Анализ состава и структуры доходов федерального бюджета России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать доходы федерального бюджета и пути их роста.
Задачи курсовой работы:
- исследовать экономическое содержание доходов бюджета;
- рассмотреть налоговые и неналоговые доходы бюджета;
- проанализировать налоговые доходы федерального бюджета РФ;
- исследовать неналоговые доходы федерального бюджета;
- проанализировать нефтегазовые доходы федерального бюджета;

Содержание

Введение……………………………………………….…………………….…….3
Глава 1. Особенности формирования доходов федерального бюджета……...5
1.1. Экономическое содержание доходов бюджета……………..….…..5
1.2. Налоговые и неналоговые доходы бюджета………………...……...7
Глава 2. Анализ состава и структуры доходов федерального бюджета
России……………………………………………………………….………….…11
2.1 Налоговые доходы федерального бюджета РФ…………….………11
2.2 Неналоговые доходы федерального бюджета……………...….……13
2.3 Нефтегазовые доходы федерального бюджета………………..……16
2.4.Пути обеспечения роста доходов федерального бюджета…………..18
Заключение…………………………………………………….…………...…….23
Список использованной литературы…………………………….……...........

Вложенные файлы: 1 файл

Доходы федерального бюджета, и пути их роста.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, главным материальным источником доходов бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает   национальное   богатство.   Основными   методами   перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение между ними определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ состава и структуры доходов федерального бюджета России

2.1 Налоговые  доходы федерального бюджета  РФ

 

Первая и  основная часть доходов федерального бюджета – это налоговые доходы, которые в настоящее время  составляют более половины всех доходов  федерального бюджета. Причем доля налоговых доходов за период с 2007 по 2012 гг. неуклонно растет.

Перечень федеральных  налогов и сборов определен в  ст.13 НК РФ: 6

1) налог на  добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на  доходы физических лиц;

4) единый социальный  налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на  добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за  пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов;

9) государственная  пошлина.

При этом разные налоги в разной степени участвуют в формировании доходов федерального бюджета (табл. 1)

Как видно из таблицы 1, основную долю доходов федерального бюджета РФ составляют косвенные налоги - налог на добавленную стоимость, акцизы. В сумме эти два налога составляют примерно 2/3 доходов федерального бюджета. Наибольший доход обеспечивает налог на добавленную стоимость. В доходах федерального бюджета 2008 г. его доля составила 66,8%, а в 2012 г планируется – 68,5% от общего объема налоговых доходов федерального бюджета.

 

 

Таблица 1

Структура налоговых  доходов федерального бюджета РФ за 2008-2012 гг., в %

Налоговые доходы

2008

2009

2010

2011

2012

Всего

100%

100%

100%

100%

100%

Налог на прибыль  организаций

14,11%

18,07%

16,01%

14,24%

13,65%

Налоги на Т, Р, У, реализуемые в РФ в т.ч.

49,60%

46,23%

42,15%

46,71%

47,33%

НДС

92,70%

92,84%

91,49%

92,79%

92,78%

Акцизы

7,30%

7,16%

8,51%

7,21%

7,22%

Налоги на Т, Р, У, ввозимые в РФ в т.ч.

21,78%

22,21%

26,69%

25,13%

25,37%

НДС

95,93%

97,14%

96,79%

96,82%

96,83%

Акцизы

4,07%

2,86%

3,21%

3,18%

3,17%

Налоги и  сборы за пользование природными ресурсами в т.ч.

1,22%

1,20%

1,10%

0,96%

0,80%

НДПИ

26,99%

19,07%

19,47%

18,99%

21,16%

НДПИ прочих

26,99%

19,07%

19,47%

18,99%

21,16%

Регулярные  платежи за добычу ПИ при разделе  продукции

11,14%

33,00%

32,22%

37,47%

33,53%

Водный налог

46,21%

35,85%

35,56%

31,73%

32,81%

Сборы за пользование  объектами животного мира и ВБР

15,67%

12,08%

12,76%

11,81%

12,50%

Гос. Пошлина

0,94%

0,82%

0,97%

0,84%

0,78%

Прочие налоговые  доходы, задолженность и перерасчеты

12,36%

11,48%

13,08%

12,11%

12,07%

Всего налоговых  доходов (млн. руб.)

