Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 10:20, контрольная работа

Краткое описание

Зарождение древнегреческой философии: условия и предпосылки. Этапы развития. Основные проблемы и школы античной философии. Проблемы античной философии.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по ФИЛОСОФИИ.docx

— 92.36 Кб (Скачать файл)

   поиски продолжил великий афинский философ Сократ (ок. 470 – 399  годы  до

   н.э.), сперва ученик софистов, а затем их  критик.  Различие  Сократа от

   софистов в  том,  что   мерилом  при  оценке  поступков   для  него  служит

   соображение, какими мотивами  определяется  решение,  что   полезно  и  что

   вредно.  Мысли  Сократа   послужили  основой  для   развития   большинства

   последующих философских  школ, которые основывали его  ученики, в том числе

   и Академия Платона. Суть  собственной философии он объяснял  одной  фразой:

   «Я знаю только одно, что  я ничего не знаю». В  своих   беседах  Сократ  не

   отвечает на вопросы,  он  ставит  их,  искусстно  побуждая  собеседника к

   самостоятельному поиску  истины. А когда тот, казалось  бы, близок  к  ней,

   находит новые аргументы  и доводы, чтобы показать тщетность  этих  попыток.

   Основной философский интерес  Сократа сосредотачивается на  вопросе о  том,

   что такое человек, что  такое человеческое сознание. «Познай  самого  себя»

   – любимое изречение  Сократа.

        Платон  объединил   в  своем  учении  ценности  двух  своих   великих

   предшественников:  Пифагора  и  Сократа.  У  пифагорийцев  он   воспринял

   искусство математики  и   идею  создания  философской   школы,  которую  он

   воплотил  в   своей   Академии   в   Афинах.   Учениками   Платона   были

   преимущественно «холеные  молодые джентльмены» из аристократических   родов

   (можно вспомнить хотя  бы самого известного его ученика  – Аристотеля). Для

   занятий была построена  Академия в живописном  уголке  на  северо-западной

   окраине города. Знаменитая  философская школа  просуществовала   до  самого

   конца античности, до 529  года,  когда  византийский  император  Юстиниан

   закрыл ее. Хотя Платон, подобно  Сократу, и считал, что взимание  платы  за

   мудрость ничем не лучше  взимания платы за любовь, и  так  же,  как  и  он,

   называл софистов «проститутами от философии» за  то,  что они требовали

   деньги с учеников, это  не мешало  Платону  принимать   богатые  подарки  и

   всяческую помощь от сильных  мира  сего.  У Сократа Платон  научился  и

   сомнению, и  иронии,  и   искусству  беседы.  Диалоги   Платона  пробуждают

   интерес и  учат  размышлению   над  весьма  серьезными  проблемами  жизни,

   которые не сильно изменились  за две  с  половиной   тысячи  лет.  Наиболее

   значимыми  в  философии   Платона   являются   представления   об   Идеях,

   Справедливости  и  Государстве.  Он  пытался   сочетать   философское   и

   политическое. Он готовил  в своей  школе  правителей-философов,  способных

   править справедливо, исходя  из принципов общего блага.

       В 335 г. до  н.э.  Аристотель,  ученик  Платона,  основал  собственную

   школу  –  Ликей,  или Перипат,  отличавшуюся  исключительно философской

   направленностью. Однако  стройную систему Аристотеля  тяжело  синтезировать

   по его работам,  представляющими  из  себя  зачастую  сборники  лекций  и

   курсов. Одним из  самых   важных  результатов  деятельности  Аристотеля  в

   политике было воспитание  Александра Македонского. На  развалинах  Великой

   Империи возникли Эллинистические  государства и новые философы.

