Истоки древнегреческой философии: досократики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:19, контрольная работа

Краткое описание

Греческая античная философия сформировалась в VII - VI вв. до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.
В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа:
- От формирования собственно греческого философского мышления до перелома V - IV вв. до нашей эры - как правило, определяется как досократовский, а философы, работавшие в это время, - как досократики.

Содержание

Введение
1. Натурфилософия раннегреческой мысли
1. 1 Космоцентризм греческой философии
1. 2 Основной вопрос греческой философии: что есть сущее
1. 3 Учение об «архэ»: первоначале мира
1. 4 Милетская школа: учение о порядке материальных стихий
1. 5 Пифагорейство: научная школа и религиозный орден
1. 6 Движение к представлению об умопостигаемом порядке
1. 7 Раннегреческая натурфилософия и основы точных и естественных наук
2. Гераклит и Парменид: противоположные взгляды на «истину мира»
2. 1 Гераклит: учение о непрерывной изменчивости и о борьбе как основе гармонии
2. 2. Элейская школа
2. 3 Два пути познания по Пармениду: путь истины и путь мнения
2. 4 Апории Зенона
3. Итоги досократической мысли
3. 1 Демокрит: учение об атомах и пустоте
3. 2 Эмпедокл: учение о вражде и гармонии стихий
3. 3 Анаксагор: учение об Уме
3.4 Разделение истинного (умопостигаемого) и видимого (чувственно-воспринимаемого).
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Философия реферат Финал.docx

— 57.77 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской федерации 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра философии и социологии  
  
  
 
Контрольная работа 
по философии 
Тема: «Истоки древнегреческой философии: досократики»  
  
  
  
  
 
                                                                            

 
  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
Санкт – Петербург 
2013

Содержание 
Введение  
1. Натурфилософия раннегреческой мысли  
1. 1 Космоцентризм греческой философии  
1. 2 Основной  вопрос греческой философии: что есть сущее  
1. 3 Учение об «архэ»: первоначале мира  
1. 4 Милетская  школа: учение о порядке материальных стихий  
1. 5 Пифагорейство:  научная школа и религиозный орден  
1. 6 Движение  к представлению об умопостигаемом порядке  
1. 7 Раннегреческая натурфилософия и основы точных и естественных наук  
2. Гераклит и  Парменид: противоположные взгляды на «истину мира»  
2. 1 Гераклит: учение  о непрерывной изменчивости и  о борьбе как основе гармонии  
2. 2. Элейская  школа  
2. 3 Два пути  познания по Пармениду: путь истины и путь мнения   
2. 4 Апории Зенона  
3. Итоги досократической мысли  
3. 1 Демокрит: учение об атомах и пустоте  
3. 2 Эмпедокл: учение о вражде и гармонии стихий  
3. 3 Анаксагор: учение об Уме 

3.4 Разделение истинного  (умопостигаемого) и видимого (чувственно-воспринимаемого). 
Заключение  
Список литературы  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Греческая античная философия  сформировалась в VII - VI вв. до нашей  эры. Своим характером и направленностью  содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных  философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального  постижения окружающего мира. 
В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа: 
- От формирования собственно греческого философского мышления до перелома V - IV вв. до нашей эры - как правило, определяется как досократовский, а философы, работавшие в это время, - как досократики. 

- Приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до нашей эры - определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона, Аристотеля.

- Конец IV - II вв. до нашей эры - в подавляющем большинстве работ определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ.

- I в. до нашей эры  - V - VI вв. нашей эры - т.н. римский  период. 

Речь будет идти о первом этапе развития древнегреческой философии.

Произведения досократовских философов сохранились только во фрагментах и лишь исключительно  благодаря цитированию и критике  более поздних античных авторов. Из этих фрагментов весьма сложно выводить цельные философские взгляды. Такие  цитаты имеются, например, в работе Диогена Лаэртского «О жизни, учениях  и изречениях знаменитых философов», а также трудах Платона, Плутарха, Секста Импирика, Климента Александрийского. Однако современная наука подвергает сомнению точность некоторых цитат. В частности, Платон «цитирует» весьма вольно и часто придает мыслям других авторов (Кратила, Парменида) такое  значение, которые по меньшей мере не совпадает с тем, что пишут  другие авторы.

