Философские и педагогические воззрения Д. Дьюи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:10, контрольная работа

Краткое описание

Цель философии Дьюи, Джемсу помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее. Данная идея легла в основу философии американского прагматизма.
Особое место в своем творчестве Д. Дьюи уделяет проблеме морали и социальной философии.
Цель данной контрольной работы является изучение философских и педагогических воззрений Д.Дьюи

Содержание

Введение 3
1. Биография Джона Дьюи 4
1. Философское направление «прагматизм» Джона Дьюи 5
3. Психолого-педагогические воззрения Д. Дьюи 13
Заключение 22
Список литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 45.83 Кб (Скачать файл)

- реальность учебного  материала: ребенок в школе  должен быть окружен постоянно  расширяющимся миром вещей, которые  имеют реальное значение для  него и которые он может  наблюдать, изучать, реконструировать;

- целостность, под которой  понимается объединение в познавательной  деятельности всех физических, умственных, эмоционально-волевых сил ребенка.  Чтобы научиться мыслить, дети  должны включить в учебный  процесс свои руки, ноги, глаза,  мускулы, ибо это  -  инструменты  интеллекта;

- обучение деланием наиболее  эффективно обеспечивает целостность  познавательной деятельности и  развитие ребенка. Инстинкт делания  -  сильнейший у ребенка. Учебный  процесс, в котором игнорируется  этот инстинкт и в качестве  пособий и материалов допускаются  только учебники, заглушает развитие  детей и обречен на абстрактность  в худшем смысле этого слова.  В учебные программы школы  должны быть введены проекты,  дающие ученикам пищу для самостоятельной  работы с реальными вещами (строительство  домика, восстановление из песка  города, каким он был много  веков назад, организация небольшой  типографий, в которых дети набирают  и печатают свои работы, и т.д.). Учебники в этом случае не  доминируют, а служат путеводителем,  к которому обращаются дети  в случае затруднений;

- проблемность в обучении  -  обязательное условие развития самостоятельного и критического мышления. Работа с вещами ставит учащихся в реальные ситуации, которых им приходится вести поиск, выходить из возникшего затруднения, принимать решения. Согласно инструментальной философии Дьюи, только перед лицом проблемы человек мобилизует мыслительные силы и вырабатывает умение принимать самостоятельные решения. Задача учебного процесса состоит в формировании этих умений и может быть решена лишь путем проблемного обучения;

- игровая деятельность  детей: во все времена и у  всех народов игры были важным  фактором воспитания, особенно маленьких  детей. Посредством игры дети  познают окружающий их мир.  Инстинкт игры должен широко  использоваться школой и на  его основе следует ввести  в учебный процесс разнообразную  игровую деятельность (спонтанные  игры, повторяющие жизнь взрослых, организованные игры, изготовление  игрушек, конструкторская работа  и др.). Не только для младших,  но и для старших школьников  важна такая игровая деятельность, как драматизация, ролевые игры: они вовлекают в процесс обучения  аффективную сферу человека, способствуют  его самовыражению и обеспечивают  целостность познания мира.

Модель учебного процесса, разработанная Дьюи, адресована в первую очередь начальной школе. Здесь в наиболее сензитивный период развития происходит формирование базовых учебных навыков, раскрываются (или угасают) творческие силы детей, закладываются основы успешной жизни человека Начальные классы должны быть естественной средой роста и развития, продолжением жизни, которую ведет ребенок дома, во дворе, на улице.

Школа и общество. Творчество Дьюи пронизано идеей развития и укрепления демократии в обществе. По его определению, подлинно демократическое, уравновешенное, счастливое и процветающее общество возникает там, где люди способны работать совместно. Первая задача школы в связи с этим  -  научить ребенка жить в общежитии, где он начинает осознавать себя, понимать свои обязательства по отношению к этому общежитию и приспосабливаться к общей жизни. Школы должны стать эмбрионами общественной жизни. Дьюи внимательно изучает инновационный опыт и положительно оценивает все то, что делает школу, по его выражению, «маленькой демократической общиной» (разновозрастные классы, где старшие заботятся о младших; издание школьной газеты, строительство спортивной площадки при школе, участие детей в работе столовой, библиотеки; избрание совета учеников и др.).

Тесное единение школы  с окружающей жизнью расширяет возможности  вовлечения детей в служение обществу. Расчистка улиц, посадка цветов, уход за деревьями, помощь престарелым, открытие в школах клубов (рукоделия, столярного дела, спорта и др.), которые  открыты детям и взрослым  -  лишь небольшой перечень дел, которые  учат школьников и жителей округи быть хорошими и предприимчивыми  гражданами общества. Школа, настаивал  Дьюи, должна стать сеттльментом, открытым не только детям, но и всем живущим в районе. Это реальный путь улучшения общества и пробуждения его живого интереса к воспитанию молодого поколения.

Разработанная Дьюи концепция обновленной школы шла в русле движения за «прогрессивное» образование, охватившее страну на стыке двух столетий Школы, особенно в крупных городах, заполненные детьми иммигрантов, лихорадочно искали способы приспособления их к новой жизни. За счет заметного сокращения теоретического материала учебные программы заполнялись сведениями сугубо утилитарного характера. На протяжении долгого времени американская школа готовила активных, умеющих положиться на себя, но не отягощенных большим багажом знаний людей.

