В чем особенности чувственного и логического познания и каковы их формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 17:17, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование чувственного и логического познания, выявление основных его форм, достоинств и недостатков.
В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:
1) рассмотреть особенности чувственного познания, определить его формы;
2) рассмотреть особенные черты и формы логического познания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Чувственное познание и его формы…………………………………...4
Глава 2. Логическое познание и его формы…………………………………….8
Заключение………………………………………………………………………12
Список литературы……………………………………………………………...13

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по философии.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию 

Государственная Полярная академия

Кафедра философии, культурологии  и истории

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Философия»

В чем особенности  чувственного и логического познания и каковы их формы.

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студент 402 гр. 2 курса

Атангулов М.М.

Научный руководитель:

док философ. н., проф. Резвицкий  И.И.

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Чувственное познание и его формы…………………………………...4

Глава 2. Логическое познание и его формы…………………………………….8

Заключение………………………………………………………………………12

Список литературы……………………………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема познания является одной из важнейших, которыми занимается философия, наряду с такими проблемами, как сущность бытия, человека и общества.

Большинство философских  систем, сложившихся в Новое время, выделяли два основных этапа: чувственное  и рациональное познание. Их роль и  значение в процессе познания определялись в зависимости от позиции того или иного философа. Рационалисты, например Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант и Гегель, были склонны приписывать решающее значение рациональному познанию, не отрицая значения чувственного познания в качестве механизма связи разума с материальным миром.

Сторонники эмпиризма, напротив, признавали чувственное восприятие главным и даже единственным источником наших знаний. «В интеллекте нет ничего такого, утверждал Гоббс, чего бы не было в чувственном восприятии. Эту мысль в еще более резкой форме повторял Локк. Но если все знания, размышляли рационалисты, формируются лишь на основе чувственного восприятия с помощью особых правил или принципов, то откуда берутся сами эти правила или принципы, ведь их нельзя воспринять с помощью органов чувств».

Актуальность данной темы определяется продолжающейся до сих пор дискуссией о значении чувственного и логического познания в современной науке, а также вечно продолжающимся спором между рационализмом и эмпиризмом.

Целью настоящей работы является исследование чувственного и логического познания, выявление основных его форм, достоинств и недостатков.

В связи с поставленной целью можно формулировать следующие  задачи исследования:

1) рассмотреть особенности  чувственного познания, определить  его формы;

2) рассмотреть особенные  черты и формы логического познания.

 

 

 

 

Глава 1. Чувственное  познание и его формы

Сторонники эмпиризма  считали чувственное познание главным  и даже единственным источником знаний (Гоббс, Локк).

Чувственное познание является начальным  этапом познания. Во-первых в историческом плане: разделение физического и умственного труда и выделение последнего в отдельный вид деятельности - сравнительно поздний этап истории. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основе осуществляется контакт человека с миром материальных объектов. Она предпосылка без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать.

Для познания объектов данного типа необходимо функционирование органов  чувств, нервной системы, мозга, благодаря  чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Необходимо подчеркнуть зависимость чувственного познания от непосредственной чувственно-практической деятельности и, во-вторых, целостность чувственного освоения материального объекта. Однако можно выделить и отдельные, функционирующие в рамках этой целостности элементы чувственного познания. [4, c. 36]

Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. Оно выступает субъективным, идеальным образом предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие предмета через "призму" человеческого сознания. В случае стола, например, - его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов ("модальностей") ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.

Можно сделать вывод, что ощущения дают нам первую, самую  элементарную форму образного отражения  предмета. Образ является идеальной формой отображения предмета или явления в их непосредственно наблюдаемой целостной форме.

Специфическое свойство человеческого чувственного познания связано с тем, что отдельные, конкретные ощущения, являясь составными элементами чувственного отражения, реально, на деле, не существуют обособленно друг от друга: они не существуют вне целостного образного отражения того или иного предмета или явления.

Восприятие дает целостный  образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере - чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные "картинки" - ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое. Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений.

Анализ показывает, что  восприятие нельзя рассматривать лишь как копирование, бездумное созерцание внешнего мира. Оно пронизано мыслительной деятельностью человека.

Восприятие - целостный  образ материального предмета, данного  посредством наблюдения. Достаточно простого размышления, чтобы увидеть, что восприятие отнюдь не является механическим "суммированием" ощущений. Восприятие зарождается и существует как форма такого активного синтеза разнообразных проявлений предмета, которая неразрывно связана с другими актами познавательной и практической деятельности, предшествующими данному конкретному наблюдению. Именно поэтому процесс восприятия - процесс активный и по-своему творческий. Благодаря многократной работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам. В этом случае функционирует еще более сложная форма чувственного познания, которая называется представлением. [1, c. 24]

Представление выражает образ предмета, запечатленный в  памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания.

К чувственному познанию относятся также эмоции: гнев, страх, сомнение, заинтересованность, удивление. Без их влияния невозможен поиск  истины. А. Эйнштейн писал, что «самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы можем испытать, - это ощущение тайны. Если же человек утратил способность удивляться и замирать в священном трепете, то его можно считать мертвецом». Трудности в преодолении препятствий, страдания, недовольство собой - необходимые компоненты любой познавательной деятельности.

