Философские взгляды Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы (либо полностью, либо частично повторяет название работы, а наша работа разве так называется?!) является обозначение свободы и гуманистических принципов эпохи Возрождения.
Реализации данной цели могут способствовать следующие задачи:
дать общую характеристику эпохе Возрождения;
описать творчество гуманистов, олицетворяющих эпоху Ренессанса;
проанализировать образ человека, его «право на свободу» в эпоху Ренессанса.

Вложенные файлы: 1 файл

Антонова 2.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

Проблема  свободы  до сих пор не решена, и вопрос о том, где же все таки начинается и заканчивается свобода  любого человека, до сих пор не имеет  четкой грани. На этот вопрос можно ответить следующим образом: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого» (Михаил Бакунин).  Вмешательство конкретного человека в личную жизнь другого человека, ущемление прав работников со стороны руководства, нарушение личного пространства человека, несвобода в выборе высшего учебного заведения - опровергают слова М. Бакунина.

Восторжествовавшие  в эпоху Возрождения идеалы гуманизма  отразили ренессансное представление  о ценности личности, красоте окружающего  мира. Ценность человека гуманизм видел  в единстве его нравственного  и этического достоинства, в благородстве духа и красоте тела. Ренессансное мироощущение нашло художественное воплощение в одухотворенной картине мира, человек, как и в античной культуре, стал воплощением гармонии. Этот мир предстал в красочном виде, одушевленным чувственной красотой человека. В отличие от средневекового сознания, рассматривающего тело человека как внешнюю оболочку истока греховности, ренессансная культура утвердила взгляд на человеческое тело, как важнейшую эстетическую ценность. Понятие свободы в Средневековье резко контрастирует с современным взглядами, делающими упор на свободу личности от политического контроля и вмешательства. Свобода представлялась вполне совместимой с властью общества над личностью, если это власть, осуществляемая в соответствии с законом, а не по воле деспота. Аналогично, смысл свободы усматривался, в первую очередь, в ее полезности для общества, а не в значении ее для личности.

Так как философия  способна наиболее глубоко реализовать  ренессансное гуманистическое учение о человеке и именно в философии оно проявлялось наиболее ярко, поэтому и проблему значения свободы человека в эпоху Возрождения хотелось бы рассмотреть на примере философской мысли.

 

Объект исследования: гуманистические проблемы человека.

Предмет исследования: проблема свободы.

Целью работы (либо полностью, либо частично повторяет название работы, а наша работа разве так называется?!) является обозначение свободы и гуманистических принципов эпохи Возрождения.

Реализации  данной цели могут способствовать следующие задачи:

    • дать общую характеристику эпохе Возрождения;
    • описать творчество гуманистов, олицетворяющих эпоху Ренессанса;
    • проанализировать образ человека, его «право на свободу» в эпоху Ренессанса.

Методы исследования, используемые для написания курсовой работы:

Аналитический метод, необходимый для анализа литературы, изучения гуманистической культуры Возрождения. Сравнительный метод, используемый для сравнения с античной культурой и сопоставлением со средневековой культурой, раскрытием гуманистического направления в культуре Возрождения. Феноменологический метод, который позволил смотреть на  свободу человека эпохи Возрождения без контекста (фона), на самого по себе. Герменевтический метод, который позволил смотреть на человека, его свободу, учитывая контекст (фон).

Степень разработанности проблемы. Проблемой свободы человека в эпоху Возрождения занимались разные мыслители. Например, Мишель Монтень, Джонн Локк,  Гегель, И. Кант, К. Маркс, С.Л. Франк, Сартр, Н. Бердяев, А.И. Ильин,  Томас Мор,  Николай Кузанский, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский, Манетти, Жан Боден, Петрарка,  Марсилио Фичино, а из современных – писатель 19 века Д.С. Милль, Бенжамен Констан. Если рассматривать XXI век, то разработкой этой проблемы занимался Освальд Шпенглер, А. В. Меренков.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Философские взгляды Возрождения.

