Формы чувственного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:00, контрольная работа

Краткое описание

Утверждение нового стиля мышления в решении теоретических проблем науки – это одна из важнейших задач, которые возникают в процессе научного познания.

Познание – это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации о различных объектах. Общие проблемы познания: его природа, отношения знания и реальности, условия его истинности являются предметом исследования одного из относительно самостоятельных разделов философии - теории познания или гносеологии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..4 стр.
Понятие чувственного познания………………………………......5 стр.
Формы чувственного познания.…………………………………...7 стр.

Заключение………………………………………………………………....12 стр.

Список литературы………………………………………………………...13 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Формы чувственного познания.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

НОВГОРОДСКИЙ  ФИЛИАЛ

ГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

Заочное отделение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  курсу: «Философия»

на  тему: «Формы чувственного познания» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                Работу выполнил           

                                                                                                               студент гр. З.09.4ф                    

                                                                                                                Рубанова Е.С.

                                                                                                            

                                                                                                                проверил:

                                                                                                                Шабалин Н.М. 

Великий Новгород

2010 г.

Рецензия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       Содержание 

Введение……………………………………………………………………..4 стр.

  1. Понятие чувственного познания………………………………......5 стр.
  2. Формы чувственного познания.…………………………………...7 стр.

Заключение………………………………………………………………....12 стр.

Список литературы………………………………………………………...13 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Утверждение нового стиля мышления в решении  теоретических проблем науки – это одна из важнейших задач, которые возникают в процессе научного познания.

     Познание  – это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации о различных объектах. Общие проблемы познания: его природа, отношения знания и реальности, условия его истинности являются предметом исследования одного из относительно самостоятельных разделов философии - теории познания или гносеологии. 
Чувственное познание реализуется в виде непосредственного получения информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас с внешним миром.

     Новые представления об исследуемом в  данной области науки объекте  и особенностях его познания с  самого начала строятся не изолированно, а в единстве с представлениями  о мире и процессе познания в целом. Специфика исследуемой области явлений истолковывается на фоне особенностей и общих характеристик, присущих другим классам явлений, которые в свете новых идей неизбежно в той или иной степени модернизируются. В результате складывается целостная непротиворечивая картина мира. Философские исследования оказывают решающее воздействие на процесс ассимиляции новых идей, на формирование нового стиля мышления в науке. 
Источником активности сознания выступает практика, которая исторически развиваясь, усложняясь, определяет уровень развития общества и самого человека. В связи с практикой развивается и познание, как живое, активное отношение человека к миру.

     Познание  – есть социальное, исторически  развивающееся отношение человека к миру, процесс отражения в человеческом сознании в форме идеальных образов объективной реальности, осуществляемый в ходе практической деятельности людей.

     1. Понятие чувственного  познания 

     Как же человек познает вещи и процессы природы, а также все явления, созданные человеческим трудом, разумом и общественной деятельностью человека?

     Для этого необходима форма деятельности, которая называется чувственной  деятельностью или чувственным  познанием.

     Чувственное познание реализуется в виде непосредственного получения информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас с внешним миром. Заметим, что такое познание может осуществляться и с использованием специальных технических средств (приборов), расширяющих возможности органов чувств человека.

     Человеческий  организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух и др.), проприоцептивную (положение тела в пространстве) и интерорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма. Все эти способности объединяются в одну группу и заключены в органах чувств человека.

     Процессы  чувственного восприятия, которые могут  показаться весьма простыми, на самом  деле очень сложны. Верно, что при  рассматривании определенного предмета в дело включаются органы зрения. Но только ли они? Мы смотрим на этот предмет, и наше видение (как и слышание, осязание, обоняние) тесно, неразрывно связано с нашим отношением к данному предмету. Мы воспринимаем его как красивый или безобразный, симметричный или асимметричный, приятный или неприятный, полезный или вредный.

     Функционирование  органов чувств – необходимая объективная предпосылка познания, которая важна в том отношении, что без нее познание невозможно. Пока мозг и органы чувств функционируют исправно, мы можем не замечать их роли. Но их роль становится очевидной при повреждениях органов чувств (особенно при врожденных). Именно эти примеры свидетельствуют о внутренней мощи человеческого познания в целом и его способности восполнять физическое несовершенство человеческого организма. Ведь люди, даже от природы лишенные способности видеть или слышать, могут быть вполне полноценными человеческими существами, развивая в себе способности познания и рационального мышления (в том числе в ряде случаев – способности образного выражения и воспроизведения мыслей). А вот индивиды, которые были от природы одарены вполне исправно функционирующими органами чувств, но в силу уникального стечения обстоятельств с самого рождения были изолированы от человеческого сообщества (такие редкие случаи в науке описаны и изучены), практически теряют способность к познанию.

