Банкротство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим институтом социально-экономических отношений является право частной собственности, непременное условие демократической рыночной экономики. Рыночная экономика основана на свободе индивида - человека и гражданина, на безусловном соблюдении его личных и имущественных прав и свобод, как свойственных ему от рождения, так и приобретенных впоследствии на законных основаниях. Собственность - это основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. В современных условиях, государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность.

Содержание

Введение4
Глава 1. Понятие несостоятельности (банкротства) по российскому законодательству7
Глава 2. Порядок рассмотрения в суде дел26
о несостоятельности (банкротстве)26
2.1 Возбуждение дела о банкротстве26
2.2 Подготовка дела к судебному разбирательству. Судебное разбирательство.38
2.3 Производство по вынесению судебных актов и их пересмотру47
Глава 3. Особенности рассмотрения в суде отдельных процедур банкротства52
Заключение65
Список использованных источников69

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 87.58 Кб (Скачать файл)

Ходатайство должно содержать:

сведения об исполнении должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности;

предлагаемые сроки финансового оздоровления и удовлетворения требований кредиторов.

К ходатайству прилагаются план финансового оздоровления, график погашения задолженности, протокол общего собрания учредителей должника или решение собственника имущества должника (унитарного предприятия), перечень учредителей должника, голосовавших за принятие ходатайства к собранию кредиторов.

В законе предусмотрены источники погашения задолженности должником за счет залога (ипотеки), банковской гарантии, поручительства. Однако в качестве предмета обеспечения обязательств не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или хозяйственного ведения.

В ст. 80, 81 Закона о банкротстве определены порядок введения финансового оздоровления и последствия этой процедуры.

В законе подчеркнуто, что финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов.

Определение суда подлежит немедленному исполнению со сроком оздоровления не более двух лет. При этом наступают следующие последствия:

отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

арест на имущество должника может быть наложен только в рамках процесса о банкротстве;

приостанавливается исполнение документов по имущественным взысканиям, кроме исполнительных документов, вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления (по взысканию задолженности по заработной плате, по авторским договорам, в возмещение вреда жизни и здоровью и т. п.);

запрещаются выкуп должником размещенных акций, удовлетворение требований учредителей и выделение пая в имуществе должника;

запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

не начисляются штрафы, пени, проценты за неисполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления;

на сумму требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности начисляются проценты (до даты погашения требований кредиторов);

неустойки и суммы причиненных убытков в форме упущенной выгоды подлежат удовлетворению после погашения остальных платежей по требованиям кредиторов;

требования кредиторов, включенные в реестр требований, подлежат удовлетворению не позднее чем через месяц с даты окончания исполнения обязательств по графику.

В процессе финансового оздоровления должник не может без согласия кредиторов совершать сделки, связанные с приобретением или отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого более 5 % всех его активов на последнюю отчетную дату.

Должник не имеет права выдавать кредиты, займы, учреждать доверительное управление его имуществом, а также совершать сделки, приводящие к возникновению новых обязательств должника, если они составляют более 20 % суммы требований кредиторов.

Должник не может совершать сделки, приводящие к увеличению кредиторской задолженности более чем на 5 % суммы требований кредиторов, а также влекущие за собой уступку прав требований, перевод долга, получение займов (кредитов).

Вместе с тем должник имеет право отчуждать (продавать) имущество, являющееся предметом залога, только с согласия кредитора, требования которого обеспечены залогом такого имущества. При этом следует иметь в виду, что требования кредитора, возникшие до заключения договора залога, подлежат удовлетворению в порядке первой и второй очереди.

План финансового оздоровления утверждается собранием кредиторов, а график погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным учредителями должника и собственником имущества должника (унитарного предприятия).

В графике должно быть предусмотрено погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления.