Эпоха   Возрождения   как переход от  средних  веков  к  Новому  Времени,  от общества феодального – к буржуазному.

Различают Раннее и Высокое Возрождение.

Сам термин "Возрождение" (от французского "renaissance" — возрождение, Ренессанс) появился в XIX в. Смысл употребления данного термина в том, что в XIV—XVI вв., во-первых, происходит возрождение огромного интереса к античной культуре в целом — к античной философии, к античным религиозно-мистическим учениям, к античной литературе и изобразительному искусству. Во-вторых, в этот период как бы рождается новая культура уже самих западноевропейских народов, противоположная традиционной христианской культуре Средних веков. Подчеркну последнее: родилась культура, именно противоположная традиционной христианской культуре.

Период так  называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. Объектами философской мысли стало человеческое сознание, современные и религиозные сюжеты. Внимание, интерес философов все больше сосредотачивались на человеке и на всем том, что его окружает. И даже искусство Раннего Возрождения было сложным, противоречивым и эта противоречивость вела его вперед. В искусстве Раннего Возрождения, наряду с мелочной детализацией, намечается сознание обобщенного, монументального и героического образа совершенного человека.

Второй период Возрождения — время самого пышного  развития его стиля — принято  называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. Искусство Высокого Ренессанса отрешается от незначительных подробностей во имя общего образа, стремления к гармонии прекрасных сторон жизни.

Ренессанс  –  это   эпоха   великих   открытий.   Темпы   развития ренессансной культуры в странах  Западной Европы  различны.  Наивысшей  точки своего  развития  культура  Ренессанса  достигает  к  XVI  столетию,   когда становится  общеевропейским  явлением  –  это,  так   называемое,   Высокое, классическое  Возрождение.  В утверждаемой  системе   ценностей,   духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма.  Он  развивается как идейное движение, становится мощным оружием политиков,  утверждается  в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве,  дает  богатый материал для поисков художников и скульпторов. Складывается  новая  светская интеллигенция.

Гораздо более резкое разграничение  между политикой и личной свободой совершило христианство. В христианской идеологии свобода, как подчеркивал св. Августин, — это свобода воли. Такое понимание свободы было крайне важным — оно связывало свободу с отдельной личностью, точнее даже с ее духом. Но это была ограниченная свобода. Ибо, хотя в последующем представление о свободе духа стало еще более полным, для многих христиан оно вполне уживалось с несвободой физической.

Новое миропонимание  заключалось прежде всего в том, что мыслители эпохи Возрождения  стали совершенно иначе, нежели христианские теологи, относиться к проблеме свободы  человека. В традиционном христианском понимании человек — это лишь греховное существо, обязанное всей своей временной земной жизнью доказать право на жизнь вечную, но не материальную, а духовную. Поэтому человек должен всячески преодолевать собственную материальную природу, являющуюся источником греха. Все же свои помыслы он должен посвятить лишь одному — любви к Богу, ибо именно Бог является центром и целью всякого мышления и действия.

В Возрожденческой  идее, концепции человека как прекрасной и совершенной индивидуальности, акцентируется внимание на два момента: человек от природы не только совершенное существо (как и сама природа), но и разумное существо, определяющее его совершенство. Сам человек по своей природе не есть ни греховное и ни порочное существо. Как природные существа люди равны друг перед другом, каждый есть гармоничная и совершенная индивидуальность.

Вывод: Происходит формирование нового типа человека, появляется интерес к личности, рождается новая культура и, соответственно, новые взгляды на «нового» человека, новый образ мышления. Все это не могло оставить людей равнодушным, и они стали заниматься развитием новой мысли, нового течения.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Творчество гуманистов, олицетворяющих эпоху Возрождения.

