Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Вложенные файлы: 4 файла

фило доп вопросы.docx

— 20.23 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

философия.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия. Ответы на вопросы - копия.docx

— 159.75 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия. Ответы 2.docx

— 208.65 Кб (Скачать файл)

37. Материалистическое понимание истории, его значение и потенциал в понимании и развитии социальной практики и общественного сознания.

Философия истории - область знания, занимающаяся проблемами смысла истории, ее закономерностями, основным направлением развития человечества и историческим познанием. В современной  буржуазной Ф.И. особым влиянием пользуются концепции Тойнби и Шпенглера. Философы обычно рассматривают историю как  иррациональный поток событий, лишенный внутренней логики, как  хаотическое  чередование случайностей, отвергают  причинность, закономерности в истории  и социальный прогресс. В их воззрениях преобладает дух пессимизма и  агностицизма.

Философия истории может рассматриваться  в контексте исторического развития общественного способа производства. Тогда можно предложить такую  классификацию:

1. Земледельческая 

2. Индустриальная

3. Постиндустриальная  или Информационная

А. Тойнби (1889 – 1975). Философия истории есть особый подход к историческому материалу, когда само содержание всей целостности  исторического процесса становится предметом особого, специфически философского воззрения и истолкования. Философия  итории – это изучение взимосвязи исторического Бытия как универсального всечеловеческого опыта через призму внутреннего опыта человека, внутренней динамики человеческой души. Т. подчеркивает, что история всецело не подчиняется человеческому произволу, но развиваясь через человека имеет человеческое лицо. Бытие в историческом измерении не просто отражает или осознает себя в личности, оно воссоздается и спасается в ней и через нее. Подчеркивая человеческое, личностное содержание исторического процесса, Т. вместе с тем, стремиться утвердить основные принципы христианского философского мировоззрения. По Т. объектом изучения философии истории не может быть человечество в целом или какие-либо конкретные национально-государственные образования, а только определенные культурно-исторические типы, которые он называет обществами или цивилизациями. Каждое общество проходит в своем движении определенные стадии: генезис, рост, надлом и разложение. Жизнеспособность цивилизации определяется уровнем освоения жизненной среды и развитием духовных основ данного общества. Критерий роста – это прогрессивное движение в направлении самоопределения цивилизации на основе развития самоопределения личности.

К.Ясперс (1883-1969) делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Однако, доказать это положение, по мнению Я., невозможно, как невозможно доказать и противоположное. Допущение этого единства он называет постулатом веры. История имеет свой конец и начало. Ее движение определяется силой Провидения. Т.о., Я. Возвращается к линейной схеме истории. Вера является основой и смыслом истории. Я. убежден, что общей для человечества может быть только философская вера. Вера отличается от знания. Но ее не следует противопоставлять знанию. Понятие иторической ситуации – ключевое в философии истории Я. Содержание исторической ситуации он связывает с такими понятиями как «время» и «эпоха». Особая роль философии: Философия, с помощью философской веры, открывающец смысл и предназначение истории, призвана объединить человечество на общих духовных основаниях.

Современная философия истории - это относительно самостоятельная область философского знания, которая посвящена осмыслению качественного своеобразия развития общества в его отличии от природы. Философия истории рассматривает несколько важнейших проблем: 1) направленность и смысл истории, 2) методологические подходы к типологизации общества, 3) критерии периодизации истории, 4) критерии прогресса исторического процесса.

39. Понятие «Общественно-экономическая формация» и его значение в понимании общественного развития

Общественно-экономическая  формация - исторический тип общества, основывающийся на определенном способе  производства и выступающий как  ступень прогрессивного развития человечества от первобытно-общинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации. Общественно-экономическая формация впервые выработана марксизмом и составляет краеугольный камень материалистического понимания истории.  
Она позволяет:

  1. отличить один период истории от других
  2. вскрыть общие и существенные  черты разных стран
  3. позвляет рассмотреть человеческое общество в каждый период его развития как единый социальный организм
  4. позволяет свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы которых определяются их местомв системе общественных отношений данной формации.

 

 

Базис и  надстройка - категории исторического материализма, выработанные для харрактеристики основных структурных элементов каждой общественно-экономической формации.  
Ленин: Базис - экономический скелет или сущность общественной формации, Н - взаимосвязанная система общественных явлений, порожденных экономическим Б и активно влияющих на него (Н состоит из 1) совокупность духовных образований (мыслей, чувств, настроений) 2) совокупность отношений между людьми 3) совокупность учреждений и организаций). Революц переход от одной формации к другой связан прежде всего с заменой одного Б другим, в соответствии с чем более или менее быстро происходит переворот во всей Н.

Материализм позволил обнаружить общие, повторяющиеся черты в социально-экономическом развитии общества и дал основание относить их к определенному общественному типу, названному общественно-экономической формацией. Основанием, по которому возможно произвести такую типологизацию, является способ производства как материально-экономическая основа общества, определяющая всю его внутреннюю структуру. Понятие общественно-экономической формации отражает подчиненность всех общественных явлений материальным отношениям производства.

В настоящее время понятие общественно-экономической формации обычно не употребляется политиками, редко говорят об этом и в научной литературе. Критикуя учение о пяти общественных формациях, где в качестве высшей провозглашается коммунистическая, противники марксизма вообще отвергают идею общественно-экономической формации

Но общество все  же проходит в своем развитии определенные ступени (экономические общественные формации), обусловленные, например, ручным, машинным (индустриальным) и автоматизированным производством. Доиндустриальные общества были основаны на личной зависимости работников, внеэкономическом принуждении. Переход от рабовладения к феодализму в рамках ручного труда можно считать лишь видоизменением этой зависимости, степени внеэкономического принуждения. Но народы и страны не могут миновать машинное производство, так как это закономерность общественного прогресса. Следовательно,они не могут миновать и развитую рыночную экономику (капитализм) как необходимый, определенный и объективно данный период в развитии, потому что он обусловлен потребностями существующих производительных сил.

