Методы научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы раскрыть понятие научного метода, методологии как научной дисциплины и описать типы методов, их характеристику и взаимосвязь, основные методы теоретического и эмпирического познания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Методология как научная дисциплина…………………………………4
Понятие метода, основные типы методов, их характеристика и взаимосвязь………………………………………………………………6
Эмпирический и теоретический методы научного познания………………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………12
Список литературы……………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

КСЕ контрольная.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение………………………………………………………………………...3

  1. Методология как научная дисциплина…………………………………4
  2. Понятие метода, основные типы методов, их характеристика и взаимосвязь………………………………………………………………6
  3. Эмпирический и теоретический методы научного познания………………………………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………12

Список литературы……………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Наука – это систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее  существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме суждений, понятий, теорий, законов и т.п.

Авторитет науки  в современном обществе прочен и  устойчив. Общее доверие к науке настолько велико, что мы порой просто отождествляем понятия «знание» и «научное знание», считая их почти синонимами. Но это далеко не так. Существует немало видов знания, источником которых является отнюдь не наука, а наш, к примеру, житейский опыт, эстетические впечатления, религиозное откровение и т.д. Однако знание, добываемое наукой, явно выбивается из этого общего ряда, намного превосходя остальные виды своей полнотой, убедительностью и чисто практическими силой и пользой. За счет чего же ему это удается? В основном за счет метода, которым оно добывается, а также при помощи особого способа его организации и построения.

Процесс научного познания в самом общем виде представляет собой решение различного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности. Решение возникающих при этом проблем достигается путем использования особых приемов (методов), позволяющих перейти от того, что уже известно, к новому знанию. Такая система приемов обычно и называется методом. Метод есть совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности.

По  большому счету человека всегда интересует два вопроса: ЧТО такое реальность и К А К с ней обращаться. Метод дает ответы на вопросы второго типа, и во многих случаях именно они имеют решающее значение.

Цель данной работы раскрыть понятие научного метода, методологии как научной дисциплины и описать типы методов, их характеристику и взаимосвязь, основные методы теоретического и эмпирического познания.

 

 

1. Методология как научная дисциплина.

Существует  целая область знания, которая  специально занимается изучением методов  и которую принято именовать методологией. Методология дословно означает «учение о методах» (ибо происходит этот термин от двух греческих слов: «методос» — метод и «логос» — учение). Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

Таким образом, методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Методология в  этом широком смысле образует необходимый  компонент всякой деятельности, поскольку  последняя становится предметом  осознания, обучения и рационализации.

Существует  два понимания методологии: как  специального учения о методах познания и как инструмента преобразования философского мировоззрения в познавательную и практическую деятельность. Если последнее сопровождало всю историю философии, то учение о методе как самостоятельное стало развиваться в новое время в учениях Ф.Бэкона, Р.Декарта. Дальнейшее развитие оно получает в трудах Канта, Гегеля, Маркса. Понимание методологии как учения о методах в наше время привело к представлению о ее относительно самостоятельном характере и особом виде деятельности. Сторонники этой точки зрения считают задачей методологии осуществление рефлексии над процессами мышления, выявление форм мыслительной деятельности. Понимание методологии как инструмента преобразования философского мировоззрения в познавательной и практической деятельности базируется на способности философии превращать свою мировоззренческую функцию в методологическую, когда философия, создавая свои картины мира и определяя смыслы вещей и явлений, детерминирует деятельность носителя данного мировоззрения. Отсюда философию можно было представить не только как мировоззрение, но и как методологию.

Методологическое  знание выступает в форме как  предписаний и норм, в которых  фиксируются содержание и последовательность определённых видов деятельности (нормативная  методология), так и описаний фактически выполненной деятельности (дескриптивная методология). В обоих случаях основной функцией этого знания является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования какого-то объекта. В современной литературе под методологией обычно понимают прежде всего методологию научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология  науки даёт характеристику компонентов научного исследования - его объекта, предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи. Наиболее важными точками приложения методологии являются постановка проблемы (именно здесь чаще всего совершаются методологические ошибки, приводящие к выдвижению псевдопроблем или существенно затрудняющие получение результата), построение предмета исследования и построение научной теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности, т. е. соответствия объекту изучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие метода, основные типы  методов, их характеристика и  взаимосвязь.

Метод  (от  греч. слово «методос» означает путь к чему-либо) – это совокупность приемов и правил познавательной и практической деятельности, которые обусловлены природой и закономерностями исследуемого объекта.  В научном познании этот путь должен приводить к истине. Если такой путь найден, т.е. известны средства, приемы и способы достижения цели, то его можно показать всем, сделать всеобщим достоянием и, следовательно, обеспечить безусловную  воспроизводимость научного знания.

Правила и приёмы метода могут опираться на обычную  практику обращения человека с предметами материального мира, а могут предполагать и глубокое обоснование – теоретическое, научное. 

