Экзистенциализм: сущность, разновидности и основные понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 08:25, реферат

Краткое описание

Одним из крупнейших и влиятельных течений ХХ в. стал экзистенциализм (от лат. existentia - существование) - философия существования.
В центре внимания философии существования лежит проблема сущности человеческой жизни. На первый план выдвигаются идеи абсолютной уникальности человеческого бытия, проблемы человека и его места в мире, проблемы духовной выдержки человека, который попал в поток событий и потерял контроль. Экзистенциализм взглянул на человека как переживающее, страдающее и трагическое существо, обладающее возможностью свободного выбора и ответственного за свои поступки. Свобода, смерть, страх, одиночество - ведущие темы экзистенциализма. По мнению экзистенциалистов, сущность (смысл) человеческого существования находится в самом существовании. Существование как сущность скрыто от человека повседневностью, оно прозревается им только в «пограничных ситуациях» - между жизнью и смертью. Страх перед смертью - единственное состояние, в котором человек ведет полностью свободное, самостоятельное существование.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 45.45 Кб (Скачать файл)

Фактически, есть лишь одна добродетель, которую Сартр «официально» признает. Это честность. Никто, считает Сартр, не должен пытаться переложить ответственность за свои поступки на другого человека или на обстоятельства. Человек совершенно свободен выбирать, но за свой выбор он отвечает полностью. Разумеется, он отвечает за него не перед обществом, не перед высшими силами, которых нет, а только перед самим собой. Он должен знать, что лично расплатится за всякий свой поступок. В вопросе ответственности за свое поведение Сартр крайне требователен и суров, когда говорит об отсутствии всякого оправдания, настаивает на том, что посторонних виноватых никогда нет.

Таким образом, с понятием свободы, у Сартра тесно связано понятие ответственности. Существование предшествует сущности (в ходе воспитания и самовоспитания из младенца вырастает личность); следовательно, человек ответственен за свое бытие и за бытие других людей. Именно в этом смысле, по Сартру, «человек осужден за свободу». В результате возникает тема абсурдности существования.

Габриэль Марсель (1889-1973 гг.) - первый французский философ-экзистенциалист. Основные произведения: «Метафизический дневник», «Опыт конкретной философии». Сначала находился под сильным влиянием Кьеркегора, но в 1929 г. стал ревностным католиком. Глубокая религиозность и гуманизм отделяли Марселя от последующих французских экзистенциалистов. Его философия носит ярко выраженный религиозный характер. Марсель, считая невозможным и неприемлемым научное обоснование религии, отвергает рациональные доказательства бытия Бога и утверждает, что Бог принадлежит особому миру «существования», недоступному для объективной науки.

Основные категории философии Марселя - «бытие» и «обладание». Всякий человек существует как личность, как «Я»; его бытие неотчуждаемо от него, оно - не нечто предметное, внешнее, а нечто внутреннее, переживаемое. Напротив, вещи, предметы, объекты, которыми обладает человек, могут быть отчуждены от него. Особую роль в учении Марселя играет понятие «тело». Мое тело есть не только то, чем я обладаю, оно является также и элементом моего бытия. Мое тело - это граница между «быть» и «иметь», ибо наличие тела - необходимое условие всякого обладания. В отличие от тела душа есть идеальное бытие.

Мир обладания вторичен по сравнению со сферой бытия. Но современная экономика и техника подталкивают человечество к тому, чтобы оно погрузилось в мир обладания, предав забвению мир бытия. И потому Марсель призывал к преодолению этой роковой тенденции.

Человеческие проблемы, считал ученый, нельзя решить средствами одного объективного, чисто научного познания. В связи с этим он противопоставлял понятие «проблема» понятию «тайна». Первое характеризует мир объективности, второе - сферу существования. «Проблема» - то, что встречается на пути человека, она всецело перед ним. В этом случае человек рассматривает нечто со стороны, подходит к нему объективно, как к находящемуся вне и независимо от него. «Проблема» находится в сфере логического. «Тайна» - это понятие, которое Марселем противопоставляется понятию «проблема». «Тайна» не противопоставляет субъект объекту. Она захватывает человека, составляет часть его самого; в нее нельзя проникнуть чисто рациональным путем. В сфере существования мир перестает быть «проблемой» и становится «тайной». Объективность всячески исключается из понимания отношений, связей, зависимостей.

Итак, Марсель выступает против субъект-объектных, вещных, предметных отношений как не раскрывающих сути бытия. Он рассматривает обобщение и абстрагирование как величайшее философское зло. Он зовет отрешиться от абстрактного мышления и повернуть к конкретному, единичному, индивидуальному - от «сущего» к отдельным существам во всем их своеобразии, со всеми их отличительными особенностями. Наука, по мнению экзистенциалистов, обладая механизмом универсализации, всюду внедряет «дух абстракции», в котором все конкретное, «личностное» уничтожается, заменяется «безликим», «общезначимым».

Альбер Камю (1913-1960 гг.) - французский писатель и философ, представитель экзистенциализма. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 г. Сам Камю не считал себя ни философом, ни, тем более, экзистенциалистом. Тем не менее, работы представителей этого философского направления оказали на творчество Камю большое влияние.

Как философ и деятель культуры, он испытывал глубокое разочарование в том, как развивается история, в каком направлении движется прогресс, что происходит с судьбами миллионов людей разных стран. Его социальный пессимизм существенно отразился на трактовке всей совокупности философских вопросов, относящихся к человеку, его экзистенциальности. Тематика самоубийств и убийств, бунтов, террора надолго определила направления творчества философа и писателя. Нередко она сопровождалась отходом от ставших традиционными (классическими) канонов философии существования.

