Всеобщие методы познания: диалектика и метафизика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:29, контрольная работа

Краткое описание

Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. Ее особенность – тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу. При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведению многообразных его форм к какой-либо одной, что проявляется в философии Нового времени, для которой было характерно сведение различных форм движения материи к механической.

Содержание

Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика: основные характеристики и исторические формы.
Принципы диалектики: связи, противоречия, развитие. Основные категории и законы диалектики.
Формы проявления метафизического способа мышления – эклектика, софистика, догматизм, формализм и их ограниченность.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по философии.docx

— 56.38 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выполнил  студент 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: философия

по теме: 21. Всеобщие методы познания: 
диалектика и метафизика

Выполнил  студент группы

УНу-12 Сб

Хижняк А.П

Фио Рецензента: Сарапульцева А.В

 

 

                                           Екатеринбург 2013

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика: основные характеристики и исторические формы.
  2. Принципы диалектики: связи, противоречия, развитие. Основные категории и законы диалектики.
  3. Формы проявления метафизического способа мышления – эклектика, софистика, догматизм, формализм и их ограниченность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     

 

 

 

 

Введение

Освоение действительности в философии осуществляется посредством  философских методов, то есть системы  наиболее общих приемов и способов. Одними из основных противоположных  методов философии являются диалектика и метафизика. 
 
Под диалектикой имеют в виду, прежде всего, учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы – стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности. 
 
Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. Ее особенность – тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу. При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведению многообразных его форм к какой-либо одной, что проявляется в философии Нового времени, для которой было характерно сведение различных форм движения материи к механической.

 

 

 

 

 

  1.    Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика: основные характеристики и исторические формы. 

 

 

 Слово «диалектика» впервые применил Сократ (469-399 г.г. до н.э.). Он обозначал им свой метод философствования, который по сути является искусством. В споре вскрываются внутренние противоречия в мыслях противника, которые ведут к ложным следствиям. Отбрасывая такие противоречивые мнения Сократ помогал рождению истины.  
 
Но еще ранее, до появления слова «диалектика» и понимания ее как метода философии, складывалась диалектическая теория в философии. Уже древние мыслители исходили из представления о мире в котором происходят непрерывные процессы изменения, становления. Мир (космос) мыслится как совмещающий в себе, противоположности покоящегося и изменчивого. Непрерывный процесс движения лежит в основе бытия. В нем всякая вещь и свойство переходят в свою противоположность. Так Гераклит утверждал «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» подчеркивая всеобщность изменений. Источником изменений является борьба, «война». Но поскольку космос мыслится как завершенный и единый то противоположности перетекают друг в друга (твердое в жидкое, жидкое в газообразное, земля в воду, вода в воздух, воздух в огонь, огонь в эфир) без порождения чего-либо нового. Отсюда и утверждение о тождестве противоположностей: «Добро и зло - одно и тоже» 
 
Оппозицией Гераклиту стали взгляды Парменида и Зенона, которые обосновывали невозможность движения и изменения в виду их абсурдности. «Ахиллес никогда не догонит черепаху», утверждал Зенон. Но и этим своим парадоксом в отрицательной форме поставил вопрос о диалектической природе движения. 
 
Платон (427-347 г.г. До н.э.) представлял диалектику как движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям и обратно. 
 
Аристотель впервые ставит проблему изменения как проблему развития. Диалектика Аристотеля в изучении о причинах порождения из первосубстанции других вещей. Развитие есть такое изменение в котором каждый последующий этап несводим к предыдущему. Оно порождается активностью присущей вещам формы. 
 
Как искусство спора диалектика развивается в средние века. Для отыскивания истины в споре спорящие опирались на формальную логику, которая противопоставлялась риторике и называлась тогда диалектикой. 
 
