Эволюция форм познавательной деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 23:00, контрольная работа

Краткое описание

Проблемы познания рассматриваются в особом разделе философии, который называется гносеология. Термин гносеология происходит от греческих слов гнозис — знание, и логос — учение. слово, и означает «учение о познании».
Поскольку предметом философии является всеобщее в системе отношений «человек-мир», то гносеология, как раздел философии, изучает всеобщее, характеризующее познавательную деятельность человека. Особое значение для гносеологии имеет вопрос «Познаваем ли мир?».
Основными категориями и понятиями философии являются следующие: знание, сознание, истина, явление, сущность, субъект, объект, чувственное, рациональное, вера, интуиция и т. д.

Содержание

Эволюция форм познавательной деятельности человека.
Чувственное, рациональное, интуитивное познание.
Философское учение об истине.
Практика и её роль в познании.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия Вар 12.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Однако практика не только источник, но и основа, движущая сила познания. В практике коренятся импульсы к приобретению нового знания, ее потребности выступают как важнейшая движущая сила познания. Так, повышенный интерес к разработке экологической проблематики в наши дни определяется в первую голову практическими потребностями преодоления экологического кризиса, а внимание к вопросам генетики - практическими потребностями увеличения производства продовольствия, борьбы с наследственными болезнями и т.д.

В конечном счете, как уже отмечено выше, «скачок» от эмпирии к теории есть ответ на потребности практики в проникновении в глубины сущности, в раскрытии закономерностей природы.

Следует подчеркнуть, что, как правило, сам первый шаг практического применения теории дает необходимый материал для ее дальнейшего продвижения вперед и порождает мощные стимулы к ее развитию. Так было в свое время с электричеством, так сравнительно недавно обстояло дело с развитием атомной физики твердого тела, кибернетики.

Вместе с тем и здесь недопустима абсолютизация: при всей роли практики и ее влиянии на познание последнее обладает относительной самостоятельностью. Действительно, движение познания нередко обеспечивается собственной логикой, преемственностью в его развитии, больше того, сама научная мысль способна в отдельных случаях намного опережать практику. Роль практики видна и в том, что она дает познанию инструменты и технические средства научного исследования, что особенно важно в современных условиях, в обстановке прогрессирующей индустриализации науки.

Наконец, практика выступает и как цель познания, хотя в оценке этого параметра воздействия практики на познание одинаково ошибочны обе крайности - и узкий практицизм в подходе к науке, непомерно сужающий диапазон исследовательского поиска, и попытки ухода в так называемую «чистую» науку, нежелание работать над решением практических задач.

К тому же нужно видеть и учитывать неодинаковую дистанцию разных отраслей знания от практики: связь технических наук с производственной практикой самая непосредственная, фундаментальных наук - более отдаленная, опосредованная.

Роль практики как цели познания особенно ярко проявляется в наши дни в том, что наука превращается в непосредственную производительную силу, играет все большую роль в развитии и материально-производственной и социальной сферы общественной жизни.

Наряду с этим важно видеть и учитывать, что познание в свою очередь оказывает существенное обратное влияние на практику, реализуя, в частности, и нформационно-отражательную функцию, формируя идеальные планы деятельности.

Не меньшее значение для практики имеет проектно-конструкторская функция познания, обеспечивающая формирование таких видов деятельности, которые без науки не могли бы возникнуть.

Иными словами, не только практика устанавливает истинность теории, но и подлинно научная теория выполняет роль критерия правильности практики.

Наконец, познание, теория воздействуют на практику через предсказательную, прогнозирующую функцию, определяя не только тактику, но и стратегию практической деятельности.

Все это, вместе взятое, свидетельствует о взаимном влиянии практики и познания, практики и теории, об их органическом единстве. Анализ сущности познавательного oтношения человека к миру и выявление роли практики в познании как его источника и основы подводит к решению следующей узловой проблемы - к рассмотрению механизма процесса, соотношения в нем чувственного отражения и рационального познания.

ПРАКТИКА КАК ОСНОВА ПОЗНАНИЯ И КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ

Познание возникает на основе и для удовлетворения нужд практической деятельности человека. Практикой называется чувственно-материальная деятельность людей, изменяющая предметы, явления, процессы действительности. Практика, лежащая в основе познания, – это такое взаимодействие субъекта (человека) и объекта (материального предмета), непосредственным результатом которого является изменение объекта. Так, с помощью орудий труда человек изменяет почву: разрыхляет, удобряет ее и т.д. В результате этого повышается плодородие почвы. Практика изменяет не только объект, но и субъект. Человек развивается в труде.

