Банкротство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим институтом социально-экономических отношений является право частной собственности, непременное условие демократической рыночной экономики. Рыночная экономика основана на свободе индивида - человека и гражданина, на безусловном соблюдении его личных и имущественных прав и свобод, как свойственных ему от рождения, так и приобретенных впоследствии на законных основаниях. Собственность - это основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. В современных условиях, государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность.

Содержание

Введение4
Глава 1. Понятие несостоятельности (банкротства) по российскому законодательству7
Глава 2. Порядок рассмотрения в суде дел26
о несостоятельности (банкротстве)26
2.1 Возбуждение дела о банкротстве26
2.2 Подготовка дела к судебному разбирательству. Судебное разбирательство.38
2.3 Производство по вынесению судебных актов и их пересмотру47
Глава 3. Особенности рассмотрения в суде отдельных процедур банкротства52
Заключение65
Список использованных источников69

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 87.58 Кб (Скачать файл)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по курсу «Финансовое право»

по теме: «Банкротство»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

Глава 1. Понятие несостоятельности (банкротства) по российскому законодательству 7

Глава 2. Порядок рассмотрения в суде дел 26

о несостоятельности (банкротстве) 26

2.1 Возбуждение  дела о банкротстве 26

2.2 Подготовка  дела к судебному разбирательству. Судебное разбирательство. 38

2.3 Производство  по вынесению судебных актов  и их пересмотру 47

Глава 3. Особенности рассмотрения в суде отдельных процедур банкротства 52

Заключение 65

Список использованных источников 69

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим институтом социально-экономических отношений является право частной собственности, непременное условие демократической рыночной экономики. Рыночная экономика основана на свободе индивида - человека и гражданина, на безусловном соблюдении его личных и имущественных прав и свобод, как свойственных ему от рождения, так и приобретенных впоследствии на законных основаниях. Собственность - это основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. В современных условиях, государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность.

Статья 34, как и статья 35 Конституции РФ, провозглашает и юридически гарантирует свободу использования каждым своих способностей и имущества любым не запрещенным законом способом, т.е. свободу экономической деятельности; а согласно статьи 35 - частной собственности, ибо свобода экономической деятельности на базе своего имущества и своих способностей и есть свобода частной собственности, которая осуществляется, конечно, в рамках закона.

Особое положение статей 34 и 35 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина состоит еще и в том, что они имеют в виду не только индивида и распространяются не только на индивидуальные права и свободы физических лиц. Эти статьи гласят, что каждый вправе иметь имущество, использовать его, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по суду и с соблюдением соответствующих правил, и эти нормы распространяются не только на индивидов - физических лиц, но и на юридические лица - организации, закрепляя свободную экономическую деятельность и право частной собственности.

Права свободного использования частной собственности и занятия любой не запрещенной законом предпринимательской деятельностью предусматривает также и определенные обязанности. Существование института несостоятельности (банкротства) обусловлено несколькими причинами. Необходимо оградить экономический оборот и его участников от последствий неэффективной работы тех из них, кто проявил неспособность надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства, если эта неспособность приобретает стойкий характер. С одной стороны, возникает необходимость устранения из оборота такого его участника. С другой стороны, желательно попытаться сохранить его как производителя товаров, работ или услуг и работодателя. При этом в обоих случаях, поскольку, например, юридические лица отвечают всем своим имуществом, следует предотвратить обращение всего или большей части этого имущества на удовлетворение требований одного либо нескольких наиболее расторопных кредиторов и лишение остальных возможности получить хотя бы частичное удовлетворение. Наряду с этим нужно защитить интересы самого несостоятельного должника, и решение вопроса о его сохранении или ликвидации подчинить установленным законом процедурам.

Объявление предприятия банкротом - институт, завершающий систему мер, организующих и обеспечивающих конкурентную борьбу субъектов рынка, ведущих хозяйственную деятельность на свой риск и под свою ответственность, т.е. на началах предпринимательства. Вынужденное прекращение ведущего такую деятельность субъекта и есть реализация, с одной стороны, максимально возможного риска, а с другой - наивысшей степени его ответственности, поскольку он рискует и отвечает своим существованием.

Установление судом факта банкротства влечет серьезные последствия для большого количества лиц: самого должника (юридическое лицо, признанное банкротом, подлежит ликвидации; для индивидуальных предпринимателей в этом случае утрачивает силу его государственная регистрация и т.д.); работников должника, лишающихся работы; кредиторов должника, задолженность которым должна будет погашаться в особом порядке; государства и административно-территориальных образований, получающих дополнительные социально-экономические проблемы.

