Философские и педагогические воззрения Д. Дьюи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:10, контрольная работа

Краткое описание

Цель философии Дьюи, Джемсу помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее. Данная идея легла в основу философии американского прагматизма.
Особое место в своем творчестве Д. Дьюи уделяет проблеме морали и социальной философии.
Цель данной контрольной работы является изучение философских и педагогических воззрений Д.Дьюи

Содержание

Введение 3
1. Биография Джона Дьюи 4
1. Философское направление «прагматизм» Джона Дьюи 5
3. Психолого-педагогические воззрения Д. Дьюи 13
Заключение 22
Список литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 45.83 Кб (Скачать файл)

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По Философии

 

 

ТЕМА: Философские и педагогические воззрения Д. Дьюи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1. Биография Джона Дьюи 4

1. Философское направление  «прагматизм» Джона Дьюи  5

3. Психолого-педагогические  воззрения Д. Дьюи 13

Заключение 22

Список литературы 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Прагматизм - направление  идеалистической философии, которое  имеет своей главной целью  не нахождение абстрактной истины при  изучении философских вопросов, а  выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике (разрешать проблематические ситуации).

Основателями прагматизма  считаются американские философы Ч. Пирс и У. Джемс. Но особый вклад в  дальнейшую разработку их учения, в  становление и развитие современного прагматизма внес Джон Дьюи (1859 — 1952).

Дьюи  автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и другим дисциплинам. Его философия не получила широкого распространения в СССР и Европе, однако пользуется большой популярностью в США и ряде англоязычных стран. 80% американцев, знакомых с философией, считают Дьюи лучшим философом Америки своего времени.

К заслугам Дьюи зачастую относят то, что он разрушил многие стереотипы традиционной философии (философского фундаментализма) и новаторски взглянул на важнейшие философские проблемы.

По своей философской  направленности Д. Дьюи был эмпиристом, то есть в своих исследованиях особую роль уделял опыту

Цель философии Дьюи, Джемсу помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее. Данная идея легла в основу философии американского прагматизма.

Особое место в своем  творчестве Д. Дьюи уделяет проблеме морали и социальной философии.

Цель данной контрольной  работы является изучение  философских  и педагогических воззрений  Д.Дьюи

 

1. Биография Джона  Дьюи

Дьюи Джон - американский философ-идеалист, один из ведущих представителей прагматизма, автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и др. дисциплинам. Родился близ Берлингтона (шт. Вермонт) 20 октября 1859. В 1882 поступил в университет Джонса Хопкинса в Балтиморе. Здесь он испытал влияние Джорджа Сильвестра Морриса, приглашенного профессора из Мичиганского университета, представителя американского неогегельянства. В 1884 получил степень доктора философии в университете Джонса Хопкинса, представив диссертацию, которая была посвящена одному из аспектов психологической теории Канта.

Осенью того же года Дьюи приступил к преподаванию философии в Мичиганском университете и оставался там (если не считать краткого периода преподавания в университете Миннесоты в 1888–1889) до 1894, когда ему предложили должность профессора и декана факультета философии, психологии и педагогики Чикагского университета. Именно в Чикаго Дьюи переключился с отвлеченных традиционных проблем метафизики и эпистемологии на более практические и специальные проблемы философии, психологии и педагогики. Чикагский период в жизни Дьюи (1894-1904) - наиболее активный и плодотворный в области педагогики. Он идейно направляет работу школы-лаборатории, помогает в разработке новых форм и методов обучения детей в начальных классах. В конце 1890-х годов он прочитал серию лекций о «новом образовании» для родителей школы. Лекции составили книгу под общим названием «Школа и общество»

К 1903 т.н. Чикагская школа инструментализма переживала период расцвета, а педагогические эксперименты, начатые в основанных Дьюи в 1896 «школах-лабораториях», стали оказывать заметное влияние на педагогическую теорию и практику в США.

С 1904 Дьюи преподавал в Колумбийском университете и оставался там вплоть до своей отставки в 1930, впоследствии занимал пост почетного профессора университета. В этот период он написал множество работ: по логике, теории познания, психологии, педагогике, социальной философии, искусствоведению, религии. В 1919 году стал одним из основателей Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Стоял во главе «Лиги независимого политического действия». Во время Второй мировой войны Дьюи выступал против идеологии фашизма, в частности против нацистского насилия над педагогикой. Как известного философа и педагога его приглашали в Китай, Японию, Турцию, Мексику, СССР. Дьюи занимал активную социальную позицию и принимал участие в многочисленных комитетах и движениях либеральной ориентации. Умер Дьюи в Нью-Йорке 1 июня 1952.  /3, С. 141/

 

1. Философское  направление «прагматизм» Джона  Дьюи

Философское течение прагматизм получило особенное развитие в мировой  практике в начале ХХ века в таких  странах как США, Великобритания, Канада, Австралия.

