ВАС. 2001. № 3.

30. Долинская В.В. Новый  этап развития законодательства  о несостоятельности (банкротстве).//Закон. 2003. № 8.

31. Киперман Г. Новый закон  о банкротстве./Финансовая газета. Региональный выпуск. № 47. Ноябрь 2002 года.

32. Князев М. Абрамкин А. Как расставить приоритеты.// Закон  и правопорядок. 2004. №4.

33. Петренко Н. Арбитражное  управление - за и против.// Закон  и правопорядок. 2004. №6.

34. Послание Президента  РФ Федеральному Собранию.// Российская  газета. 11.05.2002.

35. Сидакова З. Проблема  практического применения Федерального  закона «О банкротстве».// Право  и экономика. 2003. № 3.

 


Информация о работе Банкротство