Восточная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:34, контрольная работа

Краткое описание

Восто́чная филосо́фия зародилась практически одновременно с философией Древней Греции и представляет собой крупный и своеобразный пласт мировой философии. Наиболее общепринятым является включение в данное понятие философских традиций древних Китая и Индии как противовес аналогичным традициям античной Европы. Но, в целом, сюда же можно включить и мировоззренческие системы других азиатских цивилизаций древности, наиболее представительными из которых являлись (являются) Вавилон, Персия, Япония, позже — мусульманский мир.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….2
Основные направления и школы древнеиндийской философии……..….3
Основные школы и направления древнекитайской философии……..…..8
Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия…………………………………………….………..11
Заключение………………………………………………………………………………………..….13
Список литературы…………………………………………………………………………….….14

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа №1 по философии.docx

— 40.06 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………………………………………….2
  2. Основные направления и школы древнеиндийской философии……..….3
  3. Основные школы и направления древнекитайской философии……..…..8
  4. Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия…………………………………………….………..11
  5. Заключение………………………………………………………………………………………..….13
  6. Список литературы…………………………………………………………………………….….14
 
 

 

Введение.

Возникновение философии в собственном смысле относится к VI в. до н. э. Именно в  это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии  и Китае) и Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения  к понятийно-философскому мышлению.

 «В  отличие от мифа, философия основывается  на разуме, логике, понятийном освоении  мира. Хотя понятно, что на первых  порах она еще очень тесно  и непосредственно связана с  мифом. Да это и не может  быть иначе, поскольку сама  философия зарождается в лоне  мифологии и ее образы и  язык во многом почерпнуты  из мифологии. Не следует, однако, полагать, что в этот период (да  и в последующем) мифология  полностью вытесняется философией. В действительности даже после  возникновения философии мифология  всегда соседствует с философией, часто переплетаясь с ней и  подпитывая ее на протяжении  веков. Более того, каждая новая  эпоха создает свои собственные  мифологемы, которые, так или иначе,  находят отражение в философии».[1];

Восто́чная  филосо́фия зародилась практически одновременно с философией Древней Греции и представляет собой крупный и своеобразный пласт мировой философии. Наиболее общепринятым является включение в данное понятие философских традиций древних Китая и Индии как противовес аналогичным традициям античной Европы. Но, в целом, сюда же можно включить и мировоззренческие системы других азиатских цивилизаций древности, наиболее представительными из которых являлись (являются) Вавилон, Персия, Япония, позже — мусульманский мир. Наиболее часто восточной философии приписываются следующие отличительные (от западной философии) черты: религиозность, спиритуальность, интуитивизм, интровертность (обращенность к внутреннему миру человека), пессимизм, единство субъекта и объекта и другие [3].

Цель  данной работы - ознакомление с основными  школами и направлениями древнеиндийской  и древнекитайской философии, их общими чертами и спецификой. 

  1. Основные  направления и  школы древнеиндийской  философии

Древняя индийская философия представлена множеством традиций, школ, доктрин, концепций. Многие из них взаимодополнительны, некоторые - альтернативны, т. е. явно противопоставлены  друг другу. Несмотря на множественность  школ, расхождения и различия во взглядах между ними, единство древнеиндийской  философии неоспоримо. Определяющая черта ее характера - переплетение и  взаимопроникновение религиозных, моральных и собственно философских  идей. Религия занимала здесь особое место. Именно религиозно-мифологическое мировоззрение задавало древним  индийцам их видение мира, их высшие жизненные ценности и ориентации. Так же, как и древнекитайская, древнеиндийская философия отличалась умозрительностью, слабой связью с  научным, опытным знанием, приверженностью  традициям, однажды изобретенным правилам и схемам.  
Древнеиндийские мудрецы твердо верили в Верховное существо, в духовное единство мира, скрытое за призрачным и преходящим характером всего существующего. Размышляя о зле и страдании человеческого бытия, они приходили к идее вечного нравственного миропорядка, порядка справедливости, выражающегося в законе Кармы. Карма - это суммарный, итоговый эффект поступков и помыслов живого существа во всех его предыдущих перерождениях, определяющий его судьбу в последующих перевоплощениях (круговороте рождений и смертей). Если положительных дел и мыслей набирается достаточно много, создается некая критическая масса добра, человек вообще может вырваться из сансары - бесконечного круговорота рождений и смертей. В этом случае человек достигает состояния просветления и блаженства, растворяя свое индивидуальное "я" в бесконечной духовной субстанции мира. В числе важнейших средств достижения этого состояния философы Древней Индии называли приобретение и умножение знания (постижение Истины), самоконтроль, направленный на обуздание животных наклонностей, на устранение страстей, мешающих внутренней сосредоточенности и правильному поведению, ненанесение вреда всему живому, отказ от лжи, воровства, стяжательства. [4]

