Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 10:20, контрольная работа

Краткое описание

Зарождение древнегреческой философии: условия и предпосылки. Этапы развития. Основные проблемы и школы античной философии. Проблемы античной философии.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по ФИЛОСОФИИ.docx

— 92.36 Кб (Скачать файл)

   природе – отдельно от  философии.  Космологическое   умозрение  VII  и  VI

   столетий до н.э. поднимает вопрос  о последнем основании вещей.  Таким

   образом  появляется  понятие  мирового  единства,  которое   противостоит

   множеству  явлений   и  через  которое  пытаются  объяснить связь   этого

   множества и многообразия, а также  закономерность,  проявляющуюся   прежде

   всего в самых общих  космических процессах, в смене  дня и ночи, в движении

   звезд.     Простейшая  форма есть понятие единого   мирового  вещества,  из

   которого в вечном  движении  происходят  вещи  и в которое они опять

   превращаются.

       Второй период  греческой  философии  (V-VI  в.  до  н.э.)  начинается

   постановкой антропологических  проблем. Натурфилософское мышление  достигло

   границ, за  которые  оно   в  то  время  не  могло   выйти.  Данный  период

   представлен софистами,   Сократом  и сократиками.  В своей философской

   деятельности Сократ руководствовался  двумя принципами,  сформулированными

   оракулами: «необходимостью  каждому познать самого себя  и тем, что ни один

   человек ничего не знает  достоверно и только истинный мудрец знает, что он

   ничего не знает». Сократом  завершается натурфилософский период  в  истории

   древнегреческой  философии   и  начинается   новый   этап,   связанный   с

   деятельностью Платона и  Аристотеля. Платон далеко переступает  за  границы

   сократовского духа. Платон – сознательный и последовательный  объективный

   идеалист. Он первый среди  философов поставил основной  вопрос  философии,

   вопрос о соотношении  духа и материи. Строго говоря, о философии в Древней

   Греции со значительной  степенью  определенности  можно   говорить,  только

   начиная с Платона.

       Третий период  античной философии  –  век   эллинизма.  Сюда  относятся

   стоики, эпикурейцы, скептики. Он включает в себя период  раннего эллинизма

   (III-I вв. до н.э.) и период позднего эллинизма (I-V вв. н. э.). Культура

   раннего  эллинизма   характеризовалась   прежде   всего   индивидуализмом,

   обусловленным  освобождением   человеческой  личности   от   политической,

   экономической  и  моральной   зависимости  от  полиса.  Главным   предметом

   философского исследования  становится субъективный мир  личности. В  период

   позднего эллинизма  были  доведены  до  логического   завершения  основные

   тенденции развития античной  философской мысли. Произошел  как бы возврат к

   идеям  классики,  к  ее  философским  учениям  о  бытии  (неопифагореизм,

   неоплатонизм),  но  возврат,  обогащенный  знанием   субъективного   мира

   личности. Взаимодействие с  восточными культурами в рамках  единой  Римской

   империи привело философскую  мысль к частному  отходу  от  рационализма  и

   обращению к мистицизму. Философия  позднего  эллинизма,  освобождаясь  от

   свободомыслия раннего эллинизма,  пошла  по  пути  сакрального,  то  есть

   религиозного постижения  мира.

 

       Проблемы античной  философии.

 

        Совокупную  проблематику  античной   философии   можно   тематически

   определить следующим образом:  космология (натурфилософы), в ее  контексте

   тотальность реального   виделась  как  “physis”  (природа)  и  как  космос

   (порядок),  основной  вопрос  при  этом:  «Как  возник  космос?»;  мораль

   (софисты) была определяющей  темой в познании человека  и его специфических

   способностей;    метафизика    (Платон)     декларирует     существование

   интеллигибельной  реальности,  утверждает,   что   реальность   и   бытие

   неоднородны, причем мир  идей  выше  чувственного;  методология  (Платон,

   Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы  познания,  при

   этом  метод рационального поиска  понимается   как   выражение   правил

   адекватного мышления; эстетика  разрабатывается как сфера решения  проблемы

   искусства и прекрасного  самого по себе; проблематика  протоаристотелевской

   философии может  быть  сгруппирована  как  иерархия  обобщающих  проблем:

   физика  (онтология-теология-физика-космология),   логика   (гносеология),

   этика; и в  завершение  эпохи  античной  философии   формируются  мистико-

   религиозные проблемы, они характерны для христианского периода  греческой

   философии.