Учитывая специфику процедуры банкротства, правовые и социальные последствия объявления должника банкротом, законодатель установил особый, достаточно отличающийся от общего, процессуальный порядок рассмотрения дел о банкротстве. В этих условиях, несмотря на неоднократный анализ этой темы в трудах российских законоведов (Скуратовский М.Л., Долинская В.В.) тема рассмотрения в судах дел о банкротстве является актуальной.

Цель работы - проанализировать теоретические и практические аспекты процессуального порядка рассмотрения дел о банкротстве в российской судебной системе. На основании цели поставлены следующие задачи:

проанализировать дефиниции банкротства,

определить и охарактеризовать нормативно-правовую базу процедуры рассмотрения дел о несостоятельности,

рассмотреть историю специализированного законодательства о банкротстве современной России и его развитие,

проанализировать статьи и положения действующего Закона «О несостоятельности (банкротстве)»,

проанализировать и охарактеризовать стадии рассмотрения в суде дел о банкротстве и специфику рассмотрения отдельных дел.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Банкротством является признанная арбитражным судом неплатежеспособность должника, при которой его имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнения обязанностей по уплате обязательных платежей. Результатом банкротства является принудительное прекращение хозяйственной деятельности Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ, части первой (постатейный)./ Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук, профессор О.Н. Садиков. М., 2004. С. 79..

Причины банкротства могут быть разными. По терминологии дореволюционных русских юристов несостоятельность (банкротство) может быть «несчастная», «неосторожная», «злостная» или «злонамеренная».

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) - одна из составных частей правового регулирования гражданского оборота и обеспечения его нормального функционирования Долинская В.В. Новый этап развития законодательства о несостоятельности (банкротстве).//Закон. 2003. № 8. С.3..

Система российского законодательства о банкротстве включает в себя законы конституционные (Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации») и текущие (Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г., далее - далее Закон О банкротстве). Конституция РФ определяет, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (п.2 ст.118). Поскольку дела о банкротстве рассматриваются по правилам арбитражного судопроизводства, которое является частью гражданского судопроизводства, следовательно, ряд законоведов делают вывод о том, что Конституция РФ входит в законодательство о банкротстве.

Уголовный Кодекс РФ в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» содержит три статьи, которые определяют уголовную ответственность за неправомерные действия при банкротстве (ст. 195), преднамеренное (ст. 196) и фиктивное (ст. 197) банкротство, если такие действия причинили крупный ущерб или иные тяжкие последствия.

Помимо конституционных законов, в систему законодательства о несостоятельности входят общие (ГК РФ, АПК РФ), специальные законы, а также подзаконные нормативные правовые акты. Закон о банкротстве - закон комплексный, нормы ГК РФ, АПК РФ применяются субсидиарно по отношению к нему. К числу специальных законов, кроме Закона о банкротстве, следует отнести Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» № 122-ФЗ от 24 июня 1999 года, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» № 40-ФЗ от 25 февраля 1999 года и другие аналогичные законы.

Более подробно следует остановиться на нормах о банкротстве, содержащихся в Гражданском и Арбитражном процессуальном кодексах. Гражданский кодекс РФ является общим нормативным правовым актом. Киперман Г. отмечает, что, принимая Гражданский кодекс РФ, законодатель учитывал, что правовое регулирование отношений, возникающих при несостоятельности (банкротстве) субъектов гражданских правоотношений, невозможно без специального законодательства, дальнейшим образом регламентирующего все вопросы, связанные как с материально-правовыми, так и с процессуальными аспектами этих отношений Киперман Г. Новый закон о банкротстве./Финансовая газета. Региональный выпуск. № 47. Ноябрь 2002 года.. Данное обстоятельство послужило причиной включения в Гражданский кодекс общей отсылочной нормы к специальному законодательству (п.3 ст.64): «Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве)». Таким образом, в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) участников имущественного оборота центральным нормативным правовым актом является Закон о банкротстве.

Помимо ГК РФ, Закона о банкротстве к законодательству, регламентирующему производство по делам о несостоятельности стратегических организаций, относится также АПК РФ. АПК РФ - это общий закон, а Закон о банкротстве, как уже отмечалось выше, - специальный закон, что подтверждается ст.223 АПК, которая говорит о том, что дела о несостоятельности рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы банкротства.

Определенную часть законодательства о несостоятельности составляют подзаконные нормативные правовые акты. К числу подзаконных нормативных правовых актов относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы регулирующего органа - Министерства юстиции РФ. В основном это акты, регулирующие материальные и связанные с ними процедурные (не процессуальные) отношения несостоятельных юридических лиц. Например, к ним относится Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 № 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих».

