Анализ состава и структуры доходов федерального бюджета России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать доходы федерального бюджета и пути их роста.
Задачи курсовой работы:
- исследовать экономическое содержание доходов бюджета;
- рассмотреть налоговые и неналоговые доходы бюджета;
- проанализировать налоговые доходы федерального бюджета РФ;
- исследовать неналоговые доходы федерального бюджета;
- проанализировать нефтегазовые доходы федерального бюджета;

Содержание

Введение……………………………………………….…………………….…….3
Глава 1. Особенности формирования доходов федерального бюджета……...5
1.1. Экономическое содержание доходов бюджета……………..….…..5
1.2. Налоговые и неналоговые доходы бюджета………………...……...7
Глава 2. Анализ состава и структуры доходов федерального бюджета
России……………………………………………………………….………….…11
2.1 Налоговые доходы федерального бюджета РФ…………….………11
2.2 Неналоговые доходы федерального бюджета……………...….……13
2.3 Нефтегазовые доходы федерального бюджета………………..……16
2.4.Пути обеспечения роста доходов федерального бюджета…………..18
Заключение…………………………………………………….…………...…….23
Список использованной литературы…………………………….……...........

Вложенные файлы: 1 файл

Доходы федерального бюджета, и пути их роста.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

Затем следуют  вывозные таможенные пошлины на природный  газ, поступления от них достаточно стабильны, только в 2009 году наблюдался небольшое уменьшение этих поступлений (до 12,49% от общего объема

нефтегазовых  доходов), они составляют около 13,5% от нефтегазовых доходов.

И наконец, вывозные таможенные пошлины на товары из нефти. Эти поступления тоже достаточно стабильны, составляют около 10%, но в 2008 году наблюдалось меньшая доля этих поступлений (8,21%). И к 2012 г. их планируется немного увеличить – до 10,32% от общего объема нефтегазовых доходов.

 

2.4.Пути обеспечения роста доходов федерального бюджета

 

Одним из наиболее важных направлений бюджетной политики в области доходов в ближайшее  время является продолжение работы по совершенствованию налогового законодательства и дальнейшее увеличение на этой основе налоговых поступлений в бюджет при одновременном снижении налогового бремени. В среднесрочной перспективе основными направлениями налоговой реформы должны стать мероприятия направленные: 12

1.На снижение общей налоговой нагрузки на экономику.

2.Стимулирование инвестиционной активности в несырьевых секторах экономики за счет оптимизации фискальной нагрузки на сырьевой сектор, упрощения налоговой системы.

3.Повышения эффективности налогового администрирования, в том числе на основе внедрения информационных технологий, с целью увеличения уровня собираемости налоговых доходов и роста объема поступления платежей в бюджетную систему. 

Средний уровень  собираемости налоговых доходов  в федеральный бюджет (процентное отношение фактических налоговых поступлений в федеральный бюджет к сумме налога, исчисленного от налогооблагаемой базы) в 2011 году находился на уровне около 90 %. 

Потенциальным резервом увеличения доходов федерального бюджета можно рассматривать упорядочение нормы о предоставлении налоговых и иных льгот по налогам и неналоговым платежам, что потребует внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. 

По мнению Счетной  палаты, понятие налоговых льгот, данное Налоговым кодексом Российской Федерации, недостаточно четко определено. Возможность неоднозначного трактования понятия налоговых льгот применительно к конкретным налогам приводит к различным количественным оценкам выпадающих доходов и не позволяет однозначно определить их величину. Так, оценка потерь доходов федерального бюджета от льгот, предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, содержит иные данные о суммах выпадающих доходов в результате предоставления налоговых льгот, чем содержащихся в пояснительной записке к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год».

Счетная палата отмечает, что необходимо вести полный учет выпадающих доходов бюджетной  системы от предоставляемых налоговых  и таможенных льгот, что позволит систематизировать основания их применения, повысить прозрачность формирования доходов и, возможно, отказаться от неэффективных льгот. 

Анализ реформаторских преобразований в области  налогов  в  основном показывает,  что  выдвигаемые  предложения  касаются  отдельных   элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок,  предоставляемых  льгот  и привилегий; объектов  обложения;  усиления  или  замены  одних  налогов  на другие). 

В принципиальном плане основные направления государственной политики в области налоговой реформы определены в  Указе Президента  «Об  основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины». В частности, к ним  относятся  следующие задачи: 13

- построение стабильной налоговой  системы, обеспечивающей  единство, непротиворечивость  и  неизменность  в  течение  финансового  года  системы налогов и других обязательных платежей; 

- сокращение общего числа налогов путем их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений; 

- облегчение  налогового  бремени  производителей  продукции  (работ, услуг); 

- сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения. 

Эти  задачи  предполагают  создание более выгодных условий для предпринимательской деятельности в России, и, как следствие, приведут к устойчивому росту поступлений от налоговых доходов в федеральный бюджет РФ.

Одной из тенденций развития структуры доходов федерального бюджета является увеличение доли неналоговых доходов. И одним из таких источников может стать использование государственной и муниципальной собственности.

Резервом увеличения доходной базы бюджетной системы  и Федерального бюджета является рост доходов от использования государственной собственности, в результате максимально эффективного управления государственными активами и установления жесткого контроля со стороны государственных органов за использованием объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных предприятий и организаций. 

Политика государства в сфере управления государственной собственностью может реализовываться в нескольких направлениях: 14

- путем оптимизации объема и состава находящейся у государства собственности;

- осуществление мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятий, 

- создание реестра показателей экономической эффективности;

- повышение эффективности управления находящимися в государственной собственности акциями открытых акционерных обществ. 

