Экзистенциализм: сущность, разновидности и основные понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 08:25, реферат

Краткое описание

Одним из крупнейших и влиятельных течений ХХ в. стал экзистенциализм (от лат. existentia - существование) - философия существования.
В центре внимания философии существования лежит проблема сущности человеческой жизни. На первый план выдвигаются идеи абсолютной уникальности человеческого бытия, проблемы человека и его места в мире, проблемы духовной выдержки человека, который попал в поток событий и потерял контроль. Экзистенциализм взглянул на человека как переживающее, страдающее и трагическое существо, обладающее возможностью свободного выбора и ответственного за свои поступки. Свобода, смерть, страх, одиночество - ведущие темы экзистенциализма. По мнению экзистенциалистов, сущность (смысл) человеческого существования находится в самом существовании. Существование как сущность скрыто от человека повседневностью, оно прозревается им только в «пограничных ситуациях» - между жизнью и смертью. Страх перед смертью - единственное состояние, в котором человек ведет полностью свободное, самостоятельное существование.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 45.45 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Экзистенциализм: сущность, разновидности и основные понятия

 

 

Введение

 

Одним из крупнейших и влиятельных течений ХХ в. стал экзистенциализм (от лат. existentia - существование) - философия существования.

В центре внимания философии существования лежит проблема сущности человеческой жизни. На первый план выдвигаются идеи абсолютной уникальности человеческого бытия, проблемы человека и его места в мире, проблемы духовной выдержки человека, который попал в поток событий и потерял контроль. Экзистенциализм взглянул на человека как переживающее, страдающее и трагическое существо, обладающее возможностью свободного выбора и ответственного за свои поступки. Свобода, смерть, страх, одиночество - ведущие темы экзистенциализма. По мнению экзистенциалистов, сущность (смысл) человеческого существования находится в самом существовании. Существование как сущность скрыто от человека повседневностью, оно прозревается им только в «пограничных ситуациях» - между жизнью и смертью. Страх перед смертью - единственное состояние, в котором человек ведет полностью свободное, самостоятельное существование.

В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, непохожего ни на кого. Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. К экзистенциализму относят разных авторов: в Германии - М. Хайдеггер, К. Ясперс; во Франции - Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар; в России - Л. Шестов, Н. Бердяев. В США идеи экзистенциализма популяризируют У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эди; в Италии - Н. Аббаньяно, Э. Кастелли, Э. Пачи. В Испании к нему был близок Х. Ортега-и-Гасет.

В настоящее время философский экзистенциализм представляет собой довольно мозаичное и в то же время единое по своей сути явление. Среди его сторонников писатели и профессиональные философы, христиане и атеисты, мыслители России, Германии, Франции и т.д. Идеи экзистенциализма разделяют и разрабатывают не только профессиональные философы, но также представители широких кругов европейской интеллигенции.

 

 

1. Характеристика экзистенциализма

 

Теоретические истоки экзистенциализма весьма обширны и уходят вглубь XIX в. К ним относятся: религиозно-мистическое учение датского философа С. Кьеркегора, иррационализм и нигилизм немецкого мыслителя Ф. Ницше, интуитивизм французского идеалиста А. Бергсона, феноменологические концепции. Близки к экзистенциализму были и позиции выдающегося испанского философа и писателя Х. Ортеги-и-Гассета.

Свое идейное начало экзистенциализм берет в философии Кьеркегора, который ввел понятие «экзистенции» как осознания внутреннего бытия человека в мире. Непосредственными родоначальниками экзистенциализма являются немецкие философы Хайдеггер, Ясперс, французские философы и писатели Сартр, Марсель, Камю. Собственно философским течением экзистенциализм стал только после 1-й мировой войны, потрясшей до основания весь социально-экономический уклад европейского общества и заставившей по-новому взглянуть на проблему человека. Уже в 40-х-60-х гг. экзистенциализм становится одним из самых популярных философских направлений ХХ в.

Гносеологическим источником экзистенциализма являются проблемы бытия, существования человека, соотношение рациональных и нерациональных форм самопостижения человека. В отличие от Канта, поставившего вопрос: «Что такое человек?», экзистенциалисты центр тяжести переносят на вопрос: «Как стать человеком?» или конкретнее: «Можно ли стать человеком в век абсурда, и если да, то как?»

