Всеобщие методы познания: диалектика и метафизика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:29, контрольная работа

Краткое описание

Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. Ее особенность – тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу. При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведению многообразных его форм к какой-либо одной, что проявляется в философии Нового времени, для которой было характерно сведение различных форм движения материи к механической.

Содержание

Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика: основные характеристики и исторические формы.
Принципы диалектики: связи, противоречия, развитие. Основные категории и законы диалектики.
Формы проявления метафизического способа мышления – эклектика, софистика, догматизм, формализм и их ограниченность.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по философии.docx

— 56.38 Кб (Скачать файл)

-

3. Законы диалектики

 
Диалектика объективируется в  мире с помощью своих законов  и категорий. Закон — общая, необходимая, внутренняя, существенная, повторяющаяся  связь явлений и вещей. Сущность и явления взаимосвязаны. Сущность детерминирует явление. Понятие  закона — одна из ступеней познания человеком единства и связей, зависимостей и ценностей мирового процесса. Какими связями проявляется закон: 
 
1) Закон выражает существующие связи и отношения между предметами и их свойствами, вытекающими из их сущности. 
 
2) Закон выражает не только существующие, но и необходимые связи (это означает неизбежность его проявления при определённых условиях). 
 
3) Закон выражает такие отношения, которые имеют общий характер (закон является формой всеобщности в природе, т. е. закон отражает то общее, что присуще группе предметов). 
 
4) Закон—устойчивые повторяющиеся связи и отношения предметов. 
 
Законы по длительности действия: вечные (диалектики), долговечные, недолговечные (законы развития общественных формаций). Замеченные Гегелем три закона диалектики раскрывались прежде всего в области мышления. Ф. Энгельс обратил внимание на их действие в природе. Законы диалектики отражают всеобщие связи, присущие всем областям мира. 
 
Закон перехода количественного изменения в качественное и обратно—отвечает на вопрос, как происходит процесс развития, он как бы раскрывает технологию развития. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм развития. Впервые он был сформулирован на объективно-идеалистической основе Г. Гегелем. Творческое развитие на базе диалектического материализма получил в трудах классиков марксизма-ленинизма. Закон носит объективный и всеобщий характер. Его содержание раскрывается с помощью всех категорий диалектики и прежде всего - 
 
категорий качества, количества и меры. Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. 
 
Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). 
 
Мера — единство количества и качества. 
 
При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. Любое количественное изменение выступает как изменение элементов системы. Степень различия между старым и новым качеством зависит от количественных изменений в рассматриваемом объекте. «... Качественные изменения — точно определенным для каждого отдельного случая способом — могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)».Появление нового качества по существу означает появление предмета с новыми закономерностями и мерой, в которой заложена уже иная количественная определённость. При этом глубина качественных изменений может быть различной; она может ограничиваться уровнем данной формы движения, а может выходить за его пределы: наш предок, антропоид, например, с биологического уровня поднялся до социального. 
 
Этот закон имеет силу в общественной жизни. К. Маркс, анализируя превращение ремесленника в капиталиста, показал, что постепенное накопление денег и товаров в руках отдельного владельца вызывает качественно новые производственные отношения. Известно, что теория приобретает силу, если она овладевает массами.  
 
В настоящее время мы являлись свидетелями преступления, совершенное гражданами кавказской национальности по отношению к болельщику. Если бы из-за смерти невинного парня проявилось бы только - 
 
несколько открыто протестующих, власти могли их не заметить, скорее всего проигнорировать их мнение. Но так как для этой акции собралось более 6 000 участников (и это только в Москве) для совершения неоднократных митингов, они вполне могут повлиять на ход событий. Мы понимаем их осознанные и актуальные лозунги и требования, выражающие интересы масс, способные добиваться их учёта и реализации, корректировки отдельных законов. Двигательную роль выполняет организованный народ, овладевший знанием. 
 
Закон единства и борьбы противоположностей—раскрывает источник развития явлений. Всеобщий закон природной и общественно-исторической действительности, выступающий и как закон её познания, выражающий суть, «ядро» диалектики. Этот закон занимает центральное место в материалистической диалектике, имеет универсальное методологическое значение. В мире нет таких явлений, которые бы находились вне процесса бесконечного развития, процесса возникновения внутри всякой целостности противоположных моментов, их превращения друг в друга, вне противоречивых отношений между ними. Характеристика всякого объекта как подчинённого закону указывает на источник всеобщего движения и развития не где-то вне его самого, не в метафизических или сверхъестественных силах, а в самом объекте, в его самодвижении и развитии. Этот закон ориентирует на раскрытие внутреннего механизма и динамики саморазвития. Он позволяет понять всякую целостность как сложную и расчленённую систему, заключающую в себе элементы или тенденции, непосредственно друг с другом несовместимые. Он даёт возможность всякую ставшую структуру истолковать так, что её пронизывает логика её исторического становления. Закон снимает иллюзию окончательности со всякой ограниченной формы существования в природе и обществе, он ориентирует на раскрытие преходящего характера таких форм, их переход в более высокие и развитые формы по мере исчерпания ими своих - 
 
