Эволюция форм познавательной деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 23:00, контрольная работа

Краткое описание

Проблемы познания рассматриваются в особом разделе философии, который называется гносеология. Термин гносеология происходит от греческих слов гнозис — знание, и логос — учение. слово, и означает «учение о познании».
Поскольку предметом философии является всеобщее в системе отношений «человек-мир», то гносеология, как раздел философии, изучает всеобщее, характеризующее познавательную деятельность человека. Особое значение для гносеологии имеет вопрос «Познаваем ли мир?».
Основными категориями и понятиями философии являются следующие: знание, сознание, истина, явление, сущность, субъект, объект, чувственное, рациональное, вера, интуиция и т. д.

Содержание

Эволюция форм познавательной деятельности человека.
Чувственное, рациональное, интуитивное познание.
Философское учение об истине.
Практика и её роль в познании.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия Вар 12.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

                                                                                                        

                                            

Содержание.

  1. Эволюция форм познавательной деятельности человека.
  2. Чувственное, рациональное, интуитивное познание.
  3. Философское учение об истине.
  4. Практика и её роль в познании.
  5. Литература.

 

 

 

  1. Эволюция форм познавательной деятельности человека.

 

Проблемы познания рассматриваются в особом разделе философии, который называется гносеология. Термин гносеология происходит от греческих слов гнозис — знание, и логос — учение. слово, и означает «учение о познании». 
Поскольку предметом философии является всеобщее в системе отношений «человек-мир», то гносеология, как раздел философии, изучает всеобщее, характеризующее познавательную деятельность человека. Особое значение для гносеологии имеет вопрос «Познаваем ли мир?». 
Основными категориями и понятиями философии являются следующие: знание, сознание, истина, явление, сущность, субъект, объект, чувственное, рациональное, вера, интуиция и т. д. 
Обратимся к проблеме субъекта и объекта познания, которая является одной из основных для классической гносеологии. Субъект и объект познания, это парные категории, возникшие на достаточно позднем этапе развития философии и представляющие из себя единство противоположностей.  
Субъект познания — это познающее сознания или источник целенаправленной активности, носитель познавательной, предметно-практической и оценочной деятельности. 
Субъектом познания могут быть: 
— индивид, наделенный сознанием, способностью к ощущениям, к восприятию, эмоциями, способностью оперировать образами, абстрактными понятиями; 
— группа (коллектив) 
— общество в целом. 
Общество считается универсальным (трансцендентальным — по Канту) субъектом, в котором объединены субъекты всех других уровней, люди всех поколений. В настоящее время нет возможности представить познание вне общества. Поэтому, с одной стороны — познание каждого человека обусловлено состоянием общечеловеческой культуры, а с другой стороны, общество, как субъект, реализует свои познавательные способности через познавательную деятельность индивидуальных субъектов. Особую роль в познании играет язык. 
Объект, это то, что противостоит субъекту, на что направлена познавательно-предметная и оценочная деятельность человека. 
Понятия субъект и объект относительны: то, что в одном отношении выступает как объект, в другом отношении может быть субъектом и наоборот. Один человек, являясь субъектом познания, в то же время может служить объектом познания для другого человека. Каждый человек способен делать объектом познания самого себя: свои ощущения, чувства, мысли. поведение. 
Порой грани между субъектом и объектом трудноуловимы или отсутствуют вовсе. Человек — изучает мир, являясь его частью. Учитель учит ученика, но в процессе обучения они оба являются субъектами. В квантовой механике доказана особая роль прибора и наблюдателя в познании микрообъектов, то есть объект зависит от условий познания, а условия познания являются частью объекта.

Связь субъекта и объекта в гносеологии выражается еще и в том, что объектом является не просто любой фрагмент реальности, а только тот, на который направлено внимание субъекта, который вовлекается в практическую или теоретическую мыслительную деятельность субъекта. Поэтому в каком-то смысле «субъект порождает объект» или превращает предмет в объект своей деятельности. 
(Пока элементарные частицы не были известны человеку — они не могли быть объектом. До XV не выделялись в качестве объекта человеческие переживания, эмоции — поэтому не было психологии и жанра романа в литературе.)

