Анализ причин ограниченного применения процедуры «финансовое оздоровление» в российской судебной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является проведение комплексного исследования правового института несостоятельности (банкротства) юридических лиц, выявление правовых проблем, возникающих при применении норм данного института на практике и предложение возможных путей их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ причин ограниченного применения процедуры (2).docx

— 254.88 Кб (Скачать файл)

Целесообразно реализовывать  активную антикризисную политику на основании разработки антикризисного проекта, отражающего перспективы  предприятия.

Кроме диагностики банкротства  антикризисный проект предусматривает  проведение различных видов анализа (финансово-экономического, организационного, маркетингового), т.к. они являются наиболее информативными и позволяют оценить  деятельность предприятия не только с точки зрения финансов, но и  с позиции конкурентоспособности  продукции, инвестиционной привлекательности  и т.п. [22, с.125].

Управление антикризисным  проектом - это управление проектом, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности  кризиса, анализ его симптомов, мер  по снижению отрицательных последствий  кризиса и использования его  факторов для последующего развития.

По сути, разработка антикризисного проекта организации, с нестабильным финансовым положением, должна привести к оптимизации ее деятельности. Т.е. руководитель проекта (антикризисный  менеджер) обязан направить все силы и возможности на ограниченную во времени стабилизацию положения  организации.

Основным аспектом при  разработке антикризисного проекта  является определение антикризисной  стратегии организации [15, с.37]. В развитии любой организации существует вероятность наступления кризиса.

Поиск путей выхода из экономического кризиса непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Одна из задач  антикризисного проекта – выявить  причины возникновения кризиса. Для чего производится тщательный анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые  действительно имеют значение для  организации, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния

Можно выделить основные специфические  особенности, которые определяют эффективность  управления антикризисным проектом. Их понимание и дифференциация помогают его анализировать и успешно  осуществлять.

Профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка: общий профессионализм менеджеров, профессиональные знания и навыки, которые отражают особенности антикризисного управления: искусство управления, данное природой и приобретенное  в процессе специальной подготовки, следует выделить особо в перечне факторов эффективности антикризисного управления [15, с.38].

Команде антикризисных проектов следует уделить особое внимание, т.к. от ее действий в рамках антикризисного проекта зависит его эффективность. На каждом этапе жизненного цикла  проекта команда управления предпринимает  меры в соответствии с этапом жизненного цикла антикризисного проекта (рис.3).

Рисунок 3 – Жизненные  циклы антикризисного проекта

Методами достижения финансового  оздоровления в антикризисном проекте  являются:

- Реструктуризация задолженности, 

- Краткосрочное сокращение  издержек,

- Сокращение запасов, 

- Освобождение от неэффективно  используемых основных средств. 

Жизненный цикл антикризисного проекта состоит из четырех циклов соответствующих четырем основным этапам антикризисного проекта:

- Цикл финансового оздоровления,

- Цикл оптимизации финансового  менеджмента, 

- Цикл оптимизации системы  управления в целом, 

- Цикл реструктуризации  бизнеса и модернизации производства.

Каждый из этих циклов следует  рассматривать как особый этап антикризисного проекта. Логика работ по выводу предприятия  из кризиса обусловливает необходимость  выделения следующих фаз каждого  из этих циклов

- Диагностика и анализ  текущего состояния предприятия, 

- Проектирование и разработка  организационных решений, 

- Реализация и внедрение  ранее спроектированных решений  и запланированных действий,

- Контроль достижения  запланированных результатов. 

На этапе финансового  оздоровления предлагается использовать для диагностики состояния предприятия  традиционные коэффициенты анализа  производственно-хозяйственной деятельности. Основными методами достижения финансового  оздоровления являются:

- Реструктуризация задолженности, 

- Краткосрочное сокращение  издержек,

- Сокращение запасов, 

- Освобождение от неэффективно  используемых основных средств. 

На этапе оптимизации  финансового менеджмента предприятия  предлагается использовать:

- Процессно-стоимостной  анализ,

- Анализ процессов формирования  добавленной стоимости, 

- Методы бюджетирования,

- Традиционные инструменты  управления финансами - учетная,  кредитная, - амортизационная и дивидендная  политики.

На этапе оптимизации  системы управления предприятием предлагается использовать следующие методы:

- Совокупность аналитических  инструментов в целях организационно- управленческой, финансово-экономической,  производственно-хозяйственной и  кадровой диагностики; 

- Процессно-ориентированные  подходы к оптимизации управленческих  процессов, 

- Организационный инструментарий  управления проектом.

После оптимизации системы  управления осуществляется разработки и реализации этапа реструктуризации бизнеса и модернизации производства. При этом используются методы стратегического  менеджмента и управления инвестиционными  проектами, сбалансированная система  показателей предприятия.