возможностей.Например, в биологической эволюции именно путём единства и борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни. В физических процессах именно единство и борьба противоположностей, выступающие, например, как корпускулярные и волновые свойства, объясняют природу света, более того, это явилось почвой для «драмы идей» в физической науке, где противоборство корпускулярной и волновой теорий и их синтез характеризовали её прогресс. Простейшее выражение закона в товарно-капиталистическом мире — это потребительная стоимость и стоимость; наиболее развитые противоположности капитализма — рабочий класс и буржуазия; капиталист выступает как персонификация капитала, как «... порождение труда, враждебное труду». 
 
Относительно внешняя сторона закона состоит в том, что существуют вне друг друга полюсы или крайности, такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, северный и южный полюсы и т. п. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг друга (нераздельны, находятся в корреляции) и исключают один другой (вытесняют, отталкивают, несовместимы). Рассудочное мышление, в силу своей ограниченности познаёт только эту, внешнюю сторону закона. Оно видит в отношениях между противоположностями только взаимодействие логически равных крайностей. На основе этого представления полюсы истолковываются метафизическими концепциями дуалистически — как вечные мировые абсолюты («свет» и «тьма», абсолютно-положительное и абсолютно-отрицательное). Диалектика же, напротив, вовсе не останавливается на признании того, что противоположности проявляются как полюсы. Она усматривает за их взаимодействием неравноправное отношение противоположностей, возникающих одна из другой, их переход друг в друга, взаимопроникновение, доходящее до тождества, их противоречия и разрешение через борьбу. «Диалектика есть учение о том,... как бывают... - 
 
тождественными противоположности...». С точки зрения разумного диалектического мышления действительных противоположностей не бывает вне единства и тождества, вне взаимопроникновения и борьбы. Точно так же не бывает действительного конкретного единства без специфических противоположностей (например, нового и старого, традиционного и творческого и т. п.).  
 
Как же данный закон повлиял на общество в целом? Некоторые противоречия приобрели глобальные масштабы. Великие научные открытия позволили создать сверхмощные виды оружия, применение которых приведёт не только к колоссальным разрушениям на отдельных континентах и неисчислимой гибели людей, животных, растений, но и к непредсказуемым изменениям ландшафтов и климата, т. е. к всеобъемлющей экологической катастрофе а затем и к гибели жизни вообще. Осознание такой опасности подталкивает ответственных политиков и государственных деятелей, руководителей партий и общественных организаций, трудящихся разных национальностей к объединению усилий для достижения договорённостей по её устранению. 
 
Динамичный рост численности населения планеты, производственной деятельности, необходимой для удовлетворения разумных потребностей, также оказывает негативное воздействие на природную среду, подрывает её устойчивость, порождает немало сложных проблем (например, бережного использования имеющихся минеральных ресурсов) 
 
Люди становятся рабами собственных изобретений. Сконструированные машины и механизмы, заменяют специалистов, позволяют работодателям увольнять их. Появляется дисбаланс между количеством трудоспособных и рабочих мест, роботы не только качественно преобразовывают характер и содержание труда, но и усиливают его интенсивность. 
 
Наиболее реакционные политические круги, связанные с монополиями и транснациональными корпорациями, в целях получения сверхприбылей и - 
 
упрочения своего господства стараются насаждать национализм и шовинизм, вражду, а зачастую и расизм. Поэтому обостряются как взаимоотношения между народами, так и возникающие другая проблемой, находящийся в рамках этого закона, заключается в межнациональных отношениях.  
 
Но тенденция развития и сближения наций и народностей становится закономерностью.  
 
В социально-экономической сфере главенствует антагонистическое противоречие между отчуждённым трудом и неправедным капиталом. Оно порождает угнетённых и угнетателей, бедных и богатых, резко контрастный образ их жизни, несовместимость их интересов и взглядов, ориентаций, противоборство классов и социальных групп. Культурность не согласовывается с невежеством, правонарушениями. Всё большую озабоченность вызывают проявления нетерпимости, национального, религиозного и политического экстремизма.  
 
Различия появляются из тождества, созревают до противоположностей, нередко до несовместимых, которые создают конфликтные ситуации. Сужение единства и нарастание борьбы, столкновений вызывает революцию или контрреволюцию. Вот почему целесообразно своевременно находить и применять эффективные меры, направленные на сглаживание и разрешение противоречий. Примером может являтся внесение поправок в Конституцию. 
 