Помимо уже рассмотренных подзаконных нормативных правовых актов, большое значение на практике оказывают постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Как известно, к источникам права они не относятся, несмотря на то, что вопрос о природе постановлений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ является дискуссионным. На практике их принято считать всего лишь актами судебного толкования норм права.

Не относятся к источникам права и информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, которые публикуются в результате рассмотрения некоторых вопросов судебной практики. В таких письмах, как правило, содержатся разъяснения по вопросам арбитражно-судебной практики, а также приводятся в качестве примеров решения по конкретным делам.

Завершая обзор законодательства в области банкротства, хотелось бы согласиться с мнением многих ученых-юристов и вслед за ними подчеркнуть, что структура законодательства, регламентирующего производство по делам о несостоятельности, является сложной, многоуровневой и подлежит учету арбитражным судом в ходе рассмотрения дел о банкротстве Попандопуло В.Ф. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). М. Юристъ. 2001. С. 59.

В юридической науке высказывается мнение, что законодательство о несостоятельности как совокупность комплексных нормативно-правовых актов не следует смешивать с правом о несостоятельности (конкурсным правом) как совокупностью норм, регулирующих отношения несостоятельного должника и кредиторов по соразмерному удовлетворению требований последних за счет имущества должника в определенной законом очередности. Еще Г.Ф. Шершеневич указывал на существенное различие конкурсного права и конкурсного процесса. Конкурсное право - это институт частного права. Предметом его регулирования являются отношения между несостоятельным должником и кредиторами по поводу соразмерного удовлетворения их требований за счет имущества должника. Это отношение частноправового характера. Об этом свидетельствуют: правовой статус субъектов отношения (должник, кредиторы - субъекты гражданского права), юридическое содержание отношения (совокупность обязанностей несостоятельного должника и прав требования кредиторов), юридический объект отношения (действия должника по соразмерному удовлетворению требований кредиторов из своего имущества).

Помимо перечисленного, к источникам законодательства о несостоятельности относятся международные договоры РФ, локальные нормативные правовые акты, обычаи делового оборота. Определяя соотношение норм Закона о банкротстве и правил о банкротстве, содержащихся в международных договорах РФ, законодатель устанавливает верховенство последних (п.4 ст.1 Закона о банкротстве), что в полной мере соответствует принципам соотношения национального и международного права (п.4 ст.15 Конституции РФ, ст.7 ГК РФ). К локальным нормативно-правовым актам следует отнести, например, план финансового оздоровления, утвержденный собранием кредиторов.

Характеризуя законодательство, непосредственно регламентирующее производство по делам о несостоятельности, невозможно не обратиться к истории развития законодательства о банкротстве. Кроме того, особенно важно охарактеризовать его современное состояние, попытаться определить возможные тенденции развития в будущем.

Исторически законодательство о несостоятельности начиналось и вплоть до конца XIX века являлось законодательством о несостоятельности исключительно физических лиц, а после этого и до наших дней оно включает нормы о несостоятельности также юридических лиц.

История законодательства о банкротстве в современной России началась с принятия 19 ноября 1992 г. Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». С учетом более чем семидесятилетнего отсутствия в правовой практике, в частности, и в общественной жизни страны, в целом, такой категории, как банкротство, несомненно, названный Закон сыграл важную роль, «приучив» участников предпринимательской деятельности к ее существованию как неотъемлемого элемента рыночных отношений, дав возможность арбитражным судам, даже при относительно небольшом количестве дел этой категории, выработать определенные правила их рассмотрения.

Однако на современном этапе развития экономических отношений и их правового регулирования в России Закон о банкротстве 1992 г., вскоре устарел. Во-первых, этим законом были предусмотрены достаточно размытые критерии определения несостоятельности, позволяющие злостным неплательщикам по денежным обязательствам и обязательным платежам при наличии хотя и малоликвидного, но дорогостоящего имущества, продолжать практику неплатежей. Во-вторых, Закон о банкротстве 1992 г. практически не определял особенности банкротства отдельных категорий субъектов (индивидуальных предпринимателей, ликвидируемых и отсутствующих должников, крестьянских хозяйств, градообразующих и крупных предприятий), вообще не регулировал вопросы банкротства граждан. В-третьих, после вступления в силу ГК и последующего, принятого в развитие ГК законодательства, Закон о банкротстве 1992 г. во многих положениях вступил в противоречие с ГК. К примеру, хотя бы только название закона - о несостоятельности предприятий, к которым ГК относит только государственные, муниципальные унитарные и казенные предприятия, изначально делало этот Закон юридически ущербным в системе современного гражданского законодательства.

Информация о работе Банкротство