Восточная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 10:10, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей Восточной философии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть отражение в мировоззрении человека того времени особенностей культуры древнего Востока;
Изучить особенности древнеиндийской философии;
Охарактеризовать основные школы древнекитайской философии.

Содержание

1. Основные направления и школы древнеиндийской философии.
2. Основные школы и направления древнекитайской философии.
3. Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия.

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Контрольная работа.docx

— 38.01 Кб (Скачать файл)

 

Вариант 4.

“Восточная философия ”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 4. Восточная  философия.

 
План: 
1. Основные направления и школы древнеиндийской философии. 
2. Основные школы и направления древнекитайской философии. 
3. Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась  Восточная философия. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Введение

 

Первые цивилизации появились  приблизительно за три тысячи лет  до начала нашей эры, на территории Древнего Востока, под которым понимается огромный регион Земли от Египта до Индии. Мировоззрением этих цивилизаций  был своеобразный симбиоз религии  и философии, последняя еще не выделилась в отдельно стоящую форму  человеческого сознания, и потому древневосточные учения часто называют религиозно-философскими. При написании  данной работы представляется особенно важными несколько моментов: прежде всего - ознакомление с основными  идеями Восточной философии, а также  стремление разобраться, в чем же кроется привлекательность и  живучесть этих идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и забытым, но живут и  распространяются далеко за пределы  Востока и по сей день.  
Целью данной работы является рассмотрение особенностей Восточной философии.  
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть отражение в мировоззрении человека того времени особенностей культуры древнего Востока;
  • Изучить особенности древнеиндийской философии;
  • Охарактеризовать основные школы древнекитайской философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные направления и школы  древнеиндийской философии

 
Начало формирования философского мышления в Индии связано с брахманизмом, т.е. учениями брахманов (священников, жрецов). В своих догмах брахманизм основывался на ведах ( от древнеинд. «веда»- знание, ведение), представляющих собой собрание древнеиндийских источников, сборники гимнов в честь богов.  
 
Ведийская философия – это учения эпохи разложения первобытно- общинного строя Индии и возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ. Это время возникновения лесных университетов, в которых начинают развиваться элементы индийской философской мысли. Хотя это и не была еще философия в собственном смысле. 
 
Все ведические тексты считаются священными книгами, божественными откровениями наподобие Библии. Подлинными знатоками и толкователями вед как раз и считались брахманы. 
 
В качестве первоосновы бытия в упанишадах выступает брахман- универсальная, безразличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир со всеми его элементами. Эта универсальность брахмана достигается через познание им самого себя. Брахман тождественен и вместе с тем противопоставляется атману- индивидуальной душе, субъективному духовному началу, «Я». 
Учение о брахмане и атмане является центральным моментом упанишад, утверждающим тождество бытия отдельного человека со всеобщей сущностью мира. 
 
Неортодоксальные школы в индийской философии.

 
Среди множества приверженцев новых  взглядов, восставших против авторитета Вед, следует назвать прежде всего  представителей таких систем, как: чарвака (материалисты), джайнизм, буддизм. Все они относятся к неортодоксальным школам индийской философии. 
 
Чарвака, в отличие от ведической философии, отрицает концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Основой всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. И жизнь, и сознание рассматриваются как произведенные от этих материальных первоэлементов. Материя может мыслить. Смерь – конец всему. Название «локаята» соответствует сущности и содержанию этого учения – существует только этот мир, или лока. Материалистов поэтому и называют локаятиками. Их называют также чарваками, по имени основателя этой теории – Чарвака. 
 
В основе этической концепции чарваков лежит неограниченное наслаждение- гедонизм. Признавая только такие реальности жизни, как страдание и наслаждение в рамках чувственного бытия личности, эта школа целями человеческого существования считает богатство и наслаждение. Оценивая философию материалистов, можно сказать, что она много сделала для критики старой религии и философии, для развенчания авторитета Вед, их неистинности и противоречивости. 
 
Школа чарваков положила начало критики брахманистского направления в индийской философии, подорвала авторитет Вед и оказала значительное влияние на дальнейшее развитие философской мысли Индии. 
 
Джайнизм. Его основателем считается Махавира Вархамана (4 в. до н. э.). Он получил также имя Джина, что означает Победитель (имеется в виду победа над круговоротом перерождений). В центре этого направления находится бытие личности. Сущность личности, с точки зрения джайнизма, дуалистическая: духовная (джива) и материальная (аджива). Связующее звено между дживой и адживой – карма. Однако сама карма понимается здесь, в отличие от упанишад, как тонкая материя, а не как закон воздаяния. Это соединение неживой материи с душой посредством кармы и приводит к возникновению личности. Душа человека вынуждена странствовать, постоянно перерождаясь, до тех пор, пока она связана с тонкой материей.  
 
Буддизм возник в 4 в. до н. э. Его основатель- индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды. Характерная особенность этого учения – его этико-практическая направленность, а центральный вопрос, который его интересует – бытие личности.  
 
