Анализ состава и структуры доходов федерального бюджета России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать доходы федерального бюджета и пути их роста.
Задачи курсовой работы:
- исследовать экономическое содержание доходов бюджета;
- рассмотреть налоговые и неналоговые доходы бюджета;
- проанализировать налоговые доходы федерального бюджета РФ;
- исследовать неналоговые доходы федерального бюджета;
- проанализировать нефтегазовые доходы федерального бюджета;

Содержание

Введение……………………………………………….…………………….…….3
Глава 1. Особенности формирования доходов федерального бюджета……...5
1.1. Экономическое содержание доходов бюджета……………..….…..5
1.2. Налоговые и неналоговые доходы бюджета………………...……...7
Глава 2. Анализ состава и структуры доходов федерального бюджета
России……………………………………………………………….………….…11
2.1 Налоговые доходы федерального бюджета РФ…………….………11
2.2 Неналоговые доходы федерального бюджета……………...….……13
2.3 Нефтегазовые доходы федерального бюджета………………..……16
2.4.Пути обеспечения роста доходов федерального бюджета…………..18
Заключение…………………………………………………….…………...…….23
Список использованной литературы…………………………….……...........

Вложенные файлы: 1 файл

Доходы федерального бюджета, и пути их роста.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………….…………………….…….3

Глава 1. Особенности формирования доходов федерального бюджета……...5

1.1. Экономическое содержание доходов бюджета……………..….…..5

1.2. Налоговые и неналоговые доходы бюджета………………...……...7

Глава 2. Анализ состава и структуры доходов федерального бюджета

России……………………………………………………………….………….…11

2.1 Налоговые  доходы федерального бюджета  РФ…………….………11

2.2 Неналоговые доходы  федерального бюджета……………...….……13

2.3 Нефтегазовые  доходы федерального бюджета………………..……16

2.4.Пути обеспечения роста доходов федерального бюджета…………..18

Заключение…………………………………………………….…………...…….23

Список использованной литературы…………………………….…….............24

Приложение……………………………………………………….………..........26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Исторический опыт формирования доходов региональных бюджетов в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует о разнообразии моделей формирования, обусловленном поиском оптимального взаимодействия между бюджетами разных уровней, обеспечения финансовой самостоятельности каждого субъекта власти в едином государстве.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

В настоящее время отсутствуют эффективные стимулы роста доходов региональных бюджетов, что ведет к появлению большого числа дотационных территорий. Плавное выравнивание бюджетов за счет дотаций и субвенций создает у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы. По сути, игнорируется принцип функционирования финансовых кругооборотов в рамках бюджета -  их объективная связь со сферой производства товаров и услуг. Поэтому существует необходимость совершенствования механизма формирования доходной части региональных бюджетов, повышения уровня собственных доходов регионов.

Актуальность установления эффективных методов формирования доходов региональных бюджетов (на примере Ульяновской области), необходимость системного исследования теоретических и практических вопросов формирования доходов региональных бюджетов обусловили выбор темы, цель и задачи курсовой работы.

Цель курсовой работы – исследовать доходы федерального бюджета и пути их роста.

Задачи курсовой работы:

- исследовать экономическое содержание доходов бюджета;

- рассмотреть  налоговые и неналоговые доходы  бюджета;

- проанализировать налоговые доходы федерального бюджета РФ;

- исследовать неналоговые доходы федерального бюджета;

- проанализировать нефтегазовые доходы федерального бюджета;

- исследовать  пути обеспечения роста доходов федерального бюджета.

Предмет исследования - доходы федерального бюджета и пути их роста.

Объект исследования – федеральный бюджет Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности формирования доходов федерального бюджета

1.1. Экономическое содержание доходов бюджета

 

Бюджетная система  призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его  экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами. 1

Единство бюджетной  системы в новых условиях реализуется  через единую социально-экономическую  политику и правовую базу, использование  единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Сосредоточение  финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной  власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным  собранием (принимается Государственной  думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Составление и  исполнение бюджета базируется на бюджетной  классификации, в которой выделяются целевые направления государственной  деятельности, вытекающие из основных функций государства.

В этой связи  главной проблемой, вытекающей из структуры  формирования доходов бюджета РФ, остается распределение налоговых доходов и неналоговых отчислений между местными и федеральным бюджетом, т. е. вопрос бюджетного федерализма.

Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых  для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти. 2

В зависимости  от государственного устройства страны различают: в унитарном (едином) государстве - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, в федеративном (объединенном) государстве эти два вида доходов дополняются доходами бюджетов субъектов федерации, конфедеративном (союзном) - взносами.

Бюджетные доходы - понятие более узкое, чем доходы государства, которые ключают помимо средств бюджета всех уровней власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

Налоги являются главным методом перераспределения  национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственных) и регулирующих доходов.

Вторым по своему финансовому значению доходом бюджета  являются государственные займы. К займам государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения дефицита государство все больше обращается к займам. Существуют два пути получения займов: первый - у широких слоев населения путем свободной продажи им государственных облигаций и других ценных бумаг, второй - у  Центрального и коммерческих банков под обеспечение ценных бумаг государства. Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга.

Государственный долг тесно связан с налогами. Погашение  займов, выплата по ним процентов  осуществляется в значительной мере за счет дополнительных налоговых платежей либо выпуска новых займов. 3

При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение  налоговых платежей и займов оказывается  затруднительным, государство обращается к эмиссии бумажных денег. Этот метод  самый непопулярный, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.

 

1.2. Налоговые и неналоговые доходы бюджета

 

Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц. Исторически их возникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства.

Государство без  налогов существовать не может, поскольку они - главный метод мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.

Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости - национального дохода, выступают  частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Общественное содержание налогов дает возможность проникнуть в их глубинную сущность, раскрыть внутреннюю природу и эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе. Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства.

Кроме общественного  содержания, налоги имеют материальную основу, т. е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. 4

Доходы бюджетов разных уровней формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также доходов целевых внебюджетных фондов. Объем поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливаются в соответствующих бюджетах.

К налоговым  доходам относятся федеральные  налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные  в налоговом  законодательстве Российской Федерации. Это обязательные, безвозмездные, невозвратимые платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включаются также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).

Все налоги делятся  на прямые и косвенные.

Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие  части доходов налогоплательщика. К ним относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль  предприятий и организаций, поимущественный налог и ряд других. Косвенные налоги – это  налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг. Косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.

В зависимости  от органа, который взимает налог  и его использует, различают: федеральные  налоги; региональные налоги- налоги национально-государственных  и административно-территориальных образований (республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга); местные налоги.

Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций - Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы. 5

В структуре  неналоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической  деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.

Резервом роста  неналоговых доходов является увеличение доходов от имущества, находящегося в собственности государства, в  частности, в виде дивидендов по акциям, от сдачи в аренду объектов недвижимости.

К неналоговым  доходам относятся  доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, от его продажи, доходы от реализации государственных запасов, доходы от продажи земли и нематериальных активов, поступления капитальных  трансфертов из негосударственных источников, административные платежи и сборы, штрафные санкции, возмещение ущерба, доходы от внешнеэкономической деятельности, прочие неналоговые доходы, а так же безвозмездные перечисления (нерезидентов и бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов, государственных организаций, наднациональных организаций, средства передаваемые в целевые бюджетные фонды), доходы целевых бюджетных фондов.

Информация о работе Анализ состава и структуры доходов федерального бюджета России