       Необходимо отметить, что в русле  античной  способности   воспринимать

   этот  мир  философски  теоретическая  философская   мысль   представляется

   наиболее важной для последующего становления философского  познания.  По

   крайней мере, доктрина философии  как жизни в настоящее  время   претерпела

   существенное изменение:  философия – это уже  не  просто  жизнь,  а  жизнь

   именно в познании. Разумеется, что сохраняют  свое  значение  и  элементы

   практической философии,  развивающие идеи античной практической  философии:

   идеи  этики,  политики,  риторики,  теории  государства   и  права.  Таким

   образом,  именно  теорию  можно   считать   тем   философским   открытием

   античности, которое определило  не только мышление современного  человека,

   но и его жизнь. И  без сомнения, «обратное влияние»  механизмов  познания,

   порожденных древнегреческим сознанием, очень сильно  сказалось на  самой

   структуре сознательной  жизни человека. В этом  смысле,  если  теория  как

   принцип организации познания  и его результатов  вполне  выверена,  то  ее

   «обратное» воздействие  как реверсивного принципа организации  сознания еще

   не вполне ясно.

       Школы античной  философии.

       По подсчетам  римских историков, в Древней  Греции было 288 философских

   учений, из которых помимо  великих  философских  школ  выделяется  учение

   киников и киренских   философов.  В  Афинах  существовало  четыре  большие

   школы: Академия Платона,  Ликей Аристотеля, Портик  (стоическая  школа)  и

   Сад (эпикурейская школа).

       Ионийская (или  милетская, по месту возникновения)  школа –  древнейшая

   натурфилософская школа.  Как считает Чанышев А.Н., «Ионийская философия –

   это протофилософия. Для нее характерно  еще отсутствие  поляризации на

   материализм и идеализм…,  наличие многих образов  мифологии,  значительных

   элементов антропоморфизма,  пантеизма, отсутствие  собственно  философской

   терминологии, представление  физических процессов  в   контексте  моральной

   проблематики»[3]. Но ионийская  философия уже философия в  основном  смысле

   этого слова, потому что   уже  ее  первые  творцы  –   Фалес,  Анаксимандр,

   Анаксимен – стремились понять то или иное начало  как  субстанцию  (вода,

   воздух, огонь  и  т.д.).  Их  первоначало  всегда  одно  (в  этом  смысле

   ионийские философы –  монисты), оно вещественно, но  также  разумно,  даже

   божественно. Каждый из  философов в качестве этого  начала  определял  одну

   из стихий. Фалес –   основатель милетской, или ионийской  школы,  –  первой

   философской  школы.  Он  был  одним  из   родоначальников   философии   и

   математики,   первым   сформулировал   геометрические   теоремы,   изучал

   астрономию и  геометрию   у  египетских  жрецов.  Фалес   стал  основателем

   натурфилософии  и  сформулировал   две  ее  основные  проблемы:  начала  и

   всеобщего. Началом он  полагал воду,  в  которой   покоится  земля,  а  мир

   считал наполненным богами, одушевленным. Также Фалес разделил  год на  365

   дней. Гераклит говорил,  что все рождается  из  огня  путем  разрежения  и

   сгущения и через определенные  периоды сгорает. Огонь символизирует  борьбу

   противоположностей в космосе  и его постоянное  движение.  Также  Гераклит

   ввел понятие  Логоса  (Слова)  –  принципа  разумного   единства,  который

   упорядочивает мир из  противоположных  начал.  Логос   управляет  миром,  и

   познать мир можно только  через него. Анаксимандр (610 – ок. 540  годы  до

   н.э.) считал началом всего  бесконечную  природу  –   нечто  среднее  между

   четырьмя элементами. Он  говорил, что возникновение   и  уничтожение  миров

   представляет вечный циклический  процесс. Анаксимен  (ум.  525  до  н.э.),

   ученик  Анаксимандра,  считал  первоначалом  воздух.  Разрежаясь,  воздух

   становится огнем, сгущаясь  – ветром, водой и  землей.  Анаксагор,  ученик

   Анаксимена, ввел  понятие   Нуса  (Ума),  организующего космос  из  смеси

   беспорядочных стихий.  С   ионийской  школой  связывают   зарождение  основ

   астрономии, математики, географии,  физики, биологии и др. наук.

