Философские и космологические учения Николая Кузанского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:27, доклад

Краткое описание

Николай Кузанский является крупнейшим европейским мыслителем XV
века, одним из видных гуманистов эпохи Возрождения и родоначальником
итальянской натурфилософии.
Время жизни и творчества философа - эпоха перехода от средневековья к
новому времени, когда формируется ранняя буржуазная культура, эпоха,
которую принято называть эпохой Возрождения. Как и все переходные эпохи в
истории человечества, она была противоречивой.

Содержание

Введение……………………………………………………………...стр. 3
Основная часть………………………………………………………стр. 5
Заключение…………………………………………………………..стр. 6
Список использованной литературы………………………………стр. 8
Глоссарий……………………………………………………………стр. 9

Вложенные файлы: 1 файл

Философские и икосмологические учения Николая Кузанского.docx

— 49.32 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Владимирский государственный  университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ (филиал) ВлГУ)

 

 

Факультет  ФЭМ   

Кафедра          СГД______    

 

 

СООБЩЕНИЕ

 

 

 

по _______             Философии_________________                       

(наименование  дисциплины)

                                

Тема «Философские и космологические учения Николая Кузанского»

 

 

 

Руководитель

Романова  Н.В.___________

          (фамилия, инициалы)

 

(подпись)   (дата)

 

Студент    М-112 

(группа)

Завьялова П.А..   

(фамилия, инициалы)

 

(подпись)   (дата)

 

 

Муром 2013

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………...стр. 3

Основная часть………………………………………………………стр. 5

Заключение…………………………………………………………..стр. 6

Список использованной литературы………………………………стр. 8

Глоссарий……………………………………………………………стр. 9

 

Введение

Николай Кузанский   является  крупнейшим   европейским  мыслителем  XV

века,  одним из  видных  гуманистов  эпохи   Возрождения  и  родоначальником

итальянской натурфилософии.

      Время жизни  и творчества философа - эпоха  перехода от средневековья   к

 новому времени,   когда  формируется  ранняя  буржуазная  культура,  эпоха,

которую принято называть эпохой Возрождения.  Как и все переходные эпохи в

истории человечества, она  была противоречивой.

      Именно  противоречивость,  свойственная  данной  эпохе,  -   одна   из

особенностей философии  Николая  Кузанского,   представляющих  борьбу  разных тенденций.  Антифеодальное в  основе  своей  содержание  его  философии  еще сковано  средневековыми представлениями.

      Спекуляции   об  ангелах,   восхваление   веры,  призывы  к  аскетизму,

придание  в  развитии  организма  человека  числу   семь  особого  значения,

призывы  к  умерщвлению  плоти,   несовместимые   с   жизнерадостным   духом

Возрождения и  в  тоже  время  -  свойственные  новым  временам  критическое

отношение к схоластике, интерес к античности, к  познанию  природы,  высокая

оценка математики,  человеческого  разума характерны для  философии  Кузанца.

Цель работы – выявить основные философские и космологические идеи Николая Кузанского и раскрыть их суть.

Задачи – изучить материал по данной теме, используя основную учебную литературу, тезисно отразить основное и значимое в блок-схеме и сформулировать основные понятия.

Актуальность  и историческое значение. 
В наши  дни философское  творчество  Николая  Кузанского  представляет большой интерес и занимает прочное  место  в  истории  философии:   ни  один  историк философии,  анализирующий мировоззрение эпохи Возрождения, не  может пройти мимо философского учения Николая из Кузы, поскольку именно  философия Кузанского демонстрирует путь перехода от  средневековья  к  возрожденческим представлениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Философские и космологические* идеи Николая Кузанского




В философских воззрениях Кузанского особо интересна онтологическая* проблематика*: постановка вопроса о соотношении Бога и мира. Бог у него выступает как бесконечное и единственное начало. Это скрытая сущность* всего, бытие-возможность. Поэтому мир содержится в Боге, а Бог охватывает весь мир (пантеизм).




В своей космологии Кузанский предугадал гелиоцентрическое (от греч. гелиос — Солнце) понимание мира*. Мир для него — бесконечный шар, который не имеет определенного центра. Он имеет центр везде и нигде.





Космология Кузанского, как видите, принципиально отличалась от точки  зрения. Не случайно она послужила  теоретической базой гелиоцентрической  астрономии НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА (1473-1543). Согласно его учению, Земля находится  в движении и не является центром  мира. Она вращается вокруг своей  оси и вместе с другими планетами  — вокруг неподвижного Солнца.




Бог — хранитель возможности бытия  мира.