Фундаментом философии прагматизма можно считать сильный антиабсолютизм: убеждение, что все принципы должны быть расценены скорее как рабочие гипотезы, чем как метафизические обязательные аксиомы. Название прагматическая философия происходит от греческого слова «amgarp«, что означает «действие». Впервые этот термин был введен Чарльзом Пирсом (1839  - 1914), который заимствовал термин «прагматический» у Канта. Кант в своей работе «Критика необходимости практики», использовал термин «прагматический» чтобы отличить экспериментальную деятельность от деятельности логически независимой от опытов (априорный принцип).

Чарльз Пирс использовал  слово прагматизм в работе «Как делать ваши идеи понятными», вышедшей в журнале  Популярная Наука в 1878 году, определяя  принцип, выдвинутый им, как правило для работы ученых и математиков. Принцип прагматизма, по Ч. Пирсу, состоит в том, что значение любой концепции определяется практическим результатом, который она будет иметь в действии. Определение осталось незамеченным в течение двадцати лет, пока его не использовал Уильям Джемс (1842  - 1910) в своем письме в университет Калифорнии в 1898 году.

Кроме Ч. Пирса и У. Джемса классиками прагматизма в США  считаются Джон Дьюи (1859  - 1952), Джордж Мид (1863 - 1931). В отличие от западноевропейских, американские прагматисты делали акцент на человеческом обществе, отражая тенденцию к индивидуализму.

Свободный от пережитков прошлого, американский прагматизм предлагает динамичный и независимый подход к вопросам человеческого поведения, социальных ценностей, научного запроса, религиозной  веры, и эстетического опыта, которые  находятся в центре внимания современной  жизни.

Чарльз Пирс считается  основателем прагматизма, хотя позже  он изменил название этого философского положения на «праматизм». Он развивал это направление как теорию знания подчеркивая, что существует связь между знанием и действием.

Уильям Джемс придал дальнейшее развитие прагматизму, развивая это  направление как теорию истины. Истинные идеи, согласно Джемсу, являются полезными  «двигателями», ведущими через опыт к последовательности, порядку и  предсказуемости. Он применил понятие  прагматизма в вопросах физиологии, религии и образования.

Джордж Мид применил понятие прагматизм к описанию процессов развития ребенка. Он считал, что полноценное развитие ребенка происходит за счет его постоянного обучения и экспериментального опыта.

Джон Дьюи использовал понятие прагматизма применительно к образованию. Его влияние на образовательную и социальную теорию и получило широкое распространение в американской педагогике. Направление, относящееся к критицизму, в котором Джон Дьюи касался традиционных понятий правды, реализовано в его теории инструментализма, который он определил как «попытку составить точную логическую теорию концепций, суждений и выводов в их различных формах, прежде всего, рассматривая, экспериментальные способы достижения будущих результатов».

Как философ, Д . Дьюи прежде всего известен как продолжатель идей прагматизма У.Джемса. Д . Дьюи вносит в прагматизм два дополнительных фактора: психологический и логический. Это философское направление получило название инструментализма. Подобно У. Джемсу, Д . Дьюи утверждает, что знание  - инструмент для понимания целей. Идеи  - целенаправленное оружие знания.

Следует подчеркнуть, что  в философии Д . Дьюи об образовании, опыт - ключевое слово. Он определял опыт как взаимодействие человека с окружающей средой. С тех пор как жизнь стала зависеть от возможностей решения проблем, образование стало средством, чтобы привить навыки, помогающие найти выход из трудных жизненных ситуаций.

Следует отметить, что в  отличие от предшествующих положений  идеалистов и реалистов, исследование опыта у Д . Дьюи означало, что человеческие цели и планы могли быть осуществлены только путем их реализации и формулировки выводов по их последствиям. Это применялось также к образовательным программам.

Многие исследователи  деятельности Д . Дьюи отмечают сходство философских, психологических и педагогических взглядов У. Джемса и Д . Дьюи . Но, по нашему мнению, работы Д . Дьюи по вопросам педагогики отличались большим знанием американской школы, ее положительных и отрицательных сторон. И, если У. Джемс был психологом и не занимался, как Д . Дьюи , специально проблемами школьного образования, то Д . Дьюи разрабатывал прагматическую философию применительно к педагогике и школьной практике.

