Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 07:06, контрольная работа

Краткое описание

1. Зарождение древнегреческой философии: условия и предпосылки.
2. Этапы развития. Основные проблемы и школы античной философии.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)
 
 

1. Зарождение  древнегреческой философии: условия  и предпосылки. 

    Античная  философия возникла и жила  в «силовом поле», полюсами  которого являлись, с одной стороны,  мифология, а с другой  –  формирующаяся именно в Древней  Греции наука.  

    Скачок  в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний – вот некоторые факторы, их которых складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии. 

    В  античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой, когда прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы.  

    Кризис  мифологического сознания был  вызван рядом причин. Главную  роль здесь сыграло экономическое  развитие Греции, экономический  подъем в IX – VII веках до  н.э.: расширение торговли и судоходства,  возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. В результате развития торговли, мореходства, колонизаций новых земель расширялся географических горизонт греков, Средиземное море стало известным до Гибралтара, куда достигали ионийские торговые суда, а тем самым гомеровское представление о Вселенной обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.  

    В  Греции в VI веке до н.э. происходит  постепенное разложение традиционного  типа социальности, предполагавшего  более или менее жесткое разделение  сословий, каждое из которых имело  свой веками устоявшийся уклад  жизни и передавало как этот уклад, так и свои навыки и умения из поколения в поколение. В качестве той формы знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология; и хотя каждая местность имела своих собственных богов, по характеру своему и способу отношения к человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались[1].   

    Социально-экономические  изменения, происходившие в VII – VI веках до н. э., вели к  разрушению сложившихся форм  связи между людьми и требовали  от индивида выработки новой  жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру — думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье ставилась под вопрос.   

    К  социокультурным предпосылкам возникновения  античной философии прежде всего   можно отнести поэмы Гомера  и творчество гномических поэтов VII-VI вв. до н.э. (от «гнома» – изречение, греческое – стихотворный афоризм), создававших стихотворные афоризмы.  
 

    Протофилософское  значение гомеровского эпоса  можно выразить в следующих  позициях: Гомеровские поэмы структурированы  в соответствии с чувством гармонии, пропорции, меры, которые впоследствии в контексте философии станут онтологическими принципами; Гомеровский стих обнаруживает подлинное искусство мотивации, то есть поэт не просто излагает факты, а находит им объяснение, отыскивает их причины и мотивы. Данный способ изложения фактов подготовил греческую ментальность к восприятию философии, которая тоже будет искать истоки, основания вещей; Гомеровский эпос представляет реальность мифопоэтическими средствами, но во всей ее полноте. Имплицитно гомеровский стих содержит вопрос: какова роль человека в универсуме? Вопрос, который станет «классическим» вопросом греческой философии. Философия также будет стремиться выразить реальность во всей ее полноте, но в форме рациональных понятий. 

    К  социокультурным предпосылкам античной  философской мысли можно, конечно  же, отнести и общественную религию,  орфические мистерии. В греческой  религии различают две формы:  публичную и религию мистерий. В определенной части собственного  содержания они совпадают, но порой антиномичны, к примеру, в интерпретации понятий смысла жизни, предназначения, судьбы, человека. При этом для интерпретации генезиса философии важнее рассмотрение религии мистерий. По мнению Б. Рассела, именно благодаря религиозным мистическим сообществам «возникла концепция философии как образа жизни (way of life)». 

    Публичная  религия представлена поэмами  Гомера и Гесиода. Боги этой  религии – персонифицированные  явления природы. Тем самым,  публичная религия натуралистична. Свой характер она передает и философии. Ссылка на природу есть константа греческой мысли. 

    Возникнув  в конце VII – начале VI в. до  н.э., древнегреческая философия  до конца своего развития, пресекшегося  в VI в. н.э., оставалась характерным,  своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Она возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII–VI вв. до н. э. Сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии), затем в греческих городах Южной Италии, в прибрежных греческих городах острова Сицилия и, наконец, в собственно Греции – в Афинах (V в. до н. э.). Испытав период блестящего расцвета в VI–V вв. до н. э., философия античной Греции продолжала развиваться в эпоху образования монархии Александра Македонского (IV в. до н. э.) и при его приемниках, а затем под властью Римской империи и в период разделения ее – в Восточной империи – вплоть до начала VI в. н. э. 

    Греческие  философы принадлежали в большинстве  к различным слоям «свободных»,  то есть по преимуществу рабовладельческого  класса. Их общественно-политические, нравственные и педагогические учения выражали взгляды и интересы этого класса. Тем не менее в разработке даже этих вопросов, а особенно в разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали учения, высокого поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества. 

    Основоположником  древнегреческой  философии   считается Фалес (ок.625-547гг. до  н.э.),  а его продолжателями  были  Анаксимандр (ок.610-546гг. до  н.э.) и Анаксимен  (ок.585-525 гг. до н.э.). 

    Древнегреческая  философия возникла не как  область специальных философских  исследований, а в неразрывной  связи с зачатками научных  знаний – математических и  естественнонаучных, в связи с  зачатками политических знаний, а также в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с III в. до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области исследования. Однако и после этого древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение, заключающее ответы не только на вопросы собственно философские, но и на вопросы наук: математических, естественных и общественных[2].   

