Античная философия права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 22:49, реферат

Краткое описание

Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца 7 в. до н.э. вплоть до 6 в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась, не изолировано – она черпала мудрость Древнего Востока, культура, которая уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации : формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3

Проблема возникновения философии ……………………………………….4 Самостоятельное происхождение философии ………………………...……5

Главные периоды……………………….………………………….................7

Милетская школа. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен …………………….9

Гераклит Эфесский ……………………………………………...…………..11

Элейская школа: Ксенофан, Парменид Зенон ……………………………..12

Атомизм Левкиппа - Демокрита…………………………………………….14

Софисты и софистика: Протагор, Горгий, Продик ………………………..16

Сократ и Платон……………………………………………………………..17

Киники и скептики ……………………………………..……………………. 19

Заключение …………………………………………………………………..22

Список литературы……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

АнтичняФилософия.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

           Министерство внутренних  дел Российской  федерации

                        Московский университет  МВД России

                                          Тверской филиал 
     

                          Кафедра социально-гуманитарных  дисциплин 
     
     
     

                                               Реферат 

                      По дисциплине : Философия

             Тема: «Античная философия права» 
       

                                                                           
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                                                                      Выполнил:

                                                                                                    Курсант 22 «П» Уч. группы

                                                                                                    2 курса

                                                                                                    рядовой милиции

                                                                                                    Савинков Е.М.

      
     

                                                                                                     Проверил:

                                                                                                     Доцент кафедры СГД

                                                                                                     Лаврикова И.Н

                                                                                                    
     
     
     
     
     

                                                     Тверь 2010г.

 

                                                  Оглавление. 

Введение ……………………………………………………………………….3

Проблема  возникновения философии ……………………………………….4  Самостоятельное происхождение  философии ………………………...……5

 Главные периоды……………………….………………………….................7

Милетская школа. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен …………………….9

 Гераклит  Эфесский ……………………………………………...…………..11

Элейская школа: Ксенофан, Парменид Зенон ……………………………..12

Атомизм Левкиппа - Демокрита…………………………………………….14

Софисты и софистика: Протагор, Горгий, Продик ………………………..16       

 Сократ и  Платон……………………………………………………………..17

Киники и скептики ……………………………………..……………………. 19

 Заключение  …………………………………………………………………..22

Список литературы……………………………………………………………23 
                                                      
Введение. 

 Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца 7 в. до н.э. вплоть до 6 в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась, не изолировано – она черпала мудрость Древнего Востока, культура, которая уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации : формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования греческих мыслителей ни в какой степени не умаляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей.

 Мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны и теперь. Кто не знает  истории философии, в том числе  и античной , тот и не может по настоящему знать и ее современного состояния . Изучение истории философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждение гениальных умов куда более поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека.

 Философия  и ее история во многом определяются личностными особенностями того или иного мыслителя. Поэтому  постараемся пусть очень кратко, в самых общих чертах, что-то сказать о личности рассматриваемого мыслителя.

 

                   Проблема возникновения философии.

 Как ни странно может это показаться, возникновение философии до сих  пор представляет проблему, по поводу которой спорят многочисленные исследователи, принадлежащие к различным течениям и школам. По меньшей мере три обстоятельства обусловливают эту проблематичность. Во-первых, невозможность однозначно определить момент возникновения философии. Хотя, в общем-то, ясно, что ее возникновение означало радикальное изменение в истории мысли, настоящую духовную революцию, первые философские учения не так-то легко отличить от нефилософских мировоззренческих образований – мифологических, религиозных, а также от художественных и первоначально-научных. Собственно мировоззренческий элемент содержится во всех них, и философия при своем возникновении и в  процессе становления и самоотождествления широко пользуется их материалом. Во-вторых, сказывается почти полная утрата текстов первых философов, а сохранившиеся фрагменты известны нам, как правило, вне их внутренней логической связи, вкрапленными в тексты позднейших авторов, а потому неоднократно интерпретированными. Отсюда непонимание текстов и неоднозначность в оценке самих текстов как философских, так и нефилософских. Ну и, конечно, в-третьих, сказывается сама неоднозначность понимания философии различными ее направлениями, проявляющаяся в позиции историков философии. Известны три основных цеха, где, практически одновременно возникает духовное образование, которое может быть квалифицировано как философия. Это Древняя Греция, Индия и Китай. Как ни показательно это хронологическое совпадение, важное, однако, ,,социальная одновременность¢¢ возникновение философии в период перехода от раннего рабовладения к развитому. Это был переход от патриархальной системы рабства, имевшей целью производства непосредственных средств существования к производству прибавочного продукта и прибавочной стоимости. Время это характеризовалось бурными изменениями во всеобщем устройстве. Быстрый рост городов, становящихся центрами экономической и политической жизни, развитие торговли, вызвавшее появление металлических денег и мощно стимулируемое ими возникновение денежного капитала, процента и ростовщичества, частная собственность на землю и ипотека – все это способствует росту рабовладения и развертыванию классовой борьбы между землевладельческой и военной аристократией, с одной стороны, и свободным населением городов – с другой. Именно в таких условиях складывается философия, - естественно, не одноактно, а в ходе длительного и сложного процесса.  
 
 

            Самостоятельное происхождение философии.