В работе «Демократия и  образование» Д . Дьюи пишет, что выдвинутая им теория знания может быть названа прагматической. При этом основные положения этой теории мало чем отличаются от философии У. Джемса, а некоторые различия относятся лишь к терминологии.

В отличие от большинства  философов того времени, историю  общества Д. Дьюи рассматривает с точки зрения психологической деятельности людей, а изменение сознания отдельных людей является для него главным условием общественного развития. По его мнению, отдельные «интеллектуальные вариации» людей в наблюдениях, решениях служат источником социального прогресса.

Д. Дьюи и его коллеги сформировали сильный прагматический центр в Университете Чикаго, и когда Д. Дьюи , перешел работать в Университет Колумбии, он создавал сильный прагматический центр и там. В этих двух университетах многие философы слушали лекции у Д. Дьюи .

Фундаментальным понятием философии этого мыслителя был опыт, под которым имелись в виду все формы проявления человеческой жизни. По мысли Дьюи, философия возникла не из удивления, как полагали еще в древности, а из социальных напряжений и стрессов. Поэтому задача философии заключается в такой организации жизненного опыта, прежде всего уклада социального бытия, который способствовал бы улучшению образа жизни людей, их бытия в мире. Средством для этого должен стать метод науки и разума, который служил бы орудием, инструментом, соответствующим нашим прагматическим устремлениям. Такой метод состоит в установлении испытываемого затруднения или проблемы, которые возникают во всевозможных жизненных ситуациях и ставят человека перед задачей поиска средств для целесообразного их решения. При этом идеи, теории призваны выступать в роли жизненно необходимых интеллектуальных инструментов. Отсюда и стержневая идея мыслителя, определяющая суть его философии,  -  инструментализм. По Дьюи , истинны те идеи, концепции и теории, которые являются результативно-выгодными, успешно работают в жизненно важных обстоятельствах, ведут к достижению прагматических целей. При этом средства, которые избираются для решения соответствующих проблем, должны быть не субъективными и произвольными; они должны отвечать характеру проблемы и поставленной цели, ибо неадекватные средства могут извратить самые лучшие намерения и цели.

Итак, по Дьюи , познание есть инструмент приспособления человека к окружающей среде, как природной, так и социальной. А мерило истинности теории  -  ее практическая работоспособность в данной жизненной ситуации. Практическая целесообразность  -  критерий не только истинности, но и моральности. Под этим углом зрения Д . Дьюи рассматривал, в частности, и проблемы религии.

Д. Дьюи полагал, что предложенный им метод инструментализма пригоден для эффективного решения любых проблем в демократическом обществе. Защиту и обоснование именно такого общества он считал своей главной как социальной, так и моральной целью, а также смыслом своего философствования. Д.Дьюн был замечательным политическим мыслителем. Кроме того, он внес существенный вклад в разработку идей педагогики и теорию культуры.

Д. Дьюи расценивает философию как критику тех социально важные аспектов, которые являются частью социальной и культурной жизни человеческого общества. Таким образом, что все основные положения теории познания - логика, этика, психология, эстетика, и метафизика становится необходимыми и объяснимыми. В этих науках не должно быть абстрактных понятий.

Д. Дьюи возражает против философов, игнорирующих наличие эмпирических знаний, отмечая, что даже наиболее радикальные в теоретическом плане философы все равно используют эмпирический опыт. Выработка таких концепций - ядро философии Д. Дьюи. Идеалисты, в отличие от экспериментатора Д. Дьюи, отрицали формирования собственных преобразующих методов и способностей применительно к повседневной жизни. В демократической философии Д. Дьюи, повседневная жизнь - действительность является отображением окружающей среды или индивидуума.

Д. Дьюи в своих философских трудах изучал не только условия но также и последствия использования опыта. Он никогда не делал философию зависимой от интересов различных наций и политических партий; и при этом он не боялся отстаивать свои философские принципы. Он настаивал на том, что философия , в отличие от всех других наук, должна оставаться вне и над общественной жизнью, чтобы поддерживать нормальные отношения и вносить созидающий вклад в жизнь общества. Д. Дьюи отрицал любую изоляцию эмпирического опыта от других способов познания жизни.

Он попытался представить  духовную жизнь индивидуума как  точную структуру естественных явлений, и, ради всеобъемлющего опыта, пробовал отказываться от различия между целью  и субъективным ее воспприятием, а также психическим и физическим опытом. Он отрицал положение в философии о том, что определенный объект познания имеет первостепенное значение относительно реальной действительности; он настаивал, чтобы действие было вовлечено в опыт, а опыт не тождественен простому действию или практике; а находится в экспериментальной области знания, которая является истинной целостностью науки.

Информация о работе Философские и педагогические воззрения Д. Дьюи