Понятие науки налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 13:51, реферат

Краткое описание

Формирование основных налоговых теорий в качестве науч¬ных концепций происходит, начиная с XVII в. Именно в этот период они стали именоваться как общая теория налогов, ос¬новные направления которой складывались под непосредствен¬ным воздействием экономического и политического развития общества.
Налоговые теории подразумевают определенную систему научных знаний о сущности и значении налогов, т. е. различ¬ные варианты моделей налогообложения в государстве в зави¬симости от признания за налогами того или иного назначения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЙ О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ 4

2. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ НАУКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА 9
2.1. Понятие и предмет науки налогового права 9
2.2. Содержание науки налогового права 10
2.3. Условия и аспекты развития науки налогового права 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Вложенные файлы: 1 файл

Наука налогового права.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ  

 «ПОНЯТИЕ НАУКИ НАЛОГОВОГО  ПРАВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014

 

ПЛАН РАБОТЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование основных налоговых теорий в качестве научных концепций происходит, начиная с XVII в. Именно в этот период они стали именоваться как общая теория налогов, основные направления которой складывались под непосредственным воздействием экономического и политического развития общества.

Налоговые теории подразумевают определенную систему научных знаний о сущности и значении налогов, т. е. различные варианты моделей налогообложения в государстве в зависимости от признания за налогами того или иного назначения.

Существуют также частные налоговые теории, которые обосновывают установление и режим отдельных налогов либо отдельных аспектов налогообложения.

Потребность в установлении теоретических основ налоговых отношений обусловлена объективными причинами. Это связано с тем, что практика налогообложения опережала финансовую науку, которая не подготовила общественное мнение относительно справедливости взимания налогов, поэтому существовала необходимость теоретического обоснования налогов1.

История научно-методического обоснования налогообложения, как и история развития государства, насчитывает тысячелетия. По словам английского экономиста С. Паркинсона:

«Налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников».

Цель работы – рассмотрение и анализ становления науки налогового права и в соответствии с эти были поставлены следующие основные задачи:

  1. Дать анализ развитию учений о налогообложении и науки налогового права в целом;
  2. Рассмотреть понятие, содержание, предмет и условия развития науки налогового права;
  3. Проанализировать историческое становление и развитие науки налогового права и методик налогообложения в Росси.

 

В качестве информационной базой работы использованы нормативно-законодательные источники, учебная и научно-методическая литература, а также аналитические данные и материалы специализированной периодической печати.

 

 

1. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЙ О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ

 

Возникновение налогов связано с периодом становления первых государственных образований. В это время появляется товарное производство и формируется государственный аппарат управления и принуждения (чиновники, армия, суды), необходимостью содержания которых и было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных (нерегулярно уплачиваемых) платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. По мере преобразования отношений собственности и укрепления товарно-денежных отношений налоги почти повсеместно стали принимать исключительно денежную форму.

Сначала налоги взимались в основном на содержание дворцов, общественных зданий и вооруженных формирований, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и дорог. Со временем они становятся основным источником государственных финансов.

Одной из первых сформировалась налоговая система Древнего Рима, ставшая эталоном для других государственных систем античности. Достижения этой налоговой системы находят отражение и в современной теории и практике налогообложения.

На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались почти всегда для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами и пошлинами в соответствии с размерами своих доходов и имущественным состоянием. Документальным основанием для исчисления и уплаты налога являлось заявление об имущественном состоянии и семейном положении (прообраз современной декларации о доходах).

В качестве наиболее распространенного налога Древнего Рима, приносящего наибольший доход в бюджеты городов, выступал поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные объекты. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например налог с оборота -1%, налог с оборота при торговле рабами – 4% и др.

Впервые в Римской империи налоги стали выполнять не только фискальную (т.е. связанную с пополнением казны денежными средствами) функцию, но и функцию регулятора экономических отношений. Общее количество налоговых платежей в Древнем Риме было более двухсот. Аналогичным образом были построены налоговые системы других государств античного мира: Древней Греции, Египта, Ассирии и т.д. Последующие налоговые системы в основном повторяли в измененном виде налоговые системы древности.

В Европе XVI-XVII вв. повсеместно налоги носили характер однократных платежей. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося предварительно полную сумму налога в казну. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение через помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налогов с населения.

В конце XVII – начале XVIII вв. во всех государственных системах происходит формирование налоговых систем, включающих прямое и косвенное налогообложение. Особую роль играли акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот, переправ со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Одновременно с развитием государственного налогообложения формируется теория налогов, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он впервые сформулировал принципы налогообложения:

  • принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности;
  • принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам;
  • принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.

Принципы, предложенные А. Смитом, заложили основу современной теории налогообложения и дополненные в дальнейшем сохранили свою актуальность и поныне.

Первой налоговой теорией является теория обмена, получившая распространение в Средние века. Она основывается на возмездном характере налога; смысл ее заключается в том, что через налог граждане покупают у государства различные услуги.