В случае успешной реализации антикризисного проекта по намеченному  его стратегией пути, в конечном счете предприятие может восстановить свою платежеспособность, стать конкурентоспособным, и привлекательным для инвесторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ судебного дела по финансовому оздоровлению на примере предприятия

3.1. Анализ причин и выводов судебного решения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Рекомендации совершенствования финансового оздоровления предприятий в рамках «финансового оздоровления»

 

 

 

  Итак, с учетом проведенного  анализа в российском законодательстве  возможно изменение процедуры  финансового оздоровления следующим  образом:

     - введение  в законодательство понятия «соглашения об урегулировании долгов» как специальной досудебной меры достижения договоренностей между кредиторами и должником с возможностью присоединения к такому соглашению нескольких кредиторов. Введение в закон о несостоятельности норм о порядке заключения соглашения об урегулировании долгов должно предусматривать право кредиторов предоставить должнику время на решение финансовых проблем, в течение которого кредиторы будут воздерживаться от принудительного взыскания задолженности, а должник добровольно предоставит им информацию о своем финансовом состоянии и не будет предпринимать мер, направленных на вывод имущества;

     - установить  необходимость сокращенного срока  для подачи заявления в арбитражный  суд о введении финансового  оздоровления как стимула к  своевременному обращению в суд  за защитой от кредиторов;

     - установить  срок финансового оздоровления - 2 года, с возможностью его продления  на 3 года, при этом продление срока  процедуры финансового оздоровления, на наш взгляд, не должно рассматриваться  как правило, а, скорее, как  исключение, например, в зависимости  от размера бизнеса должника, периодичности получения им дохода  и иных факторов;

     - предусмотреть  упрощенный порядок утверждения  плана финансового оздоровления  в случае, если такой план одобрен  на досудебной стадии всеми  кредиторами, требования которых  вошли в реестр требований  кредиторов;

     - установление  обязанности должника разработать  и представить в арбитражный  суд согласованный с кредиторами  план финансового оздоровления, предусматривающий погашение всех  требований кредиторов в полном  объеме (в том числе, штрафы, пени, убытки) в течение двух лет  с даты подачи заявления о  введении финансового оздоровления;

     - изменение  очередности удовлетворения требований  по платежам, связанным с социальными  отчислениями (в настоящее время  - единый социальный налог, который  планируется заменить страховыми  взносами на обязательное пенсионное  страхование, обязательное социальное  страхование на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством, обязательное медицинское  страхование, обязательное социальное  страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний);

     - внесение  изменений в законодательство  по вопросу о списании полностью  или частично платежей по пеням  и штрафам в том случае, если  должником выплачена полная сумма  основного долга в ходе процедур  внешнего управления и финансового  оздоровления;

     - установление  правового механизма осуществления  «скидки с долгов» по соглашению с одним или несколькими кредиторами в ходе процедур финансового оздоровления и внешнего управления;

     - в случае, если в течение 6 месяцев такой  план не представлен, финансовое  оздоровление прекращается, а кредиторы  и должник вправе обратиться  в суд с заявлением о признании  должника банкротом;

     - в случае, если план финансового оздоровления  не выполняется, процедура прекращается, должник признается банкротом  и открывается конкурсное производство (наблюдение и внешнее управление  не применяются).

     Внесение предложенных  изменений должно сопровождаться  исключением процедуры финансового  оздоровления в действующей редакции  закона о несостоятельности.

     Представляется, что предложенные изменения позволят  существенно повысить заинтересованность  должника и кредиторов к использованию  процедуры финансового оздоровления, что положит начало качественно  новому этапу развития законодательства  о несостоятельности (банкротстве)  как механизму оздоровления хозяйствующих  субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Финансовое оздоровление представляет собой эффективный  инструмент антикризисного управления, целью которого выступает прогнозируемое желаемое состояние экономического субъекта, оказавшегося в кризисной  или предкризисной ситуации. Такое  желаемое состояние достигается  путем оказания на проблемное предприятие  определенного управленческого  воздействия, раскрываемого в теории, методологии и практике несостоятельности (банкротства).

Цели финансового оздоровления каждой конкретной организации формулируются  на основе осуществленной предварительной  оценки ее реального финансового состояния и возможных перспектив. Именно на этой основе должна разрабатываться и процедура финансового оздоровления с применением наиболее подходящих для данной организации методов.

На сегодняшний день и  зарубежные, и российские компании имеют большой опыт финансового  оздоровления, но он, конечно, очень  различается по глубине, используемым концепциям и моделям государственного регулирования. В странах с реальной рыночной экономикой, либеральной экономической  политикой государства основной акцент делается на макроэкономическом благополучии страны, ее населения, предприятий  и фирм. Поэтому в каждой стране действуют свои правовые основы и  механизмы несостоятельности, но при  этом термин финансовое оздоровление все же не используется. При этом основой действующих механизмов выступает рыночное регулирование.

В России ситуация совершенно иная, и, как показывает практика финансового  оздоровления отечественных компаний, нормы действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) не во всех случаях реализуются так, как того требует закон. Помимо рыночных механизмов, в регулировании данной сферы играют роль многие другие факторы, имеющие отдаленное отношение к  рынку и его институтам, к интересам  предприятий и т.д. Это требует, прежде всего, учета в России опыта  рыночного регулирования развитых стран.

 

 

 

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельно-сти (банкротстве)» (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190; 2009. № 1. Ст. 14.

2. Антикризисное управление / Под ред. Э.М. Короткова. - М.: Инфра-М, 2006.

3. Антикризисный менеджмент / Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: Высшая школа, 2005.

4. Богатырева О.В. Реализация стратегического подхода к финансовому оз-доровлению кризисных предприятий в современной экономике России // Эко-номический анализ: теория и практика. 2008. № 19. С. 21-25.

Информация о работе Анализ причин ограниченного применения процедуры «финансовое оздоровление» в российской судебной практике