Практика состоит из многих сторон. Основу ее составляет производство материальных благ: пищи, одежды, орудий труда и т.п. В практику входят и другие формы общественной деятельности, ведущей к изменению материального мира: классовая борьба, национально-освободительное движение, революция; к общественной практике относится также деятельность в области народного просвещения, здравоохранения и т.д.

Процесс познания относится к теоретической деятельности людей. Теория – это научное обобщение практики, отражение действительности в сознании человека. Теория сама по себе не изменяет действительности. Мы можем построить идеальные планы преобразования мира, совершать в мысли революции, но от одного этого мир не изменится. Великая активная роль познания, мышления, теории заключается в том, что они могут указать пути преобразования мира. Однако для претворения идей в жизнь нужна практическая деятельность.

Теоретическая деятельность людей не является самостоятельной, автономной: она возникла и развилась на основе практики. Осознание действительности, ее отражение в мозгу человека необходимо для успешной практической деятельности. Практика служит основой и движущей силой развития теории. Запросы практики, в частности потребности производства, указывают направление развития науки, двигают ее вперед. Но не только практика, в частности производственная, двигает развитие познания. Происходит и обратный процесс: успехи теоретического познания побуждают к практическим преобразованиям. В связи с этим изменяется отношение науки к производству, "наука все больше становится непосредственной производительной силой, а производство – технологическим применением современной науки". В этом единстве, взаимодействии познания и практики примат остается за практикой.

Наука, теория возникает из потребностей практики и как ее обобщение. Астрономия была вызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания, различные отрасли физики возникли для удовлетворения нужд растущей техники производства. Век пара породил учение о теплоте, переход к электрическим двигателям потребовал детальной разработки теории электричества. На основе практики возникают и развиваются понятия, теории. Человек прежде всего фиксирует внимание на тех предметах и тех сторонах, которые практически полезны и необходимы для его жизни. Практика указывает, какую сторону надо выделить в предмете как главную, существенную. Такое важнейшее понятие биологической науки, как вид, возникло на основе практической деятельности в области земледелия и животноводства. Люди фиксировали свое внимание прежде всего на практически полезных для них растениях и животных, объединяя отдельные особи, экземпляры в однородные группы по определенным объективным признакам. В дальнейшем стали группировать растения и животных не только на основании их сходства, но и их родства. Так возникло генетическое понятие о виде.

На основе практики возникают и развиваются общественные науки. Теория научного социализма возникла как обобщение практики рабочего движения и для нужд борьбы рабочего класса против буржуазии, против угнетения.

Отрыв естественных и технических наук от практики производства приводит к замедлению технического прогресса и застою науки. В отрыве от своего живительного источника – практики наука хиреет, начинает заниматься мелкими вопросами или схоластическими рассуждениями. Познание не ограничивается регистрацией результатов практики. Чтобы освещать путь практике, оно должно предвидеть будущее. Основываясь на практике сегодняшнего дня, познание открывает перспективы для развития производства, культуры и т.д. Если бы теория не давала этого, она потеряла бы свое значение. Наука может образовывать понятия и о таких явлениях, которые еще не возникли. Так, научное понятие о коммунистической формации возникло задолго до ее появления. Но это отнюдь не означает, что понятие о коммунизме было беспочвенным, не основанным на практике. Вся практика развития общества, основные тенденции развития капитализма, опыт классовой борьбы пролетариата против буржуазии – все это послужило основой возникновения учения о коммунистическом обществе.

Агностики, отрицающие познаваемость мира, ссылались на отсутствие надежного критерия истины. Многие философы критерий истинности познания искали в ясности и отчетливости представлений и понятий, в их общезначимости, в коллективном опыте. Но познание не может быть критерием истинности самого себя.

Посредством практики человек доказывает объективную истинность своих понятий. Правильны ли наши представления о строении атома и об энергии, таящейся в нем? Практика научных экспериментов и использования атомной энергии в различных отраслях науки и техники подтвердила объективную истинность учения физики о строении и свойствах атома.

Марксистское понимание практики как критерия истины отличается от прагматического. Прагматизм отрицает объективную истину и выдвинул положение: истинно то, что полезно, что удобно. Каждый человек любое положение может признать за истинное или ложное в зависимости от того, может он извлечь из него пользу или нет. Прагматист Джемс писал: "Наша обязанность искать истину проистекает из нашей общей обязанности делать то, что окупается". Прагматист по соображениям удобства и пользы признает истинной идею о существовании бога, а объективно истинное положение о неизбежности гибели капитализма и победе социализма отвергает как ложное, ибо оно не отвечает интересам буржуазии.