       Если прежние этические учения видели главное  средство  нравственного

   совершенствования индивида  в его включенности в  общественное  целое,  то

   теперь,  напротив, философы  считают условием добродетельной  и  счастливой

   жизни освобождение человека  от власти внешнего мира, и  прежде всего –  от

   политически-социальной сферы.  Такова в значительной мере  установка  школы

   стоиков.  Эта  школа,  основанная  Зеноном  в  конце  IV  в.   до   н.э.,

   существовала еще во времена  Римской империи. Философия для  стоиков  –  не

   просто наука, но прежде  всего жизненный путь, жизненная  мудрость.  Только

   философия  в  состоянии   научить  человека  сохранять   самообладание   и

   достоинство в трудной  ситуации, сложившейся в эпоху  эллинизма, особенно в

   поздней Римской Империи,  где разложение нравов в первые  века  новой эры

   достигло высшей точки.  Свободу от  власти  внешнего  мира  над  человеком

   стоики считают главным  достоинством мудреца; сила его  в том,  что  он  не

   есть раб собственных  страстей. Настоящий  мудрец,  согласно  стоикам,  не

   боится даже смерти; именно  от стоиков идет понимание  философии как  науки

   умирать. Главной идеей  стоицизма является покорность  судьбе и фатальность

   всего сущего. Зенон так  говорил о стоике: «Жить последовательно,  то  есть

   согласно с единым и  гармоническим жизненным правилом, ибо те,  кто  живет

   непоследовательно, несчастливы». Природа для стоика – это  рок или судьба:

   примирись с роком, не  сопротивляйся ему – вот одна  из заповедей Сенеки.

        Полный  отказ   от  социального  активизма  в этике встречается   у

   знаменитого материалиста  Эпикура (341  –  270  годы  до  н.э.).  Наиболее

   известным из римских эпикурейцев был Лукреций  Кар  (ок.  99  – 55  годы

   н.э.). Отдельный человек,  а не общественное целое –  вот  отправной  пункт

   эпикуровской этики. Тем самым Эпикур пересматривает определение человека,

   данное Аристотелем. Индивид – первичен;  все общественные  связи,  все

   отношения людей зависят  от отдельных лиц, от их  субъективных  желаний  и

   рациональных  соображений   пользы  и  удовольствия.  Общественный   союз,

   согласно  Эпикуру,  не  высшая  цель,  но  лишь  средство   для   личного

   благополучия  индивидов;  в  этом  пункте  Эпикур  оказывается   близок  к

   софистам. В 306 г. до н.э. в Афинах  он  основал школу.  В отличие от

   стоической, эпикурейская этика   гедонистична:  целью человеческой  жизни

   Эпикур считал счастье,  понимаемое  как  удовольствие.  Однако  подлинное

   удовольствие  Эпикур  видел   вовсе  не  в  том,  чтобы   без  всякой  меры

   предаваться грубым чувственным  наслаждениям. Как и большинство   греческих

   мудрецов, он был привержен  идеалу меры. Высшим  удовольствием   считалось,

   как и у  стоиков,  невозмутимость  духа  (атараксию),  душевный  покой  и

   безмятежность,  а  такое   состояние  может  быть  достигнуто  только  при

   условии, что человек научиться умерять свои страсти и плотские  влечения,

   подчиняя их разуму. Особенно  много внимания эпикурейцы уделяют   борьбе  с

   суевериями, в том числе  и с традиционной греческой  религией[5].

       3. Творчество  Платона и Аристотеля – выдающееся  достижение в  истории

   мировой культуры.

       Платон и Аристотель  создавали свои философские картины  мира  в  эпоху

   великих потрясений, происходивших   в  современном  им   обществе. С  этой

   точки  зрения  было  бы  интересно,  изучая  философские   и  политические

   взгляды Платона и Аристотеля, рассматривать мировоззрения этих  философов

   не в законченном виде, а проследить за их развитием,  за тем,  как  бурные

   события общественной жизни  в эпоху Платона  и  Аристотеля  находили  свое

   отражение в становлении  их   философских систем.