     В человеческом чувственном восприятии есть еще один важный элемент, который  присущ только человеку и не встречается  у животных. Человек способен охватить взглядом, наглядно представить себе не только то, что видел собственными глазами: едва ли не большая часть его чувственного опыта включает образы, которые почерпнуты из описаний, сделанных другими людьми.

     В наш век быстрого развития образования  и средств массовой информации эта  характерная только для человека способность пользоваться чувственным опытом других людей, усваивать и передавать общечеловеческий опыт и тем самым раздвигать границы «видимого» и «слышимого» мира стала почти неограниченной. В данном факте отчетливо видно значение реального взаимодействия многих и многих людей для формирования чувственного опыта каждого человека. 
 
 
 
 

     2. Формы чувственного  познания 

      Основными формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.

      Ощущения  возникают в мозгу человека в  результате воздействия факторов окружающего мира на его органы чувств. Каждый орган чувств представляет собой сложный нервный механизм, состоящий из воспринимающих рецепторов, передающих нервов-проводников и соответствующего отдела мозга, который управляет периферийными рецепторами. Например, орган зрения – это не только глаз, но и нервы, ведущие от него в мозг, и соответствующий отдел в центральной нервной системе.

      Ощущения – психические процессы, происходящие в мозгу при возбуждении нервных центров, управляющих рецепторами. Ощущения – это отражение отдельных свойств, качеств предметов объективного мира, непосредственно воздействующего на органы чувств, элементарное далее психологически неразложимое познавательное явление. Зрительные ощущения дают нам сведения о форме предметов, об их цвете, о яркости световых лучей. Слуховые ощущения сообщают человеку о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание дает возможность нам ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т. п. Наконец, обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи.

      Ощущение  может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще.

      Биологические и психо-физиологические дисциплины, изучая ощущение в качестве своеобразной реакции человеческого организма, устанавливают различные зависимости: например, зависимость реакции, то есть ощущения, от интенсивности раздражения того или иного органа чувств. В частности, установлено, что с точки зрения «информационной способности» на первом месте у человека стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.

      Возможности органов чувств человека ограничены. Они способны отображать окружающий мир в определенных диапазонах физико-химических воздействий. Так, орган зрения может отображать сравнительно небольшой участок электромагнитного спектра с длинами волн от 400 до 740 миллимикрон. За границами этого интервала находятся в одну сторону ультрафиолетовые и рентгеновские лучи, а в другую – инфракрасное излучение и радиоволны. Ни те, ни другие наш глаз не воспринимает. Человеческий слух позволяет ощущать звуковые волны от нескольких десятков герц до примерно 20 килогерц. Колебания более высокой частоты (ультразвуковые) или более низкой частоты (инфразвуковые) наше ухо ощущать не способно. То же самое можно сказать и о других органах чувств.

      Из  фактов, свидетельствующих об ограниченности органов чувств человека, родилось сомнение в его способности познать окружающий мир. Сомнения в способности человека через свои органы чувств познать мир оборачиваются неожиданным образом, ибо сами эти сомнения оказываются свидетельством в пользу могущественных возможностей человеческого познания, в том числе, возможностей органов чувств, усиленных при необходимости соответствующими техническими средствами (микроскоп, бинокль, телескоп, прибор ночного видения и т. п.).

      Но  главное, человек может познавать объекты и явления, недоступные для его органов чувств, благодаря способности к практическому взаимодействию с окружающим миром. Человек способен осмыслить и понять ту объективную связь, которая существует между явлениями, доступными органом чувств, и явлениями для них недоступными (между электромагнитными волнами и слышимым звуком в радиоприемнике, между движениями электронов и теми видимыми следами, которые они оставляют в камере Вильсона, и т. д.). Понимание этой объективной связи есть основа перехода (осуществляемого в нашем сознании) от ощущаемого к неощущаемому.

      В научном познании изменения, происходящие без видимых причин в чувственно воспринимаемых явлениях, называют невоспринимаемыми явлениями.

Информация о работе Формы чувственного познания