Философско-психологические идеи Николая Кузанского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 12:27, контрольная работа

Краткое описание

Николай Кузанский является крупнейшим европейским мыслителем XV века, одним из видных гуманистов эпохи Возрождения и родоначальником итальянской натурфилософии.
Время жизни и творчества философа - эпоха перехода от средневековья к новому времени, когда формируется ранняя буржуазная культура, эпоха, которую принято называть эпохой Возрождения. Как и все переходные эпохи в истории человечества, она была противоречивой.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………3
2. Основная часть…………………………………………………….…..5
3. Заключение………………………………………………………….…..25
4. Список используемых источников..……………………………...…...29
5. Приложения:
Словарь основных понятий…………….......………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа - Н.Кузанский для интернета.docx

— 55.91 Кб (Скачать файл)

      Именно  диалектическое учение Николая  Кузанского о совпадение противоположностей  нашло свое продолжение и развитие  в философии немецкого классического  идеализма конца  XVIII  - начала XIX веков. Диалектичность философии  Николая Кузанского позволила  ему сделать шаги к материализму.  Эти  шаги, не будучи последовательными,  привели философа к пантеизму,  заключавшему в себе известную  материалистическую тенденцию.

      Именно  понимание бога как "свернутого" и мира как "развернутого" максимума нашло свое продолжение  в материалистическом пантеизме  Б. Спинозы.

      Не менее  важную роль сыграла также  космология Николая Кузанского,  базировавшаяся  на  диалектико-пантеистическом  мировосприятии философа.  Революционная  идея  бесконечности Вселенной,  идея отсутствия во Вселенной  центра и окружности, верха и  низа была воспринята и развита  Джордано Бруно.

      Николай  Кузанский  стоит  в  одном  ряду с гуманистами Возрождения.  Один из первых мыслителей  этого  времени  Кузанский  высоко поднял значение личности  человека,  проповедуя могущество,  безграничную способность человеческого  ума к познанию. Человек - бог,  творец; эта идея гуманиста Николая  Кузанского носит,  по существу, атеистический характер, ибо несовместима  с религиозным представлением  о человеке.

      Велика  заслуга Кузанца и в разработке  гносеологических проблем. В соответствии  с потребностями буржуазии Кузанец  пытался решить задачу  наиболее  эффективного  познания природы.  Он ввел в познание математический  и естественнонаучный методы, что  роднит его с будущим.

      Николай  Кузанский  одним  из  первых  среди философов высказал мысль  о противоречивости процесса  познания, догадку о том,  что  "познание есть вечное, бесконечное  приближения мышления к объекту",  каковым была для  него  бесконечность,  понимаемая как совпадение противоположностей.

      Объективно  идеи Кузанца противоречили феодальной  идеологии и подрывали ее. Именно  в его учении берет свое  начало натурфилософия Возрождения.  Поэтому на основании вышесказанного  Николая Кузанского можно считать  одним из выдающихся представителем  ранебуржуазной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ:

 

Альбе́рт Вели́кий или Св. Альберт, Альберт Кельнский, Альберт фон Больштедт (лат. Albertus Magnus, около 1200, — 15 ноября1280) — философ, теолог, учёный. Видный представитель средневековой  схоластики, доминиканец, признан Католической Церковью Учителем Церкви, наставник Фомы Аквинского.

Амбро́джо Траверса́ри (итал. Ambrogio Traversari; также Амвросий Камальдул или Амвросий Траверсари; 1386 год, Портико-е-Сан-Бенедетто — 20 октября 1439 года, Феррара) — итальянский богослов римско-католической церкви, монах и священник; гуманист, генерал (магистр) и реформатор ордена Камальдулов; легат папы Евгения IV на базельском и ферраро-флорентийском соборах.

Лоренцо Валла  (Lorenzo Valla, 1407,  Рим  или  Пьяченца  — 1457,  Рим,  Папская область), итальянский  гуманист, родоначальник историко-филологической критики, представитель исторической школы эрудитов. Обосновывал и защищал идеи в духе эпикуреизма. Считал естественным всё то, что служит самосохранению, счастью человека.

Гуситы  — название  чешского  реформаторского  религиозного движения, названное по имени  Яна Гуса  и принявшее в  1419 году революционные формы. На формирование идеологии гуситов оказали влияние взгляды Уиклифа, вальденсов и чешского реформатора Матвея из Янова. Радикальные гуситы отрицали авторитет Церкви и признавали лишь Священное Писание как единственную основу веры. Умеренные гуситы призывали к реформированию Церкви, воспринимали таинства в основном в католическом духе, однако требовали упростить литургию и ввести богослужение на чешском языке.

Псевдо-Дионисий Ареопагит  — неизвестный автор  «Ареопагитик»  (лат. Corpus Areopagiticum)  — сборника, состоящего из четырёх трактатов и десяти писем на догматические темы, приписанных священномученику Дионисию Ареопагиту († 96 г.). Сборник появился, скорее всего, на рубеже V и VI вв. и оказал огромное влияние на развитие апофатического (отрицательного) богословия.

Теоцентризм (греч. Theos — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшегобытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, и подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни. Теоцентризм связан с теизмом и его принципами. Теоцентризму противопоставляются космоцентризм и антропоцентризм.

Богосло́вие, или теоло́гия (калька греч. θεολογία, от греч. θεός — Бог и греч. λόγος — слово, учение)  —  систематическое изложение и истолкование какого-либо  религиозного учения,  догматов  какой-либо религии. Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой учения о Боге, его деятельности в мире и егооткровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах Богопочитания.

Пантеи́зм — религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир.

Слово «пантеизм» происходит от древнегреческого: παν (пан) — «всё, всякий» и θεός (теос) — «Бог, божество». В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении со Вселенной. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного  Бога или Бога-творца. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее  единство  и  святость  природы. Пантеизм отвергает антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость почтительного отношения к природе.

Креациони́зм (от лат. creatio, род. п. creationis — творение) — теологическая и мировоззренческая концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом  или  Богом.

Эмана́ция (лат. emanatio — «истечение, распространение»): в философии, концептуальный термин, означающий происхождение Универсума (вселенной) посредством истечения его из запредельного первоначала, Единого (Божества).

Христоло́гия — отрасль христианского богословия, занимающаяся изучением вопросов, относящихся ко второму Лицу Святой Троицы — Иисусу Христу. Основной христологический вопрос — о соотношении божественной и человеческой природ в Иисусе Христе.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1. Бруно Дж. Диалоги. -  М.:   Госполитиздат, 1949. - 402 с.

2. Википедия

3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.

4. Кузанский Н.  Избранные сочинения. - М.: Соцэкгиз, 1937. - 380 с.

5. Соколов В.В.  Европейская философия XV - XVII  веков. - М.: Высшая школа, 1984. - 448 с.

6. Тажуризина З.А.  Философия Николая Кузанского.  - М.: Изд-во МГУ, 1972. - 148 с.

 

 


Информация о работе Философско-психологические идеи Николая Кузанского