Этика Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 14:36, реферат

Краткое описание

Аристотель Стагирский, один из величайших философов античной Греции, родился в 384 г. до н. э. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона. От названия города производится имя Стагирит, которое часто давалось Аристотелю. Отец Аристотеля Никомах и мать Фестида были благородного происхождения. Никомах, придворный врач македонского царя Аминты III, прочил своего сына на ту же должность и, вероятно, сам первоначально обучал мальчика врачебному искусству и философии, которая в то время была нераздельна с медициной.

Вложенные файлы: 1 файл

р.философия аристотель.docx

— 11.44 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

   УЧЕРЕЖЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ        УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Социальной работы, педагогики и ювенологии

Кафедра теории  и методологии  социальной работы

 

 

РЕФЕРАТ

        по дисциплине:

Философия

на тему: «Этика Аристотеля»

 

                                                                      

                                                                       

 

                                                                        

                                                                      

                                                               

                                    

                                                                      

       Выполнила:

               

       Предподаватель:

                                      

 

 

 

 

 

Москва

2013

АРИСТОТЕЛЬ (Aristoteles) Стагирский

 

384 – 322 до н. э.

 

Аристотель Стагирский, один из величайших философов античной Греции, родился в 384 г. до н. э. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона. От названия города производится имя Стагирит, которое часто давалось Аристотелю. Отец Аристотеля Никомах и мать Фестида были благородного происхождения. Никомах, придворный врач македонского царя Аминты III, прочил своего сына на ту же должность и, вероятно, сам первоначально обучал мальчика врачебному искусству и философии, которая в то время была нераздельна с медициной.

 

Рано потеряв родителей, Аристотель отправился сначала в Атарней, в Малой Азии, а затем, в 367 году, – в Афины. Там Аристотель стал учеником Платона и в течении 20 лет был участником платоновской Академии. В 343 г. Аристотель был приглашен Филиппом (царём Македонии) воспитывать его сына – 13-летнего Александра. В 335 г. Аристотель вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу). После смерти Александра Аристотель был обвинён в безбожии и покинул Афины, чтобы, как он говорил, явно намекая на смерть Сократа, избавить афинян от нового преступления против философии. Аристотель переселился в Халкис на Эвбее, куда за ним последовала толпа учеников и где через несколько месяцев он скончался от болезни желудка.

 

Дошедшие до нас сочинения Аристотеля делятся по содержанию на 7 групп:

– Логические трактаты, объединённые в своде «Органон»: «Категории», «Об истолковании», «Аналитики первая и вторая», «Топика».

– Физические трактаты: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «О метеорологических вопросах».

– Биологические трактаты: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных», а также трактат «О душе».

– Сочинения о «первой философии», рассматривающее сущее как таковое и получившее впоследствии название «Метафизики».

– Этические сочинения: т. н. «Никомахова этика» (посвященная Никомаху, сыну Аристотеля) и «Эвдемова этика» (посвященная Эвдему, ученику Аристотеля).

– Социально-политические и исторические сочинения: «Политика», «Афинская полития».

– Работы об искусстве, поэзии и риторике: «Риторика» и дошедшая не полностью «Поэтика».

По Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть единство «материи» и «формы», причём «форма»» - присущий самому веществу «вид», принимаемый им. Один и тот же предмет чувств. мира может рассматриваться и как «материя» и как «форма». Медь есть «материя» по отношению к шару («форме»), который из меди отливается. Но та же медь есть «форма» по отношению к физическим элементам, соединением которых, по Аристотелю, является вещество меди. Вся реальность оказывалась, т. о., последовательностью переходов от «материи» к «форме» и от «формы» к «материи». В учении о познании и о его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого - «мнение», получаемое из опыта, второго - достоверное знание. Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции:

 

) знание о каждом отдельном  свойстве должно быть приобретено  из опыта;

 

) убеждение в том, что  это свойство - существенное, должно  быть доказано умозаключением  особой логической формы - категория, силлогизмом.

 

Видное место в литературном наследии Аристотеля занимают работы по этике. Аристотель предпринимал несколько усилий объяснить, как моральное поведение способствует хорошей жизни человеческих индивидов, включая этику, но самое полное выживающее утверждение его взглядов относительно этики происходит в «Этике Никомаха». Там он рассмотрел естественное желание достигнуть счастья, описал деятельность человеческой воли и моральное обдумывание, развил теорию каждого достоинства.

 

В этике Аристотеля идеал поведения - чувство меры - не роскошь, но и не нищета. Однако недостойно лишь знать, что такое добродетель, следует действовать и жить в соответствии с добродетелью. Также Аристотель различал между хорошим человеком и хорошим гражданином, особенно в регрессирующем режиме. Таким образом, этическое учение Аристотеля стало существенным добавлением к античной традиции определения нравственного действия.

