Виртуальный мир современного человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 19:21, реферат

Краткое описание

Развитие социологии означает и развитие эмпирических исследований, обогащающих теорию и позволяющих разрабатывать механизмы регулирования социальных процессов. Социологические исследования обеспечивают обратную связь, дополняя статистическую информацию конкретными данными об интересах и запросах, мнениях и жизненных планах людей, уровне и качестве жизни. Существует огромное множество источников социальной информации (резюме, автобиографии, анкеты и др.), благодаря которым проводятся различные социологические исследования. Обобщение результатов исследований позволяют предсказать возможные варианты развития социальных процессов и явлений. Актуальность темы не вызывает сомнений и поэтому в данной работе рассматриваются некоторые источники социальной информации (резюме, характеристика и автобиография) и сущность биографического метода исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ 4
Что такое социологическая информация 4
Виды социологической информации 5
Характеристика 5
Резюме 6
Автобиография 8
Глава II. СУЩНОСТЬ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА 8
Определение биографического метода в социологии 8
Анализ и интерпретация биографического материала 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 52.26 Кб (Скачать файл)

До середины прошлого века, написание автобиографии было прерогативой известных и выдающихся людей. Но на сегодняшний день написание автобиографии также является неотъемлемой частью процесса трудоустройства и позволяет потенциальному работодателю иметь более полное представление о принимаемом на работу сотруднике.   

Автобиография — это документ, составленный в произвольной форме кандидатом на должность и содержащий изложенные в определенной последовательности сведения об основных этапах его жизни и трудовой деятельности. В автобиографии должны быть указаны фамилия, имя, отчество, год и место рождения, образование (какие учебные заведения были окончены, по какой специальности), .трудовая деятельность, семейное положение, основные сведения о ближайших родственниках и др.

Автобиография отличается от анкеты тем, что в ней данные отражаются более полно, т.е., например, могут быть указаны причины увольнения с предыдущего места работы, обосновано желание работать именно в этой организации и т. п. Автобиография подписывается и датируется составителем, хранится в личном деле сотрудника.  

Автобиография это самостоятельное, свободное и вольное описание жизни человека. И в связи с  этим никаких регламентированных форм и бланков для автобиографии  не предусмотрено (дабы не связывать  человека какими-либо "регуляторами").Составляется автобиография на чистом листе, где нет никаких подсказок (граф, вопросов, пр.) . НО существуют определённые правила по оформлению данного документа, придерживаясь которых, Вы сможете чётко и лаконично донести до перспективного работодателя необходимую информацию в выгодном для себя свете.

Глава II. СУЩНОСТЬ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА

  1. Определение биографического метода в социологии

Любой устный или письменный рассказ субъекта о событиях его  жизни может рассматриваться  в качестве биографического материала. При определенных условиях для воссоздания «истории жизни» могут использоваться и вторичные источники — мемуары других лиц, письма, официальные документы и т. п.

Например, если обратиться к  исследованиям «истории жизни» организаций,  К. Литлер изучал трудовые отношения в двух британских компаниях в 1930-е гг. Интервьюирование профсоюзных активистов, участвовавших в событиях того времени, было дополнено материалами архивов этих компаний и газетными сообщениями, касавшимися трудовых конфликтов, которые там происходили. В недавнем совместном исследовании британских и российских ученых изучалась, в частности, кадровая политика на предприятиях разного типа («неблагополучных», «благополучных», «новых»). Помимо анализа документов кадровой и экономической статистики использовались полуструктурированные интервью работников предприятий, основной темой которых стали трудовые биографии респондентов (всего было проведено 260 интервью на 12 предприятиях).

Важно, однако, различать  биографические (автобиографические) истории и так называемые устные истории. Устная история — это точное воссоздание определенных исторических событий. В ее фокусе — не субъективный опыт деятеля, а историческое знание о событиях, процессах, движущих силах и причинах. Устные истории, рассказанные участниками событий, используются для накопления такого исторического и фактического знания. Историческое знание «с точки зрения очевидца» необходимо, например, антропологу, стремящемуся воссоздать историю разделения труда между соседними племенами или историю вражды между кланами. Историк — представитель школы «Новой социальной истории» также сможет использовать устные истории, например, описывая бурные политические изменения «снизу» как изменения повседневной жизни простых людей.

В социологии принято различать  три основных типа «историй жизни»: полные, тематические и отредактированные.

Полная «история жизни» в  идеале очерчивает весь жизненный опыт субъекта — от колыбели до могилы (что  само по себе не требует большого объема и степени детализации).

К частным архивным материалам, используемым при изучении «истории жизни», относят преимущественно личные записи и документы. Основной тип частного документа — это автобиография. (К автобиографиям относятся и те детальные жизнеописания, которые создаются по просьбе исследователя.) Существуют заметные различия между автобиографией, написанной в расчете на дальнейшую публикацию, и автобиографией, обращенной лишь к узкому кругу близких. Если в первом случае преимуществом является большая фактическая: достоверность и «читабельность» изложения, то во втором обычно имеет место высокая степень раскрытия личного отношения к пережитому, особое стремление мотивировать совершенные выборы и поступки.

Как и основанные на автобиографических сведениях «истории жизни», сами автобиографии  могут быть разделены на полные, тематические и отредактированные. Тематические автобиографии, в отличие от полных, ориентированы на определенную сферу личного опыта или период жизни (ср., например: «Моя жизнь в искусстве» и «Подлинная история моей жизни»).