Чувственное познание включает и интуицию. Она определяется как  способность постижения истины путем  ее прямого усмотрения без помощи логических аргументов. Ее роль особенно велика в творческом процессе, создании новых научных теорий, когда необходимы внезапные скачки ума, прорывающие сеть сложившихся стереотипов, доказательств и обоснований. Интеллектуальная интуиция рассматривается как внутреннее прозрение. Не случайно в "Рассуждении о методе" Декарт ставит интуицию на первый план. [2, c. 56]

К особенностям интуитивной  деятельности относят неожиданность  решения задачи, неосознанность путей  и способов ее решения, непосредственное постижение истины на сущностном уровне. Существует стандартизованная интуиция (например, определение врачом характера заболевания пациента по его действиям) и эвристическая (например, осознание Кеккуле структуры молекулы бензола как образа змеи, хватающей себя за хвост).

Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Логическое познание и его формы

Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, ант, Гегель) приписывали решающее значение логическому познанию, не отрицая и значения чувств познания в качестве механизма связи разума с внешним миром. В отличие от чувственных форм логические средства познания не обязательно должны сопровождаться чувственными образами. Скорее верно обратное – любой чувственный образ у человека, в отличие от животных, сопровождается логическим образом.

Законы, сущность явлений  человек познает на абстрактно-логической ступени познания, посредством мышления.

«Мышление — это опосредованное, обобщенное познание действительности. Между объектами с их свойствами и мышлением находятся формы чувственного познания: ощущения, восприятия и представления. Они — тот строительный материал, на котором базируется и развивается человеческое мышление. Они доставляют информацию о материальных объектах, которую в дальнейшем мышление подвергает обработке, отражая объекты глубже и вернее, чем чувственные формы познания». [3, c. 45]

Углубление познания, выделение объективного из того субъектно-объектного единства, которое дано на чувственном  этапе познания, ведет нас к  рациональному познанию (иногда его называют еще абстрактным или логическим мышлением). Это уже опосредованное отражение действительности. Здесь тоже три основных формы: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие, в отличие  от ощущений, образуется путем отвлечения от чувственных образов тех общих черт, которые присущи и другим чувственным образам, а следовательно, и тем реальным явлениям, которые отражены в этих образах. Понятие - это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Составляя себе понятие о предмете, мы отвлекаемся от всех его живых подробностей, индивидуальных черт, от того, чем конкретно он отличается от других предметов, и оставляем только его общие, существенные черты. Столы, в частности, разнятся между собой по высоте, цвету, материалу и т. д. Но, формируя понятие "стол", мы как бы не видим этого и сосредотачиваемся на других, более существенных признаках: возможность сидеть за столом, ножки, гладкая поверхность...

По своему содержанию и объему понятия различны в отдельных науках. Философия создает наиболее общие понятия: материя, сознание, движение, отражение, пространство, время, количество, качество и т. д.

Понятия, как и все  остальные формы отражения, имеют  диалектический характер. В каждой науке понятия находятся во взаимной связи. Они — не застывшие формы логического познания, а постоянно изменяются и развиваются. Понятиям присуща внутренняя противоречивость, заключающаяся в единстве субъективного и объективного.

Понятия объективны по источнику, который отражают, субъективны — по форме выражения. Диалектика понятий проявляется также в их гибкости, доходящей до тождества противоположностей, позволяющей им глубже, полнее отражать окружающий мир во всей его противоречивости.

Суждения и умозаключения суть формы познания, в которых движутся понятия, в которых и которыми мы мыслим, устанавливая те или иные отношения между понятиями и, соответственно, стоящими за ними предметами. Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении. Суждения закрепляются в языке с помощью предложения. Предложение по отношению к суждению является его своеобразной материальной оболочкой, а суждение составляет идеальную, смысловую сторону предложения. В предложении выделяются подлежащее и сказуемое, в суждении - субъект и предикат.

Субъект всегда выполняет  функцию отдельного, а предикат —  общего. В суждениях фиксируется  диалектика между случайным и  необходимым, явлением и сущностью. В каждом суждении, субъективном по форме, содержится объективное содержание, обусловленное отражением объективных предметов.

Суждения могут быть истинными и неистинными. Они  истинны тогда, когда правильно  отражают объективные свойства, присущие материальному миру. Когда же суждения не отражают объективность предметов  и их связей или отражают искаженно, они неистинны. [6, c. 41]

Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется умозаключением. Например: "Люди смертны. Сократ человек. Следовательно, Сократ смертен". Суждения, которые кладутся в основу умозаключения или, по-другому, суждения, из которых выводится новое суждение, называются посылками, а выводимое суждение - заключением.

Умозаключения бывают различных  видов: индуктивные, дедуктивные и  по аналогии. В индуктивном умозаключении  мысль движется от единичного (фактов) к общему. Например: "В остроугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. В прямоугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. В тупоугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. Следовательно, во всех треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым".

Информация о работе В чем особенности чувственного и логического познания и каковы их формы