Разновидностью теории обмена является атомистическая теория, возникшая в XVII—XVIII вв. во Франции. Ее представителями  выступали  французские  просветители  С.  де  Вобан  и Ш. Л. Монтескье, рассматривавшие налог как плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за защиту государства и др., т. е. как цену за услуги государства. Смысл атомистической теории заключается в обмене одних ценностей на другие, что производится на особых основаниях, поскольку граждане не могут отказаться ни от уплаты налогов, ни от пользования общей охраной. первой половине XIX в. щвейцарский экономист Ж. Симонд де Сисмонди в своей работе «Новые начала политэкономии» (1819 г.) сформулировал теорию наслаждения, согласно которой налог рассматривался как оплата гражданином полученных им от общества наслаждений — наслаждения от общественного порядка, справедливого правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан.

Теорию налога как страховой премии разработал во второй половине XIX в. французский экономист А. Тьер. Последователями были Жирарден, английский экономист Дж. Р. Мак-Куллох и др. Согласно этой теории общество представлено как страховая компания, в которой каждый должен платить пропорционально своему доходу или имуществу, потому что издержки охраны и защиты должны распределяться в соответствии с суммой охраняемой собственности. Налог — это страховой платеж, уплачиваемый подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Смысл такого налога — обеспечить финансирование затрат правительства по обеспечению обороны и правопорядка.

Кейнсианская теория возникла в первой половине XX в. (Дж. Кейнс). Суть ее в том, что налоги — главный рычаг регулирования экономики и одно из слагаемых ее успешного развития. В числе базовых положений кейнсианской школы — ориентация на спрос, который считается определяющим в регулировании рыночной экономики. Поэтому введение налогов должно вести к падению спроса, а сокращение — стимулировать спрос. Согласно данной теории, налоги — это встроенный механизм гибкости в экономической системе.

Теория жертвы — одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного характера налога и обусловливает его природу как жертвы (Н. Канар, Б. Г. Мильгаузен, Н. Тургенев, Д. С. Миль, К. Эеберг, И. И. Янжул, Я. Таргулов). Так, русский экономист Н. Тургенев, исследуя природу налогов, считал их пожертвованиями на общую пользу.

Примером частной налоговой теории является научная теория о взаимосвязи ставок налога и общей суммы налоговых поступлений в бюджет, разработанная А. Леффером. Им построена теоретическая зависимость с точкой максимума при 50%.

Основные положения теории Леффера заключаются в следующем: поступления в бюджет отсутствуют при ставке налога 0 и 100%; максимальные поступления в бюджет достигаются при ставке налога 50%. Таким образом, эффект Леффера состоит в росте поступлений в бюджет с повышением налогов, если ставка до 50%, и в падении поступлений — если ставка более 50%. При этом допускаются определенные отклонения в каждом конкретном случае.

Итак, процесс теоретического обоснования природы налога и оптимальных границ налогообложения прошел долгий путь и до сих пор не завершен. В настоящее время происходит формирование научно-теоретических воззрений на проблемы в области налоговых отношений.

 

2. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ НАУКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА

2.1. Понятие и предмет науки налогового  права

 

Реформирование российской экономики ставит перед исследователями налогового права непростые задачи.

Современное налоговое право как подотрасль финансового права и соответствующая сфера российского законодательства стремительно развивается, в результате чего происходит переосмысление многих понятий и категорий налогового права, более четко определяются его институты, исследуются правовые средства, используемые в налоговых отношениях.

В частности, после вступления в действие НК РФ2 правовое регулирование налоговых отношений пополнилось многими новыми для России объектами, методами, механизмами, способами, принципами и т. д. Поэтому успех развития налоговой сферы во многом будет зависеть от добротности теоретической базы, положенной в обоснование ее развития.

Современная наука налогового права — это целостная система налогово-правового знания, структурные части которой объединены общим понятийным аппаратом.

Цель каждой науки, и налогово-правовой в том числе, — изучение своего предмета.

Исследование предмета науки налогового права возможно посредством сочетания методологических приемов, имеющих особую специфику именно для правового регулирования налоговых отношений.

Традиционно под предметом науки понимают объекты ее изучения и круг исследуемых ею проблем. Следовательно, определяя предмет науки налогового права, прежде всего, следует назвать налоговое право как подотрасль финансового права, составляющие его нормы и регулируемые им отношения.

Названный подход позволяет рассмотреть взаимосвязь и взаимное влияние предмета науки налогового права и предмета налогового права как подотрасли финансового.

С одной стороны, нормы и институты налогового права, систематизированные определенным образом, являются объектом познания науки", определяют темы и направления научных исследований и, таким образом, способствуют научному постижению налогово-правовых явлений. С другой стороны, исследуя налоговое право, наука критически его оценивает, предлагает способы его совершенствования и, таким образом, влияет на предмет налогового права.

Предмет науки налогового права представляет собой совокупность объективных закономерностей, которые отражаются в основных категориях и понятиях.

Результатом научной деятельности является определение понятия налогового права, поскольку оно выступает системообразующей категорией и способствует правильному определению налогово-правовых дефиниций и принципов3.

 

2.2. Содержание науки налогового права

 

Наука налогового права изучает не только содержание налогово-правового регулирования, но и его форму. Форма налогового права исследуется в нескольких аспектах.

Информация о работе Понятие науки налогового права