 Независимо  от индийской философии так же, как и от духовного развития всех других восточных народов развивается западная философия. Если даже некоторые из позднейших греков и усматривали от части начало своей философии в египетской жреческой мудрости, то, однако, эти позднейшие, частью даже основывающиеся на мифах , показания имеют мало достоверности. Конечно, в частных областях знания как-то в математике,, астрономии и медицине, греки могли получить первые побуждения к их разработке от восточных народов, именно из сношений с египтянами, но возникновение западной философии, во всяком случае, является вполне продуктом греческого духа, отпечаток которого оно и имеет во всех отношениях.

 Уже в начале греческой духовной жизни  указанный нами процесс отделения  философии от мифов совершился совершенно иначе, чем у родственных индийских  народностей. Освобождение религиозного и научного мышления одновременно и в непосредственной связи совершается здесь не путем мирного внутреннего развития, но в форме борьбы, которую зарождающаяся наука начинает вести против религиозных представлений, в развивающейся еще среде мифов. Поэтому стремление греческой философии с самых ранних времен направляется не просто на удовлетворение познавательной потребности, но также на замену религиозных, в этическом отношении частью стоящих на низкой ступени представлений народной веры более чистыми научно обоснованными представлениями. Люди, предпринявшие эту борьбу, не принадлежали к жреческому сословию, они частные лица, располагающие широким кругом опыта и свободные от предрассудков при размышлении  о мире и жизни. Благодаря этому западная наука с самого начала  приобрела отличительный характер, характер свободного размышления о проблемах, руководимого только познавательной потребностью и неограниченного никакими внешними отношениями. Греческая философия – это именно философия, идейное формирование, качественно отличное от каких бы то ни было мифологических построений, сколько бы следов последних мы в ней не обнаруживали. Мифологические реминисценции включаются здесь в столь необычный новый контекст, что совершенно теряют свое прежнее значение, становясь элементами совершенно  иной, чем мифология, системы мысли.

 Выше  мы сформировали тезис о том, что  античная философия – это философия  рабовладельческого общества. Раскрытие  и обоснование этого тезиса требует  обнаружения тех социальных оснований, тех внутренних противоречий общества, которые находят отражение, объяснения и оправдание в идеологии этого общества. В борьбе этих противоположных тенденций, определяемых противоречиями социальных классов и слоев античного общества, развертывается и становление философии как рационального осмысления нового динамичного и внутренне противоречивого мира. Человечество никогда не расстается с прошлым однозначным образом – проклиная старые порядки и восхваляя новые или наоборот. Не случайно типичными для философии образами стали ,,плачущий Гераклид и смеющийся Демокрит¢¢. Амбивалентность философии выражает изначальное стремление ученого выслушать и другую сторону., развить всесторонний анализ,.. который привел бы – по возможности – к однозначной позиции в делах земных, как и ,,небесных¢¢.

 Социальные  обстоятельства создают условия  для возникновения идеологии  в целом, философии в частности, ставя задачу легитимации возникающих  общественных отношений. Одновременно идет опредмечивание и закрепление  последних в социальных структурах и институтах общества и государства. И если в раннем рабовладельческом обществе преобладало представление о божественном происхождении и санкционированности этих структур и институтов, выразившиеся в ,,генеалогии¢¢ знатных ,,благородных¢¢ семейств, возводимых к богам или героям, то в развитом рабовладельческом обществе преобладает идеологическая легитимация института через выявление его ,,природного¢¢ характера, его природы. В дальнейшем она заменяется соотношением социальных институтов со сферой ,,человеческого¢¢ - обычая, закона искусства.

 Содержательный  аспект возникновения философии  оказывается в большей мере связан с наличным мыслительным материалом. Это ,,предысторическое содержание, находимое  и перенимаемое историческим периодом ¢¢, усваивается, сохраняется в рождающейся мысли, но и переосмысливается, перерабатывается в ней. И здесь перед нами встает вопрос об источниках философии и их взаимоотношениях с нею, об исходных противоречиях общественного сознания, разрешение которых и есть рождение философии.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

___________ 

Богомолов В.С. Античная философия 1998 //М   

                                   Главные периоды.

 Возникнув в связи и одновременно с переходом  древнегреческого общества от раннего  не развитого рабовладения, т.е. от общества, пронизанного традициями родового строя, к зрелому рабовладению, античная философия завершается крушением рабовладения как системы хозяйства, - но главное, как системы отношений человека, определившей универсальную неравнозначность господина и раба собственно человека и «говорящего орудия», «вещи», как совершенно недвусмысленно трактовался раб в римском праве. Отчуждение личности как принципиально возможное дело, как социальный закон накладывает, однако, свой отпечаток не только на раба, но и на господина. Сущность человека в таком случае – это его тело, его вещественный элемент с его телесными же свойствами. Такой принцип понимания человека был универсализирован античной философией, понимающей все сущее как телесное вещественное, стихийное и в то же время живое, самодвижущее бытие, материально-чувственный и живой космос. С развитием рабовладельческого общества и его самосознания, с развитием знаний о природе, необходимых для совершенствования производства развивается и философия. В соответствии с тремя основными стадиями развития рабовладения можно выделить и три стадии развития античной философии.

Информация о работе Античная философия права