Основная категория философии экзистенциализма - это экзистенция, обозначающая прежде всего уникальное и непосредственно переживаемое человеческое существование. Ее невозможно познать рациональными философскими средствами. Экзистенция, считали Хайдеггер и Сартр, является бытием, которое сознает свое окончание. Определяя экзистенцию через ее конечность, экзистенциалисты толкуют ее как «временность», реальной точкой отсчета которой есть смерть. Поэтому именно время является наиважнейшей характеристикой бытия. Три формы времени (прошлое, современное, будущее) есть три структурных элемента существования. Человеку присуще действительное существование лишь в том случае, когда господствующей формой есть будущее, а преимущество современного приводит к растворению в мире. Специфичность экзистенции раскрывается через неповторимость, уникальность человеческого лица, которое находит свое непосредственное воплощение в целях, замыслах, проектах, повернутых в будущее. Итак, специфичность человеческой экзистенции видится в ее постоянной «нацеленности» на будущее.

Еще одним важным определениям экзистенции есть трансцендирование, т.е. выход за свои границы. В зависимости от понимания трансцендентного и самого акта трансцендирования различается форма философствования у представителей экзистенциализма. С точки зрения Сартра и Камю, трансценденция есть «ничто», которое выступает как глубочайшая тайна экзистенции. А Ясперс и Марсель признают реальность трансцендентного, связывая с ним жизнь и судьбу человека.

Такое неоднозначное толкование трансцендентного дает возможность выделить два основных направления в экзистенциализме: атеистический и религиозный. Оба направления объединяет убеждение в том, что существование предшествует сущности, или, что нужно исходить из субъекта.

Человек обладает некой человеческой природой. Эта человеческая природа, являющаяся «человеческим» понятием, имеется у всех людей. А это означает, что каждый отдельный человек - лишь частный случай общего понятия «человек». Если даже Бога нет, то есть, по крайней мере, одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек. Таким образом, убеждение, что существование предшествует сущности, означает следующее: человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность.

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. А поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать (после этого порыва к существованию), то он есть лишь то, что сам из себя делает. Таков главный принцип экзистенциализма, из которого вытекают важные следствия: нет заданной человеческой природы, никакая внешняя сила, кроме самого индивида, не может сделать его человеком. Тем самым экзистенциализм проводит важную идею индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним и другими людьми.

Однако этому препятствует объективный процесс обесчеловечения, деперсонализации общества, вызывающий в каждом человеке сопротивление, сила и качество которого выражается по-разному в зависимости от мировоззрения, социальных условий и т.д. Существование человека связывается с двумя типами бытия: неистинным бытием и истинным бытием. Неистинное бытие (бытие в отношении к другим вещам) характеризуется однородностью, отсутствием творческих источников, любых изменений, застоем. Такое бытие абсурдно, бессмысленно, несвободное, в нем человек существует как вещь и не является «хозяином» самого себя, он находится в плену вещей и понятий, которые сам создал. Истинное бытие (бытие в отношении к самому себе) является настоящей экзистенцией, которую отличает активность, движение, нахождение свободы.

Согласно экзистенциализму, человек - это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Представление о смерти как самоочевидной, абсолютной границе любых человеческих начинаний занимает в экзистенциализме такое же место, как и в религии, хотя большинство представителей этой философии не предлагают человеку никакой потусторонней перспективы. Экзистенциалисты считают, что человек не должен убегать от сознания своей смертности, а потому высоко ценить все то, что напоминает индивиду о суетности его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистическом учении о «пограничных ситуациях» - предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человек. И главная «пограничная ситуация» - это ситуация перед лицом смерти, «ничто», «быть или не быть» в атеистической разновидности экзистенциализма или перед миром трансценденции (Бога) - в религиозной разновидности экзистенциализма.

Пограничные ситуации ставят человека перед необходимостью выбора. Человек постоянно должен выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности и идеалы. Для религиозного экзитенциализма главный момент выбора: «за» или «против» Бога. «За» - значит путь веры, любви и смирения. В результате, человека ждет бесконечное блаженство. Против - означает отречение от Бога, чреватое божественной карой.

