Философское учение Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:03, реферат

Краткое описание

Вероятно, самым знаменитым метафизиком новой истории стал преемник Фихте, Георг Вильгельм Фридрих Гегель - философ, чьи воззрения доминировали в метафизическом мышлении XIX века, а для многих философов XX века ставший кем-то вроде злого гения. Необычайная сложность его произведений стала притчей во языцех, так что, когда кто-то написал книгу «Секрет гегелевской философии», рецензент заметил, что автору успешно удалось сохранить этот секрет. Вероятно, это и невозможно - полностью уяснить всю схему рассуждений Гегеля.
Гегель говорил о науке философии следующее: « Эта наука представляет собой единство искусства и религии, поскольку внешний по своей форме способ созерцания искусства, присущая ему деятельность субъективного созидания и расщепления его субстанционального содержания на множество самостоятельных форм, становится в тотальности религией. В религии в представлении развертывается расхождение и опосредствование раскрытого содержания и самостоятельные формы не только скрепляются вместе в некоторое целое, но и объединяются в простое духовное созерцание и, наконец, возвышаются до мышления, обладающего самосознанием. Это название есть тем самым познанное посредством мышления понятие искусства и религии, в котором все то, что различно по содержанию, познано как необходимое, а это необходимое познано как свободное»1.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……….3
Глава I. Система гегелевской философии………………………….….……5
Глава II. Философское учение Гегеля.
2.1. Гегелевская диалектика…………………………………..………...8
2.2. Противоречие между методом и системой…………….…………13
2.3. Социально-философские концепции……………….……………..15
Заключение…………………………………………………….……………..18
Список литературы………………………………………….……………….19

Вложенные файлы: 1 файл

Философское учение Гегеля.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургская  академия

управления  и экономики

 

  Факультет  

                               Экономики и финансов

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная  работа

 

 

 

По дисциплине: Философия.

По теме:             Философское учение Гегеля.

 

 

 

 
                                                    Выполнил: Сараева Е.М.

                                                           Группа №      333 /1-1

                                                           Зачетная книжка №  114519

 

 

 

 

                                                    Проверил: Мозгалевская Е.А.                                                          

 

 

 

                                           

                                                      

 

                                                         2008 год

                                                     СОДЕРЖАНИЕ.

 

 

Введение……………………………………………………………...……….3

 

Глава I. Система гегелевской философии………………………….….……5

 

Глава II. Философское учение Гегеля.

 

2.1. Гегелевская диалектика…………………………………..………...8

2.2. Противоречие между  методом и системой…………….…………13

2.3. Социально-философские  концепции……………….……………..15

 

Заключение…………………………………………………….……………..18

 

Список литературы………………………………………….……………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       ВВЕДЕНИЕ.

 

Вероятно, самым знаменитым метафизиком новой истории стал преемник Фихте, Георг Вильгельм Фридрих Гегель - философ, чьи воззрения доминировали в метафизическом мышлении XIX века, а для многих философов XX века ставший кем-то вроде злого гения. Необычайная сложность его произведений стала притчей во языцех, так что, когда кто-то написал книгу «Секрет гегелевской философии», рецензент заметил, что автору успешно удалось сохранить этот секрет. Вероятно, это и невозможно - полностью уяснить всю схему рассуждений Гегеля.

Гегель  говорил о науке философии  следующее: « Эта наука  представляет  собой единство искусства и религии, поскольку внешний по своей форме  способ созерцания искусства, присущая ему деятельность субъективного созидания и расщепления его субстанционального содержания  на множество самостоятельных форм, становится в тотальности религией. В религии в представлении развертывается расхождение и опосредствование  раскрытого содержания и самостоятельные формы не только скрепляются вместе в некоторое целое, но и объединяются в простое духовное созерцание и, наконец,  возвышаются до мышления, обладающего самосознанием.  Это название есть тем самым познанное посредством мышления понятие искусства и религии, в котором все то, что различно по содержанию, познано как необходимое, а это необходимое познано как свободное»1.

Целью моей работы является  изучение  основных положений философского учения Гегеля.

В ходе выполнения работы можно выделить несколько основных задач:

  • Рассмотрение системы гегелевской  философии;
  • Изучение основных положений учения Гегеля;
  • Выявление противоречия между методом и системой;
  • Рассмотрение социально-философский концепций.

Для написания  работы было изучены и проанализированы различные учебные источники, среди авторов которых можно отметить: академика, профессора И.Т.Фролова, доктора философских наук, профессора Э.А. Араб-Оглы,  доктора философских наук, профессора, академика В.Н. Лавриненко, американских философов Ричарда Поупкина и А. Стролла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Система гегелевской философии.

