Анализ причин ограниченного применения процедуры «финансовое оздоровление» в российской судебной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является проведение комплексного исследования правового института несостоятельности (банкротства) юридических лиц, выявление правовых проблем, возникающих при применении норм данного института на практике и предложение возможных путей их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ причин ограниченного применения процедуры (2).docx

— 254.88 Кб (Скачать файл)

Федеральных законов составляют процессуальную основу рассмотрения дел  о банкротстве арбитражными судами. Нормы АПК РФ имеют при этом общий характер, а нормы ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и других Федеральных законов - особенный, специальный характер.

Законодательное регулирование  специфики рассмотрения дел о  несостоятельности (банкротстве) во многом обусловлено понятием и целями банкротства  как института гражданского права.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признаки банкротства  гражданина:

  • неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены,
  • требования в совокупности составляют не менее десяти тысяч рублей;
  • сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Признаки банкротства  юридического лица:

  • неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;
  • требования в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей;
  • сумма обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Объявление гражданина банкротом  избавляет его от необходимости  в течение неопределенного времени всем своим имуществом отвечать по обязательствам. В целях пресечения недобросовестных действий, направленных на использование процедуры банкротства для освобождения от долгов, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает более строгие последствия повторного банкротства гражданина. Интересно, что ФЗ, регламентируя повторное банкротство, содержит серьезный недостаток, не позволяющий дать точное определение рассматриваемого понятия. Проблема в том, что норма п. 2 ст. 213 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» допускает двойное толкование: «...в случае повторного признания гражданина банкротом по заявлению кредитора, заявлению уполномоченного органа по требованиям об уплате обязательных платежей в течение пяти лет после завершения расчетов с кредиторами такой гражданин не освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов.

Неудовлетворенные требования кредиторов могут быть предъявлены  в порядке, установленном гражданским  законодательством».

Телюкина М.В. предлагает следующие варианты:

1) имеется в виду повторное  в течение 5 лет после окончания  расчетов признание банкротства,  т.е. вынесение решения суда  об открытии в отношении должника

конкурсного производства. Если это произошло (а произойти  это могло только по заявлению  кредиторов и уполномоченных органов, сам должник не имеет права  подать такое заявление), то должник  не освобождается от долгов вообще, т.е. до тех пор, пока полностью не удовлетворит требования, т. е. удовлетворение части обязательств в рамках конкурса и окончание конкурсного производства не влечет погашения оставшихся обязательств;

2) имеется в виду, что  в случае повторного банкротства  должник не освобождается от  долгов в течение 5 лет, т.е.  в течение этого времени из  любого вновь поступающего ему  имущества он обязан удовлетворять  исполненные не полностью либо  неисполненные требования. Однако  в этом случае мы придем  к выводу о том, что повторным  будет любое банкротство, если  ранее оно уже было, независимо  от времени. Иначе говоря, если  должник признавался банкротом  20 лет назад, то признание его  банкротом вновь не погасит  в течение 5 лет его обязательств. При этом он сам сможет заявить о своем банкротстве (в течение последних 15 лет), но на последствия в виде непогашения требований это не повлияет.

Каждая из этих позиций  представляется достаточно обоснованной, однако более соответствует буквальному  толкованию первая, так как п. 2 ст. 213 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» упоминает о повторном банкротстве по заявлению кредитора и уполномоченного органа, в то время как по истечении 5 лет заявить о своем банкротстве может и сам должник.

Финансовое оздоровление вводится судом на срок не более двух лет с назначением административного управляющего. В этом случае, как и при процедуре наблюдения, органы управления предприятия-должника продолжают осуществлять свои функции (ст. 80 Закона о банкротстве).

Сущность финансового  оздоровления состоит в том, что  должник под контролем кредиторов и суда на основании особых документов — плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности — осуществляет расчет с кредиторами. Очевидно, что для введения этой процедуры необходимо наличие доверия к должнику со стороны кредиторов.

График должен предусматривать  погашение всех обязательств не позднее, чем за месяц до даты окончания  этапа финансового оздоровления (ст. 84 Закона о банкротстве). На этой стадии банкротства (в отличие от процедуры наблюдения) прекращается начисление штрафов, пеней, процентов  по неисполненным предприятием обязательствам, возникшим до введения процедуры  оздоровления.

Финансовое оздоровление — новая процедура, ранее неизвестная российскому конкурсному праву. Финансовое оздоровление может быть определено как пассивная оздоровительная процедура, которая применяется к должнику, имеющему возможность в течение определенного времени удовлетворить требования кредиторов самостоятельно.

