Философские и педагогические воззрения Д. Дьюи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:10, контрольная работа

Краткое описание

Цель философии Дьюи, Джемсу помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее. Данная идея легла в основу философии американского прагматизма.
Особое место в своем творчестве Д. Дьюи уделяет проблеме морали и социальной философии.
Цель данной контрольной работы является изучение философских и педагогических воззрений Д.Дьюи

Содержание

Введение 3
1. Биография Джона Дьюи 4
1. Философское направление «прагматизм» Джона Дьюи 5
3. Психолого-педагогические воззрения Д. Дьюи 13
Заключение 22
Список литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 45.83 Кб (Скачать файл)

Д. Дьюи не принимал никакой альтернативы между знанием и опытом. Для него опыт  - это «интеллектуальное действие», которое имеет значение. Недостаточность знаний человека при столкновении с социальными проблемами заставили Д . Дьюи настоятельно подчеркнуть социальные аспекты его философии . На протяжении своей жизни он пробовал не только применять свои экспериментальные методы к социальной философии , но он также активно участвовал в политических спорах, где отстаивал с свои взгляды на общественные и жизненно важные для отдельного индивидуума ценности. Политические, социальные, культурные и теоретические проблемы увеличили интерес Д. Дьюи при рассмотрении проблем в образовании. Он раскрывал важные проблемы образования, которые необходимо рассматривать в демократическом обществе для усовершенствования системы образования.

Прагматизм был тогда  наиболее влиятельным направлением философии в соединенных штатах Америки. Основные положения своей теории были изложены Д . Дьюи в эссе об экспериментальной логике (1916) и в философском труде «Природа человека и его поведение» (1922), а также он обращается к вопросам логики в книге «Теория запроса» (1938). Д . Дьюи описывает экспериментальную теорию интеллектуального поведения, теорию использования приобретенного опыта, которая рассматривается им в его трудах по этике «Теория оценки «(1939) и «Искусство как опыт (1934). Теория инструментализма Д . Дьюи была сначала описана в его « Логической теории» (1903). Его другие основные работы, в которых он продолжает развивать свою концепцию инструментализма: «Демократия и образование» (1916), «Реконструкция в философии « (1920), «Поиски веры» (1929).

В работах Д . Дьюи по психологии, этике и социальной философии анализируются логические особенности мысли и действия. Мысль возникает при наличии проблемной ситуации, органической неуверенности и конфликте; действие направлено на решение и таким образом инструментально участвует в познании истины, которая является гарантом в разрешении проблемной ситуации. Эта теория инструментализма стала определяющей в философии прагматизма Д . Дьюи .

В своей философии Д . Дьюи пытается показать, как открытия науки затрагивают ценности, регулирующие человеческое поведение. Д . Дьюи сформулировал обширную натуралистическую теорию существования, которая не использовала никаких сверхествественных предположений или гипотез. Работа «Опыт и характер» (1925)  - его наиболее важная попытка формулировки метафизического анализа и описания рефлексивного опыта, с примерами использования опыта в реальной жизни и описанием связи знаний, ценностей и искусства.

Д . Дьюи отказывается от класической метафизики (он - решительный ее противник), и защищает позитивистский прагматизм, который позволяет дать оценку всех практических сторон жизни человека. Прагматизм Д . Дьюи представлен как философия демократии. Для сторонников прагматизма это своего рода религия.

После первой мировой войны, американский прагматизм вырос в  социальную философию . Сторонники прагматизма применили их доктрину к каждой стадии социальной теории. Философская теория прагматизма Д . Дьюи относится прежде всего к экономическим, политическим, и педагогическим вопросам. Действительность по Д . Дьюи получает свое развитие и изменяется через практический опыт. Реальная философия , согласно Д . Дьюи , должна отказаться от абсолютистских позиций в вопросе происхождения жизни и исследовать определенные ценности текущего момента в практической, моральной, и социальной жизни общества. Человек согласно Д . Дьюи должен продолжать изменять и преобразовывать свои идеи, до тех пор, пока они не заработают. Неподвижные постулаты философии (атомы, Бог) имеют право на существование, но должны использоваться только в проблемных, ситуациях, направленных на улучшение знания.

