Восточная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 14:30, контрольная работа

Краткое описание

При написании данной работы представляется особенно важными несколько моментов: прежде всего - ознакомление с основными идеями Древневосточной философии, а также стремление разобраться, в чем же кроется привлекательность и живучесть этих идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и забытым, но живут и pаспpостpаняются далеко за пределы Востока и по сей день. Первые попытки человека осмыслить окружающий миp - живую и неживую пpиpоду, космическое пpостpанство, наконец, самого себя - следует отнести к тому периоду человеческого существования (предположительно его можно датировать вторым тысячелетием до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал диффеpенциpовать пpиpоду как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее.

Содержание

Введение
1.Основные направления и школы древнеиндийской философии.
2.Основные школы и направления древнекитайской философии.
3.Объясните, в противоречиях, между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия.
Заключение
Список используемой литературы .

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по Философии.docx

— 45.82 Кб (Скачать файл)

Философия санкхьи отвергает  всякую веру в божественное. Согласно этой системе, бытие бога не может  быть доказано никоим образом. Однако некоторые авторы и комментаторы санкхьи пытаются доказать, что эта  система допускает существование  бога как верховного существа, которое  является лишь свидетелем, а не создателем мира.

Йога

Йога опиpается на Веды и является одной из ведических философских  школ. Йога означает "сосpедоточение", ее основателем считается мудpец Патанджали (II в. до н.э.). Йога - это философия  и пpактика. Йога - есть индивидуальный путь спасения и пpедназначена для  достижения контpоля над чувствами  и мыслями, в пеpвую очеpедь, пpи  помощи медитации. В системе йоги веpа в бога pассматpивается как  элемент теоретического миpовоззpения и как условие пpактической деятельности, напpавленной на освобождение от стpаданий. Соединение с Единым необходимо для осознания собственного единства. Пpи успешном овладении медитацией, человек пpиходит к состоянию самадхи (т.е. состоянию полной интpавеpсии, достигаемой после целого pяда физических и психических упpажений и сосpедоточенности).

Система вайшешики

Система вайшешики  была основана мудрецом Канадой, настоящее  имя которого было Улука. Согласно ей  все вещи постоянно изменяются, но в них имеются и устойчивые элементы – шаровидные атомы. Атомы - это несотворенные, вечные сущности, представление о которых мы можем  получить посредством дробления  материальных объектов на все более  и более мелкие части, до тех пор, пока этот процесс нельзя производить  дальше. Из атомов образуется весь мир, соответствующий невидимым моральным  достоинствам индивидуальных душ и  служащий делу их морального искупления. Такова атомистическая теория вайшешики. Это скорее телеологическая, чем  механистическая и материалистическая теория, какими являются другие атомистические теории.

 Сторонники философии  вайшешика (III в. до н.э.) обосновывали  представление об атомах как  неделимых частицах всех вещей.  Если стихийно-материалистические  взгляды в Древней Индии ориентировали  людей на активное отношение  к миру, то учения джайнизма  и крайние формы буддизма –  преимущественно на созерцательность. Целью человека в этих учениях  провозглашалось достижение особого  духовного состояния (нирваны)  слияния с «божественной сущностью»  и освобождения от материально-чувственного  мира.

Система ньяйи

Система ньяйи создана  великим мудрецом Готамой. Это реалистическая философия, основывающаяся главным  образом на законах логики. Она  признает наличие четырех самостоятельных  источников истинного познания: восприятия, вывода, или заключения, сравнения  и свидетельства, или доказательства.

Объектами познания, согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело, чувства  и их объекты, познавательная способность, ум, деятельность, умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода  от страданий.

Философы школы ньяйи  наряду с представителями многих других систем индийской философии  стремятся избавить личность от ее привязанности к телу, чувствам и  объектам. По их мнению, наше я отличается от тела и ума. Тело - это лишь сложная  субстанция, состоящая из материи. Ум - тонкая, неделимая, вечная субстанция. Он служит душе инструментом для восприятия психических явлений, таких, как  удовольствие, боль и т. д. Поэтому  он называется внутренним чувством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основные школы и направления древнекитайской философии

 

В “Ши цзи” (“Исторические  записки”) Сыма Цяня (II-I вв. до н. э.) приводится первая классификация философских школ Древнего Китая. Там названо шесть школ: “сторонники учения об инь и ян” (натурфилософы), “школа служилых людей” (конфуцианцы), “школа моистов”, “школа номиналистов” (софисты), “школа законников” (легистов), “школа сторонников учения о дао и дэ” – даосистов.