Освобождение от страданий как конечная цель бытия личности – это, уничтожение желаний, угашение их страстности. С этим связана важнейшая концепция буддизма в нравственной сфере – концепция терпимости (толерантности) и относительности. Согласно ей, дело заключается не в каких- то общеобразовательных нравственных предписаний, а в непричинении вреда окружающим. Это и есть главный принцип поведения личности, в основе которого лежит чувство доброты и совершенной удовлетворенности. 
 
Познание в буддизме является необходимым способом и средством достижения предельной цели бытия личности. В буддизме устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика медитации – углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Результатом этого является непосредственное переживание целостности бытия, полная самоуглубленность и самоуверенность. Достигается состояние абсолютной свободы и независимости внутреннего бытия личности, которое как раз и тождественно угашению желаний. Оно и есть освобождение, или нирвана- состояние высшего блаженства, конечная цель стремление человека и его бытия, характеризующаяся отрешенностью от жизненных забот и желаний. 
 
Таким образом, философия буддизма, как и джайнизма, носит эгоцентрический и интровертный характер. 

 
Ортодоксальные  школы в индийской философии.

 
В отличие от неортодоксальных школ эта философия не отрицает авторитета Вед, а напротив, опирается на них. Наиболее значительной и знаменитой книгой истории Индии считается  «Бхагавадгита», часто называемая просто «Гита». 
 
Согласно «Бхагавадгите», вечно изменяющаяся природная, материальная реальность не является первичной реальностью - пракрити. Первичное, вечное и неизменное бытие – это высший брахман. В духе упанишад «Гита» отожествляет два начала – брахман и атман. За смертным телом стоит атман, за преходящими объектами мира- брахман. Эти два начала едины и тождественны по своей природе.

«Бхагавадгита»  с ее живым личным богом (Кришной) положила начало новому направлению  религиозной мысли – индуизму. 
 
Философское обоснование индуизма содержится в шести системах: веданта, миманса, санкхъя, йога, вайшешика, ньяя.  Несмотря на имеющиеся различия, все они считаются равномощными в толковании истины, всех их объединяет поиск путей искупления и освобождения из пут сансары и кармы. 
 
Миманса была основана Джаймини. Ее целью являлась защита и оправдание ведийского ритуализма. Учение Вед здесь тесно связывается с дхармой – идеей долга, исполнение которого предполагает, прежде всего, жертвоприношение. Это выполнение своего долга и ведет к постепенному искуплению от кармы и к освобождению как прекращению перерождений и страданий.

Создатели философии  мимансы, как и представители  школы джайнизма верят в существование бессмертной души, опровергая точку зрения материалистов, не допускающих наличия чего-либо, кроме тела.  
 
Веданта (завершение Вед)- наиболее влиятельная система, важнейшая философская основа индуизма. Она признает брахмана как абсолютную духовную сущность мира. Главный путь к достижению этого истинного знания – соблюдение нравственных норм и медитация, которая означает интенсивное размышление над проблемами Вед. 
 
Санкхья (число, перечисление) - в ее основании лежит не непосредственно текст Вед, а независимый опыт и размышление. 
 
Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание). Философия этой школы направлена на практическое психологическое обучение. Ее теоретическая основа- санкхья, хотя в йоге признается и личный бог. 
 
Вайшешика - эта система содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей все вещи постоянно изменяются, но в них имеются и устойчивые элементы – шаровидные атомы. 
 
Ньяя (правило, логика) - учение о формах мышления. В этой системе главное состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики. 
 

 

 

 

 

2. Основные школы и направления  древнекитайской философии

 
Китайская философия зарождается  и складывается в период династий Шан (XVIII – XII вв. до н.э.) и Чжоу (XI – III вв. до н.э.) Своими корнями она уходит в мифологическое мышление. С распространением религиозного мировоззрения начало возникать и развиваться философское  мышление. Складываются представления  о темном и светлом началах.

Во время периода  перехода к феодальному обществу в Китае возникла обстановка «соперничества всех школ» , давшая импульс развитию философской мысли. Перечислим главные шесть школ: 

  • Конфуцианство

Это философско-этическое  учение мыслителя древнего Китая  Конфуция (Кун-цзы) и его последователей. Источник конфуцианства – «Лунь-юй» («Беседы и суждения») – высказывания и беседы с учениками, зафиксированные  его последователями. В центре учения Конфуция стоит человек, его умственное и нравственное развитие и поведение. Главное внимание он уделяет вопросам воспитания идеального человека. В  основе всех общественных и нравственных норм поведения и воспитания у  Конфуция находится религиозный  ритуал.  

  • Моизм

Эта школа была подобна строго остроенной военизированной  организацией, члены которой неукоснительно соблюдали приказы ее главы.  Она получила свое название от имени ее основателя Мо-цзы.  Взгляды Мо-цзы на человека отличает редкий для древности дух демократизма и широкого гуманизма.

Любовь в рамках семьи Мо-цзы считал узкой и эгоистичной. По его мнению человек способен на большее, при определенном настрое он может любить все чужие семьи и как представитель одного народа даже может любить и уважать все другие народы. Ради общего блага надо относиться ко всем другим людям как к себе, человечество может и должно быть единой семьей.