В течение больше чем сорока лет, Д . Дьюи имел неоспоримое лидерство в Американском образовании, привнося свежую идею увеличения человеческого интереса в школьную жизнь и работу, поддерживая инициативу и ответственность ученика. Среди Американских мыслителей ХХ века немногие воспринимаются человечеством с таким уважением как Джон Дьюи . Его философия не была простой абстракцией; корни ее были в американской национальной истории, начиная с колониального периода и до середины ХХ века, поэтому его идеи были и остаются близкими к отражению действительности и по сей день и проверены на практике.  /6, С.252/

 

 

3. Психолого-педагогические  воззрения Д. Дьюи

Дьюи неразрывно связаны с его философско-социальными взглядами. Преданный идеям демократии, болеющий на ее несовершенство, расслоение американского общества, тяготы миллионов простых людей, философ видел в образовании мощное средство развития подлинной демократии. «Единственным фундаментальным институтом, творящим лучшее общество, является общественная школьная система». Но тут же он подчеркивал необходимость ее радикального преобразования.

В работах Дьюи содержится резкая, порой язвительная критика традиционной школы. Она пренебрегает ребенком, особенностями его развития и потребностями. Разработанные взрослыми без учета интересов детей школьные программы, учебники, учебные материалы вызывают у школьников ненависть к учению. Инстинктивное стремление детей к познанию деформируются искусственной системой оценок и экзаменов. В школе доминирует учебник с его абстрактными книжными фактами, которые ребенок должен заучить, не понимая зачастую смысла.

Детей заставляют в классах  сидеть неподвижно, заучивать массу  ненужного материала, подавляют  их физическую и умственную активность. В школе все мертво, пассивно, все противоречит природе детей. Такая школа не может подготовить  молодые поколения к жизни  в демократическом обществе, требующем от человека активности уверенности, самостоятельности, широты взглядов, умений решать личные проблемы в соответствии с общим благом.

При разработке своей педагогической системы Дьюи многое черпает из наследия великих предшественников  -  Руссо, Песталоцци, Фребеля. Не будет большим преувеличением сказать, что в основе педагогической системы Дьюи лежит руссоизм приспособленный к условиям индустриальной эпохи и оснащенный понятиями прагматистской философии.

Обратимся к ведущим положениям педагогической системы Дьюи.

Школьная  система. Рассматривая образование как главный фактор развития демократии, Дьюи решительно выступал против дуализма школьной системы. В условиях усложнения жизни, писал он в 1915 г., накопления богатства одними и обедне других положение демократии становится все труднее. «Демократия сделает роковую ошибку, если допустит, чтобы существовала школьная система для детей родителей, у которых больше досуга, и для детей тех, кто зарабатывает на жизнь. Уже такое физическое разделение неблагоприятно для развития взаимных симпатий людей, но это еще меньшее зло. Гораздо хуже, что чересчур книжное образование одних и «ультра практическое» для других ведет к глубокому различию в умственных и моральных навыках, идеалах, взглядах. Разделение школ повело бы общество по пути, абсолютно чуждому духу демократии». Дьюи настаивает на последовательной реализации принципа открытой и доступной всем и каждому единой школы, независимо от имущественного положения, пола, расы, национальности. Чтобы служить развитию демократии, такая школа должна радикально изменить содержание своей деятельности. В ней следует обеспечить единство обучения и общественного применения знаний, теории и практики, работы и понимания ее значимости» (там же) В этом видел Дьюи вклад школы в развитие демократического общества.

Сущность  и цель образования. При раскрытии этих ведущих философско-педагогических понятий Дьюи продолжает гуманистическое направление, заложенное Руссо. Идея великого швейцарца об образовании как процессе естественного роста является исходной для Дьюи. Он полностью разделяет положение Руссо о том, что «истинное образование есть не что-то налагаемое на ребенка извне, а естественный рост и развитие свойств и способностей, с которыми человек появляется на свет».

Детство, подчеркивает Дьюи,  - это время бурного роста и развития. Ребенок активно осваивает окружающий мир, используя свои физические и интеллектуальные силы. И в это время школа и взрослые навязывают детям учебники, программы, забивают их головы фактическими данными, которые являются результатами чьих-то открытий и чужды ученикам. Школа озабочена прежде всего накоплением знаний, их количеством, а не тем, как происходит развитие ребенка.

В школе демократического общества «ребенок  -  исходная точка, центр и конец всего».

Он, его потребности в  открытии мира вещей и отношений  должны определять содержание работы школы. Ничто не должно мешать росту  ребенка. Главная цель образования  -  способствование полному и  свободному развитию тела и ума ребенка.

Оппоненты Дьюи часто усматривали в его идеях отказ от организованного обучения, призывы к слепому следованию за интересами ребенка. На самом же деле он трактовал учение как постоянную перестройку, двигающуюся от непосредственного опыта ребенка к организованной массе истины, которую мы называем наукой.

По идее Дьюи, в начальных классах учение должно быть построено в соответствии с интересами и потребностями ребенка. Оно ориентировано на развитие познавательной активности и вооружение детей методами самостоятельных открытий. Общая цель приобретения знаний  -  найти путь, как добывать знания, когда они нужны, а не знания сами по себе.