Замечательным примером может являтся тот случай, когда в марте 1921 г. вспыхнул в Кронштадте мятеж, вызванный вынужденным введением продразвёрстки, тогда В. И. Ленин, чтобы устранить причину недовольства крестьян, предложил временно отступить и заменить её продналогом. Но И. В. Сталин, будучи незаурядной личностью, не понял рациональности такого подхода, не находил выходов из трудностей, не замечал многих противоречий, не разрешал их, а устранял оппонентов и противников. Сказывались такие его недостатки, отмеченные В. И. Лениным в «Письме к - 
 
съезду», как нетерпимость, торопливость, администраторское увлечение, капризность, грубость, озлобление. 
 
Закон отрицания-отрицания — отвечает на вопрос, в каком направлении совершается развитие (показывает вектор развития). Один из основных законов диалектики, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого. Впервые был сформулирован Г. Гегелем, хотя отдельные черты этого закона (диалектический характер отрицания, роль преемственности в развитии, нелинейный характер направления развития) фиксировались и в предшествующей истории философии. В системе гегелевской диалектики развитие есть возникновение логического противоречия и снятие его в дальнейшем; в этом смысле оно есть зарождение внутреннего отрицания предыдущей стадии, а затем и отрицание этого отрицания.13 Поскольку отрицание предыдущего отрицания происходит путём снятия, оно всегда есть в известном смысле восстановление того, что отрицалось, возвращение к уже пройденной стадии развития. Однако это не простой возврат к исходной точке, а «... новое понятие, но более высокое, более богатое понятие, чем предыдущее, ибо оно обогатилось его отрицанием или противоположностью; оно, стало быть, содержит в себе старое понятие, но содержит в себе более, чем только это понятие, и есть единство и его и его противоположности».14 Отрицание отрицания оказывается, таким образом, всеобщей формой раздвоения единого и перехода противоположностей друг в друга или, иными словами, всеобщим проявлением закона единства и борьбы противоположностей. Гегель гипертрофировал значение триады как формы действия закона, стремился «подвести» под нее все процессы изменения и развития.

3.Формы проявления метафизического способа мышления – эклектика, софистика, догматизм, формализм и их ограниченность.

 
 
В зависимости от сферы своего функционирования, области применения своих усилий антидиалектический способ мышления и  действия можно классифицировать и  по другим основаниям, выделив, в частности, онтологическую и гносеологическую (методологическую) метафизику. Думается, что данные виды антидиалектики присущи  и старой и новой метафизике, своеобразно  переплетаясь и преломляясь в  каждой из этих форм. Так, домарксистский материализм не только был неспособен понять мир как процесс, как находящуюся  в историческом развитии и взаимосвязях материю, но и не сумел применить  диалектику к развитию познания, к  самым общим понятиям и категориям мышления.

Если онтологическая метафизика имеет  дело преимущественно с интерпретацией развития объективной реальности, то гносеологическая — связана с  односторонним пониманием познания. В зависимости от того, какой момент, отношение и т. п. последнего абсолютизируются, получается та или иная форма гносеологической антидиалектики. К их числу можно  отнести догматизм, релятивизм, скептицизм, формализм, схоластику, эмпиризм, сенсуализм, рационализм и т. д. Особенно «коварными и хитрыми» формами антидиалектики, которые и сегодня пользуются широким распространением, являются софистика и эклектика.

Сущность софистики и эклектики  как форм метафизического способа  мышления заключается в том, что  всесторонность, универсальную гибкость понятий, гибкость, доходящую до тождества  противоположностей, они применяют  субъективно, произвольно. Диалектика же как «высшее разумное движение»  есть гибкость, примененная объективно, т. е. отражающая всесторонность материального  процесса и единство его, есть правильное отражение вечного развития мира. Основное различие софистики и эклектики (при всем их сходстве) состоит в  том, что характерными приемами последней  являются субъективистское выхватывание лишь отдельных сторон предмета и  их произвольное механическое соединение чисто внешним образом. Гибкость понятий должна соответствовать  движению, развитию самого объективного мира. Поэтому критерий объективности  и есть прежде всего то, чем отличается диалектика от софистики как субъективистской диалектики. Последняя есть внешняя, поверхностная, «пустая диалектика», которая вследствие своего произвола  и субъективизма не доходит до диалектики в самом реальном предмете.

Софистика (и ее постоянный «попутчик» — эклектика) не какая-то «концепция мира», не теория логического и не научный метод познания действительности. Это такой способ мыслительной деятельности, главная цель которого искажение  истины (как правило, сознательное, преднамеренное), субъективистски извращенное  представление действительности. Софистика  и эклектика обычно находятся  на вооружении у представителей тех  социальных групп, интересы которых  не совпадают с объективными закономерностями общественного развития, и потому их «логика идей» расходится с  «логикой вещей».