Теория общественно-экономической  формации помогает понять общество как  цельную социальную систему, функционирующую  и развивающуюся по своим специфическим  и объективным законам на основании  объективно сформировавшегося способа  производства.

Понимание закономерностей  общественной жизни связано не только с изучением ее материальных основ, но и с рассмотрением того, как  под воздействием бытия и прежде всего материальных условий жизни  возникают различные общественные связи и отношения, формируются  интересы людей, побудительные силы их активной общественной деятельности. Исключительно важное значение в материалистическом понимании этих процессов принадлежит понятиям "базис" и "надстройка". С их помощью удается выяснить сущность общественных отношений, выделить те из них, которые являются отношениями первичной и вторичной зависимости, реально проявляют себя в жизни общества, оказывают формирующее воздействие на различные стороны социально-экономического развития.

Общество это, прежде всего, люди, которые в процессе производства своей жизни вступают между собой  в различные, соединяющие их в  единую целостную систему связи  и отношения. Поэтому общественные отношения неотделимы от деятельности людей, они не существуют сами по себе, в отрыве от последней, а составляют ее общественную форму. Так, производственная деятельность людей благодаря определенным производственным отношениям всегда протекает в такой форме, которая придает ей устойчивый характер, что в свою очередь влияет на развитие политической, правовой, моральной и других сфер человеческой жизнедеятельности.

Для отражения этих сложных явлений в материальные и используются понятия "базис" и "надстройка". Базис это экономический  строй общества, система производственных отношений (отношений собственности, обмена, распределения), соответствующих  уровню развития производительных сил. Над базисом как над своеобразным фундаментом общественного здания возвышается соответствующая ему  надстройка, включающая, во-первых, общественное сознание (идеи, теории, взгляды); во-вторых, идеологические отношения; в-третьих, закрепляющие их общественные организации  и учреждения.

Создать новый базис  и устранить старый можно только при условии проведения реформ, инициатива которых должна исходить из надстройки. Вот почему на передний план опять  выходят приоритеты политики над  экономикой.

40. Структура общественно – экономической формации и взаимосвязь её элементов в социальном процессе.

Формация – исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ, это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей линии.

Структура общественно-экономической  формации

 

Надстройка – совокупность идеологических, политических, правовых отношений, связанных с ними взглядов, теорий, концепций, органов власти и управления, морали, искусство, социальные отношения общества. Тип надстройки определяется характером базиса. Надстройка зависит от базиса

Политика и право

Духовная жизнь

Религия

Образование

Производственные отношения – экономический базис; носит первичный характер, фундамент всех остальных общественных отношений

Согласно формационному подходу  все народы должны пройти в своем  развитии пять общественно-экономических  формаций (см. рис. 1).

 

Способ производства


 

Производственные отношения (экономический базис общества) – совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, отношение собственности на средства производства между антагонистическими классами:

  • рабами и рабовладельцами;
  • феодалами и крестьянами;
  • рабочим пролетариатом и буржуазией

Производительные силы:

1) люди  как производители материальных  благ с их знаниями, умениями  и опытом;

2) средства производства: орудия, предметы, средства труда, оборудование, земля

производственные  отношения статичны и косны, не меняются веками

производительные  силы динамичны, находятся в постоянном развитии


 

Первобытнообщинный  строй

 

Рабовладельческий строй

Феодальный строй

Капиталистический строй

Коммунизм, первая стадия – социализм


Рис. 1. Общественно-экономические формации

 

В рамках одной формации на определенном этапе возникает  конфликт между производственными  силами и производственными отношениями. Он разрешается в ходе социальной революции, слома старого экономического базиса и перехода на новую ступень  общественного развития, к новой  общественно-экономической формации. Старые производственные отношения  заменяются новыми, которые открывают  простор для развития производительных сил. Движущей силой развития антагонистического общества признавалась классовая борьба.

Итогом исторического  развития должен стать приход всех народов к  коммунизму – светлому будущему, где не должно быть эксплуатации, нищеты, угнетателей и угнетаемых, где полностью будут удовлетворены  все материальные потребности человека. Представлялось, что люди будут управлять  машинами, в свободное время заниматься самосовершенствованием, писать стихи, читать книги. Коммунизм – торжество  разума и свободы, общество всеобщего  равенства, в котором должен соблюдаться принцип: от каждого – по способностям, каждому – по потребностям.

Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, естественную смену общественно-экономических  формаций.

Постулаты формационного  подхода:

1. Представление об истории  как о закономерном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом процессе. Отрицание  национальной специфики и своеобразия  отдельного государства, акцент  на общее,  характерное для  всех обществ.

2. Решающая роль материального  производства в жизни общества, представление об экономических  факторах как базисных для  других общественных отношений.

3. Примат общественного  бытия по отношению к общественному  сознанию.

4. В истории господствуют  объективные, не зависящие от  сознания и воли людей законы, – неизбежность перехода от  одной общественно-экономической  формации к другой. Развитие общества  есть естественно-исторический процесс.

5. На задний  план отодвигается роль человеческого  фактора в истории.

42. Структура производительных сил. Влияние современной научно-технической революции на структуру производительных сил общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"