 

Историческое значение философии Аристотеля в том, что он: внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»; дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; выделил 10 философских категорий; дал определение бытия через категории; определил сущность материи; выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии; внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода - от частного к общему, обосновал систему силлогизмов - вывода из двух и более посылок заключения). Характеризуя взгляды Аристотеля, следует сказать, что вначале он находился под сильным влиянием учения Платона, но постепенно освободился от него, затем подвергает его критическому анализу и создает собственное философское учение. Поражает масштаб деятельности древнегреческого мыслителя. Практически не было в тот период науки, которой не коснулся бы Аристотель и в развитие которой он не внес бы свою лепту. Дошедшие до нас произведения Аристотеля можно разделить на несколько групп: логические труды под названием «Органон», куда входят «Категории», «Об истолковании», «Аналитики», «Топика», «О софистических опровержениях»; книга о бытии «Метафизика»; естественнонаучные произведения - «Физика», «О небе», «О частях животных» и др.; этические произведения - «Никомахова этика»; трактат «Политика»; работы по риторике и поэтике - «Искусство риторики», «О поэтике».

 

Итак, школа Сократа-Платона развила концепцию идей, на основе которой можно было объяснять не только природу, но и человека и общество, Аристотель развил учение о форме, что позволило лучше понять сущность отдельной вещи.

Периодизация античной философии (с V в. до н.э. по VI в. н.э.). История античной философии распадается на четыре периода:

• зарождение и формирование (VI в. до н.э.)

• зрелость и расцвет (V-IV вв. до н.э.)

• закат - это греческая философия эпохи эллинизма и латинского философского периода. Римская республика (III-I вв. до н.э.)

• период упадка и гибели в эпоху римской империи (I-IV вв. н.э.)".или

Античная философия имеет более чем тысячелетнюю историю (VII в. до н. э. — VI в. н. э.). Внутри этой истории различают следующие периоды:

• досократический — VII — V вв. до н. э.;

• классический (сократический) — середина V — конец IV вв. до н. э.;

эллинистический — конец IV — II вв. до н. э.;

римский — I в. до н. э. — VI в. н. э. Античную философию в целом можно кратко охарактеризо¬вать следующим образом.

Философия Древнего Востока (Индия, Китай). Возникла в VII, VI вв. до н. э.; просуществовала в различных модификациях вплоть до Нового времени.

Философия Древней Греции и Древнего Рима, или античная философия (VII в. до н. э. –VI в. н. э.)

Философия Средневековья (II, III вв. –XIV в.).

Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.).

Философия Нового времени (XVII – начало XVIII вв.).

Философия эпохи Просвещения (XVIII в.).

Классическая немецкая философия (конец XVIII – XIX вв.).

Философия марксизма (XIX-XX вв.).

Западноевропейская философия конца XIX-XX в.

Русская философия (XI-XVII вв.; XVIII-XIX вв.; конец XIX-XX вв.).

1. Большинство философов  этого периода основой всего  сущего считали Космос, созданный  по типу разумного, живого человеческого  тела. Космос вечен, абсолютен, кроме  него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и  осязать. Он совершенен (божествен).

2. Многие античные философы  пытались найти единую и не¬делимую  первооснову мира. (У Фалеса —  это вода, у Гераклита — огонь, у Демокрита — атомы и т.д.)

 

3. Античная философия  не проводила четкого различия  между фактом бытия и смыслом  бытия (Парменид и др.)

4. В этой философии  были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что  жизнь природы есть постоянное  развитие, источником которого являются  единство и «борьба» противоположностей (Гераклит, Зенон и др.)

5. В философии этого  периода были раскрыты особенности  форм познания: истинное знание  доступно лишь разуму, который  подчиняется законам логики; чувства  не являются источником знания, их область — лишь мнения  людей (Демокрит, Платон, Аристотель).

6. В античной философии  была разработана концепция не  страдающего, а действующего человека, социальность которого вытекает  из его природы. Он — центр  культуры, ее творец (софисты); его  призвание — познавать и творить  добро (Сократ).

7. Значительное внимание  в философии этого времени  уделялось проблемам нравственности. Было доказано, что источником  нравственности являются природа, разум, знание. Идеалом нравственного  человека считался мудрец —  умеренный, благоразумный, бесстрашный, гармоничный человек.

8. В античной философии  было разработано учение об  идеаль¬ном государстве, основанном  на труде рабов. Так, Платон, например, считал, что наиболее совершенным  государством является аристократическая  республика, в которой правят  философы, охраняют воины, производят  материальные бла¬га ремесленники. Только последние могут владеть  собствен¬ностью, так как им необходимы  стимулы к труду. В утопи¬ческом  идеальном государстве Платона  утверждаются едино¬мыслие, общественное  воспитание детей, жесткое разделение  труда. Богатство и бедность одинаково  презираются, посколь¬ку ведут к  порче людей и социальным возмущениям. Таким образом, античная философия  стала вполне самостоя¬тельной  формой общественного сознания. В ней начинают скла¬дываться  основные философские направления, формируется картина мира, основанная  на вере в видимость, «кажимость».


Информация о работе Этика Аристотеля