Далее обратимся к проблеме развития знания. Знание человечества о мире развивается, но вот вопрос о том, как оно развивается, и каковы основные этапы этого развития заслуживает анализа.

Вопрос о развитии познания и истории этого развития, в общем-то, необъятный. И для тех целей, которые преследует наша работа, будет достаточно выделить два важнейших уровня этого развития.

Выделяют эти два уровня так: уровень обыденного познания (и, соответственно, обыденного знания как результата) и уровень научного познания (научного знания). Между ними, несомненно, существует множество промежуточных состояний и этапов и некоторые важнейшие переломные моменты этого процесса развития мы рассмотрим позже, а сейчас нам нужно рассмотреть те специфические черты и характеристики, которые выделяют эти два уровня развития познания - обыденный и научный.

Обыденное познание - это познание мира человеком в процессе его повседневной (обыденной) жизнедеятельности. Оно не носит целенаправленного характера и является случайным и несистематическим. Люди в процессе повседневной деятельности случайно сталкиваются с новыми явлениями, повторением этих явлений, регулярностями явлений и это откладывается в виде обыденного знания.

Случайность и несистематичность очень тесно связаны с такими характеристиками, как отрывочность обыденного знания, его фрагментарность и даже противоречивость. В самом деле, в одних случаях мы (люди) руководствуемся одними соображениями, в других - другими, иногда - прямо противоположными. И это никого не смущает, даже если это противоречие становится явным. Обычная реакция в таких случаях ``ну и что?"

Одной из важнейших специфических черт обыденного знания является способ его выражения. Обыденные знания выражаются в форме рецептов - что нужно сделать, чтобы получить такой-то результат, причем вопрос: почему нужно сделать именно это, а не другое обычно и не возникает - на то и рецепт, отработанный, опробованный. Итак, обыденное знание получается нецеленаправленно, случайно, является несистематичным и даже противоречивым, выражается в рецептурной форме. В противоположность этому, научное знание является результатом целенаправленного поиска. При этом, конечно же, не исключается элемент случайности - многие выдающиеся открытия были сделаны случайно (рентгеновские лучи, высокотемпературная сверхпроводимость в наше время). И я не стану говорить, что эта случайность кажущаяся, мнимая. В развитии науки случайность, конечно, имеет место. Но очевидно и другое -- научный поиск рано или поздно породил то, что многие открытия делались одновременно (или почти одновременно) разными учеными независимо друг от друга.

Далее, в противоположность обыденному знанию, научное знание является систематизированным и в тенденции непротиворечивым. Опять-таки, это не означает, что в науке нет противоречий. Они есть. Но если в обыденном познании обнаружение противоречия не вызывает никакой реакции, то в науке обнаружения противоречия немедленно вызывает эксцесс. Оно обязательно подлежит устранению. Причем анализ противоречия и процесс его устранения являются очень мощными факторами развития самой науки. Поэтому обнаружения противоречий оказываются часто эпохальными событиями в науке.

И, наконец, в отличие от обыденного знания, научное знание выражается не в форме рецептов, а в виде знания о свойствах и законах поведения изучаемых объектов. Рецептурная (прагматическая) компонента научного знания находится как бы на втором плане. Оно присутствует в форме представления о том, что из знания о свойствах и законах поведения изучаемых почти всегда (за редкими исключениями вроде астрофизики и космологии) можно извлечь прагматически полезные рецепты. Но все же рецептурная компонента в научном знании является вторичной и подчиненной.

Все эти особенности науки - целенаправленность получения результатов, систематичность и непротиворечивость, способ выражения научного знания объединяются в общем важнейшем понятии научного Метода. Именно наличие Метода отличает науку от не науки. Научное познание по сути дела представляет собой продолжение обыденного познания, но усовершенствованное, систематизированное и упорядоченное научным Методом.