В истории  философии Индии выделяют несколько  периодов, деление на которые само по себе достаточно условное. Остановимся, прежде всего, на основных из них, заложивших фундамент всей индийской философии и составивших философскую классику индийской мысли и всей ее культуры, а именно — на ведическом и эпическом периодах.

Веды состоят из четырех сборников гимнов (самхит), песнопений, магических заклинаний, молитв и т. п. Каждый из этих сборников (известных обычно как собственно Веды) со временем обрастал различными комментариями и дополнениями ритуального, магического, философского порядка — Брахманами, Араньяками, Упанишадами. Все ведические тексты считаются священными книгами, они сложились уже к середине I тыс. до н. э. Подлинными знатоками и толкователями Вед считались брахманы.

В Упанишадах развивается тематика Вед: идея единства всего сущего, космологическая тематика, поиск причинно-следственных связей явлений и т.д.

В качестве первоосновы бытия в Упанишадах выступает Брахман — универсальная, безличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир со всеми его элементами. Эта универсальность брахмана достигается через познание им самого себя. Брахман тождественен и вместе с тем противопоставляется атману — индивидуальной душе, субъективному духовному началу, «Я».

Вместе  с тем брахман и атман тождественны, брахман в индивиде осознает самого себя и тем самым переходит в атман, становится им. В свою очередь на высшем уровне интуитивного «Я», когда субъект и объект слиты воедино, атман сливается с брахманом. Таким образом, перед нами образец диалектического мышления, в частности, утверждение тождества противоположностей: брахмана как высшего объективного начала и атмана как субъективного духовного начала. Идея тождества брахмана и атмана, объекта и субъекта, мировой души и индивидуальной души означает также возможность их взаимного перехода.

Важнейшая задача человека и главная категория Упанишад — освобождение его от «мира объектов и страстей», постоянное нравственное совершенствование. Это освобождение реализуется посредством растворения атмана в брахмане, познания тождества своей индивидуальной души с мировой душой. Таким образом, в философии Упанишад каждый человек — «кузнец» своего счастья, вся его судьба зависит от собственного поведения.

В философии  Упанишад человек (в отличие, например, от христианства или ислама) не рассматривается  во взаимосвязи с другими людьми или с человечеством, в целом. И сама человеческая жизнь здесь  мыслится по-иному. Человек — не «венец творения» бога, он также  не обладатель одной единственной жизни. Его жизнь — бесконечная цепь перерождений. Но он имеет возможность разорвать круг сансары, выйти из цепи рождений и достичь высшей цели — освобождения от бытия. Жизнь, следовательно, рассматривается как длительный процесс смены различных жизней и прожить их надо так, чтобы в конечном счете покинуть сансару, т. е. избавиться от жизни. Смысл древнеиндийской философии, и характер мировоззрения индийцев – самосовершенствование.

Философия эпического периода. Название «эпический период» связано с тем, что в это время «Рамаяна» и «Махабхарата» служат средством выражения героического и божественного в человеческих отношениях. В этот период идеи Упанишад подвергаются большой критике в «Бхагавадгите» (одной из книг «Махабхараты»).

