Философские идеи В. Вернадского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:08, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – рассмотреть философские идеи В. Вернадского.

Содержание

Введение
1. Творчество В. И. Вернадского и философия
2. Проблема пространства и времени
3. Философские подходы к естествознанию
4. Вопросы диалектики природы в работах В.И. Вернадского
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юргинский технологический институт

 

 

 

 

             Кафедра ГОИЯ

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ работа

по дисциплине «Философия»

 

Тема «Философские идеи В. Вернадского»

 

 

Студент гр. З-10А10с          _________________     Шевьяков К.Н.

                                                                                                                        (подпись)

 

Руководитель   ____________________                     Полещук Л.Г.

                                                          (дата)

 

 

 

 

 

 

 

Юрга – 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1. Творчество  В. И.  Вернадского и философия

5

2. Проблема пространства  и времени

10

3. Философские   подходы к естествознанию

14

4. Вопросы диалектики  природы в работах В.И. Вернадского

17

Заключение

20

Список использованных источников

22


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Центральной идеей, проходящей через все творчество  Вернадского, является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах по естествознанию раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. При изучении Вернадским мертвого вещества, кристаллов и минералов, он сумел уловить цельность, но неоднородность мира пространства.

Чувство глубокого  единства земных форм жизни с космосом, мысль о человеке как микрокосме, вместившем в себя все природные,  космические стихии,  элементы и энергии,  проходит через мировую культуру,  как восточную, так и западную. В древнейших религиозных  и мифологических представлениях человек уже прозревал соотношения и взаимосвязи между своим существованием и бытием  Вселенной  и  эту свою интуицию претворял в различные, преимущественно образные формы.  Космические символы и  образы народного бытового искусства и поэзии, микро- и макрокосмические соответствия выражали эту,  условно говоря,  «объективную» идею  целостности  мироздания,  органичной включенности в него жизни и сознания. Преображающая человека и мир мечта стремилась к преодолению  ограниченности  человека в пространстве и времени,  она воплощалась в сказочные,  фольклорные  образы  господства  над стихиями,  воздушных  полетов,  метаморфозы вещества,  живой и мертвой воды.  По существу,  с древности до конца 19 века  эта «космическая» –  в широком смысле – тема развивалась только в мифе, фольклоре, поэзии, а также в некоторых философско-утопических, фантастических произведениях.

Но знаменательно,  что именно в России,  ставшей  родиной научного  учения о биосфере и переходе ее в ноосферу,  которой было суждено открыть путь в космос,  уже  начиная  с  середины прошлого  века вызревает уникальное течение активно-эволюционной мысли, которое широко развернулось в 20 веке и дало глубокую теорию, поразительные предвосхищения, глядящие не только в наше,  но и в значительно более далекие времена.  Научно-философский вклад  Вернадского   в  эту мысль огромен и конкретен, его можно в определенном  смысле  уподобить  прочному  фундаменту, ставящему на почву реальности такие дерзновенные  идеи  и проекты, которые без него могли бы обернуться прекрасными, но всего лишь воздушными замками.

Неслучайно во всем мире в последнее время отмечается значительное возрастание интереса к творчеству  Вернадского.  Благодаря освоению  космического  пространства  появилась возможность взглянуть на биосферу извне,  увидеть  Землю  как  живую планету глазами внешнего наблюдателя. Влияние человека на глобальные (биосферные) характеристики,  такие, например, как содержание углекислого газа в атмосфере, мощность озонового слоя или процент суши,  покрытой лесами,  получило строгое, инструментально доказанное  подтверждение.  Получили  развитие новые теории, базирующиеся на фундаментальных открытиях  Вернадского, например концепция Геи1. Практически ни одна из современных работ в области геомикробиологии или геобиохимии не  обходится без упоминания имени великого ученого. Не менее интересны для современного научного познания  его  философские концепции.

Все вышеизложенное определило актуальность темы работы.

Цель контрольной  работы – рассмотреть философские идеи В. Вернадского.

 

 

 

 

1. Творчество  В. И.  Вернадского и философия

 

 В  творческом  наследии  Вернадского В.И. огромная часть принадлежит философии. Его философские  интересы приняли устойчивый характер еще в гимназические годы.