В новое время идеи диалектики развивались в мышлении таких философов как Декарт, Спиноза, Лейбниц, Дидро, Руссо. Декарт утверждал, что природа развивается самостоятельно, порождая новые формы, ему вторит Спиноза в своем учении о субстанции. Лейбниц учил о непрерывности развития, о появлении нового как единства противоположностей. Руссо и Вольтер переносят развитие в историю общества, а Кондорсе дополняет его учением о непрерывном прогрессе. 
 
В философии Канта диалектика апеллирует уже не кпредметам, а к отношениям. Кант ставит вопрос о истории природы, о происхождении солнечной системы из туманности, рассматривая идею бесконечности. Понять развитие, противоречивое по своей природе возможно диалектикой разума. 
 
Важные диалектические идеи содержит философия Фихте и Шеллинга. 
 
Развернутую систему диалектики создал Г. В.Ф. Гегель. Он провел в систему понятийный аппарат диалектики, он выводит одну категорию из другой. Формирует закономерности отражающие универсальные связи мира, познания и мышления. Причем категории мышления, абсолютны, они привносятся в мир, а не берутся из мира.  
 
Он видит источник движения в борьбе противоположностей внутри объекта, в отрицании старого новым. 
 
К числу наиболее значительных концепций развития относятся диалектико-материалестическая концепция. Она сложилась в 40х г. Прошлого века в учении Маркса и Энгельса. Развитие осуществляется как «отрицание отрицания», по спирали, а не по прямой линии, как «перерывы постепенности», превращения количества в качество, внутренние импульсы к развитию даются противоречием. Эта концепция била политизирована во в взглядах Ленина и Сталина, которые абсолютизировали элемент борьбы, отрицания, скачки взрывного характера - революции. 
 
Наряду с такой концепцией возможна и иная интерпретация диалектики - гуманистическая. Превращая людей не в пассивные элементы своего класса, а разрешающая диалектику единичного и общего в истории в пользу человека. 
 

^

2. Историческое развитие  диалектики как метода познания

 
В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики: 
 
Диалектика античности (наиболее яркий представитель — Гераклит и досократики). 
 
Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII — первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). 
 
Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы Э. Ильенков, Готт В. С. и др.) 
 
В более узком смысле диалектика — название гносеологического метода (методологического принципа познания), который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез». Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается, как тезис более высокого уровня. Таким образом постигается истина. 
 
Диалектике противостоят метафизика и эклектика. 

 
 
Аристотель считает изобретателем  диалектики Зенона Элейского, который  подверг анализу противоречия, возникающие  при попытке мыслить понятия  движения и множества. 
 
Сам Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики. Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). 
 
В схоластике диалектикой стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о «совпадении противоположностей» выдвигают Николай Кузанский и Бруно. 
 
 
^ Понятие диалектики в немецкой классической философии 
 
Немецкий классический идеализм (в отличие от метафизического материализма) рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Так, в теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях». Однако диалектика разума, по Канту,- иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием одних явлений. Позже в теории познания (в «Наукоучении») Фихте развил «антитетический» метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы. 
 
«Тезис» — это некая идея, теория или движение. 
 
Тезис, скорее всего, вызовет противоположение, оппозицию, поскольку, как и большинство вещей в этом мире, он, вероятно, будет небесспорен, то есть не лишен слабых мест. Противоположная ему идея (или движение) называется «антитезисом», так как она направлена против первого — тезиса. 
 
Борьба между тезисом и антитезисом продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение, которое является третьим диалектическим шагом, называется «синтезом». 
 
Однажды достигнутый, синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады и действительно становится ею, если оказывается односторонним или неудовлетворительным по какой-то другой причине. Ведь в последнем случае снова возникнет оппозиция, а значит, синтез можно будет рассматривать как новый тезис, который породил новый антитезис. Таким образом, диалектическая триада возобновится на более высоком уровне; она может подняться и на третий уровень, когда достигнут второй синтез. 
 
Также необходимо отметить, что вместо использование терминов «тезис», «антитезис» и «синтез» диалектики часто описывают диалектическую триаду с помощью терминов «отрицание (тезиса)» — взамен «антитезиса» и «отрицание отрицания» — взамен «синтеза». 
 
