Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 23:28, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук.
Объект, предмет и функции философии.
Философия (Пифагор автор слова фило — любовь, софи — мудрость). С точки зрения Аристотеля мудрость означает — знание общего в различных вещах, знание первопричин действительности, всеобщих свойств, всеобщих законов, всеобщих форм и структур действительности.

Вложенные файлы: 1 файл

Vopros_Filosofia_ee_predmet_i_funktsii_Vzaimos (2).doc

— 466.00 Кб (Скачать файл)

 
философское — формируется философией как системой знаний об общем. Философия  формирует у человека не мироощущение, не мировосприятие и не миропредставление, а миропонимание, которое основывается не только на чувствах, образах и здравом смысле, но прежде всего на рационально-теоретическом знании.

 

1. Основная специфика философского  знания заключается в его двойственности, так как оно: имеет очень  много общего с научным знанием  — предмет, методы, логико-понятийный аппарат; однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что  философия является теоретическим  мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством  знаний.

2. Можно выделить следующие особенности философского знания: имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.); носит предельно общий, теоретический характер; содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук; во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания; имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя); испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами; в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется; опирается на категории — предельно общие понятия; неисчерпаемо по своей сути; ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

 

Вопрос 4. Особенности  античной философии. Учение о микро- и макрокосмосе.

Особенности:

1. Генезис философии: переход  от мифа к логосу.

 

    Переход  от  социально   однородного  родового   общества   к   социально дифференциальному  обществу привёл к смене способов  мышления.

    Мышление родового общества носило мифологический характер.  Миф  был  не просто универсальным способом описания мира, а прежде  всего  формой  жизни, т. е. Особой  формой  мироощущения  и  жизнедеятельности  людей,  социальным регулятором их  поведения.  В  нём  были  слиты воедино самые разнородные компоненты: общемировоззренческие установки, конкретные знания,  религиозные представления,  этические нормы,  эстетические  идеалы.  Впоследствии,  при распаде мифологического сознания, из  него  выделились  как самостоятельные формы духовного освоения мира: религия, философия, литература, искусство.

    При переходе древних   греков  от  родового  патриархального   общества  к цивилизации миф  был представлен уже  не  в  своем  первозданном  виде,  а  в систематизированной и  рационализированной форме: героическом  эпосе  Гомера,

«Теогонии»  Гесиода  и  др.  Теогонические  мифы  отвечали   фундаментальной потребности человека, понять каким образом произошел  мир,  как  он  устроен, какое  место в нем занимает человек. В  пределах самой мифологии появились мысли о рождении всего существующего.  Гесиод в своей «Теогонии»  описывает этот процесс как величественную картину рождения  мира  из  первоначального хаоса.

    Космогонический  процесс,  т.  е.  процесс   рождения   мира,  космоса, описывался  как процесс последовательного рождения  богов.  Образы  богов символизировали, олицетворяли природные и социальные силы. Связи между ними

представлялись в форме брачных  отношений.  Сложные  природные  и  социальные явления  становились  понятными  и  объяснимыми  при  сопоставлении   их   с соответствующими богами античного пантеона. Божественная  генеалогия  носила системный и упорядоченный характер.

       Проводя  грань   между  миром  и  человеком,  философия  преодолевала  прагматический подход. Раз мир в своем существовании  независим,  то  человек как  разумное  существо  должен  стремиться  познать  мир  и сообразовывать свои действия с его законами, а не пытаться в той или иной форме воздействовать на  волю  богов.  В  философском  мышлении начинает формироваться теоретический интерес к миру:  что  он  собой  представляет  и  как  устроен.  Теоретическое   отношение   к   миру  предполагает отвлечение  от  наглядных  образов  и  представлений  и  выработку  понятий,   отражающих   наиболее   общие   характеристики предметов.

           Не  менее своеобразным, чем отношение  к мифу, оказалось у древних  греков и отношение к усвоенным   на  Востоке  зачаткам  положительных  знаний о природе. И в Вавилоне  и в Египте знания эти,  возникшие  из  практических нужд техники, торговли, путей  сообщения,  передавались обычно в том виде, в каком были почерпнуты в процессе  практического освоения, без сколько-нибудь детального теоретического и логического  обоснования. 

       Своеобразной  чертой  античной философии была связь её учений с  учениями  о  природе,  из  которых впоследствии развились  самостоятельные  науки:  астрономия, физика, биология. В VI и даже в V вв. до  н.  э.  философия  ещё  не существовала отдельно от познания природы,  а знание  о природе – отдельно от философии. Однако особенность античной философии в том,  что внутри нерасчлененного единства зачаточных философских понятий и понятий научных воззрений, относящихся к природе,  играют  роль  во многих отношениях решающую: первые греческие философы были не только  первыми математиками, физиками, астрономами, физиологами, их научные  представления о мире вместе с тем определяли  свойственную  для  них  постановку и решение философских   вопросов.  И  для  науки  древних  греков,  и  для   античной   философии   характерно   обилие   почти  одновременно возникших научных гипотез и типов  философских  учений.