Как и в предшествующей мифологии, почти у всех греческих  авторов можно найти тенденции  обращения к природе, космосу. Однако подход мифологии и первых философов  к данной проблематике отличается коренным образом. Согласно Гегелю, философия  в собственном смысле слова возникает  вместе в постановкой вопроса  о сущности, который не только сформулирован, но и решен вне рамок методологии  и терминологии мифологического  мышление. Возникновение философии  связано с определенным уровнем  абстрактного (рационального мышления), которое способно отразить действительность иным способом, чем при помощи аллегории  или мифологической персонификации. Так вот у истоков собственно греческой философии стоит стремление рационально ответить на вопросы, что  является основным принципом мира (или  космоса) и какие принципы или  силы определяют его развитие.  

1. Натурфилософия раннегреческой мысли 

Натурфилософия – умозрительное истолкование природы (рассматриваемой в ее целостности), опирающееся на понятия, выработанные естествознанием. Начиная с античности – периода наибольшего влияния натурфилософии, ее роль исторически менялась. Утратив прогрессивные позиции, которые определялись объективной логикой развития науки, натурфилософия постепенно превратилась в фактор, сдерживающий познание противоречивых объектов природы и социальных отношений.

Древним грекам принадлежит  приоритет создания философии как  науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; как  системы идей исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Такие  философы как Сократ, Аристотель и  Платон являются родоначальниками философии  как таковой. Возникнув в Древней  Греции, философия сформировала метод, который мог использоваться практически  во всех сферах жизни.

Идея красоты мира проходит через всю античную эстетику. В  мировоззрении древнегреческих  натурфилософов нет ни тени сомнения в объективном существовании  мира и реальности его красоты. Для  первых натурфилософов прекрасное - это  всеобщая гармония и красота Вселенной. В их учении эстетическое и космологическое  выступают в единстве. Вселенная  для древнегреческих натурфилософов - космос (Вселенная, мир, гармония, украшение, красота,. наряд, порядок). Во всеобщую картину мира включается представление  о его гармонии, красоте.

Творчество античных философов  содержит немало гениальных догадок  об устройстве Вселенной. Под природой они подразумевали реальность, не зависящую ни от воли людей, ни от их социальных устремлений. Для них  природа выступала как фюсис, что, собственно, и означало это слово на греческом языке. Природа – это мировой процесс порождения. Само слово природа переводится как производить на свет, взращивать, порождать, создавать, расти... Аристотель в фюсисе усматривал первоматерию, лежащую в основе каждого из тел, имеющих в себе самих начало движения и изменения. Древние были заняты поиском первооснов. Так, например, Фалес полагал, что звезды состоят из такого же вещества, что и Земля. Анаксимандр утверждал, что миры возникают и разрушаются. Анаксагор был одним из первых приверженцев гелиоцентрической системы. Для древних греков вода, огонь, воздух олицетворяли не только начала жизни, но имели божественный статус.

На первых порах формирование взглядов на природу определяется восприятием  ее как целостного бытия. Наиболее показательны в этой связи воззрения Гераклита, для него природа – это истинное бытие, скрытое от взоров. Познание природы предполагало снятие покрова  таинственности.

 

 

 

 

1.1 Космоцентризм греческой философии 

На протяжении VI-IV веков до нашей  эры в Греции происходил бурный расцвет  культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мышление, новая картина мира, центральным  элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам  небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую  форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет  и изменяется. Из чего возникает, к  чему возвращается никто не знает. Одни греческие философы (натурфилософы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые  считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат  воплощения царства чистой мысли.

Разумеется, все эти философские  направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с  мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное  место, пытались познать мир из него самого.

Спецификой греческой философии, особенно в начальный период её развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей так называемой милетской школы (6 век до нашей эры), несколько  позднее - пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла  так и называли - "физиками", от греческого слова physis - природа. Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. А греческая мифология была религией природы, и одним из важнейших  вопросов в ней был вопрос о  происхождении мира. Но между философией и мифологией было существенное различие. Миф повествовал о том, кто  родил всё сущее, а философия  спрашивала, из чего оно произошло.

