Бытие как центральная категория философии. Бытие вещей, бытие человека, бытие духовного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 13:09, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос вопросов для человечества – это определение места человека в природе и во вселенной. По мнению А. Энштейна, человек стремится создать простую и ясную картину мира. Этим занимается и художник, и поэт, и философ, и естествоиспытатель, но каждый по-своему. Другими словами, определение места человека во вселенной связано с построением картины мира как упорядоченной целостности, объединяющей разнообразные знания, на основе системообразующего начала (принципа или идеи), задающего мировоззренческую установку и ценностные поведенческие ориентиры. Тем самым картина мира всегда мировоззренчески окрашена

Содержание

1. Бытие как центральная категория философии. Бытие вещей, бытие человека, бытие духовного.
2. Материя, ее организация. Пространство и время.
3. Движение и его формы. Проблема развития в философии. Диалектика. Законы и категории диалектики.
4. Детерминизм и индетерминизм. Необходимость и случайность.

Вложенные файлы: 1 файл

Философское учение о бытии, диалектика.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

План

 

  1. Бытие как центральная категория философии. Бытие вещей, бытие человека, бытие духовного.
  2. Материя, ее организация. Пространство и время.
  3. Движение и его формы.  Проблема развития в философии. Диалектика. Законы и категории диалектики.
  4. Детерминизм и индетерминизм. Необходимость и случайность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вопрос вопросов для человечества – это определение места человека в природе и во вселенной. По мнению А. Энштейна, человек стремится создать простую и ясную картину мира. Этим занимается и художник, и поэт, и философ, и естествоиспытатель, но каждый по-своему. Другими словами,  определение места человека во вселенной связано с построением картины мира как упорядоченной целостности, объединяющей разнообразные знания, на  основе системообразующего начала (принципа или идеи), задающего мировоззренческую установку и ценностные поведенческие ориентиры. Тем  самым картина мира всегда мировоззренчески окрашена. Картина мира отводит человеку определенное место во вселенной и помогает ориентироваться в бытии. Она формирует образ вселенной и человека как соизмеримых и взаимозависимых целостностей.

Мифологическое постижение мира, как целостности имеет созерцательное основание и предстает в виде конкретно-чувственного образа, в котором воспринимаемое и воображаемое человеком слиты воедино, а сам образ мира включает человека во все стороны космического целого. Религиозная картина мира  обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и  потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного, определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в  зависимости от его отношения к Богу.

Научное миропонимание упорядочивает определенную сферу явлений         мира как целостность по правилам определенной науки с использованием её особого языка. Но такие локальные картины дают мозаичную панораму, и часто физическую картину мира принимают за наглядный образ мира в целом.

1. Бытие как центральная категория философии. Бытие вещей, бытие человека, бытие духовного

 

Проблема бытия в античной философии. Во всех учениях античных философов категория бытия, хотя и занимала центральное место, наполнялась различным смыслом. Парменид придерживался абстрактного понимания бытия, но не видел смысла в различении бытия и мысли. Он утверждал, что одно и то же есть мысль, и то, о чем мысль существует, ибо без бытия, в котором ее выраженье, мысли не найти. Его главный тезис: бытие есть, небытия нет. Для Демокрита реально сущими являются и бытие (атомы), и небытие (пустота). Платон противопоставлял истинное бытие (мир духовных сущностей) чувственному бытию, в котором, по его мнению, соединяются бытие и небытие в виде бледных отпечатков идей в пассивной материи. Бытие, по Платону, – источник любой положительной реальности. Наряду с положением о тождественности бытия разуму, он обосновывает и другой тезис, согласно которому бытие – это жизнь, движение, душа и благодаря истинности, красоте и соразмерности оно низводит в мир благо, так что именно в силу своей причастности к бытию вещи становятся все конкретней, индивидуальней, уходя от абстрактного однообразия. Аристотель определяет суть бытия как бытия, что оно представляет само по себе. Бытие у него – это бытие в возможности. Что касается бытия в действительности, то оно всегда бытие чего-то, а не просто бытие. Классифицирующий анализ бытия Аристотеля (выделение им уровней бытия – возможного и действительного) до сих пор служит примером для всякого наукообразного подхода к бытию.