Мо-цзы решительно выступал против конфуцианской концепции  о «воле Неба», выдвинув теорию «отрицания воли Неба». Он говорил о человеческой активности, стремлении изменить существующий общественный порядок.  Этот период жизни Китая характеризовался смутами и волнениями.  

  • Легизм.

Учение школы  законников, в котором раскрывается этико-политическая концепция об управлении человеком, обществом и государством. Главное воздействие на массы, по мнению легистов, необходимо осуществлять при помощи наград и наказаний. Перед  законом равны все, кроме правителя, который является единственным творцом  законов. Начиная с III в. до н.э. происходит легизма и раннего конфуцианства в единое учение.  

  • Даосизм.

Одна из религий Древнего Китая, идейным истоком которой  явилось философское учение, приписываемое  полулегендарному мудрецу Лао-цзы. Дао (путь) – основной закон бытия, вечное изменение мира, независимое  ни от воли богов, ни от усилий людей. Фигура основателя даосизма обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает  культ, в котором центральное  место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов. Главный принцип  управления этого направления заключается  в недеянии.  

  • Школа сторонников  Инь и Ян

Инь и Ян в  Китае – два начала (духа). Ян –  это мужское, светлое и активное начало. Оно управляет небом. Инь  – женское, темное и пассивное  начало. Оно управляет землей. Ян и Инь могут действовать только в соединении своих сил. В IV-III вв. до н. э. развитие получает космогоническая концепция, связанная с силами ян и инь и пятью первоначалами, стихиями – усин. Отношение между первоначалами характеризовалось двумя особенностями: взаимопорожением и взаимопреодолением. 

 

 

 

 
 
 

 

 

3. Объясните, в противоречиях  между какими школами и направлениями  развивалась  Восточная философия. 

В Индийских философиях преимущественно  главным звеном и понятием являлась нравственность человека, как путь его освобождения от мира объектов и страстей. Путь самосовершенствования  души и тела, достижение нирваны. Дело освобождения путем растворения  души-Атмана в мировой душе, универсальном  принципе мира - Брахмане. Человек является частью концепция круговорота жизни - сансара и закона воздаяния - кармы. Бесконечная цепь перерождений и совершенствования души, если достоин, то воплощаешься в священнослужителя - брахмана, представителя власти-кшатрия, земледельца, торговца или ремесленника - вайшья. При неправедном образе жизни – низшая каста-шудра (непосредственные производители и зависимое население) или в животного. Человек мыслится как часть мировой души со стремлением к свободе. Философия Древней Индии тесно связана с брахманизмом, она опирается на тексты Вед, особенно упанишад, и является идеалистической, т. к. первично – духовное начало. Она является образцом диалектического мышления, в частности утверждения тождества противоположностей: брахмана как высшего объективного начала и атамана как высшего субъективного духовного начала. В этой философии видны идеалистическое мышление: важнейшая задача человека – постоянное нравственное совершенствование, познание и самопознание, а материальный мир – второстепенное.  
В противовес индийской философии выступает философия Китая – материалистическая. Она основывается на «Учении о пяти стихиях» и «Книге истории». Согласно этому учению, весь материальный мир создан из 5 стихий или первоэлементов: воды, огня, дерева, металла, земли, которые взаимосвязаны между собой и сменяют друг друга в своем взаимодействии. Связь между пятью первоэлементами носит диалектический характер. В данной материалистической философии основная задача человека понять и найти свое место в мире «соединить свою силу с небом и землей».  
Следует отметить наличие противоречий между ортодоксальными и неортодоксальными направлениями в философии. Ортодоксальные школы продолжили ведическую философию, они не отрицали авторитета вед, а напротив, опирались на них. Наиболее значительной считается философское учение «Бхагавадгиты», она выразила потребность лишь заменить старую религию и философию упанишад. Однако новая философия Бхагавадгиты в отличии, к примеру, от философии чарваков, продолжала оставаться идеалистической: первичное, вечное и созданное бытие – это высшая духовная сила, брахман. Материальный мир не так важен, как духовный, но теперь высшая духовная сила была не абстрактной, у нее появилось «лицо» и имя: бог Кришна. Неортодоксальные же школы полностью отвергали всю ведийскую философию и развивались своими путями. Чарвака – материалисты – искали наслаждения в земном мире, отрицали духовные начало и перерождение, отрицали принципы воздания за земные поступки – карму.  
В Китае делался упор на нравственное поведение. Человек наделен небом этическими качествами, должен поступать в согласии с моральным законом - Дао и совершенствовать эти качества. Цель – достижение идеального человека, благородного мужа. Центральная концепция - человечность, гуманность, любовь, не делай людям то, что не пожелаешь себе. Принцип сыновей почтительности и уважение к родителям. Принцип Дао – надо просто ему следовать. Мудрый человек руководствуется принципом недеяния, одинаково относится ко всем и не печалится ни о жизни, ни о смерти.  
Восточной философии свойственна мудрость, гуманное отношение к социальному и природному миру, ориентация на совершенствование внутреннего мира человека, изменение его, а не внешнего мира и обстоятельств.

Информация о работе Восточная философия