Учение о  методе началось развиваться еще  в науке нового времени. Ее представители  считали правильным метод ориентиром в движении к надежному, истинному  знанию. Так, видный философ 17 века Ф. Бекон сравнивая метод познания с фонарем, освещающему дорогу путнику,  идущему в темноте. А другой известный ученый и философ того же времени Р. Декарт изложил свое понимание метода следующим образом: «под методом я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых, без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивает знание, способствует тому, что ум достигнет истинного познания всего, что ему доступно».

Современная система методов познания отличается высокой сложностью и дифференцированностью.

Методы научного познания принято подразделять по степени  их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования:

1). Всеобщие методы. Всеобщих методов в истории познания известно два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом. Диалектика (греч. dialektika – веду беседу, спор) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессе изменения, развития. По своей внутренней структуре диалектика как метод состоит из ряда принципов, назначение которых – вести познание к развертыванию противоречий развития.

2). Общенаучные методы. Эта группа характеризует приёмы и способы исследования во всех науках и на всех уровнях научного познания.  К ним относятся методы наблюдения, эксперимента, анализа, синтеза, индукции, дедукции и т.п.  Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический (наблюдение, эксперимент, измерение)   и теоретический (идеализация и формализация, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы).

Эмпирический уровень характеризуется исследованием реально существующих чувственно-восприимчивых объектов. На нем осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдения, выполнения разнообразных измерений, постановки эксперимента. Здесь также проводится первичная систематизация данных в виде таблиц, схем, графиков и т.д. Кроме того уже на втором уровне научного познания возможно сформулировать некоторые эмпирические закономерности. Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит сокрытие глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей присущих изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень – более высокая ступень в научном познании. Его результат – гипотезы, теории, законы. Выделяя эти два уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирические и теоретические уровни познания взаимосвязаны. Эмпирический уровень выступает в качестве основы теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, полученных на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление опирается на чувственно наглядные образы, в том числе схемы, графики и т.п., с которыми имеет дело эмпирический уровень. В свою очередь эмпирический уровень не может существовать без достижений теоретического уровня, т.к. эмпирические исследования обычно опираются на теоретическую конструкцию, которая определяет и обосновывает применяемые при этом методы.

3). Частнонаучные методы. Каждая частная наука (биология, химия, геология и т. д.) имеет свои специфические методы исследования. При этом частнонаучные методы, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания. В частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения, измерения, индуктивные или дедуктивные умозаключения и т. д. Характер их сочетания и использования находится в зависимости от условий исследования, природы изучаемых объектов.

4) Дисциплинарные методы представляют собой системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

5) Методы междисциплинарного исследования, которые являются совокупностью ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом па стыки научных дисциплин.

Любой метод  сам по себе еще не предопределяет успеха в познании той или иной материальной действительности. Важно  еще умение правильно применять  научные методы в процессе познания.

 

 

 

 

3. Эмпирический и теоретический методы научного познания.

Рассмотрим более подробно общенаучные методы, классификация которых тесно связана с понятием уровней научного познания.

К эмпирическим методам относятся:

  • Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.

В ходе наблюдения возможно получение информации лишь о внешних, поверхностных сторонах, качествах и признаках изучаемых объектов. Научное наблюдение характеризуется рядом особенностей:

  • целенаправленностью и избирательностью — внимание наблюдателя фиксируется только на тех свойствах объекта, которые связаны с предварительно поставленной задачей;
  • объективностью, т.е. возможностью контроля результатов наблюдения либо за счет повторного наблюдения, либо путем использования других методов исследования;
  • полнотой, точностью, однозначностью и т.д.
  • Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.
  • Измерение – сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам. При измерении устанавливается отношение одной (измеряемой) величины, характеризующей изучаемый объект, к другой, принятой за постоянную (т.е. единицу измерения). Измерение органически связано с наблюдением и образует вместе с ним фундаментальную основу естествознания.
  • Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — способ активного, целенаправленного исследования объектов в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент включает процедуры наблюдения и измерения, однако не сводится к ним. Главной задачей эксперимента, как правило, является проверка различных гипотез и предсказаний теории. Однако в ходе такой проверки нередко обнаруживаются и неожиданные, не предусмотренные гипотезой новые свойства объекта.

Среди научных методов теоретического исследования чаще всего выделяют формализацию, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы.

  • Формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. Формализация – отображение содержательного знания в знаковом формализме (формализованном языке). Последний создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Формализация играет существенную роль в уточнении научных понятий. Она может проводиться с разной степенью полноты, но, как показал Гедель, в теории всегда останется неформализуемый остаток, т. е. ни одна теория не может быть полностью формализована. Формальный метод–даже при последовательном его проведении–не охватывает всех проблем логики научного познания (на что уповали логические позитивисты).
  • Аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом (утверждений, доказательства, истинности которых не требуется).   Это способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения–аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем 'из аксиом (н вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода.
  • Гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Гипотетико-дедуктивный метод–способ теоретического исследования, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер. Обычно гипотетико-дедуктивный метод связан с системой гипотез разного уровня общности и разной близости к эмпирическому базису. Данный метод ориентирован на описание прежде всего формальной структуры “готового знания” и его форм в отвлечении от их генезиса и развития. Разновидностью гипотетико-дедуктивного метода является метод математической гипотезы.

Информация о работе Методы научного познания