Заключая сказанное, отметим, что  метафизический метод мышления в  обоих своих вариантах (старая и  новая метафизика) при всей своей  ограниченности оказал серьезное влияние  на развитие науки — особенно в  период ее возникновения и формирования (XVI—XVIII вв.). В это время преобладающим  был процесс дифференциации научного знания и каждая из возникающих наук делала своим предметом отдельные  части, фрагменты действительности с целью изучения их качественного  своеобразия — механические, химические, физические и другие явления.

Основное внимание при этом было направлено на решение вопроса о  том, что такое данный предмет? А  для этого последний надо было вычленить из других предметов и  явлений, рассмотреть исследуемый  предмет в «чистом виде», вне  его взаимосвязи с другими  предметами и отвлекаясь от его изменения (развития). Эту задачу и выполнял метафизический метод мышления (в  старой его форме), с помощью которого была построена механическая картина  мира, ставшая долгосрочным концептуально-методологическим образцом для всех (в том числе  гуманитарных) наук, и на основе которой  было открыто большое число законов.

По этому поводу Гейзенберг писал, что в период своего становления  «наука обратила свой взор исключительно  на одну часть божественного действия и тем самым возникла опасность  утери из виду великого целого, всеобщей связи вещей. Но опять же здесь-то и лежала причина громадной плодотворности нового естествознания». Тем более  что мысль устала от схоластических рассуждений, господствовавших сотни  лет.

Новометафизическая методологическая концепция, которая уже не отвергала  ни всеобщую связь явлений, ни их развитие, даже при одностороннем их (связи  и развитие) истолковании, способствовала выработке всесторонней, глубокой и  последовательной концепции развития (эволюции). Так, даже односторонне понимая  развитие (как только количественные изменения), английский геолог Ч. Лайель сделал немало открытий в этой науке. Также исходя из одностороннего истолкования развития (но уже как «цепи сплошных скачков», «катастроф»), французский  естествоиспытатель Ж. Кювье внес большой  вклад в развитие сравнительной  анатомии и палеонтологии. Но подробнее  об этом — в главе о естествознании.

Что касается такой разновидности  метафизического способа мышления как софистика, то она, при всем своем  релятивизме и «субъективистской  слепоте», содержала в себе целый  ряд продуктивных идей, которые были выдвинуты прежде всего в древнегреческой  философии (V—IV вв. до н. э.). К числу  таких идей можно отнести следующие: сознательное исследование мышления самого по себе; понимание его силы, противоречий и типичных ошибок; стремление развить  гибкость, подвижность мышления, придать  ему диалектический характер; попытка  с помощью такого мышления «разъесть  как щелочь» все устойчивое, расшатать  конечное; подчеркивание активной роли субъекта в познании; анализ возможностей слова, языка и т. п. Сосредоточив внимание на субъективной стороне диалектики, показав гибкость, текучесть, взаимопревращаемость понятий, софисты тем самым подготовили  почву, на которой античная диалектика достигла высшего расцвета в лице Сократа, Платона и Аристотеля.

Последний, кстати говоря, «обязан» софистам тем, что в противовес их субъективизму  и «игре слов» «вынужден» был  создать формальную логику. На это  обратил внимание выдающийся современный  философ и логик Г. X. фон Вригт, который отмечал, что софистика  как «неприрученная» рациональность «спровоцировала» требование критической  рефлексии по поводу ее проявлений, что, в свою очередь, вызвало необходимость  специализированного исследования форм мысли, т. е. логики. «Софистика, —  пишет Вригт, — была проявлением  бурного восторга по поводу открытия языка как логоса, т. е. как инструмента  спора, убеждения и доказательства. Дисциплины логики и грамматики возникли как двойной плод этой установки». Нарушая еще не открытые законы мышления, софисты тем самым способствовали их открытию, что Аристотель и сделал.

Заключение:

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что диалектика является не только учением о всеобщей, универсальной связи и развитии, но и методом научного познания, который нацеливает нас на то, как необходимо рассматривать изучаемый предмет, какие стороны, связи и отношения необходимо выделять, чтобы наиболее полно отразить его развитие. Не следует также забывать, что диалектика - это система наиболее общих теоретических положений о развитии и при анализе конкретных предметов или процесса эти положения необходимо конкретизировать.

Метафизика же, как  уже упоминалось выше, не потеряла свою актуальность как метод познания и на современном этапе развития философии, так как в отдельных  сферах жизни ее использование необходимо.

Таким образом мы рассмотрели  содержание понятий «диалектика» и  «метафизика», построенных на их основе методах познания и практики, их соотношение, основные различия, историю  и перспективы развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

         1.Спиркин А.Г. Философия

2.http://www.philosophy.ru 
3. История диалектики: немецкая классическая философия. М., 1978.

 

 

 

 


Информация о работе Всеобщие методы познания: диалектика и метафизика