Достоинство автобиографий  — большая достоверность в  описании личностной «подкладки» событий. Однако нужно всегда помнить о том, что автобиография — это реконструированная субъектом в определенный момент жизни история. Здесь особенно вероятны смещения и ошибки, вызванные и стремлением рационально мотивировать любой поступок с точки зрения «сегодняшнего» мировосприятия, и необходимостью придать повествованию некоторую литературную форму. Методологическая триангуляция, о которой говорилось выше, становится единственным средством достижения достоверности и объективности при анализе «историй жизни», основанных на автобиографических данных. Иными словами, автобиографические данные должны интерпретироваться в контексте сведений, полученных из иных источников.

К частной архивной документации относятся также дневники, частные записи, мемуары, личные письма, записи разговоров и т. п. Дневник и мемуарные записки иногда трудно различимы: можно считать, что мемуары в целом отличает более безличный стиль изложения и необязательность линейного и упорядоченного описания сменяющих друг друга во времени событий. Повышение достоверности «историй жизни», основанных на такого рода личных (иногда говорят «экспрессивных») документах, как дневниковые и мемуарные записи, требует, как и в ранее описанных случаях, привлечения дополнительных источников, использования специальных приемов критического анализа (в том числе критической оценки экспрессивного документа как исторического источника, как литературного текста и т. п.). Важным подспорьем здесь могут оказаться и не столько экспрессивные, сколько функциональные личные документы — расписания, черновики, планы работы, записи финансовых поступлений и расходов. Личные письма также могут рассматриваться как важный источник биографических данных. Письмо может рассказать достаточно важные вещи не только об его авторе, но и о получателе и взаимоотношениях между первым и вторым. И стиль, и способ изложения, и частота переписки могут быть столь же информативны, как и собственно содержание письма. К сожалению, современная социология довольно мало внимания уделяет этому типу личной документации, хотя литературоведение и история дают немало примеров использования личной переписки в качестве полезного источника данных.

Важным дополнительным источником биографических данных являются также официальные архивные документы: записи актов гражданского состояния (рождения, смерти, браки), правительственные документы, данные социальной статистики, архивы политических, общественных организаций и административных органов. В ведомственных архивах могут быть обнаружены важные биографические документы, связанные, в первую очередь, с профессиональной карьерой: личные листки по учету кадров, сведения о наградах и взысканиях, характеристики. Большой интерес представляет документация медицинских учреждений, органов юриспруденции, однако в этом случае необходимо принимать во внимание и существующие обычно жесткие ограничения на доступ к таким источникам, и этические соображения.

  1. Анализ и интерпретация биографического материала

Для социолога, использующего  личные документы, определенный интерес представляют и те приемы критики источников и установления их подлинности, которые традиционно применяются в историографии. Во-первых, речь идет о проверке подлинности(несфальсифицированности) текста и установлении его авторства. Если для социолога, имеющего дело с «живым» рассказом, эти проблемы сравнительно малозначимы, то использование личных документов «в отсутствие» субъекта выдвигает их на первый план. Исследователь должен убедиться в том, что документ является именно тем, за что его принимают (например, предсмертной запиской, а не наброском поэмы), а также определить принадлежность документа данному автору. Для такой проверки используются и внешние материальные признаки — почерк, бумага, место хранения, и формальные особенности текста — стиль изложения, лексические характеристики, отсутствие анахронизмов.

Немаловажное значение имеет обоснованность интерпретации текста с точки зрения его характера, целей написания, предполагаемой аудитории и шире — его социального контекста.

Наконец, даже последовательно  интерпретативная трактовка биографического метода не избавляет от необходимости проверить фактическую правдивость содержащихся в биографических документах сведений. Как известно, даже один из основателей интерпретативного подхода в социологии (У. Томас) полагал, что самые радужные перспективы для социологии откроются по мере развития надежной государственной системы учета личных сведений о гражданах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совершенно очевидно, что  достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит  от того, каким способом последний  пришел к данным фактам и выводам, то есть от использованного им метода.

В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем  их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем  выводы других людей. Однако в науке  все эти повседневные методы получения  нового знания подвергаются куда более  тщательной разработке.

Методология науки – это  дисциплина, изучающая и технические, процедурные вопросы организации  исследования, и более общие вопросы  обоснованности используемых методов, достоверности наблюдения, критериев  подтверждения или опровержения научных теорий.

В настоящей работе раскрыта сущность, содержание и алгоритм реализации лишь одного из методов социологического исследования – биографического  метода. А так же доказано, что автобиография, характеристика и резюме являются источниками социологического исследования.

И в этом смысле цель  реферата достигнута.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голенкова З.Т. и др. Общая социология: учеб. пособие - М.: Гардарики, 2007. - 474 с.

 

2. Елисеева Е.В. Социальная  информатика: учебно-методические  материалы. - Брянск: СЭИ БГУ, 2009 г. - 240 с.

 

3. Зарубина И.Н. Социология  хозяйственной жизни: проблемный  анализ в глобальной перспективе:  учеб. пособие - М.: ЛОГОС, 2008. - 392 с.

 

4. Зборовский Т.Е. Прикладная социология: учеб. пособие - М.: Гардарики, 2004. - 176 с.

 

5. Нартов Н.А. Социология: учеб. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010-511с.

 

6. Немировский В.Г. История социологии: уч. пос. - М.:ИЦ ВЛАДОС, 2007 - 318с.

 

7. Сидоренко Е.В. Методы  математической обработки. СПб.: СПЦ. 2010. - С.297.

 

8. Ядов В.А. Стратегия  социальных исследований. Описание, объяснение, понимание социальной  реальности - М.: Добросвет, 2010. - 596 с.

 

Реферат подготовлен мной совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции  из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.

 

«_13__»____декабря____2012 г.

 

Шевелёва Анна Александровна

 

                                                                                                                          Подпись

 


Информация о работе Виртуальный мир современного человека