Эфтаназия как способ уйти из жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

При достаточно поверхностном анализе суицида, не вдаваясь пока ни в какие подробности оценки этого явления с точки зрения ключевых для него причин и сопутствующих ему условий можно сделать следующий вывод: самоубийство в качестве проявления дееспособной воли, когда страдающим лицом является сам активно действующий субъект, знающий об ожидающих его результатах и сознательно выполняющий задуманный план насилия, - это феномен болезни сознания, для характеристики, которого нельзя использовать медицинский термин.
Цель курсовой работы – изучить феномен самовольного ухода из жизни и эвтаназию как один из способов ухода из жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 САМОВОЛЬНЫЙ УХОД ИЗ ЖИЗНИ………………………………….5
1.1 Исторический аспект изучения самовольного ухода из жизни (сиуцида)…………………………………………………………………………..5
1.2 Социальные и асоциальные факторы, сопутствующие суициду…..11
1.3 Философский аспект анализа самовольного ухода из жизни (суицида)…………………………………………………………………………15
2 ЭФТАНАЗИЯ КАК СПОСОБ УЙТИ ИЗ ЖИЗНИ……………………18
2.1 Историко-социальный аспект эвтаназии…………………………….18
2.2 Современный философский аспект эвтаназии……………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

662 - КР по Философии готово.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

 Следует отметить, что Россию  отличало от многих европейских  государств более взвешенный  и дифференцированный подход  к этому явлению общественной жизни: законы, карающие самоубийство, постоянно уточнялись и дополнялись. Так, например, до проведения реформ Петром Великим предусматривался только суд церкви и никакой уголовной наказуемости за покушение на самоубийство или за самоубийство. Первые формы наказуемости сознательного суицида появляются в военном уставе Петра Первого за 1716 год. Позже по русскому законодательству классифицировались 2 вида самоубийства: суицид, совершенный в состоянии вменяемости (уголовно наказуемо), и в состоянии невменяемости (ненаказуемо), причем меры, предпринимаемые в отношении сознательно покушавшихся на собственную жизнь, постоянно смягчались (см. Уложения о наказаниях 1845, 1857, 1866 и 1885 годов). Не подвергались в соответствии со статьей 1474 Уложения наказанию лица, которые пошли на смерть по великодушному патриотизму ради сохранения государственной тайны или из желания сохранить честь и целомудрие (самоубийцы такого рода не лишались церковного погребения, все их распоряжения оставались в силе).

 В советское время был ликвидирован сектор социальных аномалий при Центральном статистическом Управлении. В этот период нашей истории существовала официально признанная статистика только по доведению до самоубийства, она обнаруживала странные демографические перекосы: большинство такого рода самоубийств совершалось в сельской местности (более 51 процента), несмотря на то, что суицид в мире преимущественно явление городское; уровень образования самоубийц был в основном средний, или неполный средний, тогда как феномен сознательного суицида чаще фиксируем в высоко интеллектуальной среде (в царской России, например, это офицеры флота, представительницы высших женских учебных заведений, известные поэты, художники и т.д.); по своему социальному статусу советские самоубийцы - это чаще всего колхозники или домохозяйки.

 

1.2 Социальные и асоциальные  факторы, сопутствующие суициду

 

 Обычно выделяют факторы  асоциального характера (у Дюркгейма они названы «космическими факторами») такие как время года, дня, а также пол и возраст.

 Давно уже принято считать  одним из фундаментальных теоретических  вопросов социологии и одновременно  суицидологии существование ряда  социальных (демографических) констант, в число которых входит странное  соотношение 1:3, означающее, что в  мире на одну женщину-самоубийцу приходится в среднем три мужчины (не означает ли это эволюционное сохранение той особенности, что более рациональная природа мужчины склонна к сознательному суицидальному акту в большей степени, чем «хаотическая», более защищенная инстинктом самосохранения и сохранения рода, природа женщины).

 Параллельно с прояснением проблемы «мужского» характера суицида вновь встает проблема соотношения между суицидом и сумасшествием, т.к. если самоубийство - не женское, как правило, преступление, то сумасшествие как раз имеет в статистическом плане женский характер, что позволило в свое время Э. Дюркгейму высказать странное предположение о том, что «идиотизм предохраняет от самоубийства» [7, С. 15].

 Кроме того, что суицид преимущественно  «мужское явление», хотя женщины и опережают мужчин по числу суицидальных попыток, он еще и явление «молодое», т.к. суицидальный возраст без различия пола, национальности, места проживания - это 19-40 лет, т.е. период наибольшей жизненной активности человека. Коррективы в эту константу не внес ни «помолодевший» суицид в США и Европе, начиная с конца 60-х годов нашего века, ни искаженная статистика советского периода в нашей стране, ни культурологические исследования истории анализируемого феномена. Например, когда в странах Европы, США, Канаде, Японии и Австралии стал наблюдаться неизменный рост суицидальных попыток в молодежной среде, а смертность от самоубийства стала третьей ведущей причиной ухода из жизни молодых людей в возрасте от 14 лет и старше, то суицидальный «всплеск» опять-таки пришелся на наиболее «сознательный» возраст (сохраняется по сей день) от 20 до 24 лет [7, С. 16].