Вполне естественно, что научное знание является высшим уровнем развития, низшей ступенью которого оказывается обыденное знание. Но я вовсе не хочу сказать, что обыденное знание не является знанием. Нет, это действительное знание, причем весьма полезное. Подавляющая часть нашей повседневной жизнедеятельности (включая приготовление обеда, поездок на работу и прочего) основана именно на обыденном знании. Даже в промышленном производстве какая-то часть основывается на обыденном знании -- опыте практиков, технологов, хотя доля обыденного знания используемая в современном производстве неуклонно сокращается. Но все же в ряде производств она достаточно велика.

 

 

2. Чувственное, рациональное, интуитивное познание.

 

Рационалистически и эмпирический фундаментализм. Предполагается, что в знании существуют твёрдые базисные элементы. Базисное знание абсолютно достоверно и не подвержено ошибкам.

Рационализм. Декарт. С помощью интуиции можно обнаружить настолько отчётливые идеи (Существование я, целое больше части), что в их достоверности невозможно усомнится. С помощью дедукции можно построить всю остальную систему знаний.

Эмпиризм. Знание является производным от чувственного опыта. Только суждения, выражающие непосредственную фиксацию фактов, могут быть самодостаточными.

Кант. Ни чувственные восприятия, ни рациональные идеи не могут быть положены в основу знания. "Наша природа такова, что созерцания могут быть только чувственными, т. е. содержат в себе лишь способ, каким предметы воздействуют на нас. Способность же мыслить предмет чувственного созерцания есть рассудок. Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы. Эти две способности не могут выполнять функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединений их может возникнуть знание."

Формы чувственного познания - ощущение, восприятие, представление.

Младенец. Очки, переворачивающие мир.

Ощущение - исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще. Это субъективный, идеальный образ предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие предмета через призму нашего сознания.

Восприятие - целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения. Не является суммированием ощущений.

Если мы удерживаем в сознании целостный образ предмета и тогда, когда он нам не дан, то функционирует и ещё более сложная форма чувственного познания - представление.

Формы рационального познания - понятие, Умственные акты - суждение, умозаключение, логический вывод.

Понятие - мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явления действительности и существенные связи между ними посредством фиксации общих и специальных признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. Понятие схватывает сущность предмета. Умственные действия - абстракции, идеализации, обобщение, сравнение, определение.

 Чувственное познание. Живое созерцание (впечатление), ощущение, восприятие, представление. Познавательный  образ