 Одни школы названы  по характеру общественной деятельности  основателя школы, другие - по  имени основателя учения, третьи - по главным принципам понятия  этого учения.

Вместе тем, несмотря на всю  специфику философии в Древнем  Китае, отношение между философскими школами сводилось в конечном итоге к борьбе двух основных тенденций - материалистической и идеалистической, хотя, конечно, нельзя представить эту  борьбу в чистом виде.

Конфуцианство

Конфуцианство – философско-этическое учение мыслителя древнего Китая Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившееся на рубеже н.э. в религию. Источник конфуцианства – «Лунь-юй» («Беседы и суждения»), написанные последователями Конфуция. Конфуций жил в период социальной смуты и междуусобиц, основным для мыслителя стал вопрос: «Как восстановить порядок в китайском обществе?» Поэтому его интересовала чисто человеческая проблематика.  Конфуций исходил из того, что человек есть самое ценное из «тьмы вещей».

В центре учения Конфуция стоит  человек, его умственное и нравственное развитие и поведение. Главное внимание он уделяет вопросам воспитания идеального человека. В основе всех общественных и нравственных норм поведения и  воспитания у Конфуция находится  религиозный ритуал.

Целью конфуцианства являлось воспитание народа в духе уважения существующих порядков. Согласно конфуцианству, в обществе действует закон «жень», ниспосланный небом. Для усвоения этого закона человек должен соблюдать «ли» - нормы общественного поведения, традиционные обряды, поступать согласно своему общественному положению. С превращением конфуцианства в религию Конфуций был обожествлен. Конфуцианство отличается от многих религий отсутствием жречества, мистических элементов и сводиться к строгому выполнению предписанных обрядов. Основное содержание культа конфуцианства – сложившееся еще до конфуцианства – почитание предков: каждая семья, род имеют свой храм, где размещены символизирующие предков таблички «чжу», перед которыми расставляются жертвоприношения и совершаются обряды. Конфуцианство с его учением о незыблемом постоянстве порядков, разделение людей на высших и низших по воле неба использовали господствующие классы Китая.

Со II в. до н.э. конфуцианство стало официальной идеологией Китая, и это понятно, ибо главные мужи у Кун-цзы суть государственные чиновники. Во времена маоистской «культурной революции» конфуцианство, ставшее к тому времени ядром китайского менталитета, помогло сохранить традиционные духовные устои народа.

Моизм

Основатель моизма Мо-цзы (479–400 гг. до н.э.) развивал идею естественного  равенства всех людей и выступил с обоснованием договорной концепции  возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти.

Взгляды Мо-цзы на человека отличает редкий для древности дух  демократизма и широкого гуманизма.

Любовь в рамках семьи  Мо-цзы считал узкой и эгоистичной. По его мнению человек способен на большее, при определенном настрое  он может любить все чужие семьи  и как представитель одного народа даже может любить и уважать все  другие народы. Ради общего блага надо относиться ко всем другим людям как  к себе, человечество может и должно быть единой семьей.

Если у Конфуция ритуальный порядок исходит извне (небо), то Мо-цзы в качестве исходной основы взял внутренний мир отдельного человека. Именно, в его сердце добрые отношения  зажигают чувство любви, которое  в дальнейшем расширяет круг его  действия. Если правитель и чиновники  имеют искру такого чувства, то они  будут стремиться не к войнам, а  к миру. Так постепенно будет строиться  союз государств, ищущих добра и  счастья.

Как полемику против свойственного  конфуцианцам подчеркивания роли семьи  в качестве основной социальной единицы  следует рассматривать идею всеобщей любви, выдвинутую Мо-цзы. Из всех идей Мо-цзы именно эта получила наибольшую популярность - ее в первую очередь  имели в виду, когда упоминали  о Мо-цзы начиная с древности  и кончая последними десятилетиями.

Отказавшись от идеала личности и перенеся все свои надежды на идеальное государство, Мо-цзы создал первую в Китае утопию.

Даосизм

Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений  древнекитайской философской и  общественно-политической мысли, считается Лао-цзы. Его взгляды изложены в произведении «Даодэцзин» («Книга о дао и дэ»).