Пример ипользования диалектического метода 
 
В качестве примера использования диалектического метода можно привести цитату из работы Гегеля «Философия природы» 
 
 
Звук есть смена специфической внеположности материальных частей и ее отрицания, — он есть только абстрактная или, так сказать, только идеальная идеальность этой специфичности. Но тем самым эта смена сама непосредственно является отрицанием материального специфического устойчивого существования; это отрицание есть, таким образом, реальная идеальность удельного веса и сцепления, то есть теплота. Примечание. Нагревание звучащих тел — звучащих как от удара, так и от трения друг о друга — есть проявление теплоты, возникающей согласно понятию вместе со звуком. 
 
^ Диалектика в российской философии 
 
В советское время единственной допустимой формой диалектики считался марксизм-ленинизм, и к попыткам неортодоксального его развития относились с подозрением. После распада СССР диалектика в значительной степени «вышла из моды», хотя многие авторы продолжают оценивать её позитивно. 
 
Среди авторов, предложивших оригинальные диалектические концепции: Батищев, Генрих Степанович Лосев, Алексей Фёдорович Ротенфельд, Юрий Александрович. 
 
^ Диалектика сегодня 
 
Для современного состояния науки характерно замалчивание диалектики одновременно с существенным развитием и конкретизацией её идей под другими названиями. Замалчивание представляется отголоском идеологической борьбы между марксизмом-ленинизмом и философией «открытого общества» в ХХ веке и, вероятно, имеет преходящий характер. Рассмотрим прогресс в каждом из приведённых выше законов диалектики. 
^

3. Диалектика марксизма  и Гегеля

 
 
Понятие диалектики в своих произведениях  использовали Карл Маркс и Фридрих  Энгельс, которые перевели ее в материалистическую плоскость (диалектический материализм). 
 
Так, Маркс понимает философию как науку и пытается построить ее строго по научному методу. Он переходит от абстрактного к конкретному. Бытие определяет сознание, сознание понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается. Материя вечна и бесконечна и периодически принимает разные формы. Важнейшим фактором развития является практика. Развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания. 
 
Отечественная философская традиция (особенно материалисты) диалектику Гегеля восприняла в интерпретации Энгельса, который сформулировал так называемые «Три закона диалектики». 
 
Закон перехода количественных изменений в качественные. 
 
Закон единства и борьбы противоположностей. 
 
Закон отрицания отрицания. 
 
В первом законе Энгельс определяет категории качества, количества и меры. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество — это первая непосредственная определенность бытия. Количество есть определенность, «безразличная для бытия» — внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. «Демонстрацией» качественной и количественной определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. 
 
Классический примером перехода от количественных изменений к качественным являются превращения лёд — вода — пар. По мере нагревания льда сначала происходит количественное изменение — рост температуры. При 0 °C, несмотря на продолжение нагревания, температура перестаёт расти, лёд превращается в воду. Это уже изменение качества. Дальнейшее нагревание воды опять вызывает сначала количественные (рост температуры), а затем и качественные (превращение в пар при 100 °C) изменения. 
 
Второй закон диалектики вскрывает в развитии его внутренний источник. Основой всякого развития, с точки зрения Энгельса, является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность. Другой стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимоотрицании. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью». Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый. 
 
Единство и борьбу противоположностей можно проиллюстрировать двойственной природой света: в одних случаях он ведёт себя как поток частиц, в других — как волна. В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни. 
 
Третий закон диалектики отражает, по Энгельсу, общий результат и направленность процесса развития. Отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторимость придает цикличности спиралевидную форму и каждая ступень процесса развития богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Логическое отрицание отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении оно равнозначно утвердительному. 
 
Злободневный пример: при развитии экономики период процветания сменяется кризисом, затем следует процветание и опять кризис. 
 