Этот  период в развитии индийской философии  начинается в VI в. до н. э., когда в индийском обществе происходят значительные перемены: развивается аграрное и ремесленное производство, увеличивается социальная дифференциация, утрачивает свое влияние институт племенной власти и увеличивается власть монархии. Вместе с этим происходят изменения и в мировоззрении индийского общества. В частности, усиливается критика ведического брахманизма. Интуиция уступает место исследованию, религия — философии. Внутри самой философии появляются различные, в том числе и противоположные и враждующие между собой школы и системы, в которых отразились реальные противоречия того времени.[2]

К основным философским школам относятся:

- ортодоксальные (признававшие авторитет Вед): веданта, миманса, санкхья, ньяя, йога, вайшешика;

- неортодоксальные: джайнизм, буддизм, школа Чарвака-Локаята.

Древние источники индийской философии- Веды (знание, ведение).

Существовало 6 ведических школ:

- Вайшеника – философская школа, излагающая онтологические идеи: учение о семи реальностях, в том числе и атомах, а также о первоначалах мира: земле, огне, воде и воздухе.

- Веданта – философская основа индуизма. Основное внимание направлено на познание мировой (Брахман) и индивидуальной (Атаман) души.

- Йога – философское учение о духовном и физическом состоянии человека, необходимом для достижения истины. Путь к истине – выработка человеком целого комплекса приёмов для достижения одухотворённого состояния, благоразумия, спокойствия души, здоровья, внутренней сосредоточенности. Йога занимается теоретическими проблемами и практикой просветления ума: этической культурой, дисциплиной тела, регулируемостью дыхания, чувствительности, внимания, сосредоточенности. Главное среди них - поклонение Богу, некому Абсолютному духу.

- Миманса – философская школа, которая изучала процесс познания, утверждает вечность Вед и важность ритуалов.

- Ньяя – преимущественно логическая школа, утверждающая важность логических обоснований, анализирующая аргументы достоверного и недостоверного познания.

- Санкхья – философская школа, рассматривающая многообразие мира на основе двух причин: материальной и духовной.

Эти 6 школ позволяют понять основные, исходные положения неведических школ: Чарвака, буддизма, джайнизма.

Школа Чарвака ориентирована материалистически. Её представители считают основой мира воду, огонь, воздух и землю, которые не зависимы от существования человека. Природа управляется сама собой. Мир, его явления познаются человеком. Но человек в первую очередь должен познать себя, ибо его совершенствование - не только знание норм морали, добра и зла, но и умение их использовать для избавления от страданий, земных страстей, искушений. Поэтому аскетический образ жизни - самосовершенствование, которое позволяет, в конечном счете, ощутить свою близость к абсолюту, единение с ним.

Философия Буддизма (6-5 вв. до н.э.). Основатель – индийский принц Сиддхартха Гаутама. Философия буддизма содержит этико-практическую направленность. Её главная проблема – бытие личности.

Есть  два вида реальности, в которых  существует человек: психологический – страдание, как ожидание неудач, потерь, чувство беспокойства; и космический – страдание в виде волнения, вспышек всякого рода жизненной энергии. Психическая реальность связана с кругом бесконечных перерождений души человека (в Бога, человека, животного). Отсюда правило – ненанесение вреда всему живому.

В буддийской философии слиты материальное и  духовное, божественное и человеческое, природное и человеческое, психическое  и космическое. Творческая активность, как психическая активность человека, есть начало и конец его бытия.

Философия Джайнизма (6-5 вв.до н.э.).Основатель – странствующий проповедник Вардхамана. Джайнизм учит о двух вечных субстанциях или сущностях: душе (джива) и недуше (аджива). Они взаимосвязаны и в зависимости от характера их связи возникают 2 формы сущего – совершенное и несовершенное. В несовершенной джива находится в состоянии блаженства - «нирваны».Решающую роль в переходе бытия из несовершенного в совершенное играет этическое воспитание человека. При этом философия джайнизма различает светскую и религиозную мораль, когда обращается к разработке правил и форм аскетического поведения людей, их обычного поведения, а так же его идеалов и образцов. [5]  

Информация о работе Восточная философия