Философские взгляды Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы (либо полностью, либо частично повторяет название работы, а наша работа разве так называется?!) является обозначение свободы и гуманистических принципов эпохи Возрождения.
Реализации данной цели могут способствовать следующие задачи:
дать общую характеристику эпохе Возрождения;
описать творчество гуманистов, олицетворяющих эпоху Ренессанса;
проанализировать образ человека, его «право на свободу» в эпоху Ренессанса.

Вложенные файлы: 1 файл

Антонова 2.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

В городе Солнца господствует духовная аристократия. Кампанелла пишет: «Верховный правитель  и них-священник, именующийся на их языке «Солнце», на нашем же мы называли бы Метафизиком. Он является главою всех и в бренном и в духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение». Верховным правителем становится самый образованный человек. Им может стать человек, достигший 35-летнего возраста. Должность эта несменяема до тех пор, пока не найдется такой человек, который окажется мудрее своего предшественника. При Верховном правителе состоят три соправителя: Пон, Син, Мор или Мощь, Мудрость, Любовь. Должностные лица сменяются по воле народа. Но четверо высших несменяемы, «если только по совещанию между собой не передадут своего достоинства другому, кого с уверенностью считают мудрейшим, умнейшим и безупречнейшим. Они действительно настолько разумны и честны, что охотно уступают мудрейшему и сами у него поучаются, но такая передача власти случается редко».  

Распределением  всего, что производится в городе Солнца, занимаются должностные лица, и никто не может ничего себе присвоить. У соляриев все общее дома, спальни, кровати и все необходимые  предметы. Через каждые шесть месяцев начальники назначают «…кому в каком круге спать и кому в первой спальне, кому во второй: каждая из них обозначается буквами на притолоке».

Внутренней  торговли у соляриев нет. С купцами  из других стран совершается обмен  товарами.  

Монах Кампанелла пишет, что солярии «на деторождение смотрят как на религиозное дело, направленное ко благу государства, а не отдельных лиц». Пары для воспроизводства населения подбирает само государство, «женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужчинами; полные же-с худыми, а худые-с полными, дабы они хорошо и с пользую уравновешивали друг друга».  

Основная причина  зла по Кампанелле-собственность, которая  порождает эгоизм. Для достижения своих эгоистических целей, богатства  человек начинает грабить государство или становится предателем или лицемером, когда ему недостает могущества и знатности. Кампанелла пишет: «Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас остается только любовь к общине…» В идеальной общине Кампанеллы упразднены собственность и семья, дети целиком воспитываются государством.  

Считая, что  причина народного несчастия  – это невежество, Кампанелла большое  внимание уделил народному образованию  и воспитанию. С момента рождения дети начинают обучаться и воспитываться  в обществе. Они изучают азбуку, по картинам знакомятся с историей и языками. С семи лет они изучают естественные науки и другие предметы, вместе с этим их учат ремеслам и сельскому хозяйству. Дети, воспитанные таким образом, сходны по способностям и нраву, отчего в государстве великое согласие, «поддерживаемое неизменной взаимной любовью и помощью друг другу».

Осуществление своей программы Кампанелла, возлагал на Европейских государей, испанского, затем французского короля и Римского папу, стремясь достичь, духовного единства человечества в рамках реформированного в соответствии с его идеалами католицизма.

На мой взгляд, проблема утопистов в том, что они думают о народе в целом, а не о конкретных людях. Всюду рассматриваются народные массы, либо социальные группы. Индивид в этих произведениях ничто. Модели общества, которые предложили Мор и Кампанелла, казались идеальными в XVI-XVII вв. Тогда социальные познания не были достаточно глубоки, еще не было накоплено достаточно знаний об обществе и человеческой психологии. В дальнейшем, когда общество поднялось на более высокий уровень развития, возросло внимание к личности. Общество будущего – это общество индивидуальностей, сильных личностей.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Право человека на свободу в  эпоху Возрождения.

