Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 21:33, контрольная работа

Краткое описание

При всех существенных различиях философских систем античности им свойственны некоторые общие черты, обусловленные их принадлежностью к античному типу рабовладельческой формации и единому социокультурному комплексу. Прежде всего, следует отметить, что становление и развитие античной философии было связано с высвобождением от мифологических представлений о мире и человеке и с переходом к их рациональному постижению, то есть с переходом от «Мифа к Логосу».

Содержание

1. Своеобразие античной философии и ее основные проблемы…………..3-8
2. Философия Сократа………………………………………………………9-18
3. Основные идеи философии Платона и Аристотеля…………………..19-23

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 47.52 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

1. Своеобразие античной философии и ее основные проблемы…………..3-8

2. Философия Сократа………………………………………………………9-18

3. Основные идеи философии Платона и Аристотеля…………………..19-23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Своеобразие античной философии  и ее основные проблемы.

     Античная философия  зародилась в VI в. до н.э.  в Греции и просуществовала  до VI в. н.э. Ее завершение связано  с закрытием императором Юстинианом  в 529 г. последней греческой  философской школы, Платоновской  Академии и с гибелью «последнего  римлянина» Боэция в 524 г. 

     При всех  существенных различиях философских   систем античности им свойственны  некоторые  общие черты, обусловленные  их принадлежностью  к античному  типу рабовладельческой  формации  и единому социокультурному комплексу.  Прежде всего, следует отметить, что становление и развитие античной философии было связано с высвобождением от мифологических представлений о мире и человеке и с переходом к их рациональному постижению, то есть с переходом от «Мифа к Логосу». Своеобразной чертой античной философии являлась также ее первоначально тесная связь с учениями о природе, выступавшая в виде натурфилософии. В ходе дифференциации последней происходит выделение самостоятельных наук и философии как особого компонента духовной культуры. Характерной чертой античной философии является космоцентризм. Центральным элементом этого типа мировоззрения стало учение о космосе, включающем в себя природу, людей и богов. Важной чертой этой философии является также то, что в ней на основе созерцательности вырабатывается первая историческая форма диалектики. Космос мыслится как находящийся во взаимосвязи его составных частей, в изменении, движении, становлении. В отличие от древневосточной философии, которая стремилась к практической полезности, к социально-психологической и этической проблематике, античная философия лишь на закате своего существования выходит на эту проблематику, переходя от общеметафизических проблем к социально-этической проблематике и углублению во внутренний мир человека.

     Ее  основная  периодизация связана в  первую  очередь с общекультурным развитием  античности. В эволюции античной  философии, на основе ее содержательного   анализа, выделяются следующие  взаимопроникающиеся, а порою  накладывающиеся друг на друга,  пять периодов:

     1) космологический, с его онтологией  и вытекающей из него гносеологией  и этикой, называемый порою досократическим  или натурфилософским (VI-V вв. до н.э.);

     2) антропологический,  представленный  софистами, Сократом  и сократическими  школами (2-я  пол. V-IV вв. до н.э.);

     3) классический, связанный с деятельностью Демокрита, Платона и Аристотеля (V-IV вв. до н.э.);

     4) эллинистический,  связанный с  возникновением  и распространением  эпикуреизма,  стоицизма и скептицизма,  а  также неоплатонизма (конец  IV в. – I в. до н.э.);

     5) римский,  представленный философией  Цицерона, Лукреция Кара, а также  римским  стоицизмом, эпикуреизмом, скептицизмом  и философией позднеримского   мыслителя Боэция (I в. до н.э. - VI в. н.э.).

      Античная  философия возникла и жила  в «силовом поле», полюсами  которого являлись, с  одной  стороны, мифология, а с   другой – формирующаяся именно  в Древней Греции наука. 

     Скачок  в  развитии производительных сил   вследствие перехода от бронзы  к железу, появление товарно-денежных  отношений, ослабление родоплеменных  структур, возникновение первых  государств, рост оппозиции традиционной  религии  и ее идеологам  в лице сословия жрецов, критика  нормативных нравственных установок  и представлений, усиление критического  духа и рост научных знаний  – вот некоторые факторы, их  которых складывалась духовная  атмосфера, благоприятствовавшая  рождению философии.

     В античной  Греции философия формируется   в тот период, когда смысл человеческой  жизни, ее привычный строй и  порядок  оказываются под угрозой, когда  прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять  новые мировоззренческие запросы.

