Эволюция понятия науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:43, реферат

Краткое описание

Наука — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, прогнозировать.

Содержание

Введение 3
1. Понятие науки 4
2. Определение науки 7
3. Основные принципы развития науки 10
Заключение 23
Список литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии (на печать).docx

— 57.06 Кб (Скачать файл)

 

Взаимоотношения науки с другими  отраслями культуры не были безоблачными. Имела место довольно жесткая, порой  жестокая борьба за духовное лидерство. В средние века политическая и  с нею духовная власть принадлежала религии, и это накладывало отпечаток на развитие науки. Вот что писал русский историк и философ Н. И. Кареев о взаимоотношении науки и религии в то время: “На человеческую мысль была наложена церковью самая строгая опека: занятие наукой и ее преподавание поручалось только церковникам, за которыми, однако, власти бдительно следили.... Церковь считала себя вправе силою приводить человека к истине и предавать его светской власти для казни “без пролития крови”, если он упорствовал.... Крайний аскетический взгляд на знание приводил даже к отрицанию какой бы то ни было науки как суетного знания, ведущего к гибели”

Наука в основном должна была служить  иллюстрацией и доказательством  теологических истин. Как писал  Дж. Бернал, “вплоть до XVIII в. наука  продолжала интересоваться главным  образом небом”. Но именно изучение неба и привело к последующему могуществу науки. Начиная с Коперника стало ясно, что наука не то, что теология и обыденное знание. Борьба между наукой и религией вступила в решающую стадию. За торжество научного мировоззрения отдал жизнь Джордано Бруно, так когда-то за торжество философии и религии пожертвовали собой Сократ и Христос. И вот парадокс: приговорили к смерти и заставили выпить чашу с ядом Сократа в начале IV в. до н. э. , -и в том же веке философия победила, появились школы учеников Сократа и платоновская академия. Распяли Христа в I в. , — и в том же его ученики создали церковь, которая через два века победила философию. Сожгли Дж. Бруно в 1600 году, — и в том же веке наука победила религию. Торжество смерти оборачивалось торжеством духа, который оказывался сильнее смерти. Физическая власть утверждается насилием, духовная — жертвой. Итак, культура развивается не только эволюционным путем накопления отдельных достижений, но и революционным путем смены значения ее отраслей. Программа Сократа достичь всеобщего блага посредством философского знания оказалась нереализованной и пала под давлением античного скептицизма. Люди поверили Христу и 1, 5 тысячелетия ждали второго пришествия, но дождались индульгенций для богатых и костров инквизиции. В эпоху Возрождения господство религиозного мышления и церкви было подорвано как изнутри, так и снаружи. Философские и религиозные усилия по созданию общезначимых знания и веры, приносящих людям счастье, не оправдались, но потребность в систематизации и единстве знаний и счастье осталась, и теперь наука дала надежды на ее реализацию. Произошел великий поворот в развитии культуры — наука поднялась на ее высшую ступень. В ее современном виде наука сформировалась в XVI —XVII в. и тогда же ей удалось одержать победу над другими отраслями культуры и прежде всего над господствовавшей в то время религией. Наука победила в XVII в. все другие отрасли культуры и сохраняла доминирующую роль до XX в. Своей победой она обязана прежде всего естествознанию, которое лежит в фундаменте научного знания. Выводы

С тех пор значение науки неуклонно  возрастало вплоть до XX века, и вера в науку поддерживалась ее огромными  достижениями. В середине XX века в  результате растущей связи науки  с техникой произошло событие, равное по масштабу научной революции XVII века, получившее название научно-технической  революции и ознаменовавшее новый, третий этап в развитии научного знания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Основой прогресса  человеческого общества является разработка различных средств использования  запасенной в природе энергии  для удовлетворения практических нужд человека. Но как показывает история  техники, появление этих средств  чрезвычайно редко было связано  с наукой. Чаще всего они рождались  в качестве изобретений (зачастую, сделанных  малообразованными людьми, никакого отношения не имеющие к предмету их изобретения; сомнительно, что можно  назвать учеными тех неандертальцев и кроманьонцев, которые изобрели способы зажигания огня, обработки  камня, ковки металла, плавки металла  и т.п. открытий, которые сделали  нас тем, чем мы есть ныне). Совершенствование  изобретений также происходило  методом проб и ошибок и только очень недавно стали действительно  использовать для этого научные  расчеты.

Говоря до сих пор о науке и научном  знании, мы рассматривали их как  уже реально существующий объект исследования, который мы анализировали  с формальной точки зрения. Однако человечество в своей истории  накопило самые различные по своему характеру знания, и научные знания являются лишь одним из видов этого  знания. Поэтому встает вопрос о  критериях научности знаний, что  соответственно позволяет отнести  их к категории научных или  каких-либо других.

 

 

Список литературы

 

 

  1. Безуглов И.Г, Лебединский В.В, Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное  пособие для аспирантов и студентов  – дипломников/ Безуглов И.Г, Лебединский  В.В, Безуглов А.И. – М.: - Академический  проект, 2008. – 194 с.
  2. Герасимов И.Г. Научное исследование. – М.: Политиздат, 2007. – 279 с.
  3. Крутов В.И, Грушко И.М, Попов В.В. Основы научного исследования: Учеб. для техн. вузов, под ред. Крутова , И.М, Попова В.В. – М.: Высш. шк., 1989. – 400 с.
  4. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие/ М.Ф. Шкляр. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 244 с.
  5. Идлис Г.М. – Революции в астрономии, космологии и физике. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009, 336 с.
  6. Фистуль В. Как зарождалась физика //Квант. — 2001. — № 3. — С. 3-5.

 

 


Информация о работе Эволюция понятия науки