В Италии в силу ее социальных и экономических особенностей светские черты идеологии выражены были всегда сильнее, чем в остальной части Европы. И это также, в первую очередь, связанно с городской культурой. Мировоззрение горожан – плод ее побед в антифеодальной борьбе и ее самостоятельного духовного развития. Потребительское отношение к производству, когда еще не прибыль, а человек и его потребности определяют цель последнего, сближает труд с искусством, требует творческого развития мастерства и выбора работы по таланту, выдвигает творческую личность на передовой план. Активное участие в общественной жизни городов, от которого зависел успех как антифеодальной, так и внутри партийной борьбы, широкие гражданские права и часть политических формировали самосознание граждан. Идея свободного человека вела за собой широкие демократические слои в борьбе за эти права. Человек, его свободное развитие становится теперь в центре жизни, к нему устремлено внимание, а не к богу. Человек рожден для деятельности, и проводником ему должен служит разум. Следует отметить, что социально – экономические изменения привели к появлению довольно многочисленного слоя городской интеллигенции. Если в средние века ученые и философы были почти всегда служителями церкви, то теперь появилась прослойка образованных и высококвалифицированных специалистов, непосредственно связанных с наукой и искусством и, как правило, не связанных с церковью. Именно появление этого качественно нового социального слоя и привело к появлению новой культуры, получившей название гуманизма.

 

Античная, «языческая»  культура оказалась ближе и понятней нарождающейся буржуазии, чем культура и идеология феодального общества. С другой стороны, этот возврат к культурному наследию античности ярко свидетельствует о непреходящей ценности культурных достижений. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей.

 

Но если говорить в целом, то итальянский возрожденческий  гуманизм и античный и имели различия. Античный гуманизм более коллективного  порядка, а в основе ренессансного  лежит индивидуализм в лучшем его понимании: уважение, понимание и любовь не только к массе людей, но и отдельному человеку, мыслящемуся современным.

 

Возрожденческий индивидуализм породил главную  черту культуры эпохи Возрождения  – антропоцентризм, который проник во все стороны жизни. Он ярко проявлен и в трактатах гуманистов, переосмысливающих проблему человека и его взаимоотношений с окружающий миром по сравнению со средневековыми установками. Вместо традиционного принижения человека он объявляется высшей ценностью.

Свободное время делало свободную личность, реализующую собственную одаренность, благодаря собственной воле, энергии, настойчивости и колоссальной трудоспособности.

Плодом  этих ученых занятий явилась оригинальная концепция, в которой был найден синтез античных и христианских идеалов. Эту концепцию можно назвать христианским пантеизмом, в котором Природа и Бог сливаются в одно неразрывное целое. Весь мир, по мысли гуманистов, создан Богом, в нем разлита Божья благодать и мудрость. Гуманисты полагали, что равенство заложено в человеке, дано ему в его безграничных возможностях, задача же каждого человека реализовать себя.

 

Все великие титаны Возрождения (Данте  Альгьери, Лоренцо Валла и др.)  – тоже люди, и они сумели реализовать  себя в этом времени. У всех них  был свой, новый взгляд на вещи, который они воплотили в духе эпохи. Они не побоялись критики, упреков, недовольства, они просто делали то, чего желала их душа, то, что «напевало» сердце. И в этом особенность человека эпохи Возрождения – способность несмотря ни на что выражать свои мысли, идеи, видение мира таким необычным и живым, каким видят его они. Причем воплощать посредством трудоспособности, огромного желания открыть миру новый взгляд на уже привычные вещи и они этого добивались. Сквозь неудачи, которые тоже случались, сквозь предрассудки и негодование, но они выполнили свою миссию – принесли миру новые идеи, воплощенные в своих произведениях.

 

Яркая, контрастная, предельная во всех проявлениях  личность царила в этом мире, где  происходило утверждение автономности человеческого "Я". Гуманисты формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу и провидение господне тут ни причем. Человек живет по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев).

Высокое представление о человеке было неразрывно связано с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе.

 

Поиск новой идеи человека и идеала человека завершается лишь к концу XVI века. Укажу на основные черты Возрожденческой идеи человека. Человек, по мнению мыслителей этой эпохи, выступает прежде всего как прекрасная и совершенная индивидуальность. Уникальность есть признак и принадлежность человеческой самости. Он является творческим существом, а его жизнепроявление – выражение и утверждение природных дарований. Он есть ни в чем не ограниченное свободное существо. Он сам выбирает и сам определяет и творит свой образ и свою судьбу. Пикко делла Мирандола восклицает в своем трактате «Гептапл, или о семи подходах к толкованию шести дней творения»: "Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире… ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь". (А где ссылка?) То есть для Мирандолы главными аспектами в этой проблеме были такие:

1 . Человек стоит  перед выбором и вынужден сам выбирать и себя и свой жизненный план, свою жизненную программу, он сам "конструирует" себя. Это является его внутренним мотивом и побуждением, он сам определяет смысл своего бытия и реализация его становится его призванием. Он сам отвечает перед собой и ни перед кем другим за свою судьбу.