     Кризис  мифологического  сознания был вызван рядом  причин. Главную роль здесь   сыграло экономическое развитие  Греции, экономический подъем в  IX – VII веках до н.э.: расширение  торговли и судоходства, возникновение  и расширение греческих колоний,  увеличение богатства и его  перераспределение, рост народонаселения  и прилив его в города. В  результате развития торговли, мореходства,  колонизаций новых земель расширялся  географических горизонт греков, Средиземное море стало известным  до Гибралтара, куда достигали  ионийские торговые суда, а тем  самым гомеровское представление  о Вселенной обнаружило свою  неадекватность. Но самым важным  было расширение связей и контактов  с другими народами, открытие  прежде незнакомых грекам обычаев,  нравов и верований, что наводило  на мысль об относительности,  условности их собственных социальных  и политических установлений. Эти  факторы способствовали социальному  расслоению и разрушению прежних  форм жизни, вели к кризису  традиционного уклада и к утрате  прочных нравственных ориентиров.

     В Греции  в VI веке до н.э. происходит  постепенное разложение традиционного  типа социальности, предполагавшего  более или менее жесткое разделение  сословий, каждое из которых имело  свой веками устоявшийся уклад  жизни и передавало как этот  уклад, так и свои навыки  и умения из поколения в  поколение. В качестве той формы  знания, которая была общей для  всех сословий, выступала мифология;  и хотя каждая местность имела  своих собственных богов, по  характеру своему и способу  отношения к человеку эти боги  принципиально друг от друга  не отличались.

     Социально-экономические   изменения, происходившие в VII – VI веках до н. э., вели к  разрушению сложившихся форм  связи между людьми и требовали  от индивида выработки новой  жизненной позиции. Философия  и была одним из ответов на это требование. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру — думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье ставилась под вопрос.

     К социокультурным  предпосылкам возникновения античной  философии прежде всего можно отнести поэмы Гомера и творчество гномических поэтов VII-VI вв. до н.э. (от «гнома» – изречение, греческое – стихотворный афоризм), создававших стихотворные афоризмы.

     Протофилософское  значение гомеровского эпоса  можно  выразить в следующих  позициях: Гомеровские  поэмы  структурированы в соответствии  с чувством гармонии, пропорции,  меры, которые впоследствии в  контексте  философии станут  онтологическими  принципами; Гомеровский  стих обнаруживает подлинное  искусство мотивации, то есть  поэт, не просто излагает факты, а находит им объяснение, отыскивает их причины и мотивы. Данный способ изложения фактов подготовил греческую ментальность к восприятию философии, которая тоже будет искать истоки, основания вещей; Гомеровский эпос представляет реальность мифопоэтическими средствами, но во всей ее полноте. Имплицитно гомеровский стих содержит вопрос: какова роль человека в универсуме? Вопрос, который станет «классическим» вопросом греческой философии. Философия также будет стремиться выразить реальность во всей ее полноте, но в форме рациональных понятий.

     К социокультурным  предпосылкам античной философской  мысли можно отнести и общественную религию, орфические мистерии. В греческой религии различают две формы: публичную и религию мистерий. В определенной части собственного содержания они совпадают, но порой антиномичны, к примеру, в интерпретации понятий смысла жизни, предназначения, судьбы, человека. При этом для интерпретации генезиса философии важнее рассмотрение религии мистерий. По мнению Б. Рассела, именно благодаря религиозным мистическим сообществам «возникла концепция философии как образа жизни (way of life)».

     Публичная  религия представлена поэмами  Гомера и Гесиода. Боги этой  религии –  персонифицированные  явления природы. Тем самым,  публичная религия  натуралистична. Свой характер она  передает  и философии. Ссылка на природу   есть константа греческой мысли.

     Возникнув  в конце VII – начале VI в. до  н.э., древнегреческая философия  до конца своего развития, пресекшегося  в VI в. н.э., оставалась характерным,  своеобразным и значительным  явлением культурной жизни античного  общества. Она возникла в греческих  городах-государствах на рубеже VII–VI вв. до н. э. Сначала на  западном побережье Малой Азии (в Ионии), затем в греческих  городах Южной Италии, в прибрежных  греческих городах острова Сицилия  и, наконец, в собственно Греции  – в Афинах (V в. до н. э.). Испытав период блестящего расцвета в VI–V вв. до н. э., философия античной Греции продолжала развиваться в эпоху образования монархии Александра Македонского (IV в. до н. э.) и при его приемниках, а затем под властью Римской империи и в период разделения ее – в Восточной империи – вплоть до начала VI в. н. э.