Для большинства древнегреческих философов характерен дуализм единого, неделимого, неизменного, с одной стороны, и бесконечно делимого, множественного, изменчивого – с другой. Именно с помощью этих двух начал греческие философы пытались объяснить бытие мира и человека. Древнегреческие мыслители, как материалисты, так и идеалисты, были космистами: их взор был направлен, прежде всего, на разгадку тайн природы, космоса в целом, который они по большей части – за исключением атомистов – мыслили как живое, а некоторые – и как одушевленное целое. Космоцентризм, таким образом, задавал магистральную линию рассмотрения в античной философии проблем бытия.

Понятие бытия в философской картине мира. Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах: онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется  тем,  что человек  познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему. Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь – понять мир не "вширь", а "вглубь", не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности.

Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированная совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека.

Системообразующим принципом философской картины  мира  выступает         понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании  окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в         целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех         конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их         черты – их существования, что задает миру исходную целостность и         гарантирует миру устойчивое существование. Признание бытия, как сущего, неизменного, единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все “суета сует”. Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что  человек начинает действовать по собственному произволу. Таким образом, категория бытия обозначает реально существующий мир, лежащий в основе всех вещей и явлений и гарантирующий их существование. И один из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира, является вопрос  о многообразии  способов  и форм бытия.

Основные формы бытия:

1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою  очередь  делится  на         природное бытие во всем его многообразии, и материальное бытие,         созданное человеком;

2. Материальное бытие человека, в  котором  можно  выделить телесное существование человека как части природы  и существование  человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа;

3. Духовное бытие. Включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность;

4.  Бытиё общества или иначе, социальное бытие.

Природное бытие – есть бытие вещей, независимых от человека и его сознания. Характерной особенностью этой формы бытия является её         объективность и ее первичность по отношению к другим формам бытия.

Материальное бытие, произведенное человеком, или “вторая природа” – это, не что иное, как предметно-вещественный мир, созданный людьми и окружающий нас в повседневной жизни. Это бытие, возникнув по воле человека однажды, затем живет независимой от него жизнью. К элементам “второй природы” относится и бытие техники, в том числе и военной. Рассматриваемые в качестве химических, физических, биологических они не отличаются от природных явлений,  но  как  искусственные  объекты, они являются результатом опредмечивания человеческой деятельности. Следовательно, техника бытийствует в качестве природного и социального объекта. Человек и техника  находятся  в противоречивом  единстве.  Используя  технику, человек изменяется физически и духовно, сила его интеллекта   реализуется через технологию, через целенаправленное использование  техники. Однако есть и отрицательные  последствия, они ослабляют человека. Конечно, человек никогда не откажется от своих технических завоеваний,         поэтому необходимость оптимального сочетания бытия человека остается необходимым условием его выживания. Во взаимоотношении между 1 и 2 природой определяющая роль принадлежит первой, как основы создания второй. Вместе с тем вторая природа обладает способностью разрушения "первого" бытия, что делает (при известных обстоятельствах) физическое существование человека невозможным.

В рамках природного бытия необходимо выделить человеческое бытие. В нем пересекаются: 1) бытие человека в мире вещей как мыслящей вещи;          2) бытие человека как индивида, особи, принадлежащей роду HOMO SAPIENS; 3) бытие человека как социального существа в рамках бытия общества.

Человек, как целостность, есть единство физического, природного и духовного. Диалектическое сочетание этих характеристик определяют его существование.

Духовный мир человека характеризуется двояким существованием. Его можно подразделить на субъективный и объективный дух, реализуемый через бытие индивидуального духовного и бытие общественного сознания. Индивидуальное духовное реализуется через бытие сознания индивида (идеи, убеждения, ценности, установки, мотивы, мысли, впечатления, чувства, переживания), его бессознательное (желания, сны,   побуждения, патологии) и  неосознанное (интуиции, наития, откровения).

Бытие общества понимается как реальный процесс жизнедеятельности людей, центральным моментом которого выступает практика.