       Для  античного   рабовладельческого общества характерно  пренебрежительное  отношение   рабовладельцев  к  физическому труду. Отношение это и сравнительная  дешевизна  рабской  рабочей силы слабо  стимулировали  развитие  техники  и  становление  обусловленного  техникой  научного  эксперимента.  Следствие   этого  основными способами научного исследования были только  наблюдения  и опиравшиеся на  наблюдение,  но  не  допускавшие экспериментальной   проверки аналогия и гипотеза. Так, уже в V в. до н. э. , после того  как элейцы       обосновали мысль о вечности истинно- сущего бытия, которое не  может ни возникать, ни исчезать, появились  космогонические  и  физические   гипотезы Анаксагора, Левкиппа  и  Демокрита  в   которых по-разному  объяснялось  происхождение  миров  и  в  которых  выдвигались различные догадки о  природе  и  свойствах  материальных частиц,  образующих  своими  сочетаниями все   вещи.   Разнообразие  возникавших в Древней Греции  типов философских учений  сделала античную философию школой философского мышления для всех последующий времен.

           2.    Рождение первых философских диалектических идей

 

             Философия  начиналась  с   поиска   ответа   на   вопрос,   уже  поставленный до неё  в мифологии, - о происхождении   мира.  Философия  сформулировала  его в более чистом теоретическом  виде и сумела  найти    принципиально новое решение с помощью учения о первоначале.

           Идея  первоначала была выдвинута первыми   греческими  философами,  представителями  Милетской школы: Фалесом,  Анаксименом,  Анаксимандром и Гераклитом.

       Первоначало мыслилось  им как нечто единое с природой. Сама  природа  рассматривается  ими  как  причина  всего  сущего.

           Указания  на первоначало означало переход   от  мифологического  к философскому  мышлению – выделялось всеобщее. Однако на первых  парах   это всеобщее было представлено не в понятийной, а в наглядной форме:  Фалес таким началом считал воду,  Анаксимен  –  воздух,  Гераклит  –  огонь. Вода, воздух, огонь в дальнейшем  стихии  Эмпедокла  (земля, воздух, огонь) были символами всеобщего. Они  были  не  просто  вещественными, но также и разумными, даже божественными. Вода Фалеса  –  это  философское  переосмысление  мифологического  Океана,  огонь Гераклита – не просто  огонь,  а  огнелогос  –  разумный,  вечный  и  божественный космический огонь.

           Соединив  в первоначале субстанциальную основу (то, что  является  причиной возникновения всего) и материальной субстрат (то,  из  чего  сделаны  все  вещи),  первые  греческие  философы   положили   конец      теогонической трактовке мира,  так  как  миф  был  заменен  логосом,    разумным словом, философским понятием.

    Всё  последующее   развитие  античной  философии   было   спором   о  первоначале,  последовательным развертыванием  мышления  о  всеобщем.  Натурфилософское  представление   о   первоначале   было   внутренне       противоречивым и в дальнейшем тупиковым ходом развития мысли. 

    В  философском   мировоззрении  древних  греков  значительное  место  принадлежало  и диалектическим идеям. Сама  концепция первоначала  как   единой основы мира во всем  его многообразии содержала диалектический  подход к миру, который наиболее ярко проявился у Гераклита.

             Идея борьбы противоположных  начал  сочеталось  у  Гераклита   с  мыслью о вечности происходящих  в мире изменений,  символизируемых   в   образе потока, течения реки. Высказывания Гераклита «всё течет,  все  изменяется» и Кратило «нельзя дважды войти в  одну  и  ту  же  реку»  давно вошли в философскую культуру.

           Диалектика  Гераклита  ещё  не  была  выражена  в  понятиях,   а   строилась на  основе  наглядных,  предельно  конкретных,  чувственно  достоверных образах-понятиях и смыслообразах.

          

           3. От  протофилософии к  философии:  единство  и  множественность   бытия. 

 Труды философов Элейской  школы  (Элеатов),  основателем   которой  был Ксенофан , а  главными  представителями  –   Парменид и Зенон,  ознаменовали  переход  от  протофилософского  к   философскому   знанию.  Элиаты  сделали  серьёзный  шаг  вперед  от   некритически-  нерасчлененного мышления первых философов к  логическому  прояснению сложившихся философских представлений и выработке новых  философских  понятий.

           Парменид  впервые выработал философское  понятие «бытие». Он также   поставил вопрос о том, как  можно мыслить бытие, в то  время  как  его предшественники мыслили бытие, не задумываясь об этом.