 Время и  сезон сознательного суицидального  деяния не менее странны по  своим ведущим характеристикам.  Ф. Ницше, Н. В. Гоголь, М. М.  Пришвин не однажды отмечали особое влияние на психику человека «слепящего» полдня.

 Именно полдень  составляет наиболее опасное  в плане суицидальных попыток  время суток выдающийся русский  космист А. Л. Чижевский писал  о причинах «весенних кризисов»  в человеческом сообществе. Чижевский настаивал на том, что воздействие окружающей Среды на нашу психику несравненно глубже, чем это представляется обыкновенно с позиций последовательного антропоморфизма.

 Он делал  вывод о предрасположенности  живого организма в периоды  сезонной солнечной активности к «резким и бурным» психическим переживаниям, включая суицид.

 Если взять  статистику только в течение  ХХ века, то наиболее опасным  временем года будут, как их называют суицидологи, «убийственные месяцы» - май и июнь, современные американские исследователи отмечают сезон - весна.

 «Убийственные  часы» - с утра до полудня, т.е. до 12.00, либо от 13.00 до 15.00.

 Гениальность также накладывает печать неврастении, поэтому неслучаен искус самоубийством у таких известных личностей как Байрон, Гёте, Бетховен, Жорж Санд, Л. Н. Толстой, А. А. Фет, Н. В. Гоголь и др.

Особую роль в  современных обществах, безусловно, играют средства массовой информации, влияющие на заразительность и коллективный характер суицида.

 Учитывая  заразительность суицида, легко перерастающего в психическую эпидемию на грани болезни и здоровья, можно сделать вывод о серьезной опасности влияния на психику современного человека mass media во всех его возможных на сегодняшний день формах [6, С. 30].

 К социальным  факторам, сопровождающим суицид, обычно относят урбанизацию населения, влияние средств массовой информации, заразительность и коллективность самого феномена самоубийства, ослабление института семьи и разрушение ее внутренней гармонии, специфику национальной окраски данного явления, а также определенную связь с характером вероисповедания определенных народов.

 Внутреннее  противоречие, скрытое в просвещенческом  истолковании индивидуальной свободы  личности имело печальные последствия,  т.к. по существу разрешало  человеку ошибаться, как ему заблагорассудиться, но, даруя право на ошибку, не решало тех мучительных внутренних проблем, которые ставят личность на грань между жизнью и смертью, обрекая на выбор последней, что собственно и подтвердил печальный опыт законодательства в нашей стране.

 Сквозь толщу  условностей, обрядов, обычаев,  традиций проступает биение живого  пульса личности, помещающей себя  в рискованные обстоятельства («пограничную  ситуацию» между жизнью и смертью), путеводной же звездой такой  личности выступает специфика человеческого сознания, его способность к рефлексии, связанность в нем интеллекта с волевым началом (или «практический разум», в терминах И. Канта) [7, С. 20].

 Значительная  часть самоубийств совершается  психически здоровыми людьми  в результате социально-психологической дезадаптации личности в условиях «микросоциального конфликта».

 Необходимо  отметить, что, как представляется, «микро» может стать «макро»  - конфликтом, если использовать  оценку социальной регулируемости  поведения личности, данную в  начале нашего века Э. Дюркгеймом. В частности, с точки зрения известного французского социолога, для защиты общества от всплесков массового суицида необходимо отчетливо представлять зависимость сознательного покушения на свою жизнь от степени социальной интегрированности личности. Имеется в виду как возможность жесткой, предельной регуляции поведения личности со стороны общества, так и «слабая» регуляция персонального поведения (варианты заброшенности детей в семье, отсутствие уголовной наказуемости суицида в обществе) как следствие, «аномический суицид» (особенно в среде подростков, эффект разобщенности, отчуждения) [6, С. 22].

 Обе крайности,  по мысли Дюркгейма, одинаково  опасны в плане провоцируемости  сознательного суицида. Подтверждает  данную мысль и существование как эгоистического, так и альтруистического характера самоубийства, которые совершают либо асоциальные личности, либо излишне интегрированные (например, солдат-самоубийца, бросившийся на гранату, спасая жизнь своего товарища).