Даосизм – одна из религий Древнего Китая, идейным истоком которой явилось философское учение, приписываемое полулегендарному мудрецу Лао Цзы («старый учитель»), автору «Книги о дао и дэ». Дао (путь) – основной закон бытия, вечное изменение мира, независимое ни от воли богов, ни от усилий людей. Поэтому люди должны подчиняться естественному ходу событий, их удел – «недеяние», пассивность. Свой идеал Лао Цзы выражал в призыве к слиянию с природой и возврату к прошлому, рисуемому им в идиллических тонах. К концу I тысячелетия до н.э. понятие «дао» и «увэй» получают мистический характер, т.е. начинают рассматривать как путь религиозного спасения, путь достижения абсолютного высшего счастья. Фигура основателя даосизма обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов. Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка (Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее божество и отец императоров («сынов неба»). За ним следовали Лао Цзы и творец мира – Пань-гу. Даосизм был представлен большим количеством сект, значительно расходившихся в трактовке частностей религиозного учения. На большинство сект сильное влияние оказал буддизм. В новое время даосизм в Китае был почти полностью вытеснен буддизмом, конфуцианством и отчасти христианством.

Школа Легистов

Эта школа возникла и оформилась в VI-II вв. до н.э. Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трактате «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Ряд глав трактата написан самим Гунсунь Яном, известным под именем Шан Ян. Он выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы и суровые наказания. Критикуя распространенные в его время и влиятельные конфуцианские представления и идеалы в сфере управления (приверженность старым обычаям и ритуалам, устоявшимся законам и традиционной этике и т.д.), Шан Ян замечает, что люди, придерживающиеся подобных взглядов, могут «лишь занимать должности и блюсти законы, однако они не способны обсуждать вопросы, выходящие за рамки старых законов».

Легистские воззрения, кроме  Шан Яна, разделяли и развивали  многие видные представители влиятельной  школы (Шэнь Дао, Шэнь Бухай, Хань Фэй и др.). Взгляды этой школы, помимо «Шан цзюнь шу», изложены также в целом ряде других древнекитайских источников, в частности в главе «Ясные законы» сводного памятника «Гуань-цзы» (IV–III вв. до н.э.), в книге «Хань Фэй-цзы» – работе крупного теоретика легизма Хань Фэя (III в. до н.э.), в разделе «Рассматривать все по нынешнему времени» компендиума древнекитайской мысли «Люй-ши чунь цю» (III в. до н.э.) и др. Во всех этих произведениях с теми или иными вариантами отстаивается необходимость жестоких законов как средства управления.

Начиная с III в. до н.э. происходит процесс слияния легизма и конфуцианства в единое учение, причем последнему нередко, по существу, отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия. Подобный идейно-теоретический симбиоз различных концепций управления и правопонимания сыграл значительную роль во всем последующем развитии государства и права в Китае.

Школа сторонников  Инь и Ян

Инь и Ян в Китае –  два начала (духа). Ян – это мужское, светлое и активное начало. Оно  управляет небом. Инь – женское, темное и пассивное начало. Оно  управляет землей. Ян и Инь могут  действовать только в соединении своих сил. В IV-III вв. до н. э. развитие получает космогоническая концепция, связанная с силами ян и инь и пятью первоначалами, стихиями – усин.

Отношение между первоначалами  характеризовалось двумя особенностями: взаимопорожением и взаимопреодолением. Взаимопорожение имело такую  последовательность первоначал: дерево, огонь, земля, металл, вода; дерево порождает  огонь, огонь порождает землю, земля  порождает металл, металл порождает  воду, вода опять порождает дерево и т. д. Последовательность начал  с точки зрения взаимопреодоления  была другой: вода, огонь, металл, дерево, земля; вода преодолевает огонь, огонь - металл и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

3. Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия

В Индии Восточная философия  развивалась в противоречиях  между неортодоксальными и ортодоксальными школами. Неортодоксальные школы не признавали авторитета Вед, в отличии  от ортодоксальных школ, которые признавали авторитет Вед и опирались на них.

В Китае Восточная философия  развивалась в противоречиях  между:                                                                

1. Конфуцианством и даосизмом. Дао зависит у Конфуция от воспитания и образования и не является у него первичным и самодовлеющим началом. Таковым у Конфуция выступает Небо, которое и определяет дао. В даосизме же, наоборот, небо, как и все остальное, зависит от воли дао, которое является самодовлеющим началом.

2. Конфуцианством и моизмом. Основатель моизма Мо-цзы, рассматривая выгоду как содержание и цель человеколюбия и долга, развивал концепцию утилитаризма, от которого было свободно учение Конфуция. Для последнего именно долг, гуманность стояли на первом месте. Также Мо-цзы выступил против конфуцианской концепции о «воле Неба», выдвинув теорию «отрицания воли Неба».

3. Конфуцианством и легизмом. Конфуцианство исходило из нравственных качеств людей, делало акцент на роли и значении ритуала, нравственных норм в утверждении порядка в стране и принципов управления. Легисты же, напротив, исходили из законов, утверждая, что политика несовместима с моралью.

Информация о работе Восточная философия