В чем особенности чувственного и логического познания и каковы их формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 17:17, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование чувственного и логического познания, выявление основных его форм, достоинств и недостатков.
В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:
1) рассмотреть особенности чувственного познания, определить его формы;
2) рассмотреть особенные черты и формы логического познания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Чувственное познание и его формы…………………………………...4
Глава 2. Логическое познание и его формы…………………………………….8
Заключение………………………………………………………………………12
Список литературы……………………………………………………………...13

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по философии.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

Индукция бывает полной и неполной. Полная - когда посылки  исчерпывают, как в приведенном  примере, весь класс предметов (треугольников), подлежащих обобщению.

Неполная - когда такой  полноты ("весь класс") нет, когда  число индуктивно обобщаемых случаев  или актов неизвестно или неисчерпаемо велико. Примером неполной индукции могут  служить регулярные опросы общественного  мнения по тому или иному вопросу, кто станет президентом, например. Опрашиваются по выборке немногие, некоторые, а обобщение делается на все население. [1, c. 19]

Индуктивные заключения или выводы носят, как правило, вероятностный  характер, хотя в практической достоверности  им тоже отказать нельзя. Для опровержения индуктивного обобщения часто бывает достаточно одного "коварного" случая. Так, до открытия Австралии считалось общепризнанным, что все лебеди белые, а все млекопитающие живородящие. Австралия "разочаровала": оказалось, что лебеди могут быть и черными, а млекопитающие - утконос и ехидна, кладут яйца.

В дедуктивном умозаключении  мысль движется от общего к частному. Например: "Все, что укрепляет  здоровье, полезно. Спорт укрепляет  здоровье. Следовательно, спорт полезен".

Аналогия - это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом (других) отношении. Так, на основании сходства звука и света (прямолинейность распространения, отражение, преломление, интерференция) был сделан вывод (в форме научного открытия) о световой волне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Чувственная и логическая ступени познания и их формы находятся  в диалектическом единстве. В процессе человеческого познания их нельзя разделять  так как логическое познание может совершаться только на базе материала, который приобретается чувственным познанием.

Данное положение в  истории философии признавалось отнюдь не всеми мыслителями. В XVII веке в теории познания четко выделились два течения: эмпиризм и рационализм. Те философы, которые преувеличивали значение чувственного познания, считая, что все основные знания дают нам ощущения, а разум мало что добавляет и даже затемняет то, что дают ощущения, получили наименование эмпирики (от лат. sensus — чувство, ощущение). К ним прнадлижали Дж. Локк, Г. Гоббс, многие материалисты XVIII в. (Д. Дидро, Ж.-П. Ламетри и др.), а также субъективные идеалисты (Дж. Беркли, Д. Юм, махисты).

Те философы, которые  недооценивали возможности органов  чувств и считали разум основой  познания, получили наименование рационалистов (от лат. ratio — разум). Представителями рационализма были Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.

Теория познания диалектического  материализма преодолела односторонность  как эмпиризма, так и рационализма. Эмпирическое познание является основой, на которой развивается абстрактно-логическое познание. Сущность предметов, законы могут быть познаны только с помощью логического мышления.

Абстрактное мышление и  чувственное познание находятся  в диалектическом единстве. Только взятые вместе, в своем единстве чувственная и абстрактно-логическая ступени познания в состоянии раскрыть объективный мир и его законы.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1) Ильин В.В. Теория  познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.

2) Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18.

3) Маркс К. Тезисы  о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.

4)Энгельс Ф. Людвиг  Фейербах и конец классической  немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе В чем особенности чувственного и логического познания и каковы их формы