В случае неисполнения должником графика погашения задолженности он имеет право в течение 14 дней с даты, предусмотренной в графике, обратиться к собранию кредиторов с ходатайством о внесении изменений в этот график. При положительном решении вопроса собрание кредиторов может обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении таких изменений. В противном случае собрание кредиторов принимает решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о досрочном прекращении финансового оздоровления.

Внесение изменений в график не может служить основанием для отказа лиц, предоставивших обеспечение обязательств должника, от выполнения соглашения об обеспечении обязательств.

Отдельной статьей главы V (ст. 87) определены основания для досрочного прекращения финансового оздоровления. К ним относятся:

нарушение сроков представления в арбитражный суд соглашения об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком;

существенное (на срок более 15 дней) нарушение сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком.

Арбитражный суд по ходатайству собрания кредиторов принимает соответствующее решение. При этом внешнее управление вводится в случаях:

установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника; подачи ходатайства собрания кредиторов о переходе к внешнему управлению;

проведения собрания кредиторов, на котором было принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, но при появлении обстоятельств, дающих возможность полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.

Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет.

Действующий Закон о банкротстве, безусловно, в большей мере соответствует современным условиям экономического развития России и значительно подробнее, чем прежний, регулирует отношения в области несостоятельности (банкротства) лиц. С точки зрения законодательной техники и правоприменительной практики в науке неоднократно высказывалась идея о целесообразности собрать в Законе о банкротстве все специальные правила об особенностях банкротства отдельных категорий должников: субъектов естественных монополий, организаций оборонно-промышленного комплекса, иных организаций, имеющих важное социально-экономическое значение Витрянский В.В. Пути совершенствования законодательства о банкротстве.//Вестник ВАС. 2001. № 3.. В частности, в новом Законе о банкротстве нашли отражение концептуальные новеллы. Одной из таких новелл, например, является установление законодателем специальных норм, применяемых к банкротству стратегических организаций.

Специальными статьями Закона О банкротстве устанавливается очередность удовлетворения требований кредиторов (ст. 134-138).

В Законе О банкротстве определены также условия замещения активов должника в ходе конкурсного производства.

Эта процедура проводится на основании решения собрания кредиторов, но при условии голосования за данное решение всех кредиторов, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.

Замещение активов должника (ст. 115) проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества, в уставный капитал которого вносится все имущество, включая имущественные права.

Замещение активов может проводиться и путем создания нескольких акционерных обществ.

Подводя итоги раздела можно сделать выводы, что за время рыночных преобразований в РФ в области банкротства создана четкая законодательная база. При этом в дальнейшем развитии нуждаются как ее материально-правовая, так и процессуальная части.

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕ ДЕЛ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

2.1 ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА О  БАНКРОТСТВЕ 

Институт банкротства - комплексный правовой институт, сочетающий главным образом нормы гражданского и арбитражно-процессуального права. Однако нормы о банкротстве, в отличие от других норм гражданского права, могут быть реализованы только через судебные акты. Свидетельством этому является и тот факт, что законодатель в Законе о банкротстве 2002 г. исключил возможность так называемого «добровольного банкротства», т. е. банкротства, осуществляемого вне судебного процесса.

Указанные обстоятельства позволяют сделать следующий вывод о механизме функционирования института банкротства. Задача материального права - создание критериев банкротства, при наличии которых участник экономического оборота предполагается банкротом де-факто, а не де-юре, процессуальное право «включает» собственно механизм банкротства, переводящий такого участника из разряда обычных, обладающих равной с остальными дееспособностью, в категорию особых, дееспособность которых определяется их правовым положением - объявленным судом статусом банкрота. Таким образом, основным предназначением процессуальной части законодательства о банкротстве является установление, в судебном процессе, факта банкротства или несостоятельности участника экономического оборота, влекущего особые условия его дальнейшего функционирования. Поэтому правомерно мнение о равной составляющей (не по объему норм, а по их значению) в институте банкротства материального и процессуального начал, их равноправии и взаимопроникновении. Нельзя представлять процессуальные нормы вспомогательными по отношению к материальным; без них институт банкротства являлся бы только декларацией, пожеланием, не обеспеченным реальным механизмом функционирования.