Центральное место у Камю занимает понятие «абсурда». Чувство абсурда возникает у человека при соотнесении себя с окружающим. Абсурд в равной степени зависит от человека и от мира. Пока что это единственная связь между ними. Механизм возникновения и становления абсурда, по Камю, следующий. Это чувство возникает спонтанно, как следствие осознания бессмысленности бытия, душевной опустошенности. Неизбежность конца существования, проблема самоубийства наполняют абсурдность существования дополнительным содержанием.

Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества - фашизм, сталинизм и т.п. Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только еще большие насилие и несправедливость.

Следует отметить, что Камю не был догматиком и эволюционировал вместе с историческими обстоятельствами. От нигилизма он приходит к утверждению наличия универсальных ценностей. Камю написал своего «Бунтующего человека» (1950 г.) в условиях апогея сталинской идеологии, военных агрессий в Азии, угрозы возникновения очередной мировой войны. Подлинное мужество проявляет себя не в бедствии, не в примирении с обстоятельствами, не в конформизме. Мир, по Камю, «безрассудно молчалив» и, следовательно, необходимо «бунтовать». Выводя из своего философского кредо - человеческого абсурда - три следствия: бунт, свободу и страсть, писатель сопрягает их в нечто целое, единое. Человек прибегает к бунту из-за того, что вокруг него творятся убийства, несправедливость, беззакония, готовятся и развязываются бесконечные войны, государственный террор. Трагедия философии состоит в том, что она все это пророчествует и оправдывает. Бунтующий человек всему, что его окружает, говорит «нет».

Бунтующий человек не деструктивен (разрушителен), своим поведением он способствует гармонии мира, т.е. созидает достоинство и свободу. Но свобода всегда ограничена и сводится к выбору между различными страстями, противоположными по значению импульсами. Для такого выбора требуется ясность сознания, помогающая преодолевать кипение страстей.

экзистенциализм философский социальный

 

 

Заключение

 

В 60-70-е гг. прошлого века экзистенциализм, став одним из самых популярных направлений западной философии, приобретал множество последователей и сторонников по всему миру. Особенно восприимчивой к его идеям оказалась художественная интеллигенция и студенческая молодежь. Важное значение для человечества конца XX в. имели предупреждения экзистенциализма против безоглядной веры в науку и технику, против недобросовестности приспосабливающегося к экономическим и социальным реалиям сознания (т.е. против конформизма). Экзистенциализм по-новому и весьма продуктивно поставил и разрешил проблему свободы человека, выбора жизненных путей. Одиночество, индивидуализм, утрата чувства сопричастности происходящему, неприкаянность - вот главные черты менталитета той эпохи.

Экзистенциализм отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не выступает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности.

Экзистенциальная философия оправданно исходила из того, что близость, угроза смерти чаще всего заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни, «повернуться» от быта, от повседневности к самому бытию, к собственной экзистенции - сущности, которая едина с существованием. И философы, и писатели-экзистенциалисты остро и ярко осмысливали ситуации на грани жизни и смерти.

Слабость экзистенциалистского подхода состоит в неумении или нежелании увязать субъективные цели и намерения людей, субъективную позицию с внешними историческими детерминантами, с тем фактом, что каждый человек, рождаясь на свет, застает готовыми, сложившимися определенный уровень материальной и духовной культуры, систему социальных институтов… Он включен в это и ему приходится действовать в тех рамках, которые они диктуют. Со свободой теснейшим образом связана и ответственность человека. Без свободы нет и ответственности.

Если человек не свободен, если человек в своих действиях постоянно детерминирован, предопределен какими-либо духовными или материальными факторами, то он, по экзистенциализму, не отвечает за свои действия. Но если человек поступает свободно, если существует свобода воли, выбора и средств их осуществления, значит он в ответе и за последствия своих действий.

Центральным понятием учения является экзистенция - человеческое существование как нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу, которая есть выбор самой себя, своей сущности. Выбор свободы накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире.

Экзистенциалисты считают, что человек не должен убегать от сознания своей смертности, а потому высоко ценить все то, что напоминает индивиду о суетности его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистском учении о «пограничных ситуациях» - предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность.

Пограничные ситуации ставят человека перед необходимостью выбора. Человек постоянно должен выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности и идеалы.

Способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира является следствием фундаментальной характеристики человеческого существования - его свободы.

В наличии реальных возможностей развития события не менее важно и то, что люди свободны в выборе средств, для достижения поставленных целей. А цели и средства, воплощенные в действия, уже создают определенную ситуацию, которая сама начинает оказывать влияние.

Учение экзистенциализма носит ярко выраженный нравственно-этический характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции. С уходом из жизни основных представителей этого течения влияние экзистенциализма ослабло. Но его основные идеи были освоены другими направлениями современной философии.

 

 

Литература.

 

1. Алексеев П.В. История  философии: учеб. - М.: ТК Велби, 2005.

. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2009.

. Водолагин А.В. Психопатология  и метафизика воли (к 125-летию Карла  Ясперса) // Вопросы философии, 2008, №5, с. 140-148

. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., Политиздат, 1989. - С. 319-344.

. Сидоренко И.Н. Карл Ясперс. Мн.: Книжный дом, 2008.

. Философия Мартина Хайдеггера  и современность: Сборник / АН СССР, Ин-т философии; редкол.: Мотрошилова Н.В. (отв. ред.) и др. - М.: Наука, 1991.

. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова, 7-е изд. - М.: Республика, 20


Информация о работе Экзистенциализм: сущность, разновидности и основные понятия