2444290,00

3212587,80

3330988,30

4098347,20

4661942,90


 

Существенную  долю доходов федерального бюджета  РФ составляют акцизы. В 2008 г. доля акцизов составляла 4,58% в структуре налоговых доходов. В последующие годы происходило сокращение доли акцизов. И в 2012 г. планируется доля акцизов в размере 4,2% от общего объема налоговых доходов. 7

НДС и акцизы выделяются в группах налоги на товары, работы, услуги, реализуемые в РФ и налоги на товары, работы, услуги, ввозимые в РФ. Рассмотрим подробнее эти две группы.

Наибольшую  долю налоговых доходов составляют налоги на товары, работы, услуги, реализуемые  в РФ. По объему поступлений от этих налогов наблюдается то снижение, то увеличение, так с 2008 по 2010 наблюдалось снижение их доли в общем объеме доходов федерального бюджета, и в частности – в общем объеме налоговых доходов, а с 2010 по 2012 наблюдается их увеличение. Наибольшую долю этих налогов составляет НДС.

На втором месте  по объему поступлений – налоги на товары, работу, услуги, ввозимые в РФ. До 2010 годы наблюдалось увеличение поступлений от этих налогов, а с 2010 года объем поступлений становится стабильным и составляет около 25% от общего объема налоговых доходов.

Затем следует налог на прибыль организаций. До 2009 года наблюдалось увеличение их доли, а с 2010 начинается снижение их доли в общем объеме налоговых доходов, в период 2009-2012 снижение доли этого налога планируется в размере 4,42%. И в 2012 г. планируется наименьшая доля этих доходов за период 2008-2012 гг. – 13,65% от общего объема налоговых доходов. 8

На четвертом  месте прочие налоговые доходы. Поступления  от них достаточно стабильны и  составляют около 12% от общего объема налоговых  доходов.

И на последнем  месте в структуре налоговых доходов находятся налоги и сборы за пользование природными ресурсами и государственная пошлина. Их доля в общем объеме налоговых доходов не значительна и составляет примерно 1% и 0,8% соответственно.

 

2.2 Неналоговые  доходы федерального бюджета

 

В соответствии с новой бюджетной классификацией неналоговые доходы не выделяются в  качестве самостоятельной группы. Так  же как и налоговые доходы, они  входят в группу «Доходы» и включают согласно ст.51 п.1 БК РФ:

- доходы от  использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества автономных федеральных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

- доходы от  продажи имущества (кроме акций  и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества автономных федеральных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;

- части прибыли  унитарных предприятий, созданных  Российской Федерацией, остающейся  после уплаты налогов и иных  обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством  Российской Федерации;

- сборов за  выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты), - по нормативу 100 процентов;

- прочие лицензионные  сборы - по нормативу 100 процентов;

- таможенные  пошлины и таможенные сборы  - по нормативу 100 процентов;

- плата за  использованием лесов в части  минимального размера арендной  платы и минимального размера  платы по договору купли-продажи лесных насаждений - по нормативу 100 процентов;

- плата за  пользование водными объектами,  находящимися в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов;

- плата за  пользование водными биологическими  ресурсами по межправительственным соглашениям - по нормативу 100 процентов;

- плата за негативное  воздействие на окружающую среду  - по нормативу 20 процентов;

- консульские сборы - по  нормативу 100 процентов;

- патентные пошлины - по  нормативу 100 процентов;

- плата за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - по нормативу 100 процентов.

Согласно п.2 ст.51 БК РФ в доходах федерального бюджета, помимо перечисленных также  учитываются: 9

- прибыль Центрального  банка Российской Федерации, остающаяся  после уплаты налогов и иных  обязательных платежей;

- доходы от  внешнеэкономической деятельности.

Поскольку штрафы, санкции и т.и. составляют не столь  существенную часть неналоговых  доходов, можно утверждать, что основную долю неналоговых доходов федерального бюджета составляют доходы от использования  и реализации государственной и  муниципальной собственности.

Таблица 2

 Состав и  структура неналоговых доходов  федерального бюджета за 2008-2012гг.

Неналоговые доходы

2008

2009

2010

2011

2012

Всего

100%

100%

100%

100%

100%

Ввозные таможенные пошлины

46,19%

49,57%

54,33%

57,03%

58,38%

Вывозные таможенные пошлины

6,80%

4,64%

3,74%

3,44%

3,33%

Прочие вывозные таможенные пошлины

6,80%

4,64%

3,74%

3,44%

3,33%

Таможенные  сборы

2,89%

2,49%

2,27%

2,27%

2,29%

Дивиденды по акциям и доходы от прочего участия в  капитале

3,05%

3,02%

3,75%

3,34%

3,11%

Прочие неналоговые доходы

34,27%

35,58%

32,02%

30,25%

29,31%

Целевые отчисления от всероссийских гос. лотерей

0,01%

0,06%

0,14%

0,22%

0,26%

Всего неналоговых  доходов (млн.руб.)