В различных философских воззрениях различаются формы бытия и их         взаимоотношения. Материализм считает основой природное бытие,         субъективный идеализм – субъективное бытие, объективный идеализм за         основу берет объективный дух.

2. Материя, ее организация. Пространство и время

 

Вопрос о сущности понятия "материя" затрагивает основы любого         развитого мировоззрения.

Понятие "материя" прошло несколько этапов в своем историческом         развитии. Первый этап – этап наглядно-чувственного ее представления в  древнегреческих философских учениях (Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др.). В основу мира полагались те или  иные  природные стихии: вода, воздух, огонь и  т.п.  Все  существующее считалось модификацией этих стихий.

Второй этап – этап вещественно-субстрактного представления. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексами их свойств, в том числе со свойством  неделимости.

Наибольшее развитие такое физикалистское понимание материи достигло в трудах французских материалистов XVIII в. Ламетри, Гельвеция, Гольбаха. По сути, материалистическая философия XVII–XVIII вв. трансформировала понятие "бытия" в понятие "материя". В условиях, когда наука поколебала веру в Бога, как Абсолюта и гаранта бытия озабоченность человека основаниями существования мифа снималась в категории "материя". С ее помощью обосновывалось как истинно сущее бытие природного мира, который был объявлен самодостаточным, вечным, несотворимым, не  нуждающимся в своем обосновании. Как вещество материя обладала свойством протяженности, непроницаемости, тяжести, массой, как субстанция –  атрибутами движения, пространства, времени, и, наконец, способностью вызывать ощущения.

Третий этап – философско-гносеологическое представление о материи. Сформировалась оно в условиях кризиса естествознания в начале ХХ века. Рентгеновские лучи опровергли предположения о непроницаемости материи; электроизлучение  урана;  радиоактивный  распад  атомов  –  разрушили идею о неделимости атома, как первооснову понятия "поля" описывало новое состояние материи отличное от вещества.

Идея неделимого атома рухнула. Разрушение атомистическо-механической картины мира было названо "кризисом в физике". Рушится наука, поскольку "материя исчезает" считали ученые того периода. Им возражал В.И.Ленин. Он говорил, рушится не наука, а старый предел понимания мира. Картина мира усложнилась, следовательно, наука испытывает кризис, а с него и материалистическая философия. Выход нашелся в образе квантовомеханической картины мира в естествознании и диалектико-материалистического понимания материи философии.

Материя стала трактоваться как всякая объективная реальность как данная человеку в его ощущениях, которые копируются, фотографируются, отображаются   нашими   ощущениями, существуя независимо от них.  В  этом определении признак существования отдается исключительно самим конкретно-чувственным веществам. А такая позиция, есть позиция науки. Наука и материализм имеет одно и то же понимание бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, а функция обоснования их бытия приписывается материи. В этом и методологическое значение определения. Названная нами формулировка определения материи называется гносеологическим, поскольку содержит элемент связи объективной реальности с сознанием, свидетельствует о производности сознания. При этом такое понимание материи не может устареть, поскольку не связано жестко с конкретным строением материи, но и не способно охватить все многообразие понятия материи. Такое многообразие раскрывает рассмотрение материи в субстанциональном аспекте.

В этом случае атрибутами материи являются: структурность, системность, воздействие, движение, самоорганизация, пространства, время и отражения. Все объекты материального мира, как и духовного, могут быть рассмотрены как системы. Материальные системы – это системы предметов, объекты вещей. Духовная система – это система ценностей, идеалов. Структурность – внутренняя расчлененность реального мира.

Материальный мир делится на три сферы: неживая природа, живая         природа и социум (или типы материальных систем: неорганическую,         органическую и социальную).

Неживая природа представлена уровнями: субмикроэлемнтарный; микроэлементарный; ядерный; атомарный; молекулярный; макротел (соизмеримых человеку величин); планет; систем планет; галактик; систем галактик; метагалактик; вселенной, мира в целом.

Информация о работе Бытие как центральная категория философии. Бытие вещей, бытие человека, бытие духовного