Конечно, знание полезно, оно представляет большую силу. В наш век огромного технического прогресса никто не сомневается в значении знания для жизни людей. Но оно приносит действительную пользу обществу тогда, когда оно истинно. Не из пользы знания вытекает его истинность, а из истинности знания, из того, что оно верно отражает действительность, вытекает его великое практическое значение.

Практика как критерий истинности наших знаний стоит выше чувственного созерцания и абстрактного мышления, соединяя в себе достоинства и того и другого. Эмпирическое познание обладает достоинством непосредственной действительности, ибо оно отражает предмет таким, каким он является. Но оно само никогда не может вскрыть и доказать необходимость, закономерность наблюдаемых связей. Наблюдая какой-либо единичный случай получения пара из воды, нельзя вывести закон, установить необходимость этого процесса. Мышление своей задачей имеет познание необходимости. И научное, теоретическое мышление, основываясь на данных чувственного созерцания, выполняет эту функцию. Оно познает закономерные связи, но достигает этого путем потери непосредственной связи с действительностью, в результате некоторого отвлечения от нее.

Практика соединяет в себе непосредственную действительность, достоверность с познанием необходимости, ибо, с одной стороны, практика – это чувственная, материальная деятельность людей, а с другой стороны, в ней человек проверяет и реализует свои понятия, теории и т.д. Например, научный эксперимент всегда возникает как практическое воплощение какого-либо теоретического построения, которое он должен проверить.

Практическое осуществление идей всегда вносит корректив, поправляет и развивает их. Практика, подтверждая или отвергая одни идеи, служит основой для возникновения других. Так и происходит непрерывно процесс развития знания на основе взаимосвязи теории и практики. Взаимность эксперимента и различных теоретических построений в современном естествознании – яркий пример связи теории и практики.

Экспериментальное изучение явлений имеет огромное преимущество перед простым наблюдением. Коротко это преимущество И.П.Павлов сформулировал следующим образом: "Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет". Эксперимент дает возможность исследователю активно вмешиваться в ход изучаемых процессов. К эксперименту обычно прибегают для проверки какой-либо гипотезы, которую он может либо подтвердить, либо опровергнуть. Но и в том и в другом случае он ведет к развитию знания. Если эксперимент подтверждает гипотезу, то она укрепляется, а иногда и обогащается новым содержанием; если эксперимент опровергает ее, то он дает материал для новых теоретических построений, более глубоких, на основе которых делаются новые эксперименты. Например, опыт Майкельсона, опровергший гипотезу об эфире, послужил толчком к возникновению специальной теории относительности.

Критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Этот критерий абсолютен, ибо все, что доказано практикой, является объективной истиной. Относительность критерия практики состоит в том, что на каждом данном историческом этапе своего развития практика не может полностью подтвердить или опровергнуть существующие теоретические положения. Во всех отраслях научного знания имеется еще немало недоказанных и неопровергнутых гипотез, окончательный приговор которым вынесет практика будущего. То, что практика нынешнего дня подтвердила частично, то дополняет практика последующего времени. Только практика в ее развитии может быть критерием истинности развивающегося познания. Так, практика сегодняшнего дня еще недостаточна для доказательства космогонических гипотез. Мы не можем сказать, что планеты действительно образовались так, как изображается в какой-либо из наиболее признанных гипотез. Но развитие практики, в частности астрономических наблюдений, в конце концов приведет к решению и этого вопроса. Существование гипотез в науке свидетельствует о том, что в нашем познании еще много недоказанного. При этом доказательство или опровержение практикой одних гипотез ведет к возникновению других.

Непрерывное развитие практики не позволяет нашим знаниям застыть, превратиться в абсолют. Абсолютность практики как критерия истинности дает нам возможность отличать знание, идущее по пути объективной истины, от вымыслов.

Литература.

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: 2006.
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. Издание второе, переработанное и дополненное.— М.: Гардарика, 1997
  3. Введение в философию. Учебное пособие для вузов под ред. Фролова И.Т. 3-е изд. М.: Республика  2005г.
  4. Ильин В.В. Теория познания. - М.: 1993.

Информация о работе Эволюция форм познавательной деятельности человека