В последние  годы государством предпринимаются  активные действия во всех этих направлениях. За два последних года количество ФГУП сократилось на 22%, причем половина приватизированных унитарных предприятий пришлась на непроизводственную сферу, в составе которой, как правило, учитываются предприятия, занятые в торговле и секторе услуг. Можно сделать вывод о том, что государство избавляется от так называемых непрофильных активов, акцентируя свое участие в развитии стратегических отраслей экономики РФ. 

Для России большую  роль играют вопросы управления нефтегазовыми доходами и золотовалютными резервами. Необходимость повышения качества и эффективности формирования и использования финансовых ресурсов обуславливает острую потребность масштабного перехода к системе финансового планирования, ориентированной на конечные общественно значимые результаты.

В России, до сих  пор не разработаны научно-теоретические  основы и механизмы государственного финансового менеджмента. Более  того, данный термин до сих пор так  и не нашел в России своего должного научно-практического применения. Отдельные элементы финансового менеджмента в государственном и муниципальном секторе используются в основном лишь в виде попыток перехода на результирующее бюджетирование с использованием программно-целевого метода и регулярного мониторинга качества деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета. Однако, этого недостаточно для того, чтобы можно было говорить о создании в России полноценной и эффективной системы государственного финансового менеджмента, в которой были бы максимально использованы концепции, подходы, методы и инструментарий корпоративного финансового менеджмента с учетом особенностей субъектов и объектов управления государственными финансами.

Переход на инновационный  путь развития, заявленный Президентом  РФ в ежегодном послании Федеральному Собранию,  сопряжен не только с увеличением затрат на стимулирование инновационной и инвестиционной активности и воспроизводством человеческого потенциала. Он дает и дополнительные бюджетные доходы за счет повышения темпов роста ВВП, а также мер государственного регулирования, направленных на защиту внутреннего рынка, повышение эффективности использования природных ресурсов, улучшение структуры экономики. Среди последних предполагается: 15

- активное использование компенсационных и антидемпинговых пошлин;

-  введение научно-обоснованных платежей за загрязнение окружающей среды;

-  резкое повышение налогов на азартные игры;

-  повышение акцизов на табачные изделия, 

-  наведение порядка на алкогольном рынке; 

-  декриминализация товаропроводящей сети. 

За счет этих мер бюджет получит дополнительно  не менее 150 млрд. руб. Эти дополнительные доходы, полученные сверх утвержденных основных характеристик бюджета, должны направляться на увеличение социальных расходов, чтобы проводить активную социально-экономическую политику. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный  кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 07.02.2011)

Учебная литература

  1. Алиев Б.Х. Бюджетный процесс России. - М.: Финансы и статистика, 2011. – 416 с.
  2. Гринкевич Л. С. Государственные и муниципальные финансы России.- М.: КНОРУС, 2011.- 560 с.
  3. Косарева Т.Е. Бюджет и бюджетное устройство. - М.: Бизнес-пресса. 2010. – 240 с.
  4. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы России.- М.: Инфра-М, 2011.- 360 с.
  5. Нешитой А. С. Финансы: Учебник.- 7-е изд., перераб и дополн.- М.: Дашков и К, 2010.- 512 с.
  6. Селезнев А. З. Бюджетная система Российской Федерации.- М.: Магистр,2011.- 383 с.
  7. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е. В. Маркиной.- М.: Финансы и статистика, 2010. – 344 с.
  8. Финансы: Учебник / Под ред. М В. Романовского, О. В. Врубеля, Б.М. Сабанти.- М.: Юрайт-Издат, 2011.- 464 с.
  9. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение - М.: МЦФЭР, 2010. – 528 с.

Периодические издания

  1. Багиров А.В. Возвращение блудного дефицита // Российская бизнес-газета.- 2012.- №5.- С. 7.
  2. Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2010-2012 годах Ульяновской области // Финансы.- 2012.- № 9.- С. 8-10.
  3. Зевакин М. Ю.Механизм формирования доходов федерального бюджета от прибыли федеральных государственных унитарных предприятий. // Финансы и кредит.- 2012.- № 22.- С. 30-33.
  4. Качур О.В. Некоторые аспекты налоговой политики // Экономический анализ: теория и практика.- 2012.- № 2.- С. 28-33.
  5. Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет – бюджет диверсификации экономики. // Финансы.- 2012.- № 4.- С. 3-7.
  6. Нетреба П. Налоги ждут бюджетного послания президента. // Комерсантъ.- 2012.- №34.- С. 3.

 

 

Приложение 1

 

Состав доходов  федерального бюджета РФ

Доходы федерального бюджета

Федеральные налоги и

нормативы их зачисления

 налог на прибыль организаций  по установленному НК РФ ставке  – по нормативу 100%

налог на добавленную стоимость  – по нормативу 100%

Акцизы

акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья – по нормативу 50%

акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья (кроме пищевого) –  по нормативу 50%

акцизы на спиртосодержащую продукцию - по норматив 100%

акцизы на табачную продукцию –  по нормативу 100%

акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла – по нормативу 40%

акцизы на автомобили легковые, мотоциклы  – по нормативу 100%

налог на добычу полезных ископаемых (газ  горючий природный) – по нормативу 100%

налог на добычу полезных ископаемых в  виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) – 100%

налог на добычу полезных ископаемых, кроме углеводородного сырья  и общераспространенных – 100%

регулярные платежи за добычу полезных ископаемых – 100%

Информация о работе Анализ состава и структуры доходов федерального бюджета России