       Вопрос о тысячелетней  значимости Платона  возникает   у  каждого,  кто

   соприкоснулся  с  его   мировоззрением  и  с  художественным  стилем   его

   произведений.  Интерес  к  древнегреческому  философу  Платону,   к   его

   творчеству не ослабевает, быть может, даже усиливается  в наше время.  Во-

   первых,  мнение  даже  самого  обыкновенного  человека,  жившего  две   с

   половиной тысячи лет  назад, интересно  само  по  себе.  Конечно,  интерес

   многократно усиливается,  если этот человек – Платон. «... Платон  –  один

   из учителей человечества. Не будь его книг, мы не  только  хуже  понимали

   бы, кем были древние греки, что они дали миру,  – мы  хуже  понимали  бы

   самих себя, хуже понимали  бы,  что  такое  философия,  наука,  искусство,

   поэзия,  вдохновение, что   такое человек, в чем трудности  его  исканий  и

   свершений»[6],  –  писал   В.Ф.   Асмус.  Платон  –   первый   в   Европе

   последовательный представитель  объективного  идеализма,  основатель  этой

   философии. Объективный  идеализм Платона  есть  учение  о  самостоятельном

   существовании идей как общих и родовых понятий. Платон является первым  в

      Европе  философом,  заложившим   основы   объективного   идеализма   и

   разработавшим его в целостном виде. Мир по Платону и не телесный  космос,

   лишенный индивидуальности, и не отдельные материальные вещи,  наполняющие

   Вселенную.   Прекрасный,   материальный   космос,   собравший   множество

   единичностей в одно нераздельное  целое,  живет  и  дышит,  весь  наполнен

   бесконечными  физическими   силами,  но  зато  он  управляется   законами,

   находящимися вне его,  за его пределами.  Это самые общие закономерности,

   по  которым живет и развивается весь  космос.  Они составляют  особый

   надкосмический мир и называются у Платона миром идей. Увидеть их можно не

      физическим  зрением,  а  умственным,   мысленно.   Идеи,   управляющие

   Вселенной,   первичны. Они определяют жизнь материального мира. Мир идей

   находится вне времени,  он не живет, а пребывает,  покоится в  вечности.  И

   самая высшая идея идей  – это абстрактное благо, тождественное   абсолютной

   красоте. Платоновский идеализм  потому и называется  объективным,  что  он

   признает  существование  вполне  реального,  независимого   от   сознания

   человека, то есть объективного  идеального  бытия.  Платон  создал  теорию

   общего  как  закона  для  единичного,   теорию   необходимых   и   вечных

   закономерностей  природы   и  общества,  противостоящую  их   фактическому

   смешению и слепой  нерасчлененности,  противостоящую  всякому донаучному

   пониманию. Именно эта  сторона учения Платона об  идеях в значительной мере

   обусловила его тысячелетнюю  значимость  в  истории  человеческой  мысли.

 

       Ученик Платона  Аристотель развил и критически  переосмыслил  философию

   своего учителя. На путях  художественного осмысления действительности  ему

    пришлось столкнуться  с тем искаженным пониманием  Платона, что идеи резко

    противопоставлены миру вещей. На первый  план  выдвигались идеи  вещей,

   существующие где-то в  недосягаемых небесах, а вещи  оказывались брошенными

   в мир без  всякого   их  идейного  наполнения.  По  мнению  Аристотеля,  в

   реальном  бытии  совершенно  невозможно  оторвать  одно  от   другого   и

   устанавливать резкое противопоставление  вещей  и  идей.  Таким   образом,

   Аристотель сам не отрицал  роли идей в осмыслении материального  мира,  но,

   становясь на путь критики  крайнего идеализма, свое собственное  учение  об

   идеях пытался использовать  исключительно ради  жизненных   целей  и  ради

   понимания  всей   действительности   как  художественного   произведения,

   пронизанного глубочайшим идейным смыслом.  Аристотель  создает первую  в

   истории систему логики  – силлогистику, главную задачу  которой он видит  в

   установлении  правил  получения   достоверных  выводов   из   определенных

   предпосылок.  Центр   аристотелевской   логики   составляет   учение   об

   умозаключениях и доказательствах,  основанных  на  отношениях  общего  и

   частного. Формальная логика, созданная Аристотелем, на протяжении  многих

   веков служила главным  средством научного доказательства.

       Небывалый размах  и расцвет философской мысли  Платона    и  Аристотеля

   всегда   соединялся   у   них    с    весьма    активной     политической

   деятельностью.   Как   истые греки,  они были   бесконечно  преданы  своим

   патриотическим интересам  и всеми    силами  хотели    сохранить    Грецию

   именно   периода ее  классики. Но уже тут им   пришлось   столкнуться   с

   весьма    суровой   судьбой  греческого  классического   полиса,    быстро

   шедшего  к своей неминуемой  гибели.   Система политических   взглядов

   изложена у Аристотеля   более богато и развернуто,  чем у Платона.    В

   трудах   Аристотеля можно   найти описание около  420  существовавших    в

   его  время   законодательных   систем   и   государственных    устройств.

   Аристотель,     в    отличие    от    Платона,     не     замыкается   на

   построении     какого-то      наилучшего    государственного  устройства,

   а   рассматривает   основные    принципы  функционирования   государства,

   описывая  при  этом    несколько  типов   как   положительных,    так   и

   отрицательных,   по его  мнению, государственных  систем.  Платон  в  свою

Информация о работе Античная философия