       Независимо от  этих древних малоазиатских ионийцев  в  нижне-италийских

   колониях греков выступают мыслители, проникнутые той же  идеей мирового

   единства. К ним относятся прежде всего Пифагор и его ученики,  которые

   исследовали мировое целое.  Они  замечали  прежде  всего правильность  в

   движении небесных тел  и от них пытались  перенести   эту  правильность  на

   земные явления, явления  физического  и  морального  миров.  Пифагорейская

   школа была основана Пифагором  в Кротоне (Южная Италия) и   просуществовала

   до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались  практически  сразу

   после смерти Пифагора  в 500 г. до н.э.  По  сути,  это было  религиозно-

   философское аристократическое  братство,  оно  имело  большое   влияние  на

   греческие полисы Южной  Италии и Сицилии. Союз отличался  строгими обычаями

   и  высокой  нравственностью.  Однако  и  облик,  и  поведение   были  лишь

   следствием взглядов философов   на  человеческую  душу  и   ее  бессмертие,

   подразумевавших  в здешней,  земной   жизни   определенное   воспитание.

   Пифагорейская  школа   положила  начало   математическим   наукам.   Числа

   понимались как суть всего  существующего, им придавался  мистический смысл.

   Основу пифагорейской математики  составляет учение о  декаде:  1+2+3+4=10.

   Эти четыре числа описывают  все процессы, происходящие в  мире. Им  мировой

   порядок представлялся в  виде  господства  чисел;  и   в  этом  смысле  они

   переносят на мир, «как  целое, понятие  космос,  первоначально   означавшее

   порядок, украшение». Если  задать себе вопрос «философской  направленности

   Пифагора, то, кажется, можно  с полной уверенностью сказать,  что это  была

   прежде всего философия числа, этим  оно резко отличалось  от  ионийской

   натурфилософии, стремившейся  свести  все  существующее  к  той  или  иной

   материальной стихии с подчеркиванием ее качественного своеобразия  (вода,

   воздух, огонь, земля)».

       Пифагорейцам  принадлежит  учение  о  музыке  сфер  и  о  музыкальном

   звукоряде, отражающем гармонию  Солнечной системы,  где каждой  планете

   соответствует определенная  нота,  а  все  вместе  они   создают  интервалы

   музыкальной гаммы. Ими   же  положено  и  начало  музыкальной   психологии:

   музыка использовалась как  средство воспитания и исцеления  души и тела.  В

   пифагорейской школе начали  развиваться астрономия и медицина. Ею  создано

   множество  аллегорических  комментариев  Гомера,   а   также   грамматика

   греческого   языка.   Таким   образом,   пифагорейцев    можно    считать

   родоначальниками гуманитарной,  естественной,  точной  и систематической

   наук.

       Элейской школой называется древнегреческая философская школа,  учения

   которой развивались, начиная с  конца  VI  в.  вплоть  до  начала  второй

   половины V в. до н.э. с темя крупными философами – Парменидом, Зеноном и

   Мелиссом. Два первых – Парменид и Зенон – жили  в небольшом   италийском

   городе  Элея, а третий  – Мелисс – был уроженец  далекого от  Элеи  Самоса.

   Но так как основные  учения школы были выработаны  Парменидом  и Зеноном,

   гражданами  из  города  Элеи,  то  школа  в  целом   и  получила  название

   элейской[4].   И   если   пифагорейцы   рассматривали   мировой   порядок

   исключительно с его количественной  стороны, то в противоположность   им  в

   VI  веке  выступают направления,  которые подобно   древним   ионийским

   мыслителям, понимают идею  мирового единства  качественно,  однако,  видят

   при этом мировое единство  не  в  едином  мировом   веществе,  а  в  едином

   правящем мировом принципе, в едином понятии,  господствующем  над сменой

   всех явлений. Для элеатов  таким понятием служит бытие,  которое  остается

   постоянным при всяком изменении вещей.

       Появление школы  софистов явилось ответом на  потребность демократии  в

   образовании и науках.  Странствующие учителя за  деньги  могли обучить

   любого искусству речи. Их  главной  целью  было  подготовить   молодежь  к

   активной политической жизни.  Деятельность  софистов,  релятивизировавшая

   всякую истину, положила  начало поискам новых форм  достоверности знания  –

   таких, которые могли бы устоять перед судом критической рефлексии.  Эти

Информация о работе Античная философия