Одновременно с вынесением определения о введении финансового  оздоровления суд утверждает административного  управляющего. Введение финансового  оздоровления влечет за собой определенные последствия:

  • требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка, установленного Законом о банкротстве;
  • отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  • аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
  • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;
  • запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
  • запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
  • не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;
  • не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.

На сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения  задолженности, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Неустойки (штрафы, пени), а  также суммы причиненных убытков  в форме упущенной выгоды, которые  должник обязан уплатить кредиторам в размерах, существовавших на дату введения финансового оздоровления, подлежат погашению в соответствии с графиком погашения задолженности  после удовлетворения всех остальных  требований кредиторов.

Важная особенность процедуры финансового оздоровления заключается в том, что руководитель и органы управления должника не отстраняются от управления, но функционируют с некоторыми ограничениями. К таковым относится необходимость для должника получать согласие на определенные действия административного управляющего, собрания кредиторов, лиц, предоставивших обеспечение исполнения графика погашения задолженности.

В ходе финансового оздоровления должник не может без согласия собрания кредиторов совершать некоторые  виды сделок. Например, нельзя приобретать  или передавать имущество должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов  должника; выдавать займы, поручительства и гарантии, а также учреждать  доверительное управление имуществом должника; принимать решение о  реорганизации.

Еще одним важным последствием введения финансового оздоровления считаются назначение и деятельность административного управляющего.

Административный управляющий исполняет следующие функции:

  • проводит работу с кредиторами (ведет реестр, рассматривает требования, созывает собрания, информирует о ходе финансового оздоровления, контролирует исполнение должником текущих требований и своевременность платежей в соответствии с графиком погашения задолженности);
  • осуществляет действия с имуществом должника (принимает участие в инвентаризации, следит за сохранностью, может настаивать на применении обеспечительных мер);
  • контролирует деятельность руководителя (согласовывает сделки должника, рассматривает отчеты об исполнении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, может потребовать отстранения руководителя, может обратиться в суд с требованиями, связанными с недействительностью сделок должника);
  • предъявляет необходимые требования к лицам, предоставившим обеспечение исполнения должником обязательств.

Прекращение производства по делу о банкротстве в связи  с погашением требований кредиторов в ходе финансового оздоровления влечет за собой прекращение полномочий административного управляющего. При  введении другой процедуры банкротства  административный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до утверждения  соответственно внешнего или конкурсного  управляющего.

Основные документы, на основании  которых должник действует в  рамках финансового оздоровления, — план финансового оздоровления и график погашения задолженности. Эти документы разрабатываются учредителями (участниками) должника либо собственником имущества  — унитарного предприятия и утверждаются собранием кредиторов.

План финансового оздоровления предусматривает источники получения средств должником и мероприятия, результатом осуществления которых будет появление у должника средств, достаточных для исполнения графика погашения задолженности.

Мероприятия могут состоять как в осуществлении экономических  действий (перепрофилирование производства, ликвидация убыточных производств, повышение конкурентоспособности продукции и т.п.), так и в получении дополнительных средств от кредиторов либо контрагентов.

План финансового оздоровления представляет собой своего рода бизнес-план деятельности организации-должника в  условиях процедур судебной санации. Данный тип бизнес-плана имеет особый статус, поскольку разрабатывается  предприятием, находящимся в состоянии  неплатежеспособности. Типовая структура  и методические рекомендации по составлению  плана финансового оздоровления предприятия были утверждены распоряжением  Федерального управления по делам о  несостоятельности (банкротстве) (ФУДН) № 98-р от 5 декабря 1994 г.

1.2. Система процедур  банкротства по законодательству  зарубежных стран

Как показывает практика большинства  зарубежных стран, одним из ключевых элементов современной системы  банкротства является наличие специального правительственного учреждения. Оно  способно контролировать действия соответствующего законодательства и представлять рекомендации относительно действий правительства  в данной области.

Как правило, компетенция  и функции государственных органов  по банкротству установлены законом, но во многих странах они имеют  свои специфические особенности. Так, госорганы стран Европейского Союза  обладают полномочиями подавать в Суд  ЕС запросы относительно постановлений  Суда о толковании положений Европейской  Конвенции по банкротству [41].

Информация о работе Анализ причин ограниченного применения процедуры «финансовое оздоровление» в российской судебной практике