В начале XX века в основном складывается принципиальный взгляд  Вернадского  на проблему соотношения философии и науки. «Развитие научной мысли никогда долго не идет дедукцией или индукцией – оно должно иметь свои корни в другой, более полной поэзии и фантазии, области: это – область философии. Философия всегда заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области будущего развития науки, и только благодаря одновременной работе человеческого ума в этой области получается правильная критика неизбежно схематических построений науки»2.

С начала 20-х  годов  философские  интересы  Вернадского  поднимаются на качественно новую ступень. Не прерывая знакомства с западноевропейской философией, ученый все чаще обращается к мыслителям Востока, главным образом Индии и Китая.

Наряду с  этим с начала 20-х годов резко  возрастает  философская  насыщенность специальных естественнонаучных трудов  Вернадского , что было связано в первую очередь с созданием учения о биосфере и разработкой проблем биогеохимии, тесно переплетавшихся с мировоззренческими, социально – гуманитарными и экологическими вопросами.

Сложно складывались, в 20-30 годы, отношения  Вернадского  с советскими философами, выступавшими с позиций диалектического материализма. В эти годы труды натуралисты, посвященные живому веществу, биогеохимии, учению о биосфере, не раз подвергались резкой критике. «Оппоненты упорно выискивали проявления «идеализма» и прочей «идеологической контрреволюции», произвольно выхватывая из общего контекста отдельные мысли и цитаты»3.

Философское  миропредставление создает ту среду, в которой имеет место и развивается научная мысль. В определенной мере она ее обуславливает, сама, меняясь в результате ее достижений. Философы исходили в своем выражении  идей, исканий мечущейся человеческой мысли, человеческого сознания, не мирящихся с действительностью. Однако человек строит свой мир неизбежно в жестких рамках окружающей его природы – биосферы, глубокой связи с которой, по словам Вернадского, он не понимал и не понимает сейчас.

Философия всегда основана на разуме и тесным образом  связана с личностью, причем типы личностей всегда отвечают различным типам философии. Личность неотделима от  философского  размышления, а разум не может дать той меры, чтобы охватить личность. Философия никогда не решает загадки мира, она их ищет.

Тысячелетним  процессом своего существования  философия создала могучий человеческий разум, подвергла глубокому анализу разумом человеческую речь, создала отрасли знания, такие, как логика, математика, основы современного научного знания.

Наука выросла из философии  тысячелетия тому назад. Исторически  важно, что было три (средиземноморский, индийский, китайский) или четыре (тихоакеанско-американский) независимых центра создания философии, которые тысячелетия оставались неизвестными друг другу, что дало им возможность самостоятельно развиваться. Наиболее мощно  философская  мысль шла в Индии. По мнению Вернадского  индийская логика пошла глубже логики Аристотеля, а ход философской  мысли почти тысячу лет назад достиг уровня философии Запада конца XVIII в. Индийская философская мысль более тысячелетия оказывала глубокое влияние на тибетские, корейские и японские государства.

XIX столетие и особенно XX век коренным образом изменили  религиозную и философскую  структуру всего человечества и создали прочную почву для единой вселенской науки, охватившей все человечество, дав ему научное единство.

Всюду создавались многочисленные центры научной мысли и научного искания.

 Вернадский  считал, что  это первая предпосылка перехода  биосферы в ноосферу.

Мощный рост научного знания совпадал с глубоким творческим застоем  в смежных областях, тесно связанных с наукой, – в философии и в религиозном мышлении.

Это связано с тем, что  в истории философии наблюдалось  явление, невозможное для научной мысли в наше время, философий несколько, причем они развивались независимо друг от друга в течение столетий, а наука одна для всего человечества.

Положение философии в  структуре человеческой культуры своеобразно. Она связана с религиозной, социально-политической, личной и научной жизнью неразрывно и многообразно. Огромное число относящихся к ней проблем, постоянно растущих, непрерывно переход от нее ко всем вопросам обыденной и государственной жизни, здравого смысла и морали дают возможность принимать участие в ее работе всякому мыслящему и задумывающемуся над происходящем человеку.