В атеистической разновидности экзистенциализма главный момент выбора связан с формой самореализации личности. Эта самореализация определяется фактом случайности человеческого бытия, его заброшенностью в этот мир. Заброшенность означает, что человек никем не создан, не сотворен. Он появляется в мире по воле случая, и ему не на что опереться. Ни христианская мораль, ни любая другая светская мораль не укажет человеку, как ему действовать. Человек не может опираться ни на какие предписания, которые бы оправдывали его поступки. Он сам их формирует в ходе своей деятельности и общения. Выбирая те или иные ценности и идеалы, делая те или иные поступки, индивид формирует себя как личность. Ничто не определяет и не может определить характер его выбора.

Заброшенность приходит вместе с тревогой. Человек, который на что-то решается, должен сознавать, что выбирает не только свое собственное бытие. Выбирая одновременно с собой и все человечество, он не может избежать чувства полной и глубокой ответственности. Отсюда вытекает чувство тревоги за будущее всего человечества. Поскольку каждый человек делает свой выбор сам, и у него нет никаких целеуказаний, нет никаких знамений, то для каждого человека все происходит так, как будто взоры всего человечества обращены к нему, и будто все сообразуются с его поступками. Такая тревога знакома всем, кто брал на себя какую-либо ответственность. Однако она не мешает им действовать, наоборот, составляет условие действия, так как предполагает, что рассматривается множество различных возможностей. И когда они выбирают одну, то понимают, что она имеет ценность именно потому, что она выбрана.

Способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира является, с точки зрения экзистенциализма, следствием фундаментальной характеристики человеческого существования - его свободы. Экзистенциалисты подчеркивают, что человек свободен совершенно, независимо от реальных возможностей существования его целей. Свобода человека сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности выбирать, делать выбор. Речь идет не о выборе возможностей для действия, а выражении своего отношения к данной ситуации. Таким образом, свобода в экзистенциализме - это, прежде всего, свобода сознания, свобода выбора духовно-нравственной позиции индивида.

Стремясь к свободе, человек обнаруживает, что она целиком зависит от свободы других людей и что свобода других зависит от его свободы. Как только начинается действие, человек обязан желать вместе со своей свободой свободы других. Он может принимать в качестве цели свою свободу лишь в том случае, если поставляет своей целью также и свободу других. Свобода предстает в экзистенциализме как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать «как все», но только ценой отказа от себя как личности.

Следует признать сильную сторону в постановке проблемы свободы у экзистенциалистов. Она заключается в стремлении подчеркнуть, что деятельность людей направляется, главным образом, не внешними обстоятельствами, а внутренними побуждениями, что каждый человек в тех или иных обстоятельствах мысленно реагирует не одинаково. От каждого человека зависит очень многое, и не надо, в случае отрицательного развития событий, ссылаться на «обстоятельства». Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности. В каждый конкретно-исторический момент существует не одна, а несколько возможностей. При наличии реальных возможностей развития события не менее важно и то, что люди свободны в выборе средств для достижении поставленных целей. А цели и средства, воплощенные в действия, уже создают определенную ситуацию, которая сама начинает оказывать влияние.

Со свободой теснейшим образом связана и ответственность человека. Без свободы нет и ответственности. Если человек не свободен, если он в своих действиях постоянно детерминирован, предопределен какими-либо духовными или материальными факторами, то он, с точки зрении экзистенциалистов, не отвечает за свои действия. Но если человек поступает свободно, если существует свобода воли, выбора и средств их осуществления, значит он в ответе и за последствия своих действий.

Экзистенциализм отвергает как рационалистическую просветительскую традицию, сводящую свободу к познанию необходимости, так и гуманистически-натуралистическую, для которой свобода состоит в раскрытии природных задатков человека. Свобода, согласно экзистенциализму, - это сама экзистенция, экзистенция и есть свобода. Поскольку же структура экзистенции выражается в трансцендировании, то понимание свободы различными представителями экзистенциализма определяется их трактовкой трансценденции. Для Марселя и Ясперса это означает, что свободу можно обрести лишь в Боге. По Сартру, быть свободным значит быть самим собой.

Слабость экзистенциалистского подхода состоит в неумении или нежелании увязать субъективные цели и намерения людей, субъективную позицию с внешними историческими детерминантами, с тем фактом, что каждый человек, рождаясь на свет, застает готовым, сложившимся определенный уровень материальной и духовной культуры, систему социальных институтов и т.д. Он включен в это, и ему приходится действовать в тех рамках, которые они диктуют.

Информация о работе Экзистенциализм: сущность, разновидности и основные понятия