Арбитражные суды рассматривают все дела, относящиеся к их компетенции, на основе норм арбитражного процессуального права, кодифицированных в АПК. В то же время, как отмечалось выше, законодательство о банкротстве включает в себя и процессуальные нормы. Иначе говоря, судебный процесс по делам о банкротстве осуществляется на основании норм АПК и Закона о банкротстве.

Общий принцип соотношения указанных процессуальных норм установлен ст. 223 АПК: дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, установленным АПК, с особенностями, установленными федеральными законами о банкротстве. Как видно, нормы АПК составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру. Нормы законов о несостоятельности (банкротстве) носят особенный характер и применяются арбитражными судами в дополнение к нормам АПК с учетом специфики этих дел.

Необходимость существования специальных процессуальных норм при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве определяется двумя основными особенностями этой категории дел: публичностью и спецификой защиты права. Публичный характер этих дел основан на том, что, как уже отмечалось выше, установление факта несостоятельности (банкротства) участника экономического оборота, как правило, влечет серьезные последствия для большого количества лиц: самого должника, работников должника, кредиторов должника, государства и административно-территориальных образований.

Специфика защиты права (должника или кредиторов) при рассмотрении дел о банкротстве заключается в том, что целью рассмотрения дела арбитражным судом является не решение спора, не установление факта, имеющего юридическое значение, а урегулирование конфликта, возникшего из-за неспособности участника экономического оборота расплатиться по своим долгам. При урегулировании конфликта суд должен учитывать интересы множества лиц: самого должника, его работников и собственников имущества, кредиторов, а также публично-правовые, социально-экономические, а порою и политические интересы. Хотя внешне правовой целью возбуждения дела о банкротстве и является объявление должника банкротом, т.е. придание участнику экономического оборота особого статуса, позволяющего произвести расчеты с кредиторами, фактически институт банкротства в проекции на его судебную составляющую призван обеспечить более глубинные процессы, а именно, сохранение стабильности гражданского оборота. Именно поэтому процессуальные нормы законодательства о банкротстве являются особенными, направленными на создание условий, позволяющих, при наличии достаточно объективно существующего положения должника как несостоятельного, плавно, с минимальными потерями для общества, вывести должника временно (гражданин) или навсегда (юридическое лицо) из экономического оборота.

Такое многообразие стоящих перед судом, при рассмотрении дела о банкротстве, задач, предполагает создание, на уровне нормативного регулирования, соответствующих процессуальных условий, позволяющих учесть специфику этих дел. Это касается порядка обращения с заявлением и принятия судом заявления к производству, состава лиц, участвующих в деле, их полномочий и правового статуса, подготовки дела к судебному разбирательству и срока рассмотрения дела, использования примирительных процедур и исполнения судебного акта.

Традиционный арбитражный процесс делится на следующие стадии: возбуждение дела о банкротстве, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство, вынесение судебного акта, производство по пересмотру судебных актов и, как, особая стадия, прямо не являющаяся частью арбитражного процесса, но органично с ним связанная - исполнение судебных актов. Несомненно, что наличие этих стадий характерно и для дел о банкротстве.

В ходе разбирательства дела арбитражный суд, руководствуясь, прежде всего, нормами АПК с применением особых процессуальных норм, установленных законодательством о банкротстве, производит собственно рассмотрение дела. Именно разбирательство наиболее близко обычному арбитражному процессу и состоит из стадий: возбуждения дела, подготовки дела, судебного разбирательства и вынесения судебного акта, который может быть оспорен в вышестоящих процессуальных инстанциях. Главной задачей разбирательства является принятие законного и обоснованного судебного акта, являющегося основой урегулирования имущественного конфликта, но не завершающего разрешение конфликта.

Информация о работе Банкротство