Обычно выделяют две ступени познания: чувственную и мыслительную — хотя они неразрывно связаны между собой 
Чувственное познание: 
— основано на познавательных способностях человека, связанных с органами чувств. Слово «чувственный» многозначно, оно ассоциируется не только с ощущением, но и с чувством , как проявлением эмоций. Поэтому правильным было бы подразделять чувственное познание на чувственно-эмоциональное и чувственно-сенситивное. Мы будем говорить о чувственно-сенситивной способности или способности человека получать информацию об объектах с помощью органов чувств (конкретно-чувственное познание). Но при этом не будем забывать, что такое разделение весьма условно, что чувственное познание пронизано рациональным. 
Чувственное познание — это форма познания, связанная с осмыслением чувственных данных, но несводимая к ним. Органы чувств человека вряд ли можно считать самыми развитыми. В тоже время имеются факты, показывающие большие возможности человеческого организма к чувственно-сенситивному познанию мира. Например, художники способны различать сотни оттенков цветов, дегустаторы — огромное количество оттенков вкуса, музыканты — звуков и т. п. Тем не менее диапазон воспринимаемых человеком звуков, цветов, запахов довольно ограничен. Это, с одной стороны, позволяет ему свободно ориентироваться и действовать в окружающем его соразмерном ему макромире. А, с другой стороны, эта ограниченность позволяет не перегружать человеческое восприятие незначительными для человеческой жизни подробностями. 
Выделяют четыре этапа чувственного познания: изначальное впечатление (живое созерцание), ощущение, восприятие, представление. 
Первая встреча человека с явлениями окружающего мира — позволяет ему получить целостное, недифференцированное изначальное впечатление об интересующем объекте. Это впечатление может сохраниться, но может подвергаться изменению, уточнению, последующей дифференциации на элементарные ощущения. 
Ощущения - элементарная дифференцированная форма чувственного познания, когда в первоначальном образе начинают выделять отдельные его качества (форму, цвет, вкус и пр.) Это один способ представления ощущений. 
С материалистической точки зрения, наоборот, ощущение есть не дифференциация изначального впечатления, а оно первым возникает в мозгу человека в результате воздействия на органы чувств каких-либо объектов. Материальное воздействие той или иной вещи, порождает материальную реакцию организма, одновременно преобразуется в новое не свойственное самому предмету качество — его субъективный образ. 
В любом случае через ощущения человек получает первичную дифференцированную информацию об объекте, о его отдельных свойствах. 
Далее они образуют цепочку: Ощущение — восприятия — представление. 
В силу активной деятельности человеческого сознания, образы ощущения вновь подвергаются активной обработке и превращаются в образы восприятия. . 
Восприятие — это целостный, чувственный образ предметов полученных посредством наблюдения. Восприятие существует в сознании как форма активного синтеза разнообразных проявлений предметов и процессов, неразрывно связанная с другими познавательными действиями. Поэтому процесс восприятия носит активный и творческий характер. Целостные, чувственные образы восприятия в результате взаимодействия человека с окружающей средой, постепенно накапливаются в его сознании. Такое накопление осуществляется через память. Поэтому мы можем удерживать и воспроизводить целостный образ даже тогда, когда он нам непосредственно не дан. В этом случае образуется более сложная форма познания — представление. 
Представление — это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти. 
Впечатление, ощущение, восприятия, представления только в абстракции можно рассматривать как последовательные этапы чувственного познания. На самом деле эти процессы сложно взаимосвязаны, и испытывают воздействие рациональных форм познания, логического мышления. 
Вопрос о чувственном познание и его формах не прост. Например, в философии уже давно замечено, что не все качества объективных предметов одинаковы в познавательном отношении. Все они могут быть подразделены на «первичные» и «вторичные». В истории философии эта проблема наиболее основательно была продумана Дж. Локком в его книге «Опыт о человеческом разуме» (1690г). Он полагал, что вещам присущи такие качества как форма, протяженность, плотность, число, движение, объем; они присущи вещам независимо от того, воспринимаем мы их или нет. Это первичные качества. 
Вторичные качества (цвета, звуки, вкусы) не находятся в самих вещах, но представляют собой силы, выражающие в нас различные ощущения своими первичными качествами. 
Например, мы считаем снег белым и холодным по ощущениям, которые он в нас вызывает. Но если глаза не будут видеть цвета, а рецепторы не будут воспринимать холода — все сведется к своим причинам — к объему, плотности, движению частиц. Об одном и том же предмете можно сказать, что он теплый и холодный (в разных ситуациях). Все это связано с тем, что между ощущением и самим предметом существует несколько промежуточных посредствующих звеньев, преломляющих воздействие от внешнего объекта. Ощущение, например цвета, появляется не в рецепторах, а в коре головного мозга. Ощущение может возникнуть и под воздействием воспоминания или образов, фантазий, благодаря логическим и ассоциативным связям. 
Но подобное рассмотрение качеств Локком — было подвергнуто критике со стороны Дж. Беркли, который утверждал обратное: для человека как раз важны не абстрактные отвлеченные качества, а конкретный вкус вишни или белый цвет цветущей вишни с ее запахом, без которых данный предмет вовсе теряет свои свойства. Поэтому у Беркли первичными качествами считаются именно такие качества. 
В целом в философии выделялись направления, которые придавали чувственному познанию основополагающее значение (сенсуализм, эмпиризм), и направления, которые ставили это познание на ступень ниже, после разумного познания (рационализм).