В марксистской философии термин диалектика употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие — это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы столкновения, развития различных форм и видов материи – задача диалектика, как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю своего развития, о чем свидетельствует пройденный философией путь. Причем главной в истории формирования этой идеи является мысль о противоречиях всего существующего, борьбе противоположностей, как источнике развития.  
 
Более всего термин диалектика раскрыл Гегель. Для него диалектика есть такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика есть, согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…». 
 
В диалектике Гегеля можно выделить следующие три основных элемента: 
 
1. Попытка обойти Кантово опровержение рационализма. Это опровержение, как считает Гегель, имеет силу только для систем, которые являются метафизическими, но не для диалектического рационализма, который принимает во внимание развитие разума и потому не боится противоречий. Кант опроверг рационализм, заявив, что тот непременно приводит к противоречиям. Однако этот аргумент черпает свою силу из закона противоречия: он опровергает только системы, признающие этот закон, то есть пытающиеся избавиться от противоречий. Этот аргумент не представляет угрозы для диалектической системы Гегеля, которая готова примириться с противоречиями. 
 
2. Описание развития разума в терминах диалектики. Гегель употребляет слово «разум» не только в субъективном смысле — для обозначения определенной умственной способности,— но и в объективном смысле — для обозначения всех видов теорий, мыслей, идей и т. д. Гегель с наибольшим успехом применил диалектический метод в своих «Лекциях по истории философии». 
 
Гегель, видевший в диалектике истинное описание действительного процесса рассуждения и мышления, считал своим долгом изменить логику, с тем чтобы сделать диалектику важной — если не важнейшей — частью логической теории. Для этого ему необходимо было отбросить «закон противоречия», который служил серьезным препятствием для диалектики. 
 
3. Философия тождества. Если разум и действительность тождественны и разум развивается диалектически (как это хорошо видно на примере развития философского мышления), то и действительность должна развиваться диалектически. Мир должен подчиняться законам диалектической логики. Следовательно, мы должны находить в мире противоречия, которые допускаются диалектической логикой. Именно тот факт, что мир полон противоречий, еще раз разъясняет нам, что закон противоречия должен быть отброшен за негодностью. На основании философии тождества разума и действительности утверждается, что поскольку идеи противоречат друг другу, также и факты могут противоречить один другому, и что факты, как и идеи, развиваются благодаря противоречиям,— и поэтому от закона противоречия необходимо отказаться. 
 
В противовес концепции Г. Гегеля, К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали развитие как атрибут материи, разработали материалистическую диалектику, в рамках которой возник вопрос о соотношении объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности, т.е. в материальном мире. Она включает в себя диалектику природных и общественных процессов. Субъективная диалектика имеет своим предметом особенности реализации законов развития в сознании человека. Тождество и различие объективной и субъективной диалектики проявляется в том, что: 

  •  
    субъективная диалектика детерминирована объективной;
  •  
    первая отражает вторую;
  •  
    субъективная диалектика обладает относительной самостоятельностью по отношению к объективной диалектике;
  •  
    их единство есть процесс развертывания отношения: мышление – история - природа. 

 
Таким образом, в процессе развития диалектика системно и содержательно обогащалась, сохраняя при этом концептуальное единство на каждой из качественно различных ступеней.

2.Принципы диалектики: связи, противоречия, развитие. Основные категории и законы диалектики.

 

С вводом диалектики в философию  материализм стал диалектическим, а  диалектика материалистической. Диалектика и природа естествознания существуют в нерасторжимом единстве. Материалистическая диалектика поставила по-новому проблему познания. 
 
Диалектика—учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. Материалистическая диалектика выступает как наука о всеобщей связи и развитии и как всеобщий метод познания и преобразования мира (мета метод).4 
 
Предметом диалектики являются различные виды связей и всеобщие законы развития природы, общества и мышления. 
 
В окружающем мире всё взаимодействует. Эта связь всего со всем—главный предмет диалектики. В результате взаимодействия материя проявляет свою сущность (так же и человек формируется в обществе). 
 