Дьюи заглядывал далеко в будущее, когда непрерывное образование, умение переучиваться, приобретать знания самостоятельно станут объективной потребностью постпромышленной эпохи. На этой основе происходит движение к организованному обучению с его разделением на учебные дисциплины, программами и учебниками. Но и здесь настоящая цель образования -  «найти путь, как добывать знания».

Ребенок и школа. Дьюи  -  яркий представитель гуманистического направления в педагогике. Для него характерно любовно-уважительное отношение к детям. Жизнь ребенка с ее потребностями не менее ценна, чем жизнь взрослого. Ребенку принадлежит право наслаждаться детством, утверждал Дьюи, и в школе он должен жить полноценной жизнью, отвечающей его интересам, потребностям, способностям развития. Ребенок должен стать солнцем, вокруг которого вращаются все образовательные средства.

Каждый ребенок  -  ярко выраженная индивидуальность, и о  настоящем образовании не может  идти речи, пока дети рассматриваются  как целое, как класс. Если ученики  всегда выстроены в прямой ряд, ходят  гуськом, получают знания по одному и  тому же методу и обязаны их «возвращать» совершенно одинаково  -  мы никогда  ничего не узнаем о детской душе.

Дьюи настаивает на том, чтобы в школе была атмосфера свободы для разнообразной деятельности каждого ребенка и его самовыражения. Здесь должны быть созданы все условия для удовлетворения потребностей детей в общении, исследовании, созидании, художественном творчестве.

Отстаивая право ребенка  на свободу самовыражения, Дьюи вместе с тем отвергает вседозволенность и неограниченную свободу. Свобода не уничтожает ограничений, налагаемых природой и обществом на каждого члена общежития, не позволяет индивиду предаваться инстинктам, вредным для него как члена целого.

Естественный рост ребенка  может успешно проходить лишь в условиях любви, тепла, симпатии со стороны взрослых. На лозунге тех, кто за развитие ребенка, написана симпатия к ребенку.

Биологическое и социальное в ребенке.

Эта проблема  -  предмет  давней и горячей полемики между  двумя научными направлениями: биологизаторов, считающих, что человек имеет прирожденный и трудноизменяемый комплекс способностей, и средовиков, трактующих ребенка как «чистую доску», на которой социальный опыт и воспитание «рисуют» личность.

Некоторые оппоненты Дьюи обвиняли его в биологизаторских позициях и в доказательство приводили отдельные цитаты из его работ: «Воспитание должно основываться на природных способностях, т.е. оно должно опираться на первоначально и независимо существующие прирожденные склонности. Речь идет о их направлении, а не о их создании, или: Истинное воспитание не что-то налагаемое извне, а рост, развитие свойств и способностей, с которыми каждый человек появляется на свет.

Эти высказывания Дьюи находились в русле концепции естественного роста, которую он разделял вслед за Руссо. Борясь за слом старой школы, он выступал за новую педагогическую систему, центром которой является ребенок и которая учитывает природные задатки детей, разнообразие их личностных качеств, темпераментов, стилей мыслительной деятельности. Дьюи никогда не рассматривал природные задатки в статике. Наоборот, ключевыми словами его системы являются: рост и развитие. Образование для него  -  это непрерывный процесс реорганизации опыта ребенка для продвижения к более высокому уровню опыта и его усвоению.

Для Дьюи среда -  обязательное условие роста и развития человека. Среда развивает ребенка как целостный организм в единстве физических, умственных, духовных сил. Среда создает сильные мотивы к познанию, и только социальное окружение способно сформировать у ребенка качества, необходимые для жизни в человеческом сообществе. Ученый никогда не призывал к разделению детей на способных и неспособных, к использованию интеллектуальных тестов. Это было чуждо его демократическим идеалам. Вместе с тем нельзя отрицать, что акцентирование им важности природных задатков стало одной среди многих причин довольно широкого применения интеллектуального тестирования в школах англоязычных стран, и прежде всего США.

Активизация учебного процесса. Учебный процесс в современной начальной школе, утверждал Дьюи, противоестествен природе ребенка, его стремлению делать и знать. Школа заставляет детей сидеть часами неподвижно и выслушивать, молчаливо впитывать сложные и непонятные факты. Следствием такого процесса обучения является нелюбовь детей к школе. На основе своих философско-педагогических изысканий изучения инновационного опыта Дьюи разрабатывает модель учебного процесса в школе, ориентированной на развитие ребенка. Характерными чертами являются:

Информация о работе Философские и педагогические воззрения Д. Дьюи