Завершением классического немецкого идеализма явилась философская система Гегеля. Ее разработке посвящены все его основные произведения:  «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812-1816), «Энциклопедия философских наук» (1817). Введением к гегелевской философской системе служит его «Феноменология духа», где Гегель рассматривает последовательный ряд развития различных ступеней человеческого сознания - от низшей формы (непосредственного чувственного восприятия) до высшей ступени (абсолютного, или чистого знания), на которой все внешние предметы оказываются полностью преодоленными и дух мыслит только собственную сущность.

Итогом и выводом  «Феноменологии духа» является «Логика» - первая и важнейшая часть системы Гегеля. Это область «чистой мысли», существующей до субъекта и объекта. В логике нет никакого эмпирического содержания, кроме себя самой, кроме своих форм. Логика предшествует истории и природе, она их творит.

Логика делится на три части: учение о бытии, о сущности и о  понятии. Бытие и сущность рассматриваются  как ступени, по которым «взбирается» понятие, прежде чем оно предстанет во всей своей всеобщности и полноте. В «Логике» развитие абсолютной идеи происходит в форме абстрактных логических категорий. Отправной пункт ее - чистая абстрактная мысль о существующем вообще, о «бытии». Это бессодержательное вначале понятие «чистого бытия» стремится получить свое содержание через «нечто», которое в свою очередь есть уже «определенное бытие». Так начинается, по Гегелю, процесс становления абсолютной идеи. «Определенное бытие» на следующей ступени выступает как «нечто определенно сущее», или качество. Категория качества развивается в единстве с категорией количества. А качественное количество или количественное качество выступает как мера. В учении о бытии Гегелем обосновывается один из законов диалектики перехода количества в качество и обратно, скачкообразность процессов развития, развития как «прерыва постепенности»2.

От бытия, понимаемого как явление, Гегель переходит к более глубоким, внутренним закономерностям - к сущности. Основным содержанием этой части  является рассмотрение Гегелем закона  о  взаимопроникновении  противоположностей,  их единстве, тождестве и борьбе. Гегель утверждает, что противоречие - это соотношение противоположностей, которые не существуют друг без друга, но которые развиваются по-разному, что ведет к обострению отношений между ними. Противоречие нуждается в разрешении, или «снятии». Гегель усматривал противоречие в соотношении основания и следствия, формы и содержания, явления и сущности, возможности и действительности, случайности и необходимости, причинности и взаимодействия. Развивая учение о противоречии, Гегель сделал вывод о внутренне необходимом, самопроизвольном движении, о «самодвижении» как источнике всякого изменения и развития.

По Гегелю, познание отношения тождества  и различия обнаруживает лежащее в их основе противоречие. Наличие противоречий свидетельствует о развитии явления. В учении о сущности Гегель также дает определение действительности как «единства сущности и существования». Сама же сущность - это «основание существования». С первых же параграфов учения о сущности Гегель отвергает представление о ее непознаваемости.

Та необходимость, с которой  совершается развитие в области  бытия и сущности, осознается в понятии. Такая необходимость превращается в свободу, а «свобода - это осознанная необходимость». Таким образом, «Логика» переходит к понятию. При этом Гегель критикует формальную логику и метафизику как философский метод и разрабатывает диалектику общего, особенного и единичного. Одновременно он рассматривает понятие истины как процесса совпадения мысли с объектом. Это достигается в идее. Только идея является безусловным единством понятия и предмета.

От логики Гегель переходит к  философии природы. Созидательницей  природы является у него идея. Именно она порождает свое «инобытие» - природу. Ступени развития природы: механизм, химизм, организм. Благодаря глубине и силе своей диалектической мысли Гегель в «Философии природы» высказал ряд Ценных догадок о взаимной связи между отдельными ступенями неорганической и органической природы и закономерности всех явлений в мире.   

Одно из главных положений Гегеля состоит в том, что все во вселенной может быть понято только в терминах объективного или абсолютного духа, который на всем протяжении мировой истории эволюционирует, становясь все более совершенной, самодостаточной сущностью. Каждая стадия мирового развития - это этап внутренней борьбы абсолюта за достижение полной самореализации. В процессе своего развития он стремится к достижению состояния полной понимаемости  интеллектом.3

Третья ступень развития абсолютной идеи - дух, который тоже в своем развитии проходит три стадии: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Субъективный дух - это «душа», или «дух в себе», сознание, или «дух для себя» и «дух как таковой». Объективный дух образует сферу права. Он является свободным волеизъявлением, а система права есть царство реализованной свободы. В конечном счете, объективный дух находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье, гражданском обществе и государстве. Абсолютный дух - это вечно действительная истина. Он проходит три ступени развития: искусство, религию и философию. Искусство, по Гегелю, - это непосредственная форма знания абсолютной идеи.4 Религия своим источником откровения содержит Бога. Философия есть высшая ступень развития абсолютного духа, полное раскрытие истины, содержащейся в искусстве и религии. В философии идея познает саму себя, она возвышается до своего «чистого принципа», соединяет конец абсолютной идеи с ее началом. Если, по Гегелю, философия - это мир, схваченный мыслью, а сам мир есть абсолютная идея, то происходит «желаемая завершенность» развития абсолютной идеи.

