Бытие как центральная категория философии. Бытие вещей, бытие человека, бытие духовного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 13:09, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос вопросов для человечества – это определение места человека в природе и во вселенной. По мнению А. Энштейна, человек стремится создать простую и ясную картину мира. Этим занимается и художник, и поэт, и философ, и естествоиспытатель, но каждый по-своему. Другими словами, определение места человека во вселенной связано с построением картины мира как упорядоченной целостности, объединяющей разнообразные знания, на основе системообразующего начала (принципа или идеи), задающего мировоззренческую установку и ценностные поведенческие ориентиры. Тем самым картина мира всегда мировоззренчески окрашена

Содержание

1. Бытие как центральная категория философии. Бытие вещей, бытие человека, бытие духовного.
2. Материя, ее организация. Пространство и время.
3. Движение и его формы. Проблема развития в философии. Диалектика. Законы и категории диалектики.
4. Детерминизм и индетерминизм. Необходимость и случайность.

Вложенные файлы: 1 файл

Философское учение о бытии, диалектика.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

4. Детерминизм и индетерминизм. Необходимость и случайность

 

Детерминизм – это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление.

Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда входят пространственные и временные корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии и т.п. Особенно важным в современной науке оказываются вероятностные соотношения, сформулированные на языке статистических распределений и статистических законов. Однако все формы реальных взаимосвязей явлений, в конечном счете, складываются на основе всеобще действующей причинности, вне которой не существует ни одного явления действительности, в т.ч. и такие события, в совокупности которых выявляются статистические законы.

Принципиальным недостатком прежнего детерминизма было то, что он ограничивался одной непосредственно действующей причинностью, к тому же трактуемый чисто механически; в нем отрицалась объективная природа случайности, вероятность выводилась за пределы детерминизма, статистические связи принципиально противопоставлялись материальной детерминации явлений. Связанный с метафизическим материализмом прежний детерминизм не мог быть последовательно реализован в ряде важных отраслей науки о природе, в особенности социальной жизни и явлений сознания. Эффектное проведение идей детерминизма здесь стало возможным только благодаря диалектическому и историческому материализму.

Ядром марксисткой концепции социального детерминизма является признание закономерного характера общественной жизни. Это, однако, не означает, что ход истории предопределен заранее и осуществляется с фатальной необходимостью. Законы общества, определяя основную линию исторического развития, вместе с тем не предопределяют многообразие деятельности каждого отдельного индивида. В общественной жизни постоянно складываются различные возможности, осуществление которых во многом зависит от сознательной деятельности людей. Детерминизм не только не отрицает свободы, но, напротив, предполагает способность человека к выбору мотивов и целей деятельности.

Индетерминизм – это философское учение и методологическое познание, которое отрицает познавательную ценность причинного объяснения в науке. В истории философии, начиная с др. греческой философии вплоть до настоящего времени индетерминизм, и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершенные им поступки. Индетерминизм трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применялись к объяснению человеческого выбора и поведения обвиняет сторонников детерминизма в фатолизме. Марксизм исходит из того, что детерминизм не только не предполагает фатолизм, а напротив, именно дает почву разумного действия.

В современной буржуазной философии получили распространение различные формы индетерминизма. Так баденская школа неохамтианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и отрицала его применимость к «наукам о духе». Неопозитивизм, прагматизм и персонализм пытаются ограничить детерминизм только логической сферой.

Проблема индетерминизма и детерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием современной квантовой физики. Было установлено, что принципы классического детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкования основных законов квантовой теории в духе индетерминизма и агностицизма. При этом одна из исторических форм детерминизма, а именно механический детерминизм, отождествлялась с детерминизмом вообще. Трудности в осмыслении проблем причинности в современной физике имели своим следствием усиление тенденций к индетерминизму в современной буржуазной философии. Так, Б.Рассел, Х.Рейхенбах, Ф.Франк утверждают, что детерминизм вообще не имел, научной ценности; аксиома причинности, по их мнению, не входит в состав даже классической физики, ибо утверждение о причинности не может быть сведено к отношению между наблюдаемыми фактами, поскольку результаты измерения носят характер вероятностного распределения. Выражением индетерминизма были идеи о «свободе воли» электрона, о том, что единичные микроявления управляются телеологическими силами и пр.

Диалектический материализм, отвергая индетерминизм, в то же время показывает, недостаточность прежних механических представлений о детерминизме и на основе достижений современных естественных и общественных наук формируют новое обобщенное представление о детерминизме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы: 1) на основании категории бытия  возможно понимание  места  человека  в мире. Бытие – все реально сущее; 2) гносеологическое  определение  материи  как  объективной  реальности дополняется субстанциональным аспектом и позволяет удовлетворительно объяснять окружающий мир; 3) материя обладает атрибутом движения, пространства, времени, структурирована.

4. Знание категорий бытия, материи и ее атрибутов позволяет грамотно подходить к научному исследованию в качестве инженера и ученого.

Бытие – категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии (учении о бытии); в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий. Философия как таковая ставит целью, прежде всего, нахождение подлинного (в отличие от кажущегося) бытия и его осмысление. Изучение проблем, связанных с философским анализом материи и ее свойств является необходимым условием формирования мировоззрения личности, независимо от того, окажется ли оно материалистическим или идеалистическим

В свете изложенного достаточно очевидно, что очень важна роль определения понятия материи, понимания последней как неисчерпаемой для построения научной картины мира, решения проблемы реальности и познаваемости объектов и явлений микро- и мегамира. Разумно такое определение: "...Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении"; "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". (В первом случае речь идет о материи как категории бытия, онтологической категории, во втором – о фиксирующем ее понятии, категории гносеологической).

Список используемой литературы:

 

  1. Алексеев, П.В. Философия. Учебник для ВУЗов /  П.В. Алексеев, А.В. Панин. –  М., 2013.
  2. Большаков, А.В. Основы философских знаний /  А.В.  Большаков, В.С. Грехнев, В.И. Добрынина. – М.: Общество «Знание» России, 1997.
  3. Волчек, Е.З. Философия: учебное пособие / Е.З. Волчек. – М., 1998.
  4. Канке, В.А. Философия / В.А. Канке. – М., 1997.
  5. Квасова, И.И. Учебное пособие по курсу «Введение в философию» / И.И. Квасова. – М., 2000.
  6. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. – М., 1999.
  7. Основы  философии  в  вопросах  и  ответах. – Ростов,  1997.
  8. Смирнов, И.Н. Философия / И.Н. Смирнов, В.Ф. Титов. – М., 1997.
  9. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для ВУЗов / А.Г. Спиркин. – М., 2009.
  10. Философия: учебник / В.Г. Кузнецов [и др.] – М.: ИНФРА-М, 2004.
  11. Философия: теория и методология: учебное пособие / под ред. М. Галкина. – Изд-во МЭСИ, 2002.
  12. Философское понимание мира: учебное пособие / под ред. В.В. Терентьева. – Изд-во МИИТ, 1999.

 

 


 


 



Информация о работе Бытие как центральная категория философии. Бытие вещей, бытие человека, бытие духовного