По мнению  Вернадского  философии можно и нужно учиться. «Произведения великих философов есть величайшие памятники понимания жизни и понимания мира глубоко думающими личностями в разных эпохах истории человечества. Это живые человеческие документы величайшей важности и поучения, но они не могут быть общеобязательны по своим выводам и заключениям, так как отражают, во-первых, прежде всего человеческую личность в ее глубочайшем размышлении о мире, а личностей может быть бесконечное множество – нет двух тождественных; и отражают, во-вторых, разработанное свое понимание реальности; таких пониманий может быть по существу не так уж много; они могут быть собраны в небольшое число основных типов. Но не может быть среди них одного единого, более верного, чем все другие. Критерия ясного и определенного для этого нет и быть не может»4.

Ясно, что философии надо учиться, но нельзя с помощью только учения сделаться философом, т.к. основной чертой философии является внутренняя, искренняя работа размышления, направленная на реальность, нас окружающую.

В основе философии лежит  примат человеческого разума. Философия всегда рационалистична, для нее разум есть высшая инстанция, законы разума определяют ее суждения. Сила философии в ее разнородности и в большом диапазоне этой разнородности. С ходом времени, росту научного знания, появлению новых наук и огромному значению новых научных проблем и открытий разнообразие  философских  представлений растет в такой степени, в какой этого никогда не было. Но философ, как утверждал  Вернадский, отстает все больше и больше от  философской  обработки научного знания. Необходим  философский  анализ отвлеченных понятий для научного охвата новых областей.

Наука и философия находятся  непрерывно в теснейшем контакте, т.к. в известной части касаются одного и того же объекта исследования. Граница между философией и наукой, по объектам их исследования, исчезает, когда дело идет об общих вопросах естествознания. Такие научные представления часто называют философией науки. Хотя, по словам  Вернадского: «Ученый не должен выходить, поскольку это возможно, за пределы научных фактов, оставаясь в этих пределах, даже когда он подходит к научным обобщениям»5.

Философия неизбежно не выходит  за пределы понятий-слов. У нее  нет возможности подходить к понятиям-предметам.  В этом основное отличие логической работы ученого и философа. Наука в отличие от философии при логическом и методологическом анализе никогда не ограничивается только словами. Особенно резко это отличие выявляется в области точного естествознания по сравнению с большой областью проблем гуманитарных наук.

Наука неотделима от философии  и не может развиваться в ее отсутствие. В то же время наука не может идти так глубоко в анализ понятий, т.к. философия, которая их создает, опирается не только на научную работу, но и на анализ разума.

 

  

 

2.         Проблема пространства и времени

 

Одно из самых  основных различий в мышлении натуралистов, с одной стороны, и математиков с другой, это характер пространства. Для математика, если это оговорено им пространство является бесструктурным. Оно характеризуется только измерениями. Для естествоиспытателя пустое, незаполненное пространство, даже если он этого не оговаривает, не существует. Он всегда мыслит реальное пространство и только с ним имеет дело. Реальное пространство натуралиста совпадает с той физической средой, в которой идут наблюдаемые им явления, если он выражает эту среду геометрически. Говоря о природном, реально существующем, пространстве, натуралист говорит о геометрическом строении физической среды, чего в действительности нет – физическая среда разнородна.

Натуралист, однако, все время пытается выразить наблюдаемые  им явления так, чтобы найти в них место идеальному пространству геометрии. Такое реальное, обладающие  определенным геометрическим строением, пространство имеет место во всех  физических явлениях.

По мнению Вернадского  реальное пространство натуралиста  чрезвычайно мало отразилось в философской мысли. «Философская обработка реального пространства определенного строения и  замена  им вошедшего в философскую мысль пространства геометра является основной задачей нашего времени»6.

Одной из самых  важных и самых плодотворных идей новой физики XIX – XX в., основанной на теории относительности, является признание, что время и пространство неразрывно связаны между собой и неразделимы в природных явлениях. Если обратится к анализу понятия о времени, бросается в глаза чрезвычайно характерная черта, связанная с тем, может или не может явление идти во времени одинаково легко вперед и назад, т.е. является ли процесс обратимым или необратимым.

Информация о работе Философские идеи В. Вернадского