672449,8

797548,2

910613,3

965263,6

1029320,8


 

Из таблицы 2 видно, что наибольшую долю неналоговых доходов составляют ввозные таможенные пошлины и за этот период наблюдается увеличение их доли, т.е. в период 2008-2012 они увеличатся на 12,19%. И в 2012г. достигнуть наибольшего значения – 58,38% от общего объема неналоговых доходов. А наименьшее значение наблюдалось в 2008г. – 46,19%. Этого увеличения планируется достичь за счет снижения прочих неналоговых доходов и вывозных таможенных пошлин.

На втором месте  находятся прочие неналоговые доходы, и с 2009 года наблюдается снижение поступлений от них (2008-2012 на 6, 27%). Наибольшая доля этих доходов была в 2009г. – 35,58% от общего объема неналоговых доходов, а наименьшее планируется в 2012 г. – 29,31%. Как видно из этих данных планируется значительно их снизить. 10

Затем следуют  вывозные таможенные пошлины, таможенные сборы, дивиденды по акциям и доходы от прочего участия в капитале. В период 2008-2012 года наблюдается снижение доли вывозных таможенных пошлин в общем объеме неналоговых доходов – на 3,47%. Поступления от таможенных сборов достаточно стабильны и составляют около 2,3%. По поступлениям от дивидендов наблюдается то снижение, то увеличение: 2009-2010 гг.– увеличение, 2010-2012 гг. снижение на 0,64%.

И на последнем  месте находятся целевые отчисления от всероссийских государственных  лотерей - они составляют незначительную долю неналоговых доходов и их долю за период 2008-2012 гг. планируется увеличить на 0,25%.

 

2.3 Нефтегазовые  доходы федерального бюджета

 

К нефтегазовым доходам можно отнести:

1. НДПИ в виде углеводородного сырья, в том числе:

- Нефть

- Природный  газ

- Газовый конденсат

2. Вывозные таможенные  пошлины на сырую нефть

3. Вывозные таможенные  пошлины на природный газ

4. Вывозные таможенные  пошлины на товары из нефти

Увидеть динамику нефтегазовых доходов за период 2008-2012гг. можно в таблице 3.

Таблица 3

 Состав и  структура нефтегазовых доходов  федерального бюджета за 2008-2012 гг.

Нефтегазовые  доходы

2008

2009

2010

2011

2012

Всего, в том  числе

100%

100%

100%

100%

100%

НДПИ в виде углеводородного сырья

36,63%

34,44%

35,27%

35,45%

35,59%

Нефть

87,27%

90,76%

88,43%

87,75%

87,55%

Природный газ

12,02%

8,61%

10,57%

11,03%

11,14%

Газовый конденсат

0,71%

0,63%

1,00%

1,21%

1,30%

Вывозные таможенные пошлины на сырую нефть

41,51%

42,31%

40,70%

40,65%

40,26%

Вывозные таможенные пошлины на природный газ

13,65%

12,49%

13,74%

13,62%

13,83%

Вывозные таможенные пошлины на товары из нефти

8,21%

10,76%

10,28%

10,29%

10,32%

Всего нефтегазовых доходов (млн.руб.)

1975091,9

2992200,3

2465676,9

2385829,0

2378202,7


 

Из таблицы 3 видно, что наибольшую долю нефтегазовых доходов составляют вывозные таможенные пошлины на нефть сырую. В 2009 г. эти доходы составляли наибольшую долю – 42,31% от общего объема нефтегазовых доходов. А затем наблюдается постепенное снижение и на 2012 г. планируется – 40,26%. Значительное снижение – почти на 2% - наблюдалось в 2010 г. по сравнению с 2009 г.

На втором месте  НДПИ в виде углеводородного сырья, это поступления тоже достаточно стабильны и составляют около 35%. Из них наибольшую долю составляет нефть – около 87-88%, затем природный газ – 10-11% и газовый конденсат – около 1%. К 2012 г. их планируется немного снизить - примерно на 1%- по сравнению с 2008 г. 11

Информация о работе Анализ состава и структуры доходов федерального бюджета России