           В  центре внимания Парминида были  проблемы  соотношения  бытия   и   небытия, бытия и мышления. На вопрос о соотношении бытия   и  небытия  Парменид отвечал:  бытие есть, а небытия  нет.  Он  впервые  применил  доказательство для обоснования своего тезиса. То,  что  есть,  можно  выразить в мысли; То, чего нет, выразить  в  мысли  нельзя.  Небытие  невыразимо,  непознаваемо,  недоступно  мысли,  потому  оно  и  есть  небытие. Ибо, по Пармениду, «одно и то же есть мысль и бытие».

           Бытие  – это то, что всегда есть; Оно  едино и вечно – вот главные   его признаки. Вечность бытия  и его единство для Парменида  неразрывно  связаны. То, что у  бытия нет ни прошлого  ни  будущего,  как  раз  и   означает,  что  оно едино,  тождественно  себе.   Вечное,   единое,  неделимое бытие,  по  Пармениду,  неподвижно.

           Невозможность  движения доказывал последователь  Парменида Зинон в  своих   апориях  «Дихотомия»,   «Ахиллес   и   черепаха»,   «Стрела»,  «Стадион». Логика доказательств Зенона следующая:  мыслить  движения  нельзя,  так  как  мысль   о   возможности   движения   приводит   к  противоречиям. А то, что нельзя мыслить, не существует.

           В  атомистическом учении Демокрита   была  выдвинута идея множественного первоначала, которая позволяла мыслить  движение, возникновение и уничтожение  вещей.  Демокрит  исходил  из  того, что, не только бытие, но и небытие  существует.  При  этом  он   представлял бытие в виде атомов  (мельчайших,  неделимых,  невидимых  частиц), а небытие как пустоту. Движением атомов  Демокрит  объяснял те  свойства  чувственного  мира,  которые  элиаты  объявили  пустой  видимостью – изменчивость всех предметов и явлений.

           В  концепции Демокрита атом  рассматривался  одновременно  и  как   материальная  причина  существования  вещей,  и  как  их   сущность,  невидимая зрением, но постигаемая умом.

           На  основе атомистической гипотезы  предлагалось  решение  целого  ряда философских проблем. Прежде  всего объяснялось единство  мира  –  мир един, так как  основу  его  составляют  атомы.  Далее,  давалось  решение проблемы множественности вещей и состояний мира.  На  основе  принципа атомизма стало возможным  объяснить  образование  множества   разнообразных  вещей путем различных сочетаний атомов.  Наконец,  атомизм объяснял процессы  возникновения и уничтожения вещей как   процессы  соединения  и разъединения  атомов.  Атомы вечны,  а их       сочетание носят временный, преходящий характер. К концу V века до н. э.  учение  атомистов  представляло  собой  последнюю   и   наиболее  теоретически развитую форму классической натурфилософии, которая уже завершала свое развитие и приходило к саморазложению.

Макромир и микромир - две специфические  области объективной реальности, различающиеся уровнем структурной организации материи. Сфера макроявления - это обычный мир, в к-ром живет и действует человек (планеты, земные тела, кристаллы, большие молекулы и др.). Качественно иную область представляет микромир (атомы, ядра, элементарные частицы и др.), где размеры объектов меньше миллиардных долей сантиметра, а временные промежутки порядка миллиардных долей секунды, т. е. непосредственно недоступны наблюдению. Каждый из этих миров характеризуется своеобразием строения материи, пространственно-временных и причинных отношений, закономерностей движения. Так, в макромире материальные объекты имеют резко выраженную прерывную, корпускулярную или непрерывную, волновую природу и их движение подчиняется динамическим законам классической механики. Для явлений микромира, напротив, характерна тесная связь корпускулярных и волновых свойств, к-рая находит свое выражение в статистических законах квантовой механики. Своеобразная граница раздела макро- и микромира была установлена в связи с открытием т. наз. постоянной Планка. Существенным аспектом этой новой константы явилась «конечность взаимодействия», означавшая, что любые взаимодействия между объектами в микромире (в т. ч. между прибором и микрочастицей) не могут быть меньше значения кванта действия. Специфика макро- и микромира находит свое отражение в познании, приводит к ограничению сферы применимости старых физических теорий и возникновению новых (теория относительности, квантовая механика, физика элементарных частиц). Совр. «физические идеалисты», абсолютизируя различие макро- и микромира, особенности их познания, приходят к отрицанию объективности и познаваемости микромира. В действительности же наука показывает тесную связь между макро- и микромиром и обнаруживает, в частности, возможности появления макроскопических объектов при столкновении микрочастиц высокой энергии. Проникновение физики в мир атома, а затем атомного ядра и элементарных частиц явилось блестящим доказательством правильности вывода Ленина о «бесконечности материи вглубь», подтверждением и обогащением принципов диалектического материализма.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"