2 . И в реализации  себя как цели бытия он может  опираться только на свой разум  и на свою волю. Его мировоззрение  освобождается от религиозных  догматов, тяготея к просвещенности  на основе научного знания, секуляризуется и в целом его чувственная природа. Естественное проявление его чувств и влечений как телесных побуждений столь же прекрасно, как и влечение разума.

 

Утверждается  идея не только прекрасной индивидуальности, но индивидуализма. А в силу этого  и отдельный человек является абсолютной ценностью. В этом состоит одна из особенностей Возрожденческого гуманизма. Возрожденческая гуманистическая идея человека препятствовала проявлению человека, свободного и совершенного от природы. Наличествовали явно социально неравные, а значит социально несправедливые условия бытия людей как равных друг другу по своей сути. Выдвигается идея, что причиной нарушения изначальной природной справедливости является не человеческий разум и индивидуализм, а социальные, общественные условия, устройство общества, воспроводящее неравенство между людьми рождающее состояние дисгармонии бытия людей в рамках общества. Это обстоятельство побуждало многих мыслителей и философов к созданию концепций и теорий такого переустройства общества, которое бы обеспечивало гармоничные отношения между людьми как индивидуальностями, делало возможным достижение счастья для каждого на основе социальной справедливости и социального равенства, как это представлялось мыслителям той эпохи со всеми присущими ему язвами и пороками первоначального накопления.

Как мы видим, свобода  человека как индивидуальности являлась для философии Возрождения одной  из главных проблем. Хотя пути достижения свободы и равенства предлагались различные. Так или иначе, выдвигается  новая Возрожденческая идея, концепция человека требует ее реализации и утверждения в организации общественной жизни, соответствующей представлению о природе  и сущности человека.

Ренессанс вызывал  потребность быть разносторонними  людьми, соединяющими многие знания, потому что знание давало свободу и возможность выразить себя более путем размышления. Здесь и многочисленные эстетические мотивы Ренессанса, которые проявляются в его живописи, такие, как Красота, идеализация, гармония; то есть художник старается в живописи выразить свою духовную сущность.

Итальянскому  Ренессансу по большей части необходимо было создать Идеальную Красоту, которая могла показать человеку лежащие в основе всего истинные ценности. Для русского художника  было очень важно отметить, что  качество произведения определяет внутренний стимул, поэтому необходимо культивировать духовные ценности; по сути, Ренессанс развивал их через знание и изучение философии неоплатоников.

Но хотелось  взглянуть на свободу несколько  иным взглядом, возможно, немного осовременненым. Приведу в начале мысль Ж.-Ж. Руссо: «Человек рождается свободным, а умирает в оковах». Руссо, в сущности, хотел сказать: человек должен быть свободным, человек создан, чтобы быть свободным, — и в этом вечная правда Руссо. Но это совсем не то, что сказать: человек рождается свободным.  Свобода - самое драгоценное — чаще всего редко и хрупко.

 Человек  становится вполне человеком  только в процессе культуры, и  лишь в ней, на ее вершинах, находят свое выражение его  самые высокие стремления и  возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека.

Впрочем, даже в  мире культуры свобода – запоздалое явление цивилизации. Обозревая  десяток или дюжину высших цивилизаций, нам известных, из которых слагается  для современного историка  некогда казавшийся единым исторический процесс, мы лишь в одной из них находим свободу, в нашем смысле слова, — и то лишь в последнем фазисе ее существования. Историки, конечно, имеют в виду нашу цивилизацию и наше время, оставляя пока неопределенными границы нашего в пространстве и времени.

Все остальные  культуры могут поражать нас своей  грандиозностью, пленять утонченностью, изумлять сложностью и разумностью  социальных учреждений, даже глубиной религии и мысли, но нигде мы не найдем свободы как основы общественной жизни.

Информация о работе Философские взгляды Возрождения