В 50 - 60-е гг. «прогрессивизм» и его идейный вдохновитель Дьюи подверглись разрушительной критике. Их обвиняли в антиинтеллектуализме американской школы, снижении качества образования и связанном с этим падении конкурентоспособности США на мировом рынке. Следующие десятилетия заполнены поиском путей достижения мирового уровня качества образования. В этих поисках происходит возрождение педагогического наследия Дьюи. Его главные идеи  -  активность ребенка, уважение к нему, исследовательский метод, опора обучения на присущие личности качества, ситуация успеха, которая является мощным мотивом познавательной деятельности, связь школы со средой и общиной, непрерывное образование и рост человека и др. приобретают постепенное значение при разработках моделей образования для XXI века. Главный постулат Дьюи: высочайшая задача образования -  способствовать социальным переменам к лучшему для всех людей -  выступает направляющей и вдохновляющей линией в прогрессивном развитии человечества. /1, С.104/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В сжатом виде основные положения  теории Джона Дьюи выглядят следующим образом:

Основные проблемы морали и социальной философии Дьюи:

Существует плюрализм  целей и благ (нет единственно  возможного «высшего блага»).

Цели и блага не абстрактны, но конкретны. Основные блага - здоровье, богатство, честь, доброе имя, дружба, высокая общественная оценка, образованность, умеренность, справедливость, доброжелательность. Люди стремятся не к самим благам, а к размеру благ. Достижение блага - изменение в качестве опыта - следовательно, сам рост является главной моральной целью. Моральные заповеди (не убий, не укради) не имеют абсолютного характера (например, на войне по отношению к врагу) и справедливы (не справедливы) в каждом конкретном случае. Демократия - наиболее оптимальная форма человеческого общежития. Цели должны соответствовать средствам, и наоборот, применение неблаговидных средств приведет к качественному изменению целей (цели придут в соответствие со средствами). Основной рычаг социальной реконструкции — применение научных методов и высоких технологий в образовании и морали.

Дьюи разработал теорию научного метода как инструмента успешной человеческой деятельности, достижения целей. Открытие, сделанное Дьюи при разработке теории научного метода и учении о проблематичной ситуации, состоит в том, что достоверное знание и правильное использование научного метода приводят к превращению проблематичной ситуации в решенную — ситуация приобретает иное качество следовательно, познание приводит к качественному изменению объекта познания - познание изменяет само существование предмета познания. Обучение должно происходить путем опытного познания окружающей действительности; Истинным и ценным является только то, что дает практический результат; В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка; Ориентированность преподавания на будущую деятельность в обществе; Метод учебных проектов - это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов; В школе должен меняться набор и соотношение изучаемых дисциплин: вместо «сущностных» дисциплин вводятся «инструментальные», либо часть «сущностных» предметов следует значительно сократить; Необходимо непрерывное образование для всех возрастных категорий. Все общество должно находиться в процессе постоянного обучения и переобучения; Дьюи считал необходимым систематически включать в учебный процесс игровую деятельность; Задача педагога - создавать условия, которые благоприятствуют выявлению внутреннего мира учащегося, и устранять ситуации, которые мешают или препятствуют развитию.

Дьюи придерживался так называемой педоцентрической теории и методики обучения, согласно которой роль учителя в процессах обучения и воспитания сводится в основном к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности. В методике ученого наряду с трудовыми процессами большое место занимали игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство. Воспитанию дисциплины учащихся Дьюи противопоставлял развитие их индивидуальности.

Педоцентрическая концепция Дьюи оказала большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы школ США и других стран, в частности советской школы 20-х гг., что нашло свое выражение в т.н. комплексных программах и в методе проектов.

Джон Дьюи был новатором, его идеи значительно отличались от традиционных. Он кардинально изменил процесс обучения, отношение к ученикам, содержание образования, сделав тем самым огромный вклад в развитие гуманистически направленного обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеев П.В.История философии. М.: ТК Велби, Проспект, 2009
  2. Балашов Л.Е.Философия. 3-е изд., с испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2009.
  3. Белоцветова Е.М. Джон Дьюи и философия прагматизма. //США-Канада. Экономика, политика, культура.- Москва, 2010 №4.
  4. Горшкова В.В. Интерпретация педагогической концепции Джона Дьюи в Российской педагогике 20-30 гг.ХХ века. /Педагогика №1.- Москва, 2009.
  5. Горшкова В.В., Митковец Е.А. Философия образования Джона Дьюи: формат истории и современности. /Педагогика№8.- Москва, 2010
  6. Канке В.А. Философия. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2009
  7. Лавриненко В.Н. Философия. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юристъ, 2010
  8. Новая философская энциклопедия. В 4 томах. М.: Мысль, 2010.
  9. Миронов В.В. Философия: учебник для ВУЗов. Инструментализм Дж. Дьюи. – М.: Дашков и Ко, 2009
  10. Суворова А.Н. Введение в современную философию. – СПб.: Питер, 2011

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Философские и педагогические воззрения Д. Дьюи