В мире существует всеобщее взаимодействие, которое следует из общественной практики людей. Человек различает не только вещи, но и их длительность, форму и объём (пространственные характеристики связи), замечает изменения, развитие и движение связей, т. е. связь—способ существования материи. 
 
Связь—взаимодействие, взаимообусловленность, неуничтожимость материи, переход вещей. Если связь—взаимодействия, то её можно рассматривать наmоснове пяти форм движения материи: механические, химические, биологические, физические, социальные; по формам бытия: пространственные связи, временные; по степени общности: общие и частные; по времени: постоянные и временные. 
 
Диалектика: 
 
1) Рассматривает развитие как взаимопревращение различных форм - 
 
движения материи. 
 
2) Понимает развитие как единство прерывностей и непрерывностей количественных и качественных изменений. 
 
3) Закрепляет это понимание в специальном законе взаимного перехода количественных и качественных изменений. 
 
4) Рассматривает развитие как единство тенденций поступательности и преемственности, что отражается в законе отрицания отрицания. 
 
5) Видит причину развития в противоречиях, выраженных в законе единства и борьбы противоположностей. 
 
Отступление от принципов диалектики ведёт к догматизму, т. е. Отстаиванию устаревших положений, авантюре или пассивному выжиданию, ложному формализму. Нарушение требований диалектики ведёт и к эклектике—непоследовательность, беспринципное смешивание разнородных взглядов, абсолютизация разрозненных фактов, неумение отличать главное от второстепенного, стремление притупить противоположности, сгладить противоречия. 
 
Требования диалектики: 
 
1) Объективность подхода. 
 
2) Всеобщность анализа (всесторонность). 
 
3) Соблюдение принципов всеобщей связи и развития. 
 
4) Конкретность (историчность) анализа. 
 
Диалектику можно разделить на объективную и субъективную. Объективная— диалектика материальной действительности, она существует независимо от человеческого сознания и лишь отражается им. Субъективная—отражённая в мышлении и познании объективная диалектика, она вторична по отношению к объективной. 
 
Принцип – это сложная, концетрированная форма знания, аккумулировавшая в себе основную напраленность исследования, его «дух». К таким принципам обычно относят принцип развития, принцип всеобщей - 
 
связи, принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического. 
 
Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в многочисленных видах движения его ведущую форму – развитие. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения). Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата к исходной точке), преемственность (связь нового и старого), направленность, цикличность. 
 
Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития, как бы раскрывает условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего. Наконец, само развертывание противоречия как основное содержание принципа развития есть особая форма связи противоположностей.  
 
Принцип всеобщей связи явлений Ленин называл одним из основных принципов диалектики. Отсюда методологический вывод: чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все стороны, все связи и опосредования. Характеризуя диалектику как учение о развитии, Ленин писал: "Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (“отрицание отрицания”), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; - развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; - “перерывы постепенности”; превращение количества в качество; - внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; - взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления..., связь, дающая единый, закономерный - 
 
мировой процесс движения, - таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии" 
 
Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество. Этот принцип приводил в некоторое смущение марксистских диалектиков. В гегелевской диалектике этот принцип воплотился (как принцип тождества мышления и бытия) со всей возможной последовательностью. В материалистической диалектике возникли трудности с его применением. Его другая формулировка – единство диалектики объективной, диалектики природы и диалектики субъективной, диалектики мышления. В такой формулировке различие разных форм диалектики признается, но не раскрывается. Когда же появляются названия трех различных теоретических дисциплин – диалектики, логики и теории познания, то становится очевидным и «принципиальным» существование развития в различных формах. Один из предлагаемых ответов заключается в следующем: диалектика изучает проявление развития в природе, это диалектика объективного; логика изучает особенности развития в человеческом мышлении; теория познания пытается связать диалектику объективную и субъективную с помощью принципа отражения. 
 