Уже у первых "физиков" философия мыслится как наука  о причинах и началах всего  сущего. В этом подходе сказался объективизм и онтологизм древней  философии (термин "онтология" в  переводе с греческого означает "учение о бытии"). Её центральный мотив - выяснить, что действительно есть, то есть пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что  только кажется существующим. Уже  раннее философское мышление по возможности  ищет рациональные (или представляющиеся таковыми) объяснения происхождения  и сущности мира, отказываясь (хотя вначале и не полностью) от характерных  для мифологии персонификаций, а  тем самым от образа "порождения". На место мифологического порождения у философов становится причина.

Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная  диалектика мышления. Они рассматривают  космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и  самотождественное первоначало  предстаёт в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко представлена диалектика у Гераклита, согласно которому всё сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия - самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако диалектика натурфилософов, как и всё их мышление, ещё не свободна от образно-метафорической формы, в ней логическая обработка понятий ещё не заняла сколько-нибудь заметного места.

Освобождение от метафоричности мышления, характерной для ранних натурфилософов, предполагало переход  от знания, обременённого чувственными образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Одним из важных этапов такого перехода для греков было учение пифагорейцев (получивших это имя от главы школы - Пифагора, жившего во второй половине VI века до нашей эры), которые считали началом  всего сущего число, а также учение элеатов - Ксенофана, Парменида, Зенона (конец VI - начало VII века до нашей эры), вычленивших понятия бытия как  такового.

Греческая античная философия сформировалась в VII - VI вв. до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

 

1. 2 Основной  вопрос греческой философии: что есть сущее 

Основная мысль Мелисса  та же, что у Парменида. Небытия  нет, пустоты нет. Поэтому сущее  едино, неизменно, неподвижно, вечно, не возникает и не уничтожается. Но, в отличие от Парменида, наряду с  временной бесконечностью Мелисс приписывает  сущему и пространственную бесконечность, или бесконечную величину, подобно  Анаксимандру. Если бы сущее не было едино, оно граничило бы с чем-либо другим; но так как ничего другого, кроме вечного сущего нет и  быть не может, то оно ничем не может  быть ограничено. Поэтому оно беспредельно: представление Парменида об ограниченной сфере невольно предполагает окружающую пустоту, между тем как пустота есть ничто, небытие и потому абсолютно не существует.

«Сущее вечно, бесконечно, едино и всецело однородно. Оно  не может ни уничтожиться, ни увеличиться, ни перестроиться, оно не испытывает ни болезни, ни страдания. Ибо раз  оно подвергалось бы чему-либо подобному, оно бы не могло быть единым. Если оно изменяется, оно по необходимости  не может пребывать одинаково сущим, но то, что было ранее, должно уничтожиться, а то, чего не было, – возникнуть (недопустимый переход от бытия к небытию и обратно). Таким образом, если бы сущее в 10000 лет стало бы другим хоть на один волос, оно должно бы совершенно уничтожиться в течение вечного времени». Точно так же доказывается и немыслимость переустройства или перерасположения или страдания в истинно-сущем. «Страждущая вещь не могла бы быть вечно», и страдание предполагает уничтожение или увеличение, ограничение извне. Не имел ли в виду Мелисс голод и насыщение, оскудение и богатство, болезнь и здоровье Гераклита? Далее последовательно отвергается пустота в сущем, откуда следует отрицание движения, а также и теории «сгущения и разрежения», которая необходимо предполагает пустоту.

Отдельные «многие вещи»  для того, чтобы «существовать истинно», должны обладать признаками единого сущего, то это единое сущее «должно не иметь тела», ибо в противном случае оно имело бы части и тогда не было бы единым. Геометрическое тело ограничено плоскостями: «беспредельно тело» есть contradictio in adjecto – круглый квадрат. Физическое тело состоит из частей, представленных нами в пространстве. Но если сущее перестанет быть телом, мы выходим из границ физики и стоим перед метафизикой, которая несомненно подготовлялась разложением античной физики, ее умозрительной критикой.

Информация о работе Истоки древнегреческой философии: досократики