     Греческие  философы принадлежали в большинстве   к различным слоям «свободных»,  то есть по преимуществу рабовладельческого  класса. Их общественно-политические, нравственные и педагогические  учения выражали взгляды и  интересы этого класса. Тем не  менее, в разработке даже этих вопросов, а особенно в разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали учения, высокого поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.

     Основоположником  древнегреческой философии считается  Фалес (ок.625-547гг. до н.э.), а его  продолжателями были Анаксимандр  (ок.610-546гг. до н.э.) и Анаксимен  (ок.585-525 гг. до н.э.).

     Древнегреческая  философия возникла не как  область  специальных философских  исследований, а в неразрывной  связи с  зачатками научных  знаний – математических и естественнонаучных, в связи  с зачатками политических знаний, а также в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так  называемого эллинизма, начиная  с III в. до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области исследования. Однако и после этого древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение, заключающее ответы не только на вопросы собственно философские, но и на вопросы наук: математических, естественных и общественных.

     Философия  Древнего Рима возникла в конце  республиканского периода Рима (II–I  вв. до н. э.) и развивалась   параллельно с греческой философией  – во времена Римской империи   приблизительно до времени ее  падения (конец V – начало VI в.  н. э.).

     Характерная  особенность древнегреческой философии   состоит, прежде всего, в противопоставлении философских размышлений практической деятельности, в ее своеобразном отношении к мифологии.     Постепенно  в античной философии возникает два основных типа философского мировоззрения – материализм и идеализм. Их борьба составляет основное содержание философского развития во все последующее время. Одновременно возникает противоположность двух основных методов мышления – диалектики и метафизики.

     V в. до н.э.  был временем дальнейшего развития  греческой науки и философии,  которые по-прежнему оставались  тесно связанными. В этот период  дальнейшего развития античного  общества и государства, происходившего  в условиях ожесточенной классовой  и политической борьбы, возникают  также политические теории и  публицистика.

 

 

 

 

 

2. Философия Сократа.

Познай  самого себя.

   Согласно приводимому Аристотелем преданию, Сократ в молодости посетил Дельфы (Дельфийский храм пользовался громадным авторитетом среди всех эллинов). Его взволновала и захватила призывная надпись «Познай самого себя». Это изречение послужило толчком к философствованию и предопределило основное направление его философских поисков истины. Сократ воспринял это изречение как призыв к познанию вообще, и выяснению смысла, роли и границ человеческого познания в соотношении с божественной мудростью. Речь шла о принципе познания человеком своего места в мире.

   Сократовское проникновение в существо человеческих требовало новых, истинных путей познания. Философский интерес Сократа к проблемам человека и человеческого познания знаменовал собой поворот от прежней натурфилософии к моральной философии. Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед. Переход от натурфилософии к моральной философии, связанный с именем Сократа, произошел не сразу. Первоначально, молодой Сократ был охвачен настоящей страстью к познанию природы, к исследованию причин земных и небесных явлений, их возникновению и гибели. В подобных стихийно-научных размышлениях Сократ опирался на натурфилософские положения своих предшественников. Предложенные ими объяснения явлений природы не удовлетворяли молодого Сократа. В пору этого разочарования состоялось знакомство Сократа с учением Анаксагора. Сократу на время показалось, что он нашел учителя, который ему откроет причину бытия, но вскоре он увидел непоследовательность учения Анаксагора.

Она состояла в том, что  Ум вначале провозглашается им в  качестве принципа, который всему  в мире сообщает порядок и служит причиной, но когда дело доходит  до объяснения конкретных явлений, этот Ум бездействует, поскольку порядок вещей и их причины определяются не этим Умом, а самими природными вещами - водой, воздухом, эфиром и т.п. Тем самым подменяется понятие причины естественных явлений самими этими явлениями, их столкновениями и стихийной игрой. По Сократу же, истинная причина естественных явлений коренится не в них самих, а в божественном разуме и мощи; сами же явления природы - лишь сфера приложения причины, но не ее источник.

Информация о работе Античная философия