Принцип восхождения от абстрактного к конкретному аккумулируют в себе познавательную возможность законов и категорий диалектики, он организует процесс познания. «Абстрактное» и «конкретное» имеют несколько значений. Чаще всего в повседневности абстрактное понимают как синоним понятийности, в отличие от чувственности, образности, которая, соответственно, и есть конкретное. Кроме того, абстрактное – это отвлечение от ряда несущественных свойств и выделение основных. В этом смысле познание всегда абстрактно, поскольку оно обобщает, отвлекается от индивидуального, оперируя понятиями. Конкретное, соотносимое так - 
 
понимаемым абстрактным, есть сама объективная действительность, где существенное и несущественное не разделены. Абстрактное и конкретное как этапы познавательного процесса имеют другой смысл. Конкретное - это отражение объективной действительности в системе понятий, это теоретическое воспроизведение единства проявлений, свойств, связей предмета. Абстрактное – это вырванное из общей связи, общей логики развития предмета, воспроизведение какой-то одной его сторон и противопоставляющее одну сторону другим. Высшая форма конкретного – научная теория, типичное проявление абстрактного – «житейские» суждения. Познание происходит как движение от конкретного в действительности и конкретному в познании. 
 
Принцип единства логического и исторического помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании. Логическое – это теоретическое воспроизведение закономерностей реального развития. Историческое – процесс развертывания действительности во времени во всем многообразии ее конкретных форм. Помимо тривиального смысла этого принципа нет прямого совпадения предмета и его реальной истории; теория – это история, очищенная от случайностей, в нем заключены идеи, связанные с пониманием возможности познания прошлого, характером предвосхищения будущих событий, способом существования общего («логического») в нашей жизни. Научный анализ избирает путь, противоположный объективному развитию предмета: развитая форма исследуемого объекта позволяет судить об истоках возникновения этого объекта, «анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны». Развитая, «классическая» форма объекта – это достижение полной выявленности его структуры, доступности, «прозрачности» его внутренних связей. Предмет как бы сам «показывает» себя, открывает нам то общее, «логическое», что является законом его развития. Для своих прошлых состояний высшая стадия предмета становится своеобразной «целью». Для исследователя предмет как своеобразная осуществленность возможностей, заложенных в нем, как - 
 
достижение «цели» становится инструментом изучения стадий его развития, поиском момента его возникновения. Логическое помогает нам «опознать» прошлое, в результате чего логика развития предмета и его реальная история совпадают. Этот принцип неотделим от принципа тождества бытия и мышления в его гегелевской интерпретации: общее («логическое») начинает жить своей самостоятельной жизнью в ткани истории, на определенной стадии оно начинает рефлектировать над собой и возвращается к своим истокам с помощью рефлектирующего мышления. И хотя в материалистической диалектике этот принцип лишь указывает пути человеческому познанию истории, исследователи, пытаясь воспроизвести этот принцип во всем объеме своих смысловых оттенков, пришли к идее объективного существования логического как идеального в истории (Э. В. Ильенков). Д ругой нетривиальный вывод из принципа единства логического и исторического – обращенность диалектики в прошлое, но не в будущее. «Сова Минервы вылетает в полночь» - человек не может уловить пути, направления трансформаций предмета в будущем, поскольку закономерности, «логика» его еще не сформировалась, она еще тонет в бесчисленных внешних связях-возможностях. Судить можно только о прошлом, когда мы уже имеем путеводительную нить в виде результата процесса, достигшего своего предельного смыслового развития. Попытка предвидения будущего на основе наших знаний еще не развившегося предмета, еще не устоявшейся целостности неизбежно ведет к произволу мышления. Такой вывод никак не согласовался с пафосом обращенности материалистической диалектики в будущее. Система Гегеля неотделима от его метода, идеалистическая система «притягивала» диалектику к себе, не давала ей возможности жить жизнью материального мира.6 

Информация о работе Всеобщие методы познания: диалектика и метафизика