То, что принято  называть Возрождением, или по –  итальянки, Ренессансом, было утверждением преемственности великой античной культуры, утверждением идеалов гуманизма. Проводники новой культуры называли себя гуманистами. Ярче всего эпоха Возрождения нашла отражение в философско – эстетическом явлении, называемом гуманизмом. Оно носило ярко выраженный светский характер, противостояло духовному господству церкви, выступало против феодальных привилегий, отстаивая новый, кардинально отличный от средневекового, взгляд на человека и его место в мире. Гуманизм базировался на самом передовом и прогрессивном мировоззрении эпохи, носителем которого выступала ремесленная группа.

Истинный гуманизм провозглашает право человека на свободу, счастье, признает благо человека основой социального устройства, утверждает принципы равенства, справедливости, человечности в отношениях между людьми и освобождает их от религиозных пут. Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как боги. Наслаждение земным бытием – это непременная часть культуры Возрождения. Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступавшие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей. Началась новая культурная эпоха – эпоха Возрождения, которая фактически означала конец культуры Средневековья.

Духовная атмосфера, в которой вызревало новое  мировоззрение, питавшее ренессансную культуру, отличалась исключительной сложностью, где достоинство личности осознается не только в высокой оценке внешних проявлений, таких как почет и уважение со стороны общества, но и все более как раскрытие индивидуальных способностей, свободы человека.

С конца XIII —  начала XIV вв. сущность человеческой личности начинает пониматься совершенно иначе. На смену христианскому теоцентризму приходит возрожденческий антропоцентризм (гуманизм), когда человек, проблемы личности становятся центром и целью всякого познания, мышления в целом.

Гуманизм — центральное для эпохи Возрождения культурное явление. Это некое свободомыслие и светский индивидуализм. В основе гуманизма находится этика, которая, прежде всего, дает определенное истолкование природы человека. В соответствии с идеями Эпикура философия Возрождения основное внимание обращает на гармонию души и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки человека рассматриваются не только как Богом данные, но и как результат собственных усилий. С этим связано и понимание достоинства человека, его сущности как творчески деятельной личности, которая посредством своей активности и деятельности реализует свою свободу, индивидуальность. Философия Возрождения связывала свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации, — главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности).

Утверждается  вера в человека, в его возможности творческого самосовершенствования, руководящей силой которого является его разум, который и направляет его поступки и действия. "В человеке обязанности царя осуществляет разум", - восклицает Эразм Роттердамский. Скептически относясь к христианству, но еще находясь под влиянием силы христианско-религиозных традиций, человек Возрождения трактует и понимает Христа как человека, не столько как святого, сколько как идеал земного человека. "Мир как человеческая жизнь вторгается в религию и поглощает ее". Мораль и нравственность все более приобретают светский характер, назначение которых совершенствование, облагораживание всей чувственной натуры человека.

Гуманисты привносят  в  духовную  культуру  свободу  суждений, независимость по  отношению  к  авторитетам,  смелый  критический  дух.  Они выступают против  всякой  цензуры,  и  особенно  против  цензуры  церковной.

Гуманисты (Пикко делла Мирандола, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский и т.д.) выражают требование исторической  ситуации  –  формируют  человека предприимчивого, активного, инициативного.  Гуманизм  как  принцип  культуры Возрождения   и   как   широкое   общественное   течение    базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере  утверждается новый центр – могучая и прекрасная личность.

Гуманисты Возрождения  убеждены в  том,  что  человек,  как  и  Бог, обладает свободой действий, он сам  управляет  судьбой  и  обществом,  делая правильный рациональный выбор. Но становление и  расцвет  гуманизма  глубоко противоречивы.  Небывалого  размаха  достигает  наука,  расцветает   поэзия, архитектура, философия, изобразительное искусство.  Проблемы общественных отношений  решаются  кинжалом  и ядом, заговорами и войнами. Исследователи многократно отмечали, что добро  и зло переплетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом.

Информация о работе Философские взгляды Возрождения