    Философия  Древнего Рима возникла в конце  республиканского периода Рима (II–I  вв. до н. э.) и развивалась параллельно с греческой философией – во времена Римской империи приблизительно до времени ее падения (конец V – начало VI в. н. э.).  

    Характерная  особенность древнегреческой философии  состоит прежде всего в противопоставлении  философских размышлений практической деятельности, в ее своеобразном отношении к мифологии. Духовное развитие в VII–IV вв. до н. э. шло от мифологии и религии к науке и философии. Важным звеном и условием этого развития оказалось усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока – в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно велико было влияние вавилонской науки – математики, астрономии, географии, системы мер. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников и соседей на востоке. 

    Постепенно  в античной философии возникает  два основных типа философского  мировоззрения – материализм  и идеализм. Их борьба составляет  основное содержание философского  развития во все последующее  время. Одновременно возникает противоположность двух основных методов мышления – диалектики и метафизики. 

    V в.  до н.э. был временем дальнейшего  развития греческой науки и  философии,  которые  по-прежнему  оставались  тесно  связанными. В этот период  дальнейшего  развития  античного   общества   и   государства, происходившего   в  условиях  ожесточенной  классовой  и  политической борьбы, возникают также политические теории и публицистика. 

    2. Этапы  развития. Основные проблемы и  школы античной философии. 

Этапы развития. 

    О  периодизации античной философии  пишут многие видные философы, это  Чанышев А.Н. (Курс лекций  по древней философии, М.,1981г.), Смирнов И.Н., Титов В.Ф. («Философия»,  М.,1996г.), Асмус В.Ф. (История античной  философии М., 1965г.), Богомолов А.С. («Античная философия», МГУ, 1985г.).  Для удобства анализа необходимо привлечь более лаконичную периодизацию, представленную Смирновым И.Н. Так, он отмечает, что при анализе греческой философии в ней выделяют три периода: первый – от Фалеса до Аристотеля, второй – греческую философию в римском мире и, наконец, третий – неоплатоновскую философию.  

    История  греческой философии представляет  собой общий и вместе с тем  живой индивидуальный образ духовного  развития вообще. Первый период  по преобладающим в нем интересам можно назвать космологическим, этико-политическим и этико-религиозно философским. Абсолютно все ученые-философы отмечают, что этот период развития античной философии был периодом натурфилософии. Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых в последствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В VI и V вв. до н.э. философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе – отдельно от философии. Космологическое умозрение VII и VI столетий до н.э. поднимает вопрос о последнем основании вещей. Таким образом появляется понятие мирового единства, которое противостоит множеству явлений и через которое пытаются объяснить связь этого множества и многообразия, а также закономерность, проявляющуюся прежде всего в самых общих космических процессах, в смене дня и ночи, в движении звезд.     Простейшая форма есть понятие единого мирового вещества, из которого в вечном движении происходят вещи и в которое они опять превращаются.  

    Второй  период греческой философии (V-VI в. до н.э.) начинается постановкой  антропологических проблем. Натурфилософское  мышление достигло границ, за  которые оно в то время не  могло выйти. Данный период  представлен софистами,   Сократом и сократиками. В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами: «необходимостью каждому познать самого себя и тем, что ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает». Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый этап, связанный с деятельностью Платона и Аристотеля. Платон далеко переступает за границы сократовского духа. Платон – сознательный и последовательный объективный идеалист. Он первый среди философов поставил основной вопрос философии, вопрос о соотношении духа и материи. Строго говоря, о философии в Древней Греции со значительной степенью определенности можно говорить, только начиная с Платона.  

    Третий  период античной философии –  век эллинизма. Сюда относятся  стоики, эпикурейцы, скептики. Он включает  в себя период раннего эллинизма  (III-I вв. до н.э.) и период позднего  эллинизма (I-V вв. н. э.). Культура  раннего эллинизма характеризовалась прежде всего индивидуализмом, обусловленным освобождением человеческой личности от политической, экономической и моральной зависимости от полиса. Главным предметом философского исследования становится субъективный мир личности. В период позднего эллинизма были доведены до логического завершения основные тенденции развития античной философской мысли. Произошел как бы возврат к идеям классики, к ее философским учениям о бытии (неопифагореизм, неоплатонизм), но возврат, обогащенный знанием субъективного мира личности. Взаимодействие с восточными культурами в рамках единой Римской империи привело философскую мысль к частному отходу от рационализма и обращению к мистицизму. Философия позднего эллинизма, освобождаясь от свободомыслия раннего эллинизма, пошла по пути сакрального, то есть религиозного постижения мира. 
 

    Школы  античной философии. 

    По  подсчетам римских историков,  в Древней Греции было 288 философских  учений, из которых помимо великих  философских школ выделяется  учение киников и киренских философов. В Афинах существовало четыре большие школы: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Портик (стоическая школа) и Сад (эпикурейская школа). 

Информация о работе Античная философия