Анализ явлений бытия по двум схемам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:23, контрольная работа

Краткое описание

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока существует мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.
Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы. Бытие есть все то, что есть. Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения — все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия.

Содержание

Анализ явлений бытия по двум схемам…………………………………3
Примеры на каждый из законов диалектики…………………………...5
Описание «смертного» греха – зависти, с точки зрения законов синергетики………………………………………………………………..6

Вложенные файлы: 1 файл

Контр. раб. № 0.doc

— 42.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Анализ явлений бытия по двум схемам…………………………………3
  2. Примеры на каждый из  законов диалектики…………………………...5
  3. Описание «смертного» греха – зависти, с точки зрения  законов синергетики………………………………………………………………..6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ явлений бытия по схемам.

 

Любое философское рассуждение  начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом  философствовании. Он возник вместе с  зарождением философии и будет  постоянно сопровождать ее, пока существует мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.

Под бытием в самом  широком смысле этого слова имеется  в виду предельно общее понятие о существовании о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы. Бытие есть все то, что есть. Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения — все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия.

Анализ явлений бытия  можно сделать по двум схемам. Первая – это где рассматривается  сущность, как основная идея, смысл. Явление, как конкретная, существующая часть действительности, со своим содержанием, которое переходит в форму – результат проявления содержания.

Я хотела бы применить  схему на примере предложения: “Степан есть человек”, - это основная идея (сущность). Если акцентировать внимание на субъекте и слову «есть», то легко обнаружить, что единичному человеку (Степану) приписывается общее (родовое) свойство - быть человеком (истина). Если же сосредоточить внимание на слове “есть”, то, поразмыслив, можно прийти к выводу, что оно придает субъекту особую, весьма существенную характеристику, причем характеристику двуединую: Степан есть (существует) и он есть человек (то есть действительно является человеком). Приписывание общего свойства “человек” объединяет Степана с человеческим родом (явление) – существующая часть действительности. Благодаря же слову “есть” субъект предложения включается в еще более обширную целостность - во все, что существует. Таким образом, смысл в разбираемом предложении приписывает субъекту общие свойства, а связка “есть” - не содержащуюся непосредственно  в субъекте всеобщую характеристику (всеобщее свойство “быть”).

Во второй схеме две  пары категорий: возможность и действительность, где действительность – это результат  одной из реализованных возможностей, а возможность – это потенциальная действительность. Возможность превращается в действительность по мере необходимости через случайность.

По этой схеме явлений бытия я бы рассмотрела более в узком примере - творчество человека. Объект творчества человека, постоянно изменяющего Бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность. То есть мне представилась возможность написать картину (пришел заказ). Я берусь за работу – это уже действительность (результат реализованной возможности). Но я решилась нарисовать картину, потому что мне необходимо было, допустим, заработать, следовательно: через появление возможности, необходимость привела меня к выбору будущей действительности. Тут же есть и свои условия, которые подтолкнули к выбору – взяться за работу или нет. Были свои предпосылки и причины. Следовательно, Бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека, и все эти явления бытия подходят под определенные схемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Примеры на  каждый из законов диалектики.

 

Первый закон диалектического  противоречия. Источник развития –  единство и борьба противоположностей. Например, позитивное и негативное (по Гегелю) в действительности выражают одно и тоже: каждое из них может  быть заменено на другое. Так, например, долги и доходы – это не какие-то самостоятельно существующие виды собственности. То, что положительно для кредитора, отрицательно для заемщика и наоборот.

Вдох и выдох. День и ночь. Все  это в целом выражает одно и  тоже, каждое из которых может заменить друг друга.

Закон количественных изменений. Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство которых  означает ее качество. Например: во время  битвы возьмем опытных наездников – 2, а неопытных наездника, но опытных тактика 4. Победит та сторона, где было 2 опытных наездника, но тактики победят если наездников будет – 1000, а тактиков 700, так как они хорошо владеют тактикой ведения боя. Получается, что побеждает меньший по количеству, но лучший по качеству.

Или пример такой: в состав золота входят различные металлы. Если взять каждый раздельно, то их качество уступает качеству золота, то есть количественные изменения, приведут к новому качеству.

Третий закон диалектики – отрицание отрицания. Все новое возникает на основе старого – например, переход от языческой веры к православной – крещение Руси – это поворот к Западу отрицанием Востока. Или Петровские реформы – ориентировка с Востока на Запад.

Так же пример можно взять  и из природы: на дереве почка исчезнет, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытия растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод.

 

3.Зависть с  точки зрения законов синергетики.

 

Чувство зависти испытывал  хоть раз в жизни каждый из нас. Как считаю я - исходная точка, от которой  мы начинаем прокладывать маршрут –  это неудовлетворенная потребность. Вот и пример на первый закон синергетики (пространственный) – причина появления зависти находится прежде всего внутри человека, то есть его осознание того, что он находится на более низком социальном уровне, он не так успешен в карьере или личной жизни. Причин может быть множество. Но все это порождает эмоциональные переживания – чувство досады, раздражения или злобы. Примером того, что прежде всего зависть зарождается внутри человека и зависит от внутренних условий – это то, что зависть возникает не просто к тому, кто располагает тем, чего нет у завидующего. Она возникает только по поводу того, к чему у человека имеется интерес, что им высоко ценится и в чем у него имеется потребность.

Затем уже перейдем к  внешним условиям, которые так  же играют большую роль в появлении  зависти. Например, к внешним условиям я бы отнесла общие мерки моды. Появился человек, на котором одета новая современная вещь, мои возможности не позволяют приобрести подобное, и не было бы желания, если бы я не увидела, что такими вещами пользуется большинство, соответственно появляется чувство зависти.

К внешним факторам относится  близость в статусном положении  завидующего завидуемому. Завистник, как правило, сравнивает свое положение  и свои достижения, достоинства со статусом близко стоящих на социальной лестнице.

Второй закон синергетики  – временной. Зависть появилась не сегодня, она возникла в ходе эволюции как биологически необходимая реакция нашего сознания на различия между отдельными людьми. Причины появления зависти могут появится и на осознании того, что в будущем я буду жить лучше, как, например, кто-то из окружения сегодня (идет ориентация на будущее). В зависти есть элемент мотивации: ты завидуешь и это толкает тебя на новые свершения, новые достижения, которые приведут к благополучию в будущем.

Третий закон синергетики: причина поведения находится на метосистемном уровне, а субсистемы играют роль условий, влияющих на активность системы. Это, как я полагаю, зависть произрастает еще и на почве реальной социальной несправедливости, (метосистемный уровень). Как избежать зависти ребенку из малообеспеченной семьи, который видит, насколько велика разница между его ограниченными возможностями и перспективами, открывающимися перед другими детьми? Может ли безработный юноша смотреть без зависти на отпрысков солидной богатой семьи, посещающих частную школу? А все наши внутренние переживания – субсистемы, играют роль условий.

Таким образом, могу сделать  вывод, что такой грех – как  зависть полностью подчиняется  законам синергетики, он является как  отрицательной, так и положительной  системой поскольку дает новые возможности развития. 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Анализ явлений бытия по двум схемам