По мнению философа, подобно тому, как мир в «свернутом» виде содержится в Боге, так и человеческая природа в «свернутом» виде содержится в Христе. Человек, следовательно, есть Бог*, но не в абсолютном смысле, а в ограниченном. Он выступает как Бог земной. Так христианское учение о Троице (Отец, Сын и Дух святой) у Кузанского трансформировалось в учение о диалектическом единстве Бога, мира и человека.




 

Познание

 

Проблема бесконечности и новая  космология







Представление  о  Вселенной  в  философии  Николая  Кузанского  подвергается самому  радикальному  пересмотру.  Схоластическая    картина    мира,    где сотворенный во времени конечный мир ограничен сферой  неподвижных звезд   и небом    эмпиреев,   где    "перводвигатель*"    отождествляется   с    богом христианской религии,  Николай Кузанский противопоставляет свое  учение  о космосе,  отвечающее  его пантеистическим* представлениям о боге и мире.

В   космологии    Николая    Кузанского    Земля    лишается    своего привилегированного положения центра Вселенной:  не Земля, а бог "является  и центром земли,  и всех сфер,  и всего того, что   есть   в  мире".   Поэтому бессмысленно  приписывать  Земле  неподвижность,   равно  как   и   полюсам, замыкающей мир небесной сферы фиксированных  звезд:  "Нельзя найти для  звезд  середины, равно отстоящей от полюсов".




 

Цель   в   познании,   духовном   освоении   мира:  "Всякий   разумный   дух стремится к  познанию.  Ибо познание есть жизнь  ума,  та цель, к  которой  он стремится..."





 
Заключение 

Основное содержание творчества Николая Кузанского было плодотворным  и

прогрессивным  для развития   философии.   Кузанец,   испытавший    влияние

развивающегося естествознания,  а  также  гуманизма  Возрождения,   был  сам

выдающимся представителем естественнонаучной  и  гуманистической  мысли  той эпохи.

Революционная идея  бесконечности  Вселенной,  идея отсутствия  во  Вселенной

центра и окружности, верха  и низа была воспринята и развита  Джордано Бруно.

Николай Кузанский  стоит  в  одном  ряду  с  гуманистами  Возрождения.

Один из первых мыслителей этого  времени  Кузанский высоко  поднял  значение личности  человека,   проповедуя   могущество,    безграничную   способность человеческого  ума к познанию. Человек -  бог,  творец;  эта  идея  гуманиста  Николая  Кузанского  носит,   по  существу,  атеистический   характер,   ибо несовместима с  религиозным представлением о человеке.

Велика заслуга Кузанца и в разработке   гносеологических  проблем.  В

соответствии  с потребностями буржуазии Кузанец  пытался решить   задачу

наиболее  эффективного  познания природы. Он ввел в познание  математический и естественнонаучный методы, что роднит его с будущим.

 Николай Кузанский   одним  из  первых  среди  философов высказал мысль о

противоречивости процесса познания,  догадку  о  том,   что  "познание  есть

вечное, бесконечное приближения мышления  к объекту",   каковым была  для

него  бесконечность, понимаемая как совпадение противоположностей.

Объективно идеи Кузанца противоречили феодальной идеологии и подрывали ее. Именно в  его  учении  берет  свое  начало  натурфилософия  Возрождения.

Поэтому на основании вышесказанного  Николая Кузанского можно считать  одним из выдающихся представителем ранебуржуазной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Философское и космологическое учения Николая Кузанского – [электронный ресурс] http://traktat.ru/tr/referats/id.2698.html
  2. Кузанский Н.  Избранные сочинения. - М.: Соцэкгиз, 1937. - 380 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

Космоло́гия (космос + логос) — раздел астрономии*, изучающий свойства и эволюцию Вселенной в целом. Основу этой дисциплины составляют математика, физика и астрономия.

Астроно́мия — наука о Вселенной,   изучающая расположение,  движение, 

строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем.

Онтология — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Проблематика - развертывание проблемы (более или менее осознанного противоречия) в процессе размышления.

Су́щность (лат. essentia) — смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств, состояний вещи.

Бог - одно из главных религиозных понятий, означающее некую объективированную сверхъестественную мифологическую сущность, выступающую объектом поклонения.

Гелиоцентрическая система  мира — представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты.

Перводвигатель - (греч. τὸ πρῶτον κινοῦν, лат. primum movens), центральное понятие космологии и теологии Аристотеля. Формально учение о перво-двигателе представляет собой выделение «движущей причины» применительно к космосу в целом. С помощью понятия перводвигателя Аристотель стремился объяснить целесообразность природы и обосновать вечность мира.

Пантеи́зм — религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир.

 

 

Страница 

 
   




Информация о работе Философские и космологические учения Николая Кузанского