Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Вложенные файлы: 4 файла

фило доп вопросы.docx

— 20.23 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

философия.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия. Ответы на вопросы - копия.docx

— 159.75 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия. Ответы 2.docx

— 208.65 Кб (Скачать файл)

6. Экологическая (охрана и восстановление  окружающей среды; контроль за рациональным использованием природных ресурсов).

Внешние функции органически взаимосвязаны  с внутренними и являются их продолжением.

1. Обеспечение суверенитета, целостности  и безопасности государства, его  оборона.

2. Защита интересов данного государства  на международной арене.

3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества  с другими государствами.

4. Участие в международных делах  и организациях, в решении глобальных  проблем современности.

Таковы основные содержательные характеристики государства, отражающие то общее, что  присуще всем странам. Однако, государства в значительной степени отличаются между собой по формам и типам.

В юридической и политологической литературе государственный суверенитет  трактуется как верховенство государственной  власти на своей территории и ее независимость в международной сфере.

Верховенство государственной  власти внутри страны означает:

  • во-первых, распространение ее властной силы на всех граждан и организации, обязательность решений органов государственной власти для других субъектов правоотношений;
  • во-вторых, только установленные государством правила поведения признаются общеобязательными и обеспечиваются системой юридических гарантий;
  • в-третьих, возможность применения мер государственного принуждения в случае совершения противоправных деяний.

Самостоятельность и независимость  государственной власти выражается в ее исключительном праве свободно решать свои задачи и выполнять свои функции в рамках права.

Государственный суверенитет  следует отличать от суверенитета народа. Хотя они и тесно связаны между  собой, но представляют различные исторические и общественно-политические явления. Государственный суверенитет возникает  вместе с государством, а суверенитет  народа основан на признании всего граждански правомочного населения той или иной страны единственным источником государственной власти. Народный суверенитет – источник государственного суверенитета. Суверенитет государства ограничен суверенитетом народа, которому и принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую систему страны.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через  органы государственной власти и  органы местного самоуправления. А  высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные  выборы. Представительные органы государственной  власти осуществляют властные полномочия от имени народа. Легитимность государственной власти – сущностное содержание признания принятия власти населением страны, признание за ней права управления страной.

Следовательно, государственный  суверенитет – это ограниченная правом власть как внутри страны, так  и в международных отношениях, осуществляемая от имени народа.

На современном этапе  развития цивилизации государственный  суверенитет имеет свои пределы, которые во внутренней жизни государства  определяются притязаниями других субъектов  права, а в международных отношениях – рамками международного права. В настоящее время в современном  интегрированном мире все чаще признается, что международное право, международное  сообщество и международные организации  могут и должны вмешиваться во внутренние дела государств, если власть грубо нарушает права и свободы  человека, права и свободы малых  народов и национальных меньшинств. Это зафиксировано в целом  ряде межгосударственных соглашений, прежде всего в Парижской хартии для новой Европы и ряде других. Ярким примером этого является ограничение  суверенитета государств Европейского союза рамками права Европейского союз

63. Формы правления и формы государственного устройства: основные виды и особенности влияния на социально-политические процессы  в обществе

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

  • форма правления — определяет кому принадлежит власть;
  • форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;
  • политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

 

Форма государственного правления


Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

  • абсолютная (всевластие главы государства);
  • конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

  • парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  • президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Формы государственного устройства


Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  • Унитарные
  • Федеративные
  • Конфедерации

Ранее существовали и иные формы  государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;
  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  • существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной  организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов  все унитарные государства можно  разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс  демократизации в организации и  осуществлении государственной  власти.

Федеративное государство

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

  • союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
  • наличие двухуровневой системы государственных органов;
  • двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

  • по принципу формирования субъектов: 
    • административно-территориальные;
    • национально-государственные;
    • смешанные.
  • по юридической основе: 
    • договорные;
    • конституционные;
  • по равенству статусов: 
    • симметричные;
    • ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий  центральный государственный аппарат  и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

  • межгосударственные союзы;
  • содружества;
  • сообщества государств.

 

 

64. Духовная  жизнь общества и её современные  перспективы

Структура духовной жизни  общества весьма сложна. Ядром ее является общественное и индивидуальное сознание.

Элементами духовной жизни  общества принято считать:

- духовные потребности;- духовная деятельность и производство;- духовные ценности;- духовное потребление;- духовные отношения;- проявления  межличностного духовного общения.

Духовные потребности  человека представляют собой внутренние побуждения к творчеству, созданию духовных ценностей и их освоению, к духовному общению. В отличие  от природных духовные потребности заданы не биологически, а социально. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости, иначе человеком он не станет и жить в обществе не сможет. Однако сама по себе эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным контекстом, окружением индивида в сложном и длительном процессе его воспитания и образования.

При этом сначала общество формирует у человека лишь самые  элементарные духовные потребности, обеспечивающие его социализацию. Духовные потребности  более высокого порядка - освоение богатств мировой культуры, участие в их создании и т.д. - общество может формировать  лишь косвенно, через систему духовных ценностей, служащих ориентирами в  духовном саморазвитии индивидов.

 

Духовные потребности  имеют принципиально неограниченный характер. Пределов роста потребностей духа не существует. Естественными  ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств, возможности и сила желания человека участвовать в их производстве.

Духовная деятельность есть основа духовной жизни общества. Духовная деятельность - форма активного отношения человеческого сознания к окружающему миру, результатом которого являются: а) новые идеи, образы, представления, ценности, воплощающиеся в философских системах, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных воззрениях; б) духовные общественные связи индивидов; в) сам человек.

Идеальные образования как  продукт духовной деятельности и  производства обладают всеобщим характером их потребления. Любая духовная ценность, в отличие от материальной, в идеале может быть достоянием всех. От потребления они не убывают, как материальные, напротив, чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Духовная деятельность как  всеобщий труд осуществляется в кооперации не только с современниками, но и  со всеми предшественниками, когда-либо обращавшимися к той или иной проблеме. Духовная деятельность, не опирающаяся  на опыт предшественников, обречена на дилетантизм и выхолащивание  собственного содержания.

Усилия отдельных личностей, продуцирующих духовные ценности, способны обогатить все человечество (идеи Конфуция, Будды, Сократа, Платона, Аристотеля, Христа, Леонардо да Винчи, Коперника, Шекспира, Маркса, Л. Толстого, Достоевского, Эйнштейна и др.). Следовательно, эффективность духовного труда намного выше эффективности труда материального. Собственно, в этом состоит одна из причин того, что лиц, занятых духовной деятельностью, меньше, чем занятых в материальном производстве. Другие причины - естественные ограниченные возможности общества содержать таких людей, а также степень их таланта и способностей.

Духовный труд, оставаясь  всеобщим по содержанию, по сути и форме своей является индивидуальным, персонифицированным - даже в современных условиях, при высочайшей степени своего разделения. Прорывы в духовной жизни осуществляются преимущественно усилиями одиночек или небольших групп людей во главе с ярко выраженным лидером, открывающих новые направления деятельности для постоянно растущей армии работников умственного труда. Вероятно, именно поэтому Нобелевские премии не присуждаются коллективам авторов. В то же время существует множество научных или художественных коллективов, работа которых при отсутствии признанных лидеров носит откровенно неэффективный характер.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"