 Рациональное познание. Мышление.

Мышление — это активный процесс деятельности сознания. Он действует на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной действительностью. Мышление опирается на результаты чувственного познания и дает обобщенное знание.

Рассудок и разум 
В истории философии еще с древности наметилось разделение двух типов мышления. С одной стороны, выделялась мыслительная деятельность, направленная на расчленение, регистрацию и описание результатов чувственного опыта, с другой — на раскрытие сущности объектов, внутренних законов их развития. Чаще всего эти грани мышления называют рассудком и разумом. 
Рассудок действует по отношению к своим предметам разделяющим и абстрагирующим образом, т. е. он представляет собой противоположность непосредственному созерцанию и чувству, которые всецело имеют дело с конкретным предметом и остаются при нем. 
С рассудка начинается рационалистическое познание. Благодаря рассудку наличные предметы схватываются в их определенных различиях и фиксируются в их изолированности. Как в теоретической так и в практической областях рассудок позволяет человеку достигнуть твердости и определенности в знаниях. 
2 < 10 
1+5=6 
Это мышление — начальная ступень познания, на которой содержание созерцания приобретает абстрактную, формальную всеобщность. Подобное мышление основано на формальной логике. 
Выход за пределы рассудочного мышления осуществляется мышлением разумным, открывающим в предмете его конкретность как единство различных определений, которые признаются рассудком лишь в их раздельности. 
Человек — добр, человек — зол, человек — добр и зол. 
Если принцип рассудка состоит в абстрактном тождестве, формальном единстве, то принципом разума является конкретное тождество как единство различных определений. Разумное мышление оперирует различными видами логик, одной из которых является диалектическая логика. Диалектическое мышление вскрывает переходы, движения, развитие. Благодаря этому, оно может изучать вещи согласно их собственной природе. Для развитого человека специфично разумное мышление, предпосылкой которого выступает «исследование природы самих понятий» (рефлексия). 
Рассудочное мышление осуществляется в трех основных формах: понятие, определение и умозаключение. 
Понятие — это форма мысли в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения действительности. 
Понятие близко представлению, т. к. оба они носят обобщенный и опосредованный характер. Но они различаются тем, что представление дает наглядный образ действительности, а содержание понятия лишено наглядности. В понятии уровень обобщения доведен до выделения существенного, а в представлении отражены общие признаки объектов. 
Понятия возникают и существуют в сознании человека в определенной связи в виде суждений. Мыслить о чем-то понятиями — это значит судить о нем выявлять его связи и отношения. 
Суждение — это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. 
S → P 
Субъект — предикат. 
К тому или иному суждению человек может прийти либо путем непосредственного наблюдения какого-либо факта, либо опосредовано с помощью умозаключения. 
Умозаключение — это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением или следствием. 
Основы формальной логики были заложены Аристотелем. В формальной логике выделяют следующие операции мышления: 
— анализ 
— синтез 
— сравнение 
— абстрагирование 
— обобщение 
— конкретизация 
— классификация 
(все они в той или иной степени присущи высокоорганизованным животным). 
Разумное мышление основано на диалектической логике. 
Главное в диалектике — это идея развития всех существующих процессов и явлений. 
Диалектика — это способ рассуждения, при котором противоположные позиции не перечеркивают, а дополняют, обогащают одна другую, т. е. одновременно истинными могут быть два противоположных суждения об одном предмете. 
Диалектическая логика руководствуется основными законами диалектики. 
1. Перехода количества в качество. 
2. Борьбы и единства противоположностей. 
3. Отрицания отрицания.

Информация о работе Эволюция форм познавательной деятельности человека