 Сознательный суицид преимущественно асоциален (чем менее интегрирована личность, тем более подвержена она суицидальным настроениям), глубоко эгоцентричен (статистика показывает значительное преобладание «эгоистического» самоубийства над «альтруистическим»), обусловлен не только рядом внешних условий, но и рядом скрытых от посторонних глаз внутренних индивидуальных причин. За дебрями всевозможной статистики часто упускается главное - личностный, неповторимый характер всякого сознательного сведения счетов с жизнью [7, С. 17].

 Человек, обладающий свободой  «От» принятия самостоятельно  решений, реже подвергает себя  риску самоубийства. В каком-то  смысле господин чаще кончает  собой, чем раб на протяжении  всей человеческой истории; богатый  чаще сводит счеты с жизнью, чем бедный; склонный к рефлексии интеллектуал чаще подвержен суицидальным настроениям, чем простой рабочий. Степень социализации человека проявляет себя не в пользу самоубийцы, однако подлинная индивидуальная свобода оказывается важнее для человечества, чем рабство в любых его исторических формах, ибо именно борьба за свободу личности в обществе часто оплачивается кровью героев.

 

1.3 Философский аспект  анализа самовольного ухода из  жизни (суицида)

 

По существу, и Достоевскому, и  Джемсу удалось определить парадигму  «несчастного сознания» самоубийцы-интеллектуала, заключенную в двух основных несоответствиях человека и мира:

1) тоска по гармоничному устройству  мира, по тому, что «за пределами  природы» существует дух, и  полная невозможность доказать  существование разумного начала вне человека;

2) тоска о Боге как всемогущей  личности при невозможности доказать его бытие [6, С. 31].

 По Камю, самоубийство - один  из способов борьбы с абсурдом  бытия, один из методов познания мира. «Дойдя до своих пределов, ум должен вынести приговор и выбрать последствия. Таковыми могут быть самоубийство и возражение». Но просто самоубийство так же абсурдно, как и сама жизнь, не имеющая цели (смысла). А вот смерть-самопожертвование - есть деяние с гармонизирующей основой. Самоубийство как бунт против непознаваемости мира бесплодно, ибо «самоубийство есть полная противоположность бунта, так как предполагает согласие... На свой лад самоубийство тоже разрешение абсурда, оно делает абсурдной даже саму смерть».

Можно выделить три формы суицида:

- истинный (когда человек действительно хочет убить себя);

- аффективный (с преобладанием эмоционального момента);

- демонстративный (самоубийство как способ привлечь внимание к своей личности) [6, С. 30].

 Первый в  основном характерен для мужчин, второй и третий - для женщин. Причем истинный суицид, как правило, «удается» самоубийцам.

По мнению академика  А. Амбарцумовой: «Самоубийство - это социально-психологическое состояние личности в условиях неразрешенного конфликта, реализация вполне осознанного желания добровольно уйти из жизни. Поэтому неверно считать всех самоубийц сумасшедшими».

 Причин суицида  много. Например, для мегагорода (например, Москвы) очень характерна такая причина, как одиночество, которое в сочетании с городскими суперстрессами социально-экономического характера приводит очень многих к роковому концу.

 Играет свою  зловещую роль пресловутый микроконфликт:  претензия личности к личности. Мы попросту не умеем нормально,  по-доброму общаться друг с другом».

 Американский  психолог из Колумбийского университета Джеффри Янг называет одиночество младшей сестрой депрессии. Не каждый одинокий человек страдает депрессиями, но каждый, кого они мучают - одинок. А от депрессии до самоубийства путь порой бывает короче, «чем из прихожей в комнату, к телефонному аппарату».

 Проблемы  молодых людей, как юношей, так  и девушек, связаны в первую  очередь с тем, что они не  могут найти себе партнера  или же не в состоянии наладить  с ним такие отношения, которые  удовлетворяли бы обоих. Среди  людей старшего возраста это  в основном женщины, у которых вдруг опустел дом, когда выросшие дети вылетели из гнезда, или которых оставил муж.

 «Одиночество потому воспринимается как нечто ужасное, - объясняет доктор психологических наук Регула Фрейтаг, работающая в Обществе по предотвращению самоубийств (Германия), - что мы никак не можем понять: это состояние вообще присуще человеку. Любому из нас знакомо чувство, что он один на всем белом свете, что возможности выразить себя, как-то заявить о своем «я» в принципе очень ограниченны. Людям было бы неприятно это сознавать, и мысли об одиночестве они подсознательно стараются подавлять» [7, С. 23].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ЭФТАНАЗИЯ КАК СПОСОБ  УЙТИ ИЗ ЖИЗНИ

 

2.1 Историко-социальный аспект эвтаназии

 

Одним из важнейших личных прав и  свобод, обеспечивающих само физическое существование человека как биологического существа и его социальный статус как субъекта правовых отношений, является право на жизнь.

Информация о работе Эфтаназия как способ уйти из жизни