Таким образом, абсолютная идея проживает  многообразную и сложную жизнь  в гегелевской философской системе. Его система - это объективный  идеализм: абсолютная идея существует до природы и человека как «чистая мысль», порождает природу и общество. Система построена на основе «триады» - тезиса - антитезиса и синтеза. Эта «триада» делает гегелевскую философскую систему строгой, четкой, с одной стороны, а с другой - позволяет Гегелю показать поступательный характер развития мира, использовать энциклопедичность знаний.

Его философская система вбирает  в себя логику и философию природы, антропологию и психологию, философию  права и этику, философию государства  и гражданского общества, философию религии и эстетику, историю философии и философию истории и др. Она вбирает в себя диалектику как систему принципов законов и категорий. Однако его философская система сдерживает диалектику,  ибо имеет как бы законченный характер: в его философии абсолютная идея полностью познает себя, завершив тем самым процесс познания, а в прусской монархии обретается «венец всего здания» как наиболее совершенном воплощении разума в жизни человечества.

Глава II. Философское учение Гегеля.

 

2.1. Гегелевская  диалектика.

 

Величайшая роль принадлежит  Гегелю в разработке проблем диалектики. Он дал наиболее полное учение о  диалектическом развитии как качественном изменении, движении от низших форм к  высшим, переход старого в новое, превращение каждого явления  в свою противоположность. Он подчеркнул взаимосвязь между всеми процессами в мире.

Согласно представлениям Гегеля, этот процесс, отрабатываемый абсолютом  и носящий «логический» характер, в нашем опыте преобразуется и отражается как исторический процесс. Это «логическое» развитие есть знаменитая гегелевская диалектика, в пределах которой каждая попытка сформулировать какое-либо утверждение относительно вселенной (тезис) сопровождается формулировкой противоположного утверждения (антитезис); конфликт между ними разрешается образованием высказывания, включающего элементы истины обоих исходных утверждений (синтез).5 То, что часто представляется в виде конфликта между тезисом и антитезисом, в действительности является примером двух неполных истолкований, которые затем, синтезируясь, образуют более общую формулировку. Так, попытке описать все физические процессы, давая им количественные оценки, противостоит объяснение их чисто качественных характеристик, что требует истолкования, которое бы совмещало оба этих аспекта.

Согласно Гегелю, «только в понятии истина обладает стихией своего существования»6, и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей - процессов в природе и обществе. Последняя (диалектика вещей) есть, по Гегелю, лишь отраженная, «отчужденная», «овнешненная» форма подлинной диалектики, присущей только «жизни понятия», или, иначе говоря, жизни Логоса, как он существует сам по себе, как бы в мышлении бога. Но и сам бог мыслится Гегелем при этом пантеистически - не как личный бог христианской религии, а как безличный процесс самодвижения понятия, с неуклонной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом процессе - через развертывание исходного противоречия и его последующее преодоление.

Гегель описывает абсолют, как непрерывно стремящийся преодолеть или разрешить эту диалектику тезиса и антитезиса при помощи все более и более высоких синтезов до тех пор, пока, в конечном итоге, не будет достигнута полная самореализация абсолюта на уровне всеохватывающего синтеза, который объединит все отдельные, частные истины, в одну всеобъемлющую. В этой точке внутренняя логическая борьба завершится, как окончится и история мира. Поскольку каждая ступень диалектического восхождения выражалась вовне - в терминах некоторых стадий развития исторического мира, то когда завершится развитие абсолюта, то же будет и с космосом. Последний при этом станет представлять полностью согласованное единство, которое может быть досконально понято.

По мере того, как разворачивается  диалектическая борьба и развивается вселенная, аналогичный процесс происходит и в нашем постижении ее. Пока мир не станет совершенно понятным, осознание его структуры может быть только ограниченным, поскольку сами этапы развития еще не окончательно рационализированы. Разум любого индивидуума может достичь лишь той степени понимания и ясности, которая присуща в данный момент абсолюту. Следовательно, общая структура вселенной может только тогда быть представлена в некоторой метафизической системе, когда абсолют достигнет полной самореализации. В этой точке произойдет тождество мышления и бытия, поскольку полное